Из поколений в поколения передаются легенды, былины, сказания, песни о людях, достигших святости. И у каждого народа есть свои любимые святые.
Здравствуйте! С вами Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о святителе Савве Сербском и сербской народной балладе «Растко».
Место действия: Святая гора Афон.
Время действия – конец 12-начало 13 века по Рождестве Христовым.
Растко:
Кто стучится в час полночный
В глубине ночного мира
Во врата затворённые
Святогорского монастыря?
«Вот прошел уж тёмный вечер,
И немая полночь близко,
Отцы святы, затворники,
Отворите мне ворота».
Так кто же стучится среди ночи в монастырские ворота? Это Ростислав или Растко - младший и любимый сын великого сербского князя Стефана Немани.
Юноша тайно покинул родительский дом и добрался до Святой горы Афон.
Растко:
Света жаждет моё сердце
И отдыха мои ноги,
Утомилось моё тело,
Ноги от пути ослабли.
Но окрепла моя воля,
Что ведёт меня сегодня
Посвятить всю жизнь народу,
Отечеству и свободе!
Растко исчез из дома после того, как в княжеском дворце побывали паломники, направлявшиеся через Сербию на Святую гору Афон.
Князь Стефан догадался, где искать беглеца и послал за сыном погоню. Ведь именно Растко он хотел со временем передать престол.
Вот только сам Растко больше всего на свете желает другого – стать монахом. Потому и стучится так громко в ворота Афонского монастыря.
Растко:
Я презрел дворец свой царский,
И корону, и порфиру,
И вот ныне света жажду
В этом скромном монастыре.
Отворите мне, отцы честные,
Монастырские ворОта
И примите царского сына,
Как своего младшего брата.
Гонцы от великого князя разыскали Растко в монастыре святого ПантелеИмона на Афоне.
Растко умолял сербских вельмож, чтобы они оставили его в обители, но посыльные от великого князя были неумолимы. Они даже выставили на монастырских воротах охрану, чтобы княжеский сын снова не убежал.
Тогда Растко пошел к настоятелю монастыря и открыл ему свое давнее и самое заветное желание принять монашеский постриг.
Впрочем, в сербской народной балладе открывший ворота настоятель и сам прочитал в глазах юноши, чего жаждет его душа.
Растко:
На пороге святой церкви,
Где славится имя Божье,
С факелом ярко горящим
Появился настоятель.
Он поднял факел высоко
Над святой своей главою,
С удивлением увидел
Милое дитя босое.
Бледен лоб его высокий,
Спутаны густые пряди.
Но божественная мудрость
Украшает его чело.
Взяв за руку его, старец
Бледный лоб его целует,
И сквозь слёзы слышен шёпот:
«Принимаем тебя, чадо, чадо милое...»
Вечером Растко вместе с афонскими монахами, как обычно, отправился на богослужение в храм. Сербские вельможи пошли за ним, боясь хотя бы на минуту выпустить из вида. Началась долгая монастырская служба. После сытной трапезы гонцы, утомлённые долгой дорогой, заснули.
Тогда Растко произнес перед алтарем обет иночества и над ним был совершен обряд пострижения в монахи с именем Савва.
Проснувшись, сербские вельможи увидели княжеского сына уже в иноческом облачении. Перед ними был не Растко, а монах Савва, в будущем – святой Савва Сербский.
Через несколько лет его отец, великий князь Стефан Немани, тоже принял монашество и приехал на Афон. После смерти он прославился великими чудесами и вошел в историю Церкви как святой Симеон Мироточивый.
Множество храмов и монастырей построил на Афоне, а потом и по всей Сербии живший в конце 12 – начале 13 века святой Савва Сербский.
Сербская народная баллада «Растко» рассказывает о том, как любимый княжеский сын стал любимым святым всего сербского народа.
Растко:
Пронеслись века, столетья
После ночи той чудесной.
Пронеслись века, столетья
И еще промчится много.
Но то чадо живо ныне,
Ибо жива его слава,
Ибо звали его Растко,
Сын Немани — святой Савва.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело