Из поколений в поколения передаются легенды, былины, сказания, песни о людях, достигших святости. И у каждого народа есть свои любимые святые.
Здравствуйте! С вами Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о святителе Савве Сербском и сербской народной балладе «Растко».
Место действия: Святая гора Афон.
Время действия – конец 12-начало 13 века по Рождестве Христовым.
Растко:
Кто стучится в час полночный
В глубине ночного мира
Во врата затворённые
Святогорского монастыря?
«Вот прошел уж тёмный вечер,
И немая полночь близко,
Отцы святы, затворники,
Отворите мне ворота».
Так кто же стучится среди ночи в монастырские ворота? Это Ростислав или Растко - младший и любимый сын великого сербского князя Стефана Немани.
Юноша тайно покинул родительский дом и добрался до Святой горы Афон.
Растко:
Света жаждет моё сердце
И отдыха мои ноги,
Утомилось моё тело,
Ноги от пути ослабли.
Но окрепла моя воля,
Что ведёт меня сегодня
Посвятить всю жизнь народу,
Отечеству и свободе!
Растко исчез из дома после того, как в княжеском дворце побывали паломники, направлявшиеся через Сербию на Святую гору Афон.
Князь Стефан догадался, где искать беглеца и послал за сыном погоню. Ведь именно Растко он хотел со временем передать престол.
Вот только сам Растко больше всего на свете желает другого – стать монахом. Потому и стучится так громко в ворота Афонского монастыря.
Растко:
Я презрел дворец свой царский,
И корону, и порфиру,
И вот ныне света жажду
В этом скромном монастыре.
Отворите мне, отцы честные,
Монастырские ворОта
И примите царского сына,
Как своего младшего брата.
Гонцы от великого князя разыскали Растко в монастыре святого ПантелеИмона на Афоне.
Растко умолял сербских вельмож, чтобы они оставили его в обители, но посыльные от великого князя были неумолимы. Они даже выставили на монастырских воротах охрану, чтобы княжеский сын снова не убежал.
Тогда Растко пошел к настоятелю монастыря и открыл ему свое давнее и самое заветное желание принять монашеский постриг.
Впрочем, в сербской народной балладе открывший ворота настоятель и сам прочитал в глазах юноши, чего жаждет его душа.
Растко:
На пороге святой церкви,
Где славится имя Божье,
С факелом ярко горящим
Появился настоятель.
Он поднял факел высоко
Над святой своей главою,
С удивлением увидел
Милое дитя босое.
Бледен лоб его высокий,
Спутаны густые пряди.
Но божественная мудрость
Украшает его чело.
Взяв за руку его, старец
Бледный лоб его целует,
И сквозь слёзы слышен шёпот:
«Принимаем тебя, чадо, чадо милое...»
Вечером Растко вместе с афонскими монахами, как обычно, отправился на богослужение в храм. Сербские вельможи пошли за ним, боясь хотя бы на минуту выпустить из вида. Началась долгая монастырская служба. После сытной трапезы гонцы, утомлённые долгой дорогой, заснули.
Тогда Растко произнес перед алтарем обет иночества и над ним был совершен обряд пострижения в монахи с именем Савва.
Проснувшись, сербские вельможи увидели княжеского сына уже в иноческом облачении. Перед ними был не Растко, а монах Савва, в будущем – святой Савва Сербский.
Через несколько лет его отец, великий князь Стефан Немани, тоже принял монашество и приехал на Афон. После смерти он прославился великими чудесами и вошел в историю Церкви как святой Симеон Мироточивый.
Множество храмов и монастырей построил на Афоне, а потом и по всей Сербии живший в конце 12 – начале 13 века святой Савва Сербский.
Сербская народная баллада «Растко» рассказывает о том, как любимый княжеский сын стал любимым святым всего сербского народа.
Растко:
Пронеслись века, столетья
После ночи той чудесной.
Пронеслись века, столетья
И еще промчится много.
Но то чадо живо ныне,
Ибо жива его слава,
Ибо звали его Растко,
Сын Немани — святой Савва.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема












