
В 1885-м году у казаков забайкальской станицы Краснояровской случился праздник, их посетил архиепископ Иркутский Вениамин. Пользуясь случаем, местный священник представил владыке десятилетнего мальчика-сироту Епифания Кузнецова:
— Владыка! Вот мальчик у нас, без отца и матери растёт. Любознательный, в храме поёт, помогает. Смиреннейше прошу Вас: благословите принять его в Нерчинское духовное училище, хотя бы на полуказённое содержание.
Епифаний стоял возле архиепископа на коленях, не смея заикнуться. И владыка благословил! Так решилась жизненная участь простого сироты-казачонка, которому суждено было стать архипастырем и мучеником. «Велика ко мне милость Божия!» — говорил об этом случае Епифаний много лет спустя.
Окончив училище, а затем Иркутскую семинарию и Казанскую духовную академию, он принял священный сан и в 1903-м году вернулся служить в родные места. Отец Епифаний стал сотрудником, а затем и руководителем Забайкальской духовной миссии с центром в Чите, созданной для проповеди православия среди бурят и эвенков.
Священник говорил: «Церковь всегда должна ставить перед собой задачи, связанные с главной целью её существования — спасением всего грешного человечества». Отец Епифаний постоянно беседовал с верующими, совершал объезды епархии, в том числе дальних миссионерских станов.
Особое внимание он обращал на проповедь среди бурят, многие из которых после выхода в 1905-м году указа о веротерпимости стали возвращаться к язычеству. Отец Епифаний любил бурят, отмечал в их характере «образцовую честность» и смирение. По инициативе отца Епифания в Чите было построено новое здание миссионерского училища на 150 учеников, в котором учились в том числе буряты.
Когда в 1910-м году на российский Дальний Восток хлынул поток корейцев, бежавших от японской оккупации, отец Епифаний начал проповедь среди них. К тому времени он овдовел и принял монашество с именем Ефрем. 29-го августа 1910-го года на реке Читинке отец Ефрем крестил шестьдесят пять корейцев. Это был настоящий праздник, сопровождавшийся общегородским крестным ходом в Чите. Крещения корейцев продолжались. На их языке отец Ефрем стал издавать журнал «Православие», а вскоре у него появились помощники — священники и катехизаторы из числа корейцев.
В 1916-м году отец Ефрем стал епископом Селенгинским, а вскоре для него, как и для всей Русской Церкви, наступило время исповедничества.
Владыка Ефрем участвовал в Поместном Соборе 1917-1918-го годов, на одном из его заседаний он назвал происходящее с Россией карой за отступничество от Бога. Революционеры считали епископа Ефрема злостным «реакционером». В июне 1918-го года он был арестован вместе со своими соратниками — выдающимися миссионерами Николаем Варжанским и протоиереем Иоанном Восторговым.
5-го сентября чекисты их расстреляли, перед казнью владыка Ефрем и отец Иоанн благословили тех, кого убивали вместе с ними.
В 2000-м году священномученик Ефрем Селенгинский был причислен к лику святых.
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема