«Святой Варлаам Серпуховской. Икона „Неупиваемая Чаша“». Валерий Доронкин, игумения Алексия (Петрова) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Святой Варлаам Серпуховской. Икона „Неупиваемая Чаша“». Валерий Доронкин, игумения Алексия (Петрова)

* Поделиться

У нас в гостях были руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности и социальному служению Валерий Доронкин и настоятельница Владычного женского монастыря в Серпухове игумения Алексия (Петрова).

В день памяти иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и преподобного Варлаама Серпуховского разговор шел о том, как связаны этот святой с иконой, о том, каким образом икона была обнаружена, о чудесах по молитвам перед ней, а также об истории и современности Владычного монастыря.

Фильм о Владычнем женском монастыре в Серпухове, где с 19 века находится чудотворная икона Божией матери «Неупиваемая Чаша», можно посмотреть по следующей ссылке:

Ведущий: Алексей Пичугин


Алексей Пичугин:

— Дорогие слушатели, здравствуйте, «Светлый вечер» на светлом радио, меня зовут Алексей Пичугин, я рад вас приветствовать и сегодня я с удовольствием представляю наших гостей: Валерий Доронкин, наш старый друг радио ВЕРА, руководитель координационного центра по противодействию алкоголизму в синодальном отделе по благотворительности, добрый вечер.

Валерий Доронкин:

— Добрый вечер.

Алексей Пичугин:

— Мы с вами который год смеемся, на эту тему мы встречаемся накануне 11 сентября, а вот видите, уже второй раз за год с вами общаемся. Здорово, у нас сегодня замечательная тема, поэтому в нашей студии игуменья Алексия (Петрова), настоятельница Владычного женского монастыря в Серпухове, матушка, здравствуйте.

Игумения Алексия:

— Добрый день.

Алексей Пичугин:

— 18 мая — день памяти иконы «Неупиваемая чаша» и преподобного Варлаама Серпуховского, мы сегодня будем говорить о связи этого замечательного святого с иконой, об истории иконы, её явлении, о самом монастыре, поскольку это знаменитая русская обитель, куда люди приезжают не только в паломничество, не только как в монастырь, но и как в место, где находится икона «Неупиваемая чаша». Люди, страдающие от определённого недуга, приезжают за исцелением от него, за тем, чтобы пообещать Богу как-то справиться с этой проблемой, приезжают в монастырь. И мы, надеюсь, сегодня об этом поговорим. Начнём, наверное, с монастыря, тем более у него такое необычное название — Владычный монастырь, я, когда записывал, как правильно представлять, подумал, что Введенского Владычного монастыря, но матушка меня поправила, что теперь он называется по -старинному, как он назывался на протяжении веков, просто Владычный женский монастырь. Расскажите, пожалуйста, о его истории, и почему у него такое необычное название.

Игумения Алексия:

— Монастырь основан святителем Алексием в 1360-м году по повелению Пресвятой Богородицы. Первым настоятелем монастыря был преподобный Варлаам Серпуховский, келейник святителя Алексия. И монастырь назван Владычным в честь Владычицы Богородицы, потому что было не только повеление Богородицы на основание монастыря, но и преподобному Варлааму было видение Богородицы. И в «Сказании о явлении» так и говорится: «почто монастырь наречется Владычный, а не Алексеевский, зане же виде Богородицу и тоя бысть промыслом». То есть преподобный Варлаам видел Богородицу, и всё, что он делал в монастыре, он делал по Её повелению. И Матерь Божья не оставляет нас своим попечением. Последняя из чудотворных явленных икон в нашем монастыре была именно икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша». И эта икона была явлена через предстательство преподобного Варлаама Серпуховского, почему день празднования иконы «Неупиваемая чаша» и день празднования памяти Варлаама Серпуховского совпадают? Потому что преподобный Варлаам способствовал явлению этой иконы.

Алексей Пичугин:

— Икона, как она появилась и что это за история с её появлением?

Игумения Алексия:

— Шёл 1878 г. В Ефремовском уезде Тульской губернии жил отставной николаевский солдат, и он очень страдал пьянством. Он не только пропил все свое имение, но и в довершение всех бед у него отнялись ноги. И вот как-то ночью ему является светолепный старец и повелевает: «Иди во Владычный монастырь к иконе „Неупиваемая чаша“, будешь здрав душой и телом». Как многие пьющие люди он был слаб волею и не придал значения этому повелению, и никуда не пошёл. Было второе явление. Он опять никуда не пошёл. Третье видение старца было грозным, пьяница испугался. А так как у него отнялись ноги, то он не пошёл, а пополз в сторону Серпухова. На одной из промежуточных остановок старушка-крестьянка растерла ему чем-то ноги, и он уже смог с палочками идти. Как сказано в «Сказании о явлении иконы „Неупиваемая чаша“», солдат, несмотря на июль-месяц, был в валеных сапогах, то есть он был в валенках. Мы не знаем точной даты проявления чудотворной силы этой иконы, но это было в июле 1878 г.

Алексей Пичугин:

— Надо сказать, если мы посмотрим на карту, и мы увидим Ефремовский уезд, город Ефремов, мы увидим, уезда мы, конечно, уже не увидим. Но город Ефремов с его районом найдём. Понятно, что по современным меркам — это не очень большое расстояние от Серпухова до Тулы и дальше туда.

Игумения Алексия:

— 350 км.

Алексей Пичугин:

— Ну что такое 350 км для современного человека? Мы перемещаемся на больших скоростях, на большие расстояния. А для 1878 года для человека, который очень плохо ходит, а поначалу и вовсе не ходит, это огромное путешествие. Ну монастырь он знал, видимо, обитель была большой в конце 19-го века?

Игумения Алексия:

— К концу 19-го века там было около 400 насельниц. То есть немаленький. А монастырь был древний, исторически он основывался как мужской, а женским он стал в 1806-м году.

Алексей Пичугин:

— За 70 лет до описываемых событий.

Игумения Алексия:

— Да. И когда пьяница пришел в монастырь, он обратился к церковнице Георгиевского храма к послушнице Захарии и попросил отслужить молебен перед иконой «Неупиваемая чаша». Но такую икону никто не знал. Все стали думать, смотреть, гадать, искать. Вспомнили, что какая-то икона висит на переходе из Георгиевского храма в колокольню, поднялись, взяли икону со стены, на обратной стороне было написано: «Неупиваемая чаша».

Алексей Пичугин:

— Она там висела в храме, то есть её знали, это не то, чтобы икона чудесным образом явилась — её не было, и она появилась. Она была, о ней знали.

Игумения Алексия:

— Она висела в закутке, не в храме, а в коридоре.

Алексей Пичугин:

— А перед ней, нету ли свидетельств о том, что перед ней молились об избавлении от недуга пьянства?

Игумения Алексия:

— До этого не было таких случаев.

Валерий Доронкин:

— Получается, что до этого даже не знали о том, что эта икона так называется. Просто это была икона Богородицы, одна из.

Игумения Алексия:

— Ну чаша просто, по наличию потира на иконе предположили, что это та икона.

Алексей Пичугин:

— И, наверное, иконографии, если посмотреть историю, подобные иконы где-то ещё бывали.

Игумения Алексия:

— Похожие иконы где-то в Греции есть, были, но в России она не была распространена.

Валерий Доронкин:

— Икона «Знамения» тоже как-то относится.

Алексей Пичугин:

— Но там чаши нет. А здесь чаша. Но я думаю, что ...

Игумения Алексия:

— Греческую иконографию в монастыре не знали, потому что до революции празднование иконы «Неупиваемой чаши» совершалось в один день с иконой «Знамения», потому что иконография похожа, а греческий аналог с чашей они вообще не знали. Так вот, когда отслужили молебен, все было хорошо, повели этого пьяницу к раке преподобного Варлаама, по традиции надо поклониться основателю монастыря, первому настоятелю. И в иконе изображения преподобного Варлаама пьяница узнал того старца, который ему являлся во сне. После Владычного монастыря отставной солдат пошёл в Сергиев Посад — поклониться мощам преподобного Сергия, а на обратном пути опять зашёл во Владычный монастырь и засвидетельствовал свое полное исцеление от пьянства.

Алексей Пичугин:

— А дальнейшая его судьба как-то известна?

Игумения Алексия:

— Неизвестна. Даже имя этого пьющего человека неизвестно. Первое имя и зафиксированное чудо относится к московскому купцу Стефану, который тоже исцелился от пьянства и в дар положил на икону сребропозлащенную ризу.

Алексей Пичугин:

— А это когда было?

Игумения Алексия:

— А здесь даты нет. Но это до революции. Ну 1912 год, потому что эти сведения записаны в сказании, изданном в 1912-м году, «Сказание о явлении...» написал священник, служивший при монастыре Иаков Бриллиантов, сейчас он прославлен как новомученик и упокоился в Бутово.

Алексей Пичугин:

— А, понятно, видимо, он достаточно молодым человеком это все записал, а ещё через 30 лет...

Игумения Алексия:

— Он служил с момента своего рукоположения в монастыре, с 1895 по 1927 г. он служил в Серпухове, расстрелян был уже в 1937-м году.

Алексей Пичугин:

— Да, как это часто бывало, Бутово — это русская Голгофа.

Игумения Алексия:

— Он, кстати, застал в живых, когда священник Иаков Бриллиантов пришел служить во Владычный монастырь, послушница Захария, которая все это видела, на тот момент уже была пострижена в монашество. Он её застал в живых.

Алексей Пичугин:

— А само почитание иконы «Неупиваемая чаша». Я хорошо помню, как из девяностых годов действительно возобновляется в полной мере и поездки, люди начинают ездить в Серпухов, очень много говорили, тогда они были людьми нецерковными, но очень много говорили вокруг про «Неупиваемую чашу». Вот люди ездят и исцеляются, просят Бога, обещают Богу. Но ведь, наверное, не на пустом же месте это возрождалось. А как помимо исцеления солдата и купца люди относились? С какого времени начинают массово приезжать люди, страдающие от алкоголизма и которые желают исцелиться?

Игумения Алексия:

— Именно антиалкогольная работа монастыря относится только к современному времени. А до революции в Серпухове было основано Александро-Невское братство трезвости, они написали копию иконы «Неупиваемая чаша», и традиция по субботам и воскресеньям служить молебен перед иконой «Неупиваемая чаша» относится именно к Александро-Невскому братству трезвости. Возможно во Владычный монастырь приходили как к первообразу, но основную трезвенную работу вёл не монастырь, а Александро-Невское братство трезвости, при Александро-Невском храме.

Алексей Пичугин:

— Спросим у Валерия как у человека, который хорошо знает историю возникновения в Российской империи, мы об этом тоже говорили, вот этих братств, обществ трезвости, буквально через несколько секунд мы вернёмся к нашей программе и поговорим об этом.

Друзья, напомню, что сегодня мы говорим об иконе «Неупиваемая чаша» и о том, какие события с этим связаны, и какие мероприятия проходят во Владычном женском монастыре в Серпухове, у нас в гостях настоятельница, игумения Алексяя Петрова, настоятельница Владычного монастыря, Валерий Доронкин, руководитель координационного центра по противодействию алкоголизму при синодальном отделе по благотворительности. И вот матушка сказала, что основные дореволюционные события, связанные с таким отношением к иконе «Неупиваемая чаша», как к иконе, которая помогает исцелиться от пьянства, они не с монастырём связаны, а с обществом, братством трезвости, которое действовало в Серпухове. Валерий, это естественная достаточно история, когда в губернских городах, в уездных городах появляются такие братства, общества трезвости, которые успешно работают. Расскажите вот об этой истории.

Валерий Доронкин:

— Ну если говорить об исторических событиях, то в конце 19 — начале 20 веков развивается деятельность православных обществ трезвости. К 17-му году было порядка 2000 церковных обществ трезвости, членами которых состояли более 500 000 человек. Например, одноименное с Александро-Невским братством трезвости, центром которого был Санкт-Петербург, насчитывал более 70 000 членов. То есть это было большое движение, трезвенное движение.

Алексей Пичугин:

— А кто в этом участвовал? Вы называете такое огромное количество участников, это люди, которые действительно принимали участие или они были записаны как члены, а уж как они там жили и участвовали, это другой вопрос.

Валерий Доронкин:

— Одним из ярких событий церковной помощи таких ситуаций, с которых начинается трезвость человека, вот по церковной традиции, является обет трезвости. По историческим данным, более 1 000 000 граждан России в начале 20-го века давали обет трезвости. Из них порядка 500 000 были записаны в эти общества трезвости, они приходили на молебны, то ли читали литературу, то ли занимались сами помощью страждущим, то есть это была такая разноплановая работа. Если говорить о сегодняшнем дне, то порядка 600 православных, как мы называем, проектов, организаций, а половина из них где-то — это общества трезвости, реабилитационный центр, занимаются помощью людям с алкогольной зависимостью. Из этих проектов, организаций тоже создается небольшое церковное сообщество, которое помогает людям, в том числе сегодня применяют современные методы помощи, психологическая поддержка, социальная поддержка. У нас для этого создан сайт, для того, чтобы познакомиться с этой церковной работой по преодолению алкоголизма. Она называется православная школа трезвости. Если в интернете забить: православная школа трезвости или протрезвение.ru, выйдет сразу этот сайт. И на этом сайте можно получить помощь, в том числе и онлайн, можно нажать кнопку: «помощь онлайн» и записаться для дистанционных занятий. Есть особые занятия для родственников зависимых, есть для самих зависимых занятия. Также на этом сайте указан телефон церковный помощи людям с алкогольной зависимостью: 8 800 775 36 26.

Алексей Пичугин:

— 8 800 775 36 26 — телефон, по которому можно обратиться и сообщить, что есть такая проблема. Анонимно.

Валерий Доронкин:

— Кратко скажу о том, что из себя представляет церковное исцеление. С точки зрения современных подходов, все говорят, что человек должен захотеть, чтобы избавиться от зависимости. И вот если говорить о таком православном взгляде на эту ситуацию, то нужно признать свою духовную нищету. То есть сказать себе: я не способен, я не могу, я страдаю, я конченый человек, у меня вся жизнь разрушена. Это первый шажок. Это надо признать. А второй шаг — нужно обратиться к Богу. Как говорят: вера без дел мертва. И поэтому встреча с иконой «Неупиваемая чаша», отправление в паломничество в Серпухов — это дела веры. Или просто в ближайший храм прийти на молебен к иконе «Неупиваемая чаша». Это одно из обязательных действий человека, который обращается к церкви. То есть помимо того, что я захотел, помимо того, что я помолился, нужно ещё что-то сделать ножками, ручками, чтобы войти, встать на эту дорогу избавления.

Алексей Пичугин:

— Тут очень важный вопрос: ведь не сама икона помогает, не доска с написанным на ней образом, помогают человеку избавиться от пьянства. Тут очень важно проговорить, поскольку у многих людей есть осознание того, что это именно материальная вещь. Вот висит икона, и человек приезжает, ему важно к ней прикоснуться, и автоматически произойдёт чудо — он исцелится от пьянства или что-то произойдёт такое.

Валерий Доронкин:

— Это неправильное магическое отношение. Магия — это воздействие на что-то через предметы. Магизм — это неправильное отношение к духовной жизни, когда считается, что какие-то вещи, ну доска, амулет обладают какой-то чудодейственной силой. На самом, деле мы понимаем, что через обращение к иконе «Неупиваемая чаша» помощь оказывает Господь.

Алексей Пичугин:

— Интересная история дальнейшая. Вот появляется братство трезвости, общество трезвости, но в монастыре сохраняется первообраз иконы, сохраняется он достаточно недолго, скажем так, что от 1912 года.

Игумения Алексия:

— 1878-й.

Алексей Пичугин:

— 1878-й — это история с солдатом, а с 1912 года, вы говорите, когда появилась книга, написанная священником.

Игумения Алексия:

— Ну да, когда систематизировали уже данные.

Алексей Пичугин:

— Да. Проходит совсем немного времени до революции, а потом, в середине двадцатых годов, в первой половине двадцатых годов монастырь закрывается. И насколько я понимаю, молебны перед иконой не прекращаются, потому что икона переносится в действующий храм, и туда продолжают приезжать люди. А ещё было несколько копий, списков этой иконы.

Игумения Алексия:

— По преданию, по благословению митрополита, тогда ещё епископа Мануила Лемешевского, который тогда был Серпуховским, было написано восемь списков икон «Неупиваемая чаша». Но, к сожалению, сейчас неизвестно местонахождение ни одного из списков. И местонахождение подлинника также неизвестно. Монастырь был закрыт в 1924-м году, а богослужения во Введенском соборе, где находилась икона «Неупиваемая чаша», прекратились в 1927 году. Икона была передана в собор Николы Белого, а собор Николы Белого закрылся уже в 1928-м году. Прошёл всего год.

Алексей Пичугин:

— А в Серпухове оставались действующие храмы?

Игумения Алексия:

— Да, оставался один действующий храм, Ильинский.

Алексей Пичугин:

— Но туда не переносили?

Игумения Алексия:

— Там была икона «Неупиваемая чаша» маленькая, но неизвестно: является ли она копией чудотворной иконы или откуда она там взялась, это неизвестно.

Алексей Пичугин:

— Ну найти подлинную икону... А вообще есть ли какие-то изображения подлинной иконы, как она выглядела?

Игумения Алексия:

— У нас есть изображение в виде гравюры, чёрно-белое изображение подлинника на «Сказании о явлении «Неупиваемой чаши».

Алексей Пичугин:

— Но фотографии, казалось бы, 20-й век, а фотографий нет. А может быть, где-то есть?

Игумения Алексия:

— Ну люди не приносили.

Алексей Пичугин:

— Но митрополит Мануил прожил очень долгую жизнь, он умер только в 68-м году. Есть небольшой отрывок его воспоминаний о том, как были написаны списки. Или он ещё какие-то интересные сведения об иконе «Неупиваемая чаша», о Владычном монастыре оставлял в поздние годы? Неизвестно?

Игумения Алексия:

— Пока нет, не найдено. Хотя у нас сестры работают в архивах, но ведь очень много необработанных архивов, может быть, оно и есть, но это же надо прочитывать все от корки до корки. Это большой труд.

Алексей Пичугин:

— Это фактически научная работа. А как, если икона была утрачена ещё в двадцатые годы, и списки её тоже были утрачены, как восстанавливалось потом почитание «Неупиваемой чаши», поскольку я вот действительно помню, как в девяностые годы этот бум был, когда люди ехали в Серпухов, вы тоже это, наверное, прекрасно помните, когда к вам приезжали.

Игумения Алексия:

— Не к нам, в Высоцкий. Возродили почитание «Неупиваемой чаши» в Высоцком монастыре.

Алексей Пичугин:

— Напротив. Два монастыря напротив.

Игумения Алексия:

— Да, он открылся раньше, Высоцкий монастырь был возрожден в 1991-м году. И в 1993-м году была написана существующая сейчас у них копия «Неупиваемой чаши», было почитание, празднование 18 мая установлено именно в 1993-м году. А мы открылись уже в 1995-м году и начали возрождать почитание, как иконы, явленной именно в нашем монастыре.

Алексей Пичугин:

— А как это объяснялось? Я просто представляю, что храмы были закрыты, между двадцатыми и девяностыми 70 лет прошло. Вот за эти 70 лет память об этом эпизоде с иконой, казалось бы, в истории этого лихолетья должна была бы сгинуть, как и образ сгинул, как и его списки сгинули. Но тем не менее почитание возрождается.

Игумения Алексия:

— Я же говорю: в незакрывавшемся Ильинском храме была маленькая копия «Неупиваемой чаши».

Алексей Пичугин:

— И к ней люди приходили тоже все эти годы?

Игумения Алексия:

— Нет, просто она там висела, но почитания большого не было. А возродил почитание именно архимандрит Иосиф Балабанов, который сейчас митрополит Бурятский. Он возродил почитание. Просто напомнили людям об этой иконе. Было много пьющих людей, была неустроенность после развала Союза, психологическая, материальная, и люди хлынули в храмы в надежде, что они получат там помощь. То же самое в борьбе с пьянством. Это серпуховская святыня, слава Богу, что тогда митрополит Иосиф вспомнил об этой иконе, возродил её почитание.

Валерий Доронкин:

— Ну ещё, надо сказать, что этому предшествовало распространение алкоголизма в Советском Союзе. Не один миллион людей попал в эту ситуацию. Десятки и сотни тысяч умерли от этого. Существовала система ЛТП и прочее, страдающих людей к возрождению церкви было огромное количество, которые годами кругами ходили по этим ЛТП, по больницам, и люди уже многие отчаивались. При этом распространённость, наверное, в шестидесятых-семидесятых годах алкоголизм распространялся, захватывал огромное количество людей, поэтому, когда появилось что-то новое, когда церковь сказала о том, что есть способ, что можно обращаться к Богу, поэтому возник к этому колоссальный интерес.

Алексей Пичугин:

— Я так понимаю, что у той иконы, которая сейчас есть, к которой приезжают люди, есть уже своя история?

Игумения Алексия:

— Да, безусловно. Интересно, что самое первое чудо исцеления от пьянства у нас произошло до того, как была написана икона. Женщина местная, я так понимаю, что не церковная, пожертвовала нам киот, точнее, как пожертвовала? Его поставили на крыльцо храма, завёрнутый в какую-то шторку. Мы выходим из храма — что-то завёрнуто, разворачиваем: киот красивый, 19-го века, с позолотой, с хорошей рамой. Мы убрали этот киот в ризницу, сохраняем. Через какое-то время мы заказали икону «Неупиваемая чаша», копию. Надо сказать, что, когда мы писали нашу копию, мы сохранили все пропорции первообраза, мы точно не знали, какого она была цвета, мы её видели только на гравюре чёрно-белой.

Алексей Пичугин:

— А пропорции откуда?

Игумения Алексия:

— С гравюры.

Валерий Доронкин:

— Соотношение сторон.

Игумения Алексия:

— Да, размер тоже был неизвестен, известно было, что она была небольшого размера. Мы тоже сделали икону не очень большую. И когда иконописец привёз икону, и мы стали искать для неё киот, оказалось, что киот, который был подкинут нам на крыльцо храма, подошел, буквально несколько миллиметров мы подпилили в рамочке. Икона точно вошла в этот киот. Она, кстати, до сих пор в этом киоте висит.

Алексей Пичугин:

— А он не мог быть от первообраза?

Игумения Алексия:

— Трудно сказать.

Валерий Доронкин:

— Мы можем только думать об этом.

Игумения Алексия:

— Мы можем фантазировать об этом до бесконечности.

А в чем чудо — то? Приблизительно через год приходит женщина в храм, смотрит на икону «Неупиваемой чаши» и говорит: ой, а киот-то мой. То есть она подбросила киот и больше не приходила. Где-то через год приходит и видит этот киот. И говорит: это же мой киот. А потом рассказывает, что после того, как она нам подбросила этот киот, у неё сын перестал пить.

Алексей Пичугин:

— А она с этой мыслью его подбрасывала?

Игумения Алексия:

— Нет, конечно. Просто принесла и всё. Даже нельзя сказать о пожертвовании, она его подбросила. Просто поставила и никому ничего не сказала. Ну просто он был ей не нужен.

Алексей Пичугин:

— Но она могла его выбросить, но отнесла в храм.

Игумения Алексия:

— Ну да, слава Богу. То есть получается, что ещё икона не была написана, но у Господа уже все было известно, что этот киот подойдёт к этой иконе, и что сын у неё перестанет пить.

Алексей Пичугин:

— Друзья, мы к нашей программе вернёмся буквально через минуту. Я напомню, что в гостях у светлого радио сегодня игумения Алексея (Петрова) настоятельница Владычного женского монастыря в Серпухове и Валерий Доронкин, руководитель координационного центра по противодействию алкоголизму при синодальном отделе по благотворительности.

Напомню, друзья, что в гостях у светлого радио сегодня игумения Алексея (Петрова), настоятельница Владычного женского монастыря в Серпухове, Валерий Доронкин, руководитель координационного центра по противодействию алкоголизму при синодальном отделе по благотворительности. 18 мая — день памяти иконы «Неупиваемая чаша», знаменитой Богородичной иконы, о которой мы сегодня говорим, о её истории, о современности, и день памяти преподобного Варлаама Серпуховского — строителя Владычного монастыря, чья история, житие связаны не только с монастырём, но и каким-то чудным образом с иконой и появлением иконы «Неупиваемая чаша», вернее, не появлением, а явлением иконы, потому что она в монастыре издавна была. Мы все говорим, что монастырь сам в Серпухове находится. Вроде бы понятно, где Серпухов на карте Московской области, но всё-таки, как туда приехать и как вообще люди попадают, приезжают? Валерий, расскажите, пожалуйста.

Валерий Доронкин:

— Для нас, людей, которые особо почитают эту икону и Владычный монастырь, радостно то, что икона, во-первых, сама выезжает. То есть вы можете пригласить её в свою епархию, обратившись в монастырь, организовать прибытие иконы. Она путешествует, она была и в Екатеринбурге, и по Московской области, и в других епархиях. Можно пригласить, матушка сейчас скажет контакты. И также монастырь принимает паломников. Матушка, расскажите, надо позвонить или написать, что нужно сделать, чтобы либо икону пригласить, либо самим приехать?

Игумения Алексия:

— Ну это разная информация. Для паломников дежурный телефон монастыря: 8 код 49 67 72 46 25.

Алексей Пичугин:

— Мне кажется, телефон можно найти на вашем сайте и контакты все. Я правильно понимаю, что сайт ваш на кириллице пишется: инокини.рф?

Игумения Алексия:

— Да.

Алексей Пичугин:

— Инокини.рф — это официальный сайт Владычного женского монастыря. Здесь же, в разделе «Контакты» вы можете найти телефон, и средства связи, и как приехать в монастырь. Он находится в древнем русском городе Серпухове, если вы поедете из Москвы, то по трассе М 2 на машине вы доедете до поворота на Серпухов, а в Серпухове уже навигатор вас приведёт. Если вы поедете на электричке из Москвы, то все равно из Москвы все едет туда. Это электропоезд с Курского вокзала по направлению до станции Серпухов.

Игумения Алексия:

— Можно позвонить паломникам по телефону, по дежурному телефону, чтобы уточнить наличие мест, заказать экскурсию, если нужно для экскурсии — заказать трапезу.

Алексей Пичугин:

— А много ли людей приезжает?

Игумения Алексия:

— Я бы сказала, что организованных экскурсий стало меньше, а одиночных паломников и туристов стало гораздо больше.

Алексей Пичугин:

— А Валерий говорит, что икона выезжает по епархии. А вот как? Человек приезжает, хочет к ней прийти, а её нет, она где-то там в Калужской епархии?

Игумения Алексия:

— У нас остается копия иконы, но не просто копия, это мироточивая копия. Собственно как и все иконы нашего монастыря. Это уже отдельная тема, но тем не менее сама икона «Неупиваемая чаша» несколько раз мироточила, и список её так замироточил. Надо сказать, что когда в первый раз икона выезжала на поклонение в другое место, мы сами очень переживали: ну как? Мы понимаем, что Богородица охраняет, мы понимаем, что не в доске дело, но тем не менее икона чудотворная, и мы переживали: как так, мы останемся без чудотворной иконы? И вот буквально икона только выехала за ворота, и копия, оставшаяся в монастыре, замироточила. Это знак, что покровительство Божьей Матери, благодать Божьей Матери остались с нами, они не уехали вместе с иконой. Но вот такие переживания свойственны даже верующим людям, поэтому вполне можно приложиться и к копии. Самое главное — это молитва, личная молитва человека, обращение к Богородице.

Валерий Доронкин:

— Матушка, а как, если верующие люди захотят, чтобы икона приехала к ним, в их город, ну во Владивосток, например?

Игумения Алексия:

— Если просто хотят люди, они обращаются к благочинному своего округа, благочинный округа пишет прошение на своего владыку, а уже владыки двух епархий: то есть принимающий и соответственно архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий уже решают вопрос о перенесении иконы. Я знаю, когда в последний раз мы ездили в Тарскую епархию, то епископ Пётр...

Валерий Доронкин:

— Это Омская область.

Игумения Алексия:

— Да. Епископ Пётр писал прошение на святейшего патриарха, так как у нас существует комиссия по перенесению святыни, то есть он даже писал не на владыку, а на патриарха святейшего.

Алексей Пичугин:

— А насколько важно, чтобы приезжал подлинник, тем более — это не подлинник, это список тоже, но приезжал список иконы именно из Серпухова? Сейчас во многих храмах с девяностых годов, куда не приедешь, есть икона «Неупиваемая чаша», может быть, людям и не надо ждать, что именно из Серпуховского монастыря, если им хочется прийти к иконе, ждать, когда к ним приедет из Серпухова образ, или ехать в Серпухов? Когда придёшь в храм, а она тут.

Игумения Алексия:

— Ну благодать места явления всё-таки играет огромную роль. И не в каждом храме, не в каждом монастыре люди исцеляются от этой иконы. Есть, кстати, случаи исцеления, вот нам человек прислал случай исцеления от пьянства, он не был в Серпухове, он молился у иконы «Неупиваемая чаша» в Электростали, он молился и исцелился. Но всё-таки большинство людей хотят побывать на месте явления иконы или хотя бы приложиться к иконе, которая была на месте явления, то есть на месте явления первообраза.

Алексей Пичугин:

— Ну это же даже можно объяснить и не церковным явлением. Вот люди путешествуют, им хочется посмотреть Париж. Они могут включить фильм про Париж и посмотреть его, но им хочется побывать там и потрогать Эйфелеву башню. И они едут в Париж. Это же даже можно объяснить таким светским людям, желание человека побывать у основы.

Игумения Алексия:

— Не знаю почему, но на выезде происходит больше чудес, чем у нас, когда икона находится на месте. Может быть, люди меньше сообщают? Ну почему меньше? Может быть, не меньше, но люди приложились к иконе и уехали домой. А уж сообщат они об исцелении или не сообщат, это неизвестно. А когда икона на выезде, если что-то происходит сразу, в период пребывания иконы, как правило, люди возвращаются и сообщают, говорят сёстрам об исцелении.

Валерий Доронкин:

— Мне кажется, у меня даже есть объяснение, как это происходит. Происходит событие, то есть откуда-то издалека в город прибыла икона. Об этом могут рассказывать местные СМИ, и к этой иконе уже могут, получив такую информацию, люди, которые не смогут никогда поехать в Серпухов, семьи, у которых нет такой возможности, нет силы, и человек, зависимый от алкоголя в этой семье, он никуда тоже не поедет. А когда происходит такое событие, такой общественный, церковный интерес, и вот совместное участие, совместная молитва в церкви, она гораздо сильнее, что ли, когда люди собираются вместе и обращаются к Богу — это дает больше вдохновения, через единение церкви больше происходит чудес.

Игумения Алексия:

— Опять же, люди стоят в очереди, но они не за колбасой стоят в очереди, люди стоят и молятся, и это тоже такое церковное действо. Стоит 100, 200 человек и одновременно молится, это тоже дает дополнительную благодать. У нас было два интересных случая в Ярославле, куда приезжала икона. Один случай не связан с исцелением от пьянства, девушка исцелилась от паралича лицевого нерва. Сначала, в первый день, её мама приложилась к иконе, взяла масло от иконы, дома помазала дочь. На второй день она пришла вместе с дочерью. Что такое паралич лицевого нерва? Это лицо всё перекошено было у девушки. Молодая девушка, приблизительно 16 лет, и вот девушка подошла к иконе, приложилась, потом по какому-то наитию берет цветок из украшения иконы, икона была украшена цветами, берёт цветок с иконы и прикладывает к лицу, глазу, где была проблема. И на глазах у всей очереди, которая стояла к иконе, у неё лицо расправляется, просто проходит этот паралич. Это, конечно, было огромное чудо, вся очередь ахнула. А второй случай я не могу назвать исцелением, но это говорит о том, что человек получил какой-то необыкновенный эмоциональный благодатный заряд. Молодой человек подошел к иконе, приложился, а потом буквально стал прыгать от радости и кричать: я исцелился. И в свидетельствах иногда люди говорят, что, когда я приложилась к иконе, вот одна женщина пишет, я никогда не испытывала такой радости, которую я испытала после того, как приложилась к этой иконе. Причём, судя по записям, человек не экзальтированный, человек спокойный пишет. Вот у меня два раза в жизни, я приезжала всего два раза к «Неупиваемой чаше» и я испытывала такую необыкновенную радость. Мы предполагаем, что человек, который прыгал от радости и кричал, что я исцелился, он тоже испытал какое-то действие благодати именно в эмоциональной сфере.

Валерий Доронкин:

— И вообще монастырь является таким местом притяжения специалистов, страждущих людей.

Игумения Алексия:

— В монастыре существует консультационный центр для алко и наркозависимых, для созависимых, и раз в месяц, это зависит от технических возможностей, в третью или четвёртую субботу проходят лекции для людей. Обычно мы анонсы выставляем заранее, можно приехать на эти лекции, приезжают специалисты, вот Валерий Константинович часто проводит лекции. Это уже регулярная работа.

Алексей Пичугин:

— Друзья, напомню, что в гостях у светлого радио сегодня Валерий Доронкин руководитель координационного центра по противодействию алкоголизму при синодальном отделе по благотворительности, игумения Алексяя (Петрова) настоятельница Владычного женского монастыря в Серпухове. Центр, который при монастыре работает, как появился и много ли людей там сейчас, и как проходит его работа?

Игумения Алексия:

— Центр появился благодаря инициативе Валерия Константиновича, он предложил нам это мероприятие. Сначала мы хотели организовать братство трезвости, но по благословению священноначалия, нам благословили организовать консультационный центр. Изначальная идея именно принадлежала Валерию Константиновичу.

Валерий Доронкин:

— Ну не получилось при женском монастыре открыть братство.

Игумения Алексия:

— Ну да, это немножко звучало странно. Хотя, конечно, в монастыре есть и мужчины-прихожане, но тем не менее, консультационный центр.

Алексей Пичугин:

— Ну давайте откровенно: проблема зависимости — не только мужская, это и женщины есть страдающие от этой зависимости. А вот может быть сестричества трезвости?

Игумения Алексия:

— Может быть, может быть. Но уже организовали консультационный центр.

Валерий Доронкин:

— Я такого названия не слышал.

Алексей Пичугин:

— Ну так это ж легка беда начало.

Валерий Доронкин:

— Ну вот у католиков в Польше я слышал: апостольство трезвости — такое нейтральное гендерно. Оно при мужском монастыре находится.

Игумения Алексия:

— Ну в плане реабилитации зависимых, у нас такое разделение: то есть мужчины едут в Высоцкий, а женщины в большей степени едут к нам. Имеется в виду не просто помолиться, а те, кто остаются с проживанием, именно паломничают и молятся перед иконой, или остаются на какой-то длительный период. То есть мы принимаем на реабилитацию только женщин. А Высоцкий — в основном мужчин. Официального реабилитационного центра у нас нет. Но тем не менее мы принимаем страждущих с 1997 года.

Алексей Пичугин:

— Мы с вами ещё не говорили о современной истории монастыря. Это же тоже интересно. Я в одном из интервью видел, ведь монастырь — то открыли вашими, матушка, трудами. Вы стояли у истоков его современной истории открытия. А как это произошло?

Игумения Алексия:

— Ну я вообще коренная серпуховичка. Я была прихожанка Высоцкого монастыря, потом ушла в монастырь при Владимирской епархии, находилась там, и когда решили открывать владычный монастырь, то настоятель Высоцкого монастыря выбрал меня, пригласил, митрополит Ювеналий одобрил мою кандидатуру. Тогда ещё был жив митрополит Евлогий Владимирский и Суздальский. Тогда он был правящим архиереем, меня отпустили в Московскую епархию, собственно говоря, вот так по приглашению архимандрита, а ныне митрополита Иосифа я стала настоятельницей Владычняго монастыря. Надо сказать, что я знала чудесную историю этого монастыря и молилась об его открытии.

Алексей Пичугин:

— А вы жили в Серпухове просто обычной светской жизнью, вы наблюдали его и вам было тяжело от того... А, что там было в советские годы?

Игумения Алексия:

— В советские годы там было военное училище.

Даже в двадцатые годы, в 1923 году на территории монастыря была летная школа и там учился Валерий Чкалов. По преданию местных краеведов, во время войны на гауптвахте, которая находилась во владычном монастыре, сидел Василий Сталин.

Алексей Пичугин:

— Мог, зная его характер. Распоряжением отца его частенько отправляли.

Игумения Алексия:

— В 1961-м году училище перестало быть авиационным, стало ракетным, были построены новые корпуса, далеко от монастыря, туда перевели все учебные классы, и на территории монастыря остались дома офицерского состава и хозяйственные помещения. В 78-м году все жилые помещения были освобождены, и после этого началось разорение монастыря. Просто выносили рамы, выбивали кирпичи, снимали железо с крыши. И уже к моменту возрождения монастыря к 1995 году, можно было в монастыре снимать Сталинградскую битву без декораций, просто кирпичные остовы стен, ни окон, ни дверей, ни крыши — ничего не оставалось.

Алексей Пичугин:

— Но несмотря на такую катастрофическую запущенность, сами здания храма уцелели?

Игумения Алексия:

— Да, в руинированном состоянии, но все уцелело. И, кстати, монастырь является уникальным памятником годуновской архитектуры. И все здания построены на годуновские средства, они все сохранились, то есть это достаточно целостно сохранившийся комплекс годуновской архитектуры, что тоже является редкостью. Обычно какие-то разрозненные здания сохраняются. И начинали мы служить в храме без крыши, там был целый свод, он нас защищал от дождя, и мы начинали служить с целлофаном на окнах, без крыши. И вот как-то с Божьей помощью, попечении Матери Божьей, удалось это восстановить.

Валерий Доронкин:

— Пару слов о Божьем промысле. Матушка сказала, что, ещё не став игуменией, не будучи сестрой монастыря, она молилась об открытии монастыря. И вот Господь её поставил на это место. А я в своей юности занимался уже помощью зависимым людям, работал на светской работе, но я воцерковлялся, и где-то писал план работы для себя на будущее, и писал, что нужно в церкви возрождать общества трезвости, и я хочу этим заниматься. Это, допустим, было в 2002-м году, а с 2009 года я как раз работал в церкви, и занимался тем, чтобы открывались православные общества трезвости. То есть Господь по моему желанию, которое было непонятно: сбудется оно или нет, Господь по моему стремлению поставил меня на то место, где я этим занимаюсь.

Алексей Пичугин:

— А вы как в первый раз приехали во Владычный монастырь? В Серпухов?

Валерий Доронкин:

— А я не помню. Я часто приезжаю, я даже не помню, как я приехал. Я приехал в монастырь уже как человек, который занимается помощью людям. Мне было важно посмотреть, как устроена жизнь монастыря, мне хотелось также, чтобы об иконе, её чудесах, о смысле этого события, об иконе «Неупиваемая чаша» узнало как можно больше людей. И поэтому я, занимаюсь развитием, популяризацией монастыря, поддержкой монастыря в информационном плане, предлагаем обществам трезвости ездить в монастырь с паломничеством. То есть для меня это такая важная составляющая церковной традиции, церковной событийности, это важный элемент.

Игумения Алексия:

— Мне кажется, что ещё до того, как вы приехали в монастырь, мы встречались на трезвеннических мероприятиях, потому что я с давних пор член епархиального отдела по трезвости Московской епархии, сейчас вот Подольской епархии. И на каких-то трезвеннических мероприятиях мы уже встречались. И была уже техническая возможность пригласить вас и на праздники, и на другие мероприятия. Мне хотелось ещё чуть-чуть перевести тему на 18 мая и на преподобного Варлаама Серпуховского. Есть такое дореволюционное чудо исцеления от пьянства по молитвам преподобного Варлаама. Оно очень краткое, но очень глубокое по смыслу. Сидит мещанин за стаканом вина в трактире и думает: «А не исцелит ли меня преподобный Варлаам от пьянства» Почувствовал отвращение к вину и ушел исцеленным. Чудо это, оно кажется немножко абсурдным, но, на самом деле, в нём глубокий смысл. То есть человек молился, он знал, что надо с этим бороться, но у него не было сил. И даже когда он пил, он всё равно понимал, что это плохо, но ничего не мог с собой сделать и продолжал молиться. И вот этот его последний молитвенный вздох оказался последней каплей, которая перевесила чашу весов. Он действительно исцелился.

Алексей Пичугин:

— Но тут надо оговориться, что эта история просто, может быть, не до конца раскрывает то, что человек проводил какую-то работу над собой ещё.

Игумения Алексия:

— Почему я и поясняю здесь: сначала это кажется абсурдным чудом, но это говорит о том, что человек молился, старался бороться, но вначале у него не получалось. Но он все равно продолжал молиться, молиться. Капля камень точит.

Валерий Доронкин:

— Как я уже сегодня говорил, что всё-таки он какую-то проблему в этом видел. То есть он не то что был радостным и счастливым, праздновал, выпивал и грешил. Я думаю, что у него на душе было стремление и понимание того, что с ним не всё хорошо.

Алексей Пичугин:

— Спасибо большое за этот разговор, друзья, напомню, что сегодня у нас в гостях были игумения Алексея (Петрова) настоятельница Владычного женского монастыря в Серпухове и Валерий Доронкин, руководитель координационного центра по противодействию алкоголизму при синодальном отделе по благотворительности. Я Алексей Пичугин, прощаемся, всего доброго.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем