Мемуары, которые дети пишут о жизни своих родителей, отличаются особой теплотой и задушевностью.
Сегодня мы говорим о священномученике Зосиме Трубачёве и воспоминаниях об отце диакона Сергия Трубачёва.
Священномученик Зосима Васильевич Трубачёв родился в 1893 году в Вологодской губернии. Сын сельского диакона, он с успехом окончил Вологодскую Духовную Семинарию, а затем — Московскую Духовную Академию.
В апреле 1918 года Святейший Патриарх Тихон рукоположил Зосиму Трубачёва в священника. Молодой иерей был назначен настоятелем Богородице-Рождественского храма села Подосиновец под Великим Устюгом (на территории нынешней Кировской области), в близкие его сердцу северные края. Отец Зосима часто устраивал беседы с прихожанами, навещал больных в дальних сёлах.
О том, как служил отец Зосима, вспоминает его сын Сергей, который с четырёх лет прислуживал в храме и сопровождал отца в дальних поездках.
Служил отец Зосима внутренне собранно, сосредоточенно, в отдельные моменты Истово, весь уходя в молитву. Возгласы произносил распевно, звучно, молитвы читал горячо, убеждённо.
После революции 1917 года начались массовые аресты духовенства. В 1922 году отец Зосима тоже был арестован в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей. Его месяц продержали в тюрьме в Великом Устюге.
Вскоре отца Зосиму перевели в Ивановскую епархию. Став настоятелем Введенского храма в Иванове, он занимался реставрацией вверенного ему храма, который был уже под угрозой закрытия, после богослужений произносил смелые проповеди. В 1928 году отец Зосима провёл последний в советское время в Иванове Пасхальный крестный ход.
Вот как вспоминает об этом событии его сын, диакон Сергий Трубачёв.
Перед Пасхой отцу угрожали, требовали отменить крестный ход в Пасхальную ночь. Когда с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси» священство и верующие вышли из храма, их стали теснить с безобразными выкриками заранее поджидавшие этот момент дюжие парни. Отца Зосиму, как и всё духовенство, охраняли ивановские рабочие — прихожане храма. Они оцепили процессию, взявшись за руки, и не допустили избиения…
В 1928 году ивановская Введенская церковь была закрыта, а её настоятель арестован и приговорён к трёхлетней ссылке. Он отбывал её на лесоповале под Вологдой. Но и после освобождения отцу Зосиме разрешалось жить только в маленьких городах.
Последним местом служения отца Зосимы стал город Малоярославец Калужской области. Здесь его и арестовали в 1938 году, обвинив в контрреволюционной деятельности. Долгое годы о судьбе батюшки не было никаких сведений. И лишь в конце 60-х годов 20 века его родные узнали, что протоиерея Зосиму Трубачёва расстреляли 26 февраля 1938 года и похоронили в общей могиле Бутовского полигона под Москвой.
Его сын Сергий, продолживший священнический род Трубачёвых, так написал в своих мемуарах:
Жизненный и пастырский путь моего отца окончен мученической смертью. Предвидя её, он остался верен своему священническому призванию. В памяти моей духовный облик его неотделим от наставления апостола Павла, читаемого на его иерейском кресте: «Образ буди верным словом, житием, чистотою».
На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года протоиерей Зосима Трубачёв был причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских. Память о подвижниках веры — из рода в род.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (04.12.2024)
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждый, кто когда-нибудь посещал ту или иную достопримечательность и бывал в каких-нибудь особенных местах, видел людей, которые, находясь поблизости от всей этой красоты, не трепетали от восторга, потому что для них это было частью естественного пейзажа, ведь они были местными. Но означает ли это, что они привыкли и уже не любят того, что их окружает? И можно ли привыкнуть к Богу, перестать чувствовать трепет перед Ним и даже перестать Его любить? Ответ на этот вопрос можно дать, обратившись к отрывку из 9-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Помню, как в детстве, приезжая на море, я удивлялся тому, что местные жители воспринимают его с гораздо меньшим энтузиазмом. Потом, будучи студентом, я будто бы впервые увидел рыбаков, которые ловили рыбу стоя спиной к Московскому Кремлю, совершенно не обращая на него внимания. Снова и снова меня посещал один и тот же вопрос: «Почему эти люди не испытывают тех же эмоций, что испытывают путешественники или туристы, которые впервые видят нечто особенное?» И самое главное, означает ли это, что они, как местные, не испытывают к своей малой родине и её красоте особенных чувств? С возрастом, общаясь с самыми разными людьми, пожив в разных городах, я понял, что чувства могут быть разными. Человек может не охать и не ахать от восторга, но только вернувшись домой, оказавшись рядом с какой-то своей, может быть на взгляд всех других, ничем не примечательной красотой, он чувствует, что он дома, рядом с чем-то дорогим и очень важным. И это не временные восторги, но глубокое и искреннее чувство родства.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел перечисляет предметы, связанные с главной иудейской святыней — ковчегом завета. Своим присутствием ковчег делал помещение, в котором находился, совершенно особенной частью храма. Ведь если в пространство, называемое Святое, священники входили регулярно, во Святое Святых как место нахождения ковчега главный иудейский священник, или первосвященник, входил единожды в год. Мера приближения к святыне может говорить о том, что к наиболее святому пространству, как и к наиболее святым предметам относились с наибольшими благоговением и трепетом. Но чем большее благоговение предполагалось, чем более святым являлся предмет, тем дальше грешный человек должен был от него находиться.
Но как же эти предметы стали восприниматься в христианстве? Они стали восприниматься как прообразы или символы Богородицы, Той Жены и Девы, через Которую бесконечный Бог стал человеком, видимым и слышимым, осязаемым настолько, что Его стало возможно убить. Бог — такой далёкий, для кого-то страшный, для кого-то загадочный, вдруг становится таким же, как мы. Для кого-то всё это будет выглядеть самым настоящим понижением Его статуса, ведь одно дело Бог, а другое дело — обычный человек. Однако на самом деле это не понижение... Воплощение меняет наше отношение к Богу, но изменения оказываются связаны не пренебрежением, а ощущением близости и родства. В них чувствуется невероятная ответственность, но и невероятное доверие Творца человеку. Опыт первой встречи, человека с Богом, который сопровождался трепетом и восторгом, уходит, однако при правильном подходе он сменяется не пренебрежением и забвением, он сменяется опытом события и соприсутствия, в котором Божие снисхождение к людям открывает им дорогу восхождения к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сохранение культурного и исторического наследия в городах». Виталий Калашников
У нас в гостях был историк, москвовед, журналист Виталий Калашников.
Разговор шел о сохранении культурного и исторического наследия в городах, а также о значении небольших деталей и элементов в архитектуре, которые даже не всегда заметны, но играют свою важную роль.
Все выпуски программы Светлый вечер