У нас в гостях был композитор Михаил Смирнов — племянник протоиерея Дмитрия Смирнова.
Спустя 9 дней со дня кончины священника Дмитрия Смирнова мы говорили о том, каким отец Дмитрий был в личном общении по воспоминаниям его племянника Михаила Смирнова.
Ведущий: Константин Мацан
К.Мацан:
— «Светлый вечер» на радио «Вера».
Здравствуйте, дорогие друзья!
У микрофона — Константин Мацан.
Завтра, в четверг, 29 октября, 9 дней со дня кончины протоиерея Дмитрия Смирнова, известного и любимого очень многими пастыря, священника, проповедника.
У нас в эфире радио «Вера» во многих программах уже, с тех пор, со дня его ухода, появлялись воспоминания о нём, рассказы о нём его друзей, тех, кто его любил, тех, кто с ним вместе работал. Но, вот, мне кажется, что ещё не было у нас в эфире, за эти 9 дней, человека, который мог бы про отца Димитрия сказать... вернее... назвать отца Димитрия «дядя Митя».
Вот, сегодня у нас в гостях композитор Михаил Смирнов, племянник отца Дмитрия.
Добрый вечер!
М.Смирнов:
— Добрый вечер!
К.Мацан:
— Нашего сегодняшнего гостя наши слушатели знают по ансамблю «Ихтис» — Вы участник ансамбля «Ихтис», песни этого ансамбля у нас в эфире звучат, и... вообще... дружат радио «Вера» и ансамбль «Ихтис».
Но, вот, знаете, для кого-то, может быть, вообще, парадоксально: отец Дмитрий Смирнов — такой... образец церковной культуры, и, при этом, Ваш папа, его родной брат, тоже недавно от нас ушедший — гитарист, музыкант известный Иван Смирнов, Вы — музыкант, Ваш брат — тоже, Иван Смирнов-младший — семья музыкантов. Вы играете очень разную музыку, в том числе, этническую, фолк-музыку... а, вот, как отец Димитрий к этой стороне своей семьи относился, к этой музыкальной... современной такой рок-фолк-струе?
М.Смирнов:
— Ну... дело в том, что отец Димитрий, в первую очередь, имел образование художественное — он же был скульптором. И, я помню, когда он только-только стал священником... во всяком случае, его образ был таким... очень... как это сейчас говорят — хипстерским.
К.Мацан:
— А Вам 4 года было, когда его рукоположили, да?
М.Смирнов:
— Видимо, да... это был, наверное, какой-нибудь 1979-80 год, что-то такое... ну, вот... но образ его ещё, говорят, долгое время... он только чуть позже стал таким, вот, священником, и таким каким-то... стал набирать вес для нас, именно как священник. А так — я его воспринимал... и его друзей... как таких людей — творческих вполне. Потому, что они были не чужды каких-то весёлых компаний, они часто обсуждали искусство, кроме того, что всё это полнилось, конечно, и... вот... первыми... такими... годами служения в храме.
То есть, отец Дмитрий совершенно был не далёк — до последнего времени — совершенно не был чужд миру искусства, так сказать. Поэтому... Ну, и, с другой стороны, конечно, служение... ну... то есть... быть музыкантом — это, где-то, сродни служению... ну, конечно, очень далеко... потому, что это... так сказать... опосредованное служение, не такое, как служение в храме, но это — похоже очень. Потому, что ты выходишь, всё равно, на сцену, как на кафедру, и, всё равно, ты что-то несёшь с этой кафедры — туда, людям, которые ждут от тебя какого-то слова, и хочется, конечно, это всегда наполнить... такой... проповедью любви. Только через музыку.
К.Мацан:
— А он когда-нибудь на концерты приходил к Вам? Было такое?
М.Смирнов:
— Он приходил, да, на папины концерты. А поскольку я с отцом... и мой младший брат — мы играли вместе, у нас был семейный ансамбль... то есть, папа нас допускал до этой... вот... такой... святая святых своих. Мы участвовали полноценно и в аранжировках, и в записях. А отец Дмитрий любил музыку Ивана, отца моего. И, мало того, ещё их отец, то есть — мой дед Николай Николаевич Смирнов — он был композитором, музыкантом тоже. То есть, музыка всегда звучала у доме детства и Ивана, и Дмитрия. Она так же звучала и в моём детстве. Это всегда был... как это... она, так же, звучит каждый раз на Литургии... Может быть, некоторые не обращают внимания на то, что это — тоже музыка, и тоже какое-то искусство — вот это клиросное делание... но, во всяком случае... музыка всегда в нашей жизни была.
К.Мацан:
— А каким был дядя Митя, как Вы его у себя в фейсбуке (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) называете... причём, как будто, подчёркивая эту вот... близость такую, непарадность... ну, вы — родственники, понятно... а, вот, каким он был, именно как дядя Митя?
М.Смирнов:
— Надо сказать, что я очень был близок с его родителями. Может быть, даже ближе, чисто вот так вот — лично...
К.Мацан:
— С Вашими бабушкой и дедушкой?
М.Смирнов:
— ... да... с бабушкой и с дедушкой мы были ближе, чем я был с ним. Потому, что у него было настолько много дел, и он, всё время, кипел какой-то... такой, вот... созидательной энергией — он всё время что-то делал. У нас не было такого... может быть, за всю жизнь было несколько раз — такие моменты, когда мы просто, вот, садились и разговаривали. И я его, конечно, в детстве... да, и сейчас, наверное, воспринимаю через нашу семью вообще... то есть... и, в первую очередь, через бабушку с дедушкой... и многое мне в нём понятно стало после того, как я... ну... как-то проник... став старше — мне было, может быть, лет двенадцать... и дальше — четырнадцать... шестнадцать — с бабушкой я успел пообщаться достаточно тесно... вот... многое мне в нём понятно — через его родителей.
К.Мацан:
— А что, например?
М.Смирнов:
— Устроение жизни и отношение к ней, отношение к людям, отношение к делам. Например, бабушка всегда говорила, что ребёнок... у меня потом появились свои дети, и она в своих правнуках тоже первое время принимала участие... на говорила: «Слушайте, не давайте им сидеть без дела... они должны всегда что-то делать». Если есть выходной, то этот выходной должен был быть обязательно посвящён какому-то занятию. Пускай будет всё — там... бассейны, гимнастика, хоровое пение, сольфеджио, музыка, математика, и всё, что угодно — лишь бы только не сидел на месте, и, не дай Бог, не гонял банки во дворе с неизвестно кем.
Вот, это отношение к жизни — а отец Дмитрий очень похож на свою мать по своей... такой, вот... сути его... ну... остановить его — это... как он, в своё время сказал о своей матери, что она была... таким... локомотивом — то есть, её невозможно было остановить, и, если она что-то задумала, она всегда доводила до конца. Несмотря ни на что. Вот — ему передалась от неё его энергия. А... такая... душевность и ранимость... может быть, немногие это замечали, но она в нём была — то есть, чуть-чуть, вот... так... тронешь — и отец Дмитрий мог расплакаться просто от какого-то... ну... от чего-то очень простого.
К.Мацан:
— Ну, эта ранимость... такая... положительная...
М.Смирнов:
— Да...
К.Мацан:
— ... то есть, некая сентиментальность. Или — ранимость, когда на какие-то замечания, критику реагируешь болезненно?
М.Смирнов:
— Нет, нет... никто у нас в семье... никогда у нас не было такого понятия «обижаться». Я не помню, чтобы мой папа обижался. Я не помню, чтобы отец Дмитрий обижался на кого-то. Вот, обиды, как таковой, вообще, в принципе, просто не было, как... ну... как феномена вот этого. Можно было что угодно говорить, кому угодно говорить, в сторону кого угодно в нашей семье — обиды... так же, как и домашних животных, у нас никогда не было, так же не было никогда обиды. Не знаю... как-то вот так вот...
К.Мацан:
— А домашних животных не было по какой-то особой причине?
М.Смирнов:
— Не знаю... просто их не было. Их не было. У нас было много людей. А... вот... животных... и такого отношения к животным, именно к домашним... Знаете, бывает так часто — многие любят домашних животных больше, чем своих близких и родных... Ну, вот такого вот... почему-то... я не знаю... я вчера об этом подумал — почему ни у кого из нас никогда не было домашних животных? Не знаю. Ну, это я... так... отвлёкся.
К.Мацан:
— Чтобы время уделять на людей...
М.Смирнов:
— Да, да... видимо, да. Скорее, так. Потому, что, как батюшка говорил, в своё время: «Завести морскую свинку каждый в состоянии, а вот завести ребёнка, как говорят, сложнее». Хотя... за свинкой больше забот, может быть, даже.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
К.Мацан:
— Композитор Михаил Смирнов — племянник отца Дмитрия Смирнова — сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер».
А вот... меня очень заинтересовало, когда Вы сказали, что Вы стали лучше понимать отца Дмитрия, его личность, когда уже сами стали постарше, в подростковом возрасте — в 12-13 лет. А вот что это было за осознание? Каково это — подумать, понять, что «в нашей семье есть священник»? Вот это — про что это ощущение?
М.Смирнов:
— Я не знаю, хорошо ли так говорить, но какая-то у меня была гордость за то, что у нас всё не так, как у других, и — какое-то тепло от того, как это у нас было.
Мне всегда было радостно... все наши такие вот вечера, которые устраивали бабушка с дедушкой — потому, что эти вечера полнились... ну... такими людьми прекрасными! Это были художники очень известные, это были... творческие люди того времени... там... и музыканты, и поэты, и... галеристы... там... какие-то, и учёные... там... и так далее. То есть, это был... такой... творческий цвет интеллигенции. И священство отца Дмитрия — оно, как бы, это украшало, всех этих вот людей, собравшихся, допустим, за столом... как-то это всё горело таким вот... каким-то особенным огнём... таким, вот... теплом. И мне это, конечно, было дорого, и помогало мне находиться в советской среде... вот... в советской школе, в этих вот обстоятельствах — я как-то чувствовал, как будто, воздушную подушку вокруг себя, которая мне не давала травмироваться слишком от того, что происходит вокруг. Отец Дмитрий правильно очень сказал... это называлось «внутренней эмиграцией» — то, что было у нас. Вот. И, конечно, полнилось Евангелием, и Литургиями, и нашим участием, и первыми моими исповедями, которые принимал он, как раз. Это было в деревне — в сенях... потому, что... ну, это — отдельная история, тут надо рассказывать...
К.Мацан:
— А, вот, можете рассказать? Потому, что... само собой, не про исповедь, но... мы же часто проблематизируем эту тему — каково исповедоваться, допустим, детям священника самому священнику, когда сын — папе. Кто-то говорит, что это — неправильно. Кто-то говорит, что — нет, это нормально, в этом нет никакой проблемы. А как это было в Вашем случае?
М.Смирнов:
— Да, может быть... вот... я и говорю — сама обстановка к этому располагала. Потому, что, в своё время — это, как раз, начало 70-х годов, когда отец Димитрий ещё был... ну, вот... таким... из числа творческой молодёжи, — он, вместе со своим приятелем и со своей мамой ( моей бабушкой ) стали искать — прямо непосредственно искать — место в России, где-то далеко от Москвы, где можно было бы... в то время можно было по дешёвке купить дома, потому, что многие из деревень уезжали... да и уезжают до сих пор, но тогда тоже такое было — деревенские жители уезжали в города, а интеллигенция — наоборот, заезжала в деревню, для того, чтоб...
К.Мацан:
— К народу, к земле...
М.Смирнов:
— ... чтобы спастись... ну... как бы... вот... от этого... от такой косности советской, для того, чтобы можно было как-то вздохнуть, и пожить по-своему.
А у них была конкретная цель. Они хотели — несколько человек из этой творческой среды молодёжи, и, плюс ещё, родители, и вот эти вот новоиспечённые пары тогда православные, творческие, хотели создать некую... такую... как это называется... такое поселение.
К.Мацан:
— Общину какую-то свою...
М.Смирнов:
— Общину, да... которая бы максимально не соприкасалась с советским миром, если так можно... и там вырастить нового рода семьи. То есть, это было... ну, как сказать... если можно так... сравнить с хиппи это, но только — под знаменем Спасителя, «Спаса Нерукотворного». Вот, как-то так.
И, конечно, мы воспринимали это... то есть, вокруг природа — эта русская природа, это... прям... ещё тогда были пастухи... там... выгон стада, какие-то деревенские русские люди вокруг, запахи эти, лето... такое... настоящее русское лето — всё было как-то наполнено каким-то особенным таким романтизмом. Поэтому, и, собственно говоря, и Литургия Преждеосвященных Даров, служившаяся отцом Дмитрием в сенях прямо нашего дома — она воспринималась немножко... как будто, ты участвуешь в сказке! И, поэтому, не было... такого... ведь, это ж всё было — новое! Это — заново возрождающееся православие, после длительного советского... советской оккупации.
Поэтому, и мы, будучи маленькими детьми... конечно... когда у тебя — баня в тех же сенях, тебя... там... вечером — буквально, только что — достали с печки... а потом утром тебе говорят: «Исповедь...» — и что... это вот...
К.Мацан:
— А сколько Вам лет было?
М.Смирнов:
— Ой, ну... вот это... значит, соответственно, если я исповедовался первый раз, значит, мне было лет семь. Всё это происходило — вот, как раз, когда он рукоположился... значит, это — от пяти моих лет, и, где-то, до лет двенадцати. Потому, что... пока отец Дмитрий жил в этой нашей деревне. Потом он уехал... часто приезжал, но потом просто, в силу занятости своей, стал приезжать реже и реже, и... как-то... началась другая жизнь. А так, становление — и моё, и моих братьев и сестёр — прошло именно... вот... в деревне. Воскресенье, после Литургии Преждеосвященных Даров... вот... самовар... там... исповедь... какие-то первые волнения... ну, то есть... в общем — он организовал наше пространство культурно-духовное. И, поэтому, у меня было какое-то доверие — и к нему, и к его друзьям... такое, вот... ну... как-то я их воспринимал очень тепло, у меня не было такого, что это — какие-то страшные бородатые дяди... я видел, как они общаются, как они живут — поэтому, это, кроме симпатии, и не могло ничего вызывать.
А исповедь, как серьёзный момент твоей жизни — ну... он помогал, конечно. Вот, ты попадаешь в эту комнатку в сенях, и ты не знаешь, что говорить. Но он же — направлял, и очень... так... мягко направлял и действовал.
К.Мацан:
— А сохранился в памяти... я не знаю... какой-то совет, какие-то его слова, которые стали... таким... значимым маячком на всю жизнь?
Я, например, помню свою первую исповедь. Она была уже во взрослом возрасте, в студенчестве — поэтому, я хорошо помню, что говорил священник, и мне было очень важно... до сих пор, я в сердце несу некие его слова — ну... той, самой первой исповеди.
А у Вас есть какие-то такое вот... маячки Ваши, от отца Дмитрия доставшиеся?
М.Смирнов:
— Ну, отца Дмитрия мы все прекрасно знаем, и я его знаю тут с такой же стороны, как все. Он остр всегда был на слово. Видимо... я так думаю, что он как-то защища...
К.Мацан:
— А он вот в таком... в личном общении — тоже... вот... на исповеди...
М.Смирнов:
— Обязательно.
К.Мацан:
— ... тоже остр был?
М.Смирнов:
— Достаточно строг. Строг и очень последователен. Поэтому, всякое нытьё с нашей стороны, он пресекал. Мы понимали, что если он присутствует, мы не можем... вот это вот... развалиться на диване, что-то... там... поныть... или сказать, что кто-то... там... кого-то обидел. Есть пример... но я даже не знаю, рассказывать ли его в эфире, или нет... того, как отец Дмитрий поступал. Но, при этом...
К.Мацан:
— Лучше — рассказать!
М.Смирнов:
— Хорошо. Ну... такой момент. Поскольку, мы с его дочерью Машей — ровесники, мы чаще общались, чем остальные, более младшие наши братья и сёстры. И, когда приезжал отец Дмитрий, Маша себя чувствовала... ну, как сказать... у неё — полная семья. А я — с бабушкой. Мама моя — на работе, папа — тоже на работе. И Маша как-то воодушевлялась, что приехал папа, видимо... я не знаю... мы все воодушевлялись, но она — особенно.
И — он сидит на террасе, я помню, и, в какой-то момент, мы что-то, там, с Машей не поделили, и она — пошла жаловаться папе. Она приходит и говорит: «Папа, у меня Миша...» — там... отнял что-то, там, такое... какую-то ерунду. На его взгляд. На наш взгляд, это было, конечно, важно. Хотя, может быть, я и не отнимал... я не помню, чтобы я что-то отнимал... ну, в общем, неважно. Был конфликт.
Ну, вот. И он посмотрел так на нас, потом говорит: «Подойди ко мне». Я думаю: «Ну, всё...»
К.Мацан:
— Щас будет...
М.Смирнов:
— Да... а, с другой стороны, я понимаю, что это не какой-то, там, дядя, который... вот... я прекрасно понимал, я его чувствовал — просто чувствовал сердцем. И чувствую, что — начинается представление какое-то, во что я, конечно, сразу же включился, хотя и... так... побаивался.
Он взял меня за руку, и Маше говорит: «Маш, ты же знаешь, где сени, да?» Она говорит: «Да». Он говорит: «Вот, там вот, в дальнем... как войдёшь, пройдёшь до конца сеней, и там лежит топор...
К.Мацан:
— Вот, это — да...
М.Смирнов:
— ... да... Принеси мне его, пожалуйста», — и Маша, в недоумении... как бы... идёт, но — идёт. Он даже голоса не повысил... просто, он говорит: «Давай, быстрей... я жду».
Она, видимо, пошла в эти сени, разыскала там... нашла какой-то маленький топорик, взяла его в руку, и несёт... вот... заносит его на террасу. А он говорит: «Ну, что — готова?» Она говорит: «Готова». Он берёт тогда — кладёт меня, вот так вот, на стол, мою голову прижимает к столу, и говорит: «Маш, иди сюда, возьми топор — руби ему голову!» — и тут Маша топор роняет, в слёзы, говорит: «Я не могу... я не хочу...» Он говорит: «Ну, ты его — любишь, значит? Почему не хочешь?» Она говорит: «Да, я люблю... я не хочу, чтобы ему было больно!» Он говорит: «Ну, вот — раз любишь, больше не жалуйся на него».
И, с тех пор, просто — как отрезало! Мы... как бы...
К.Мацан:
— Ну, потрясающая педагогика! Но вот так, со стороны, послушаешь... даже немножко оторопь берёт... несколько ужасно...
М.Смирнов:
— В том-то и дело!
К.Мацан:
— ... это выглядит в пересказе... А почему Вы это... как бы... что даёт Вам основание, чувство — рассказывать об этом с юмором, и... Ну, мы понимаем, что была и ирония, и научение... но — как это ощущалось?
М.Смирнов:
— Это надо чувствовать. Он бы вряд ли бы стал это делать, как я понимаю, не зная заранее о том, что, на самом деле... как мы к этому относимся. Он просто сбил вот этот вот сон, который нашёл — такой вот... этой вот... нытья вот этого, и... непонятно, чего она хотела своей вот этой жалобой добиться от него. Он просто... это как туман просто рассеял — вот эти вот... такие... отрицательные эмоции. И мы потом с Машей... просто... с тех пор, мы вообще никогда не ссорились. Я просто не помню такого момента.
К.Мацан:
— А у Вас был какой-то подростковый бунт против Церкви, какое-то охлаждение подростковое?
М.Смирнов:
— Нет.
К.Мацан:
— А вот это — связано как-то с примером отца Дмитрия, с его участием в жизни? Как Вы прошли вот этот период... такого... взросления?
М.Смирнов:
— Нашим бунтом было, наоборот, воцерковление.
К.Мацан:
— Да? Как это было?
М.Смирнов:
— Такое время было. Потому, что всё вокруг — настолько было... то, что нам было враждебно и неприятно, всё было — антицерковным. Поэтому, мы бунтовали именно своим воцерковлением.
Это сейчас — наоборот. Потому, что сейчас... ну... немножко другая ситуация. Сейчас все к Церкви — не то, что привыкли, а она уже стала даже раздражать многих тем, что она постоянно — везде.
К.Мацан:
— Но просто есть дети, которые уже выросли, с детства, в Церкви...
М.Смирнов:
— Да, да, да...
К.Мацан:
— ... и подростковый период приходится на бунт против ценностей родителей, которые есть — ценности церковных людей.
М.Смирнов:
— У нас было... вот... по-другому. Мы, всё-таки, чувствовали себя... поскольку, мы жили в такой вот «внутренней эмиграции», именно будучи церковными людьми, мы протестовали против антицерковности. И, до сих пор, собственно говоря, это и делаем.
К.Мацан:
— Вернёмся к этому разговору после небольшой паузы.
Я напомню, сегодня, с нами и с вами, в программе «Светлый вечер» Михаил Смирнов — композитор, музыкант, участник, в том числе, ансамбля «Ихтис», и многих других ансамблей, и — племянник отца Дмитрия Смирнова.
У микрофона — Константин Мацан.
Мы скоро вернёмся. Не переключайтесь.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
К.Мацан:
— Светлый вечер на радио «Вера» продолжается.
Ещё раз, здравствуйте, дорогие друзья!
У микрофона — Константин Мацан.
У нас сегодня в гостях композитор Михаил Смирнов, племянник отца Дмитрия Смирнова. Мы говорит об отца Дмитрии. Повторюсь, у нас в гостях человек, который может его назвать «дядя Митя», да так и называет, а завтра, в четверг, 9 дней со дня кончины отца Дмитрия. И я, наверное, от лица всех радиослушателей, ещё раз, Михаил, Вам, Вашей семье приношу наши соболезнования, в связи с уходом отца Димитрия...
М.Смирнов:
— Спасибо...
К.Мацан:
— ... и, в то же время, столько слов в последние дни звучит — слов светлых, тёплых об отце Дмитрии, и это тот случай, когда фраза «он жив в наших сердцах» — она не пустая, это — не фигура речи.
Действительно, столько народу было на отпевании — тысяча человек пришли на отпевание в Храм Христа Спасителя, и для каждого из них отец Дмитрий что-то значил очень важное. Я даже думаю, что тех, для кого он очень много значил, ещё больше. Потому, что его передачи, его выступления в СМИ, его публичность очень многих согревала и воодушевляла.
А, вот, кстати... не могу Вас об этом не спросить... как Вы, скажем так, переживали его публичность? С одной стороны, это — известность, а, с другой стороны, это и критика. А он для Вас — не просто священник, он — родной человек. В Вас это попадало как-то?
М.Смирнов:
— Ну, мы, конечно, скучали по нему. Потому, что в период до его, так сказать... вот, этого... до того, как он стал появляться на телевидении, вести радиопередачи, много ездить, много участвовать в общественной жизни... хотя, он всегда... в общем... участвовал много в общественной жизни, но, с появлением вот этих вот православных СМИ, которые он и сам инициировал, во многом, он стал... мы стали по нему скучать — потому, что мы его стали реже видеть. Он, всё-таки, раньше появлялся чаще на наших каких-то семейных собраниях. Мы звали его на всякие семейные праздники, а потом он стал редко на них появляться, а если и появлялся, то — кратко. Но, с другой стороны, мы понимали, что он занят делом, наверное, более важным, чем просто посидеть выпить чайку в компании родных людей.
Мы, конечно, на него ориентировались, и держались за него, и... сейчас особенно почувствовали вот этот удар с его уходом, когда его не стало. Потому, что мы были уверены, что... что этот корабль будет всегда им управляем, мы были... как-то... спокойны, уже... так... немножко впали в такое... вот... ну... блаженный сон — потому, что он всегда был... таким, вот... защитником, и всегда принимал первый удар на себя. А сейчас мы чувствуем, что будет многое меняться, и... ну... какая-то новая жизнь начнётся.
Но, тем не менее, конечно, глядя на то, что происходило на отпевании в Храме Христа Спасителя, многие из нас... как бы... заново ощутили величие его... такое... какое-то... и особенность его служения.
К.Мацан:
— Я, буквально на днях, общался с одним профессором философии, доктором наук, преподавателем Высшей школы, то есть, человеком, очень интеллектуально весомым... как бы мы сказали — прокачанным, который говорил, что недели не проходило у него, чтобы он не слушал радиопрограммы отца Дмитрия, и поражался его глубине, его образованности, его просто подкованности в науках — истории, философии, богословии... Понятно, он закончил семинарию, но его предыдущие образования, тоже полученные, но не были связаны... скажем... там... с научной деятельностью. А для моего собеседника отец Дмитрий был примером... такого... гения — в прямом смысле слова, человека, которого, от природы... такой... самородок, который настолько глубоко был погружён во всё — во всю интеллектуальную мировую традицию, что с ходу мог вступить в разговор с профессором-атеистом, физиком, кем угодно... Помните, это знаменитое видео есть, когда его спрашивают: «А вот как Вы докажете Бога? Что такое дух?» — и, на ходу, отец Дмитрий говорит: «Дух — это далее неразложимое понятие... неопределяемое понятие, первичное — как точка, например», — говорит он профессору математики или физики, и, тем самым, просто закрывает этот разговор, побеждает в этом диспуте верующего и неверующего.
И, вот, для моего собеседника, он был примером гения, в прямом смысле слова. А как это переживалось в семье? Где были его интересы? Много ли он читал? Как он это всё набирал? Вот, как Вы это ощущаете?
М.Смирнов:
— Он... всем же известно — он во многих интервью говорил, что ему... вообще... в принципе, учёба давалась легко, и он школу закончил с одной тетрадкой. У него — очень цепкий ум и очень... как сказать... такой... последовательный, логический. И он просто ещё психически очень уравновешенный человек — он психически здоров. А это — очень важно для правильной оценки вещей, и, в том числе, и таких вот... как бы... научных. Потому, что... у него прекрасно было с математикой, и, по-моему, он учился в математической школе. Он прекрасно понимал, что такое композиция. Я думаю, что он был, как психолог, очень таким человеком тонким — тоже в силу того, что у него просто склад ума был такой особенный. Мы же никогда не вели, естественно, за столом никаких богословских бесед, и всё это было... у нас, в основном, шутка была, всё как-то... тёплые такие семейные какие-то отношения...
К.Мацан:
— Судя по истории, которую Вы рассказали в предыдущей части, с топором — умел пошутить отец Димитрий по-доброму...
М.Смирнов:
— Да, но мы же воспринимали, всё равно, это в контексте общем.
К.Мацан:
— Да, конечно, конечно...
М.Смирнов:
— Вот... а контекст был очень такой... всегда лёгкий, непосредственный.
К.Мацан:
— Вот, смотрите... у нас на радио «Вера», в рамках «Светлого вечера», по вторникам выходит программа о пути к священству. Мы разговариваем со священниками о том, как человек, мужчина, принимает решение, желание появляется дерзновенное — быть священником.
И сейчас, когда отец Дмитрий ушёл, мы, конечно, с моей коллегой и со-ведущей Кирой Лаврентьевой, синхронно сказали, что — как же мы могли не успеть его позвать? Хотя, казалось бы, рассказывал он про свою жизнь, но, всё равно, хотелось и с ним об этом поговорить.
А в 1979 году, если я не ошибаюсь, его рукополагают, и особенно это интересно на фоне того, что Вы рассказываете о той среде творческой интеллигенции, в которой и Вы жили, и он жил. В этой среде интеллигенции, которую принято считать... такой... Обычно, кто такой интеллигент? Человек, скептически настроенный к Церкви. Он же, всё-таки, принимает решение, желание возникает у него себя Богу посвятить и в этом смысле.
Когда-нибудь это обсуждалось с ним в семье — вот это решение? Из чего оно вырастало? Почему он такое решение принимал? Как Вы это наблюдали, и позже — его выбор наблюдали?
М.Смирнов:
— Я так понимаю, что это произошло спонтанно, и было иницировано — сам его вот этот импульс был инициирован матерью — то есть, ну... в общем... родителями. Когда он, будучи пятнадцатилетним подростком, из-за того, что няня не могла пойти на освящение куличей в храм Ризоположения на Донской улице, бабушка ( то есть, его мама ) сказала: «Ну, раз некому идти, ты — уже взрослый, иди и сам это сделай. Собственно говоря, там и делать-то нечего». Он пошёл, поучаствовал в освящении куличей, и ему настолько понравилось, что, на следующий год, он уже попросился сам пойти. Взял с собой младшего брата, и, с этого, началось его сознательное воцерковление.
Ну, а дальше... в общем, бабушка никогда ничего не запрещала никому. Я не помню... единственное только — она предостерегала. И говорила, что лучше не надо... вот, с плохой компанией — не надо связываться, потому, что это закончится — так-то и так-то. А так, чтобы что-то запрещать — нельзя это говорить, нельзя вот так вот чувствовать, или — нельзя так одеваться, и так далее — такого не было никогда. У нас была очень свободная, в этом смысле, семья. И, поэтому, если хочешь — ну, пожалуйста. Главное, чтобы заниматься делом — вот... а какое это дело? Если это дело достойное и хорошее, то — почему бы и нет?
К.Мацан:
— А не было такого, что... вот... советские годы, в то время за это лишали работы, лишали каких-то возможностей...
М.Смирнов:
— Да, я понял... это было привычно для нашей семьи. Все друзья моего дела — сидели. Все до одного, кроме моего деда. Потому, что он был человек скромный, очень тихий и малоговорящий — поэтому, он не «загремел». Все остальные друзья, которые и до конца остались друзьями — они все сидели.
К.Мацан:
— Но и в роду были священники... ближайший — дед отца Дмитрия, да?
М.Смирнов:
— Дед был членкором-математиком, а прадед — стал священномучеником. Об этом отец Дмитрий узнал позже уже гораздо, когда был сам священником. Там много открывалось по ходу служения отца Дмитрия — мы многого не знали о семье. Только, вот, буквально, последние 20 лет, благодаря тому, что моя сестра стала... как-то... вести... такую вот... работу просветительскую, в том числе, и в нашей семье, мы многое и узнали о наших предках.
К.Мацан:
— А не помните Вы, как он это воспринял? Вот, он узнал, что его дед был исповедником...
М.Смирнов:
— Со слезами на глазах! Помню, конечно! Потому, что это всегда открывалось неожиданно и чудесно.
Вот, например, первый храм, куда его определил Патриарх после рукоположения, это был Крестовоздвиженский храм в Алтуфьево. Собственно, тогда КГБ активно участвовал в жизни священников, и давали храмы, диаметрально противоположные месту жительства священника — для того, чтобы он меньше времени тратил на общение с прихожанами, чтобы стремился домой к семье.
Поскольку, отец Дмитрий жил тогда на Мичуринском проспекте — это далеко, и, соответственно, его с юга послали на север, в Алтуфьевский храм. Где он, со временем, с удивлением узнал, что это — родовой храм семьи нашей, где все наши поколения Смирновых служили. И был только один перерыв — Василий Палыч, который позже стал новомучеником. Отец Василий — он слишком рано осиротел, и, поэтому, не успел заменить на этом посту своего отца. Он какое-то время ещё учился, был учителем... там... и так далее... и храм, как бы, потерялся. Но вернулся потом к отцу Дмитрию. А отец Дмитрий узнал об этом случайно от своей двоюродной бабушки — то есть, от дочери священномученика Василия, к которой он просто поехал для того, чтобы просто поинтересоваться историей семьи. И спросил: «А где отец-то твой служил, ты помнишь?» — а она говорит: «Ну... такая есть деревня Алсуфьево, и там — Крестовоздвиженский храм на берегу пруда». А он говорит: «А ты знаешь, я там служу!»
К.Мацан:
— Потрясающе!
А, вот, Вы сказали, что у Вас не было в подростковом возрасте бунта против Церкви — Вы, наоборот, бунтовали против поздне-советских реалий, и основой, опорой этого «бунта» была, собственно, церковность.
А, вот, смотря уже из сегодняшнего дня, как Вам кажется, какой образ Церкви, какое представление о церковности создавал для Вас отец Дмитрий? Ведь, мы же по-разному все понимаем, что такое — жить в Церкви, что такое быть в Церкви. Для кого-то это, больше... такая... интеллектуальная составляющая, для кого-то — чисто Богослужебная, для кого-то — общинная, быть среди людей, и это всё — не варианты, а... скажем так... одни или другие акценты какие-то важные, штрихи, которые человек выделяет.
А, вот, для Вас представление о Церкви, церковности, церковной жизни — какое сформировал отец Дмитрий?
М.Смирнов:
— Ну, в первую очередь, наверное, это — русское православие, со всеми вытекающими отсюда аллюзиями, и какими-то ассоциациями — русское православие. Потому, что он, как я сейчас для себя его определяю, гений русского священства.
К.Мацан:
— Гений места.
М.Смирнов:
— Да, да... вот... поэтому, это всё было полно... таким вот... трепетным отношением к истории, к литературе русской, к русской музыке, к русской культуре, вообще — той, которую старались уничтожить в советское время, и не смогли. Вот. Наверное, это — русское отношение к христианству.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
К.Мацан:
— Михаил Смирнов, композитор, племянник отца Дмитрия Смирнова сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер».
Ну, не могу не спросить: это русское отношение — оно в чём специфично? Как его... даже не то, что как его раскрывал отец Дмитрий, а как оно раскрывалось на примере отца Дмитрия — в его поступках, словах, в том, как Вы это помните?
М.Смирнов:
— Ну... я думаю, что... все помнят, что он, именно, как раз, этим был... особенный... как бы... тем, что он очень был ярок, именно в своём проявлении своей... такой вот... культуры именно... имперского такого отношения, и... такой вот... боли за народ, «за своих». Он всегда ревновал «за своих». За русскую семью, в её в таком вот... в каком-то таком понимании... даже не академическом... я даже не могу сказать... в каком-то таком... ну... мистическом, космическом понимании. Русская семья, русская культура, русское слово... ну, вот... и, конечно, жития святых, святыни, храмы — те, которые он восстанавливал — он всегда интересовался историей, всегда интересовался тем, кто служил, что это были за люди... то есть... и пытался... как бы... навести порядок дома — вот, что, по-хорошему. То есть, поставить иконы в Красный угол, положить плат белый и зажечь лампадку. В этом был уют, и какое-то его... такое вот... откровение. Поэтому, наверное, многие его любили.
К.Мацан:
— Такая красота в этом есть — красота, понятая очень глубоко, как Вы сказали — космическая такая. Красота, в которой раскрывается смысл.
А, вот, я не могу Вас не спросить... Для многих людей, которые смотрят на Церковь со стороны, отец Дмитрий — автор хлёстких высказываний. А как Вы это воспринимаете? И критику... или, может быть, не критику, а, наоборот, восхищение: «Ах... так и надо! Так он их приложил здорово!»
Потому, что на фоне той истории — я, опять-таки, возвращаюсь — которую Вы рассказали, про то, как он вразумлял вас с сестрой, становится понятнее, что для него, за всем этим, стояло... я так скажу... некое преследование пользы — тому, к кому он обращается.
М.Смирнов:
— Конечно, всегда. Да.
Ну, как говорится... поскольку, богатырь иногда рубит сплеча — а у отца Дмитрия это было часто, — он всегда рассчитывал на то, что: во-первых, у человека есть чувство юмора, во-вторых, он — человек, к которому обращаются — понимает этот юмор и ему сочувствует. А это не всегда было так. Ну, просто из-за того, что люди, всё-таки, разной культуры.
Честно говоря, я всегда понимал, что имеется в виду, и почему он так говорит, и какую цель он преследует, но — я не всегда его поддерживал, конечно, в каких-то конкретных ситуациях. Потому, что я понимал, что неуместно, допустим, где-то это говорить. И он, до какого-то времени, понимал это сам, а потом просто... помня о том, что есть ещё огромное количество людей, которые услышат это его слово, помимо этого контекста, в котором он его говорит — и ему было это даже важнее — он позволял себе выступать на аудиторию... ну... как бы... лес рубят — щепки летят. А, собственно, если лес рубят для постройки крепости, или... там... монастыря — это совсем... ну... как бы... щепок... странно было бы считать щепки. Вот... как бы... наверное, так.
Хотя, я, иногда... ну... мне доводилось успокаивать и знакомых, и друзей, и объяснять им, почему это так... потом я даже уже и перестал объяснять, потому, что... ну... тот, до кого дойдёт и кого спасёт это слово — их, всё равно, в любом случае, больше, чем тех, кто обидится. А на обиженных, как говорится, воду возят, поэтому...
К.Мацан:
— У меня, может, глупый вопрос... А Вам не приходилось ему... не знаю... звонить и говорить: «Дядя Митя, ну... вот... не надо было так...»
М.Смирнов:
— Не-е-ет... нет, нет... ну, что я ему буду говорить? Кто я такой? Нет, нет...
А потом... я понимал, что, даже сказав это, я буду неправ — потому, что я понимаю, какая у него цель, и ему виднее, в конце концов. Ну... это было бы глупо. Я был бы тогда не членом семьи Смирновых, если бы я это, хотя бы однажды, сделал, или попробовал сделать!
Мы могли только в шутку... что-то там... ему указать на что-то, и сказать: «А, вот... помнишь, ты сказал?...» И он говорит: «Да, правда? Я разве такое сказал? А... ну, да... но это был такой вот момент, что надо было так вот сказать. Иначе, они совсем бы сели на шею».
К.Мацан:
— Но он парадоксально, конечно, мыслил! Очень часто, в хорошем смысле слова, парадоксально.
Вот... я единожды... у меня был один случай в жизни, когда я делал с ним интервью. Обсуждали вопрос про детей, интернет... вот... всякие развлечения такого рода. И я... так... по-журналистски, спрашивал: «Ну... вот... невозможно же — взять и вовсе ограничить детей... скажем... от интернета? Как найти разумную середину между пользованием и непользованием?» На что он так на меня посмотрел, и сказал: «Для начала, я бы поступил неразумно. Можно ограничить — вовсе. А потом, если надо будет, расслабим вожжи...» — и... вот... и нечего... ну, не то, чтобы возразить, а — понятна мысль, и понятно, что в этом — ирония, что это такой — намеренный парадокс, который должен до слушателя донести мысль: «Ты о чём, вообще, думаешь? Ты — подумай, по-другому на это посмотри!»
А, вот, Вам вспоминаются какие-то такие, похожие, его парадоксы? Как он — в общении с Вами, в семейном каком-то кругу — мог что-то сказать такое?
М.Смирнов:
— Ну, это всегда... это — сплошь и рядом было! Но... я опять, в очередной раз скажу. Вот, недавно пересмотрел видео, где бабушка моя, Людмила Александровна, приснопоминаемая — она рассуждает за столом, с моим папой, о том, как она относится к проповедям своего сына. И она говорит: «Я, — говорит, — когда слушаю его проповеди, я нахожусь в своей среде — в нашей семье, и, для меня, то, что он говорит — его вот эти вот откровения какие-то, насчёт коров, или свиней... там... ( то, что он любил — какие-то сравнения такие... вот, такие вот, прям, как есть... от земли, так сказать... от почвы ) — они для меня очень понятны. Но есть же люди, которые этого совсем не понимают! Но он по-другому не может — потому, что... вот... он такой».
Он очень был... личностен. Ну... собственно, любой гений — я не побоюсь его так назвать — он тем и интересен, что он очень... ну... как сказать... личностен. Если бы он не имел бы яркой харизмы и яркой какой-то индивидуальности, он бы не был тогда гением, наверное. То есть, мы... любого возьми, в любой области, человека — это всегда... Эйнштейн, там, например — это всегда некий радикализм, и... такой, вот... свой, особенный путь, с которым согласны, конечно, далеко не многие. Вот... поэтому... всегда, всегда он был остр...
Ну, даже вот такие вот вещи. Вот этот вот дом наш, деревенский, который был куплен у какой-то рабочей семьи... ну... крестьянской семьи, которая потом стала рабочей, уехали в город — просто, вот, дом, построенный после войны, в сороковых годах — такая, изба, нового типа, советская. Крыльцо, терраса и... всегда же украшали каким-то образом... там... либо наличники, либо что-то такое... и, вот, я помню, на террасе — такой, вот, голубок в центре козырька, и, по бокам, две звёздочки. Звёздочки эти... по-моему, они были пятиконечные... отец Дмитрий сделал так, чтобы они стали трёхконечными — он просто лишние части загнул, или что-то такое... то есть, получилось два креста, а голубя, который висел на кнопке, или на чём-то, он перевернул вниз головой, как сходящего голубя...
К.Мацан:
— Как символ Святого Духа.
М.Смирнов:
— Да-да, как символ Святого Духа на Царских Вратах. Вот, такое у него было отношение. То есть, он сразу увидел это, и сделал так, и всем стало от этого как-то тепло и приятно.
То есть, перевернуть вот так вот, с ног на голову, советский уют, и превратить его в православный...
К.Мацан:
— ... в новую жизнь...
М.Смирнов:
— ... да... вот, в этом был весь он.
Ну, вот... и потом, я никогда не помню, чтобы он сидел, или лежал. Он всегда, когда он приезжал в деревню, он сразу начинал строительство. Он строил какие-то неимоверные... там... беседки, он поднимал заборы, он всё время, вот... слеги таскать, что-то строгать, пилить — он всегда строил. Такой... Пётр Алексеевич в этом был, хотя он его не очень любил.
Один раз только, я помню, был такой момент, — но уже позже, — когда он прилёг отдохнуть на той же самой террасе. Там была такая большая, чугунная высокая кровать, и у нас все там, периодически, заваливались, и у нас там была такая — библиотека вокруг, лежали на окнах всякие книги. И я тогда очень много читал, и на подоконниках лежали вот эти вот всякие книги.
Я помню, он прилёг, и машинально так — книжку... чтоб не просто так лежать, а почитать что-нибудь... берёт, а это — «Бесы» Достоевского. Он, так... что-то... полистал, полистал... положил. Берёт следующую — «Письма баламута»...
К.Мацан:
— ... Льюиса...
М.Смирнов:
— ... да... кладёт её, берёт третью книгу — это «Эликсиры сатаны» Гофмана... Он... так... её бросает, и говорит: «Слушайте, чё у вас тут происходит?...»
К.Мацан:
— Что-то не про бесов — есть у вас?
М.Смирнов:
— Да, да... ну, вот. Единственный момент помню, связанный с каким-то... вот, это была наша философская беседа номер один, и — в последний раз, наверное.
К.Мацан:
— И о чём вы беседовали?
М.Смирнов:
— Да, нет... ну — вот, как бы... вот, таким вот образом...
К.Мацан:
— Вот, об этом...
М.Смирнов:
— Да... то есть, его реакция. Ну... как бы... было понятно, что это за книги. Те, кто в курсе литературы, в общем, более-менее, знают, что они, так или иначе, конечно, о том самом... об истине. Но вот эта вот шутка, брошенная в сторону такой литературы... он говорит: «Что это... чё у вас тут происходит?»... хотя, мы понимали все, конечно, о чём речь.
К.Мацан:
— Последние дни, когда многие делятся воспоминаниями об отца Дмитрии, звучит слово «пастырь» — как тот, кто себя посвящает людям.
Как Вам кажется, для Вас лично — что такое пастырь? Применительно к отцу Димитрию, какие качества его, как пастыря, Вам кажутся... такими... ключевыми, определяющими его пастырское служение?
М.Смирнов:
— Ну... пастырь — это как пастух, ответственен за пасомых... а, поскольку, он не просто пастух, а пастырь духовный... то есть, он ответственен за души. Его задача — привести максимум доверяющих ему душ, к нему обратившихся, ко Христу. Что он всей, собственно, жизнью делал — ярко, бесстрашно и доблестно.
К.Мацан:
— Спасибо огромное...
М.Смирнов:
— Спасибо большое...
К.Мацан:
— ... за нашу сегодняшнюю беседу. Спасибо, что поделились воспоминаниями, личными впечатлениями — мы, благодаря Вам, приблизились немножко, по-человечески, к отцу Дмитрию — и, даже те, кто его лично не знали, или не были у него в храме, не соприкасались с ним в обычной жизни, смогли немножко с ним поближе познакомиться.
Я напомню, что завтра, в четверг, 9 дней со дня кончины отца Дмитрия, и, по православному преданию, по православному мировидению, наступает — до 40-го дня — самый важный период в загробной жизни души — вот этого определения души, когда особенно душа новопреставленного Божьего раба нуждается в наших молитвах, в нашей поддержке. Поэтому, те, кто может, те, кто умеет, те, кто чувствует в себе силы и расположение — давайте, помолимся о новопреставленном священнике Димитрии.
Ещё раз приносим соболезнования всем родным и близким, в лице Михаила...
М.Смирнов:
— Спаси, Господи...
К.Мацан:
— И, всё же, тем не менее, какой-то свет проливается на нас в эти дни, при воспоминании об отце Дмитрии. И... ещё раз повторюсь... наверное, фраза о том, что он будет жить в наших сердцах — тем более, что у Бога все живы — в этом случае, совсем уже не фигура речи. Это — то подлинное переживание, которое мы испытываем, и которое, как мне кажется, ещё более усилилось, благодаря нашей сегодняшней беседе.
У нас сегодня в гостях был Михаил Смирнов — композитор, участник многочисленных ансамблей, в том числе, ансамбля «Ихтис», и племянник отца Дмитрия Смирнова. Спасибо огромное!
М.Смирнов:
— Спасибо Вам большое, Костя...
К.Мацан:
— У микрофона был Константин Мацан.
До свидания!
М.Смирнов:
— Всего доброго!
Астрахань. Братья Василий, Александр и Иван Губины
В историю города Астрахани вписаны имена братьев Губиных — Василия, Александра и Ивана. Они родились в крестьянской семье в шестидесятых годах девятнадцатого века. В молодые годы сообща занялись продажей древесины, на этом разбогатели и вошли в купеческое сословие. В Астрахани Губиным принадлежали лесопильные заводы, пристани и склады. Будучи глубоко верующими, братья щедро тратили своё богатство на благотворительность. На средства добродетельных купцов существовал приют для бедных стариков. При богадельне Губины открыли лечебницу, куда мог бесплатно обратиться каждый нуждающийся. Меценаты многие годы были попечителями Астраханской Мариинской гимназии и духовной семинарии. Построили в городе несколько храмов. Один из них, посвящённый Иоанну Предтече, стал семейной усыпальницей Губиных. Эта церковь действует и сейчас. И на богослужениях жители Астрахани молятся об упокоении создателей храма, рабов Божиих Василия, Александра и Иоанна.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Астрахань. Архиепископ Филипп (Ставицкий)
В 1928 году в Астрахани из двадцати пяти храмов пятнадцать принадлежали обновленцам. Так называли сторонников церковной реформы, полностью подконтрольных советскому режиму. В этот непростой период Астраханскую епархию возглавил архиепископ Филипп (Ставицкий). Владыка отстаивал возвращение храмов православным и призывал раскольников к покаянию. Его усилиями целые приходы возвращались в Православную церковь. Это вызвало недовольство властей. Архиепископа Филиппа арестовали и отправили в ссылку. Владыка в письмах поддерживал и укреплял паству. Вернувшись из заключения в 1943 году, он продолжил служение. Ещё при жизни архипастыря верующие замечали его прозорливость. По молитвам владыки совершались исцеления. После кончины архиепископа Филиппа его захоронение у Покровского собора Астрахани стало местом паломничества.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Многозначные слова — излишество или необходимость
Когда я говорю слово «гвоздика», что я имею в виду — цветок или приправу? А если «шляпка», то, что это — часть гриба или головной убор? Вы уже догадались, что я говорю о таком языковом явлении, как полисемия, то есть многозначность. Слово одно, а смыслов несколько.
Самый богатый на значения глагол — это слово «идти». В словаре основное его определение — передвигаться пешком, перемещаться. Второй смысл выражен во фразе «идёт дождь». Есть и другие значения: «идёт время», «идут годы», а также издалека к нам «идёт письмо». В кулинарных рецептах можем встретить такое выражение: «На литр воды идёт три ложки сахара». А в сфере моды: «Вам очень идёт этот цвет».
В многозначном слове основное и переносное значения обязательно связаны по принципу схожести. Например, «нос» лодки и «нос» человека. Поэтому мы не будем путать их с омонимами, то есть словами, которые одинаково пишутся, но совершенно не связаны между собой по смыслу. Например, лук, из которого стреляют, и лук, который едят. Это совершенно разные слова, а не многозначные.
Кое-кто считает (даже некоторые учёные), что многозначность часто мешает, лучше, если слово будет иметь одно значение. Ведь тогда высказывание будет более прямолинейным, и не возникнет возможности для другого толкования. Но ведь многозначность — это языковое богатство, она даёт основу для создания фразеологизмов, метафор, речевых игр, пословиц, стихов, шуток и каламбуров. Было бы жаль отказываться от такого интересного языкового явления. В подтверждение этому хочу прочесть шуточное стихотворение поэта Якова Козловского:
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
— Где вы были?
— У лисички.
— Что вы ели там?
— Лисички!
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова