Сегодня 18 октября. В этот день в 1009 году халифом Хакимом был разрушен Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
Об истории разрушения и восстановления этого храма — протоиерей Владимир Быстрый.
Для всего христианского мира храм Гроба Господня в Иерусалиме — это величайшая святыня, место распятия и воскресения Христова. Однако в начале XI века он пережил страшное испытание. В 1009 году по приказу Фатимидского халифа, правителя, известного своей жестокостью и религиозной нетерпимостью, храм был подвергнут тотальному разрушению. Были снесены основные постройки, включая базилику, повреждена сама гробница Христова. Полностью уничтожить скальную гробницу не удалось, но масштабы разрушений были ужасающими.
Это событие стало шоком для всех христиан и в Византии, и в Европе. Известие о поругании главной святыни вызвало волну скорби и гнева. Византия начала долгие дипломатические переговоры, и храм был частично восстановлен при императоре Константине Мономахе.
Историческое значение этой трагедии огромно. Она стала одним из ключевых факторов, сопровождавших крестовые походы. В проповедях того времени разрушение храма преподносили как прямое доказательство необходимости освобождения Святой земли. Сегодня храм Гроба Господня, стоящий на том же самом месте, напоминает нам не только о евангельских событиях, но и о хрупкости мира. Его история учит ценить святыни и важность диалога межрелигиозного, чтобы ошибки прошлого никогда не повторялись.
Все выпуски программы Актуальная тема
Богородице-Сергиевский монастырь — Йошкар-Ола

Фото: Piqsels
В центре Йошкар-Олы, в квартале на пересечении современных улиц Пушкина, Чернышевского, Карла Маркса и Советской до революции располагался женский монастырь. Он был посвящён явлению Богородицы преподобному Сергию Радонежскому. Обитель основали в 1886 году при городском храме Входа Господня в Иерусалим. Первой настоятельницей здесь стала игуменья Маргарита (Дедюхина).
Несколько корпусов для монахинь построили на средства благотворителей, а в дальнейшем насельницы жили своими праведными трудами. Они занимались земледелием, шили бельё на продажу, стегали одеяла и искусно вышивали. Организовали работу нескольких мастерских — иконописной, кружевной, обувной и чулочной. Роскошный сад при монастыре упоминается в книге «Очерки по родиноведению», вышедшей в 1912 году. Благодаря сёстрам Богородице-Сергиевского монастыря и в городе развивалось искусство цветоводства.
Но основной своей миссией монахини считали заботу о людях. Они содержали богадельню для бедных старушек и приют для девочек-сирот. При обители действовала больница, в которую могли обратиться малоимущие горожане. С началом Первой мировой войны в 1914 году сёстры изготавливали защитные респираторы для нужд фронта и компрессы для раненых. Также они поддерживали семьи погибших воинов — и духовно, и материально.
Обширное монастырское хозяйство в начале двадцатого века занимало целый квартал. После революции 1917 года обитель разорили безбожники. В национализированных зданиях разместили квартиры и различные учреждения. Церковь Входа Господня в Иерусалим какое-то время оставалась действующей, а в начале тридцатых годов её взорвали. В городском квартале не осталось примет ещё недавно процветавшей обители.
Но в памяти народной образ монастыря сохранился. И в 2011 году горожане приняли решение воссоздать на улице Карла Маркса церковь Входа Господня в Иерусалим. Строители постарались воспроизвести в новых стенах облик утраченного храма и через четыре года здесь стали совершаться богослужения.
А в 2022-м началось возрождение Богородице-Сергиевского монастыря. Рядом с церковью Входа Господня в Иерусалим в двухэтажном доме поселилось несколько подвижниц. Они трудятся в швейной мастерской, вместе молятся и ведут хозяйство. Создали музей, посвящённый истории обители. Сёстры верят, что вскоре при Богородице-Сергиевском монастыре появятся медицинский пункт, паломнический центр и, непременно, — цветник, который станет украшением Йошкар-Олы.
Все выпуски программы ПроСтранствия
11 ноября. О спасении человека по благодати Божьей и добрых делах

9 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве, предварившую открытие двенадцатого Общецерковного съезда по социальному служению.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о спасении человека по благодати Божьей и добрых делах.
Спасает человека Бог, спасает Его сила, то есть благодать. Никакие добрые дела спасти не могут, но благодать подаётся в ответ на веру. И вот именно вера и помогает нам совершать дела. Вера даёт силу, и вера превращает доброе дело в спасительное дело.
Другими словами, и вера без дел мертва, и благодатью вы все спасены через веру. Вот эти два как бы противоречивые друг другу текста Священного Писания вообще-то открывают нам смысл того, что означает жизнь христианина и вообще при каких условиях и как обретается спасение.
Оно обретается только благодатью Божией, только силой Божией, которая в немощи человеческой совершается. Но не на пустом месте эта благодать даруется, а в ответ на наши добрые дела, конечно, на нашу веру и на нашу молитву.
Вот почему так важно, что в нашей Церкви сравнительно недавно, но возобновилась поддерживаемая всей полнотой Церкви, и патриархом, и иерархией, и духовенством, и при участии мирян наших поддерживаются и осуществляются многочисленные проекты, как мы сейчас говорим, и программы, направленные на то, чтобы привнести добро в жизнь людей.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 ноября. Об ожидании Христа

В 1-й главе 1-го послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мёртвых».
Об ожидании Христа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Апостол Павел в этих словах послания к фессалоникийцам напоминает братьям по вере о цели, которую они поставили перед собой. Принятие в сердце Христовой веры — это не просто согласие с божественными истинами, а деятельная, ответная любовь ко Господу.
А что происходит, когда любящие сердца расстаются? Они стремятся как можно скорее вернуться в объятия друг друга. Ожидание Христа, Сына Божия, Который ради нас стал Сыном Человеческим и совершил жертвенный подвиг спасения людей, — это не томление в муках перед Страшным Судом Господним, а радость встречи со своим Спасителем, с любящим нас Богом, со светом и радостью, с первопричиной бытия, с Утешителем и Подателем жизни, с самым родным и любимым Существом во Вселенной.
Конечно, при условии, что грехи и страсти не удаляют нас от этой встречи. Поэтому фессалоникийцы и другие первые христиане, очистившись через крещение от грехов, исполненные благодати Святого Духа, ожидали, жаждали встречи со Христом.
Последуем и мы их примеру.
Все выпуски программы Актуальная тема







