Светлый вечер с Владимиром Легойдой - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Светлый вечер с Владимиром Легойдой

* Поделиться

Владимир Легойда

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.

Темы беседы:

— Наступающий Рождественский пост;

— Ограничение массовых новогодних мероприятий;

— Обыски в монастырях в Украине;

— День рождения Святейшего Патриарха Кирилла и его обращение в этот день;

— Указ Президента об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

— Выставка «Украина. На переломах эпох».


К. Мацан

- «Светлый вечер» на радио ВЕРА, здравствуйте, уважаемые друзья, в студии моя коллега Марина Борисова…

М. Борисова

- …и Константин Мацан.

К. Мацан

- Добрый вечер. А в гостях у нас сегодня, как всегда по пятницам в этом часе, Владимир Романович Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома», профессор МГИМО, член Общественной палаты. Добрый вечер.

В. Легойда

- Добрый вечер.

М. Борисова

- Владимир Романович, у нас тут грядут радостные события, я имею ввиду заговенье на Рождественский пост…

В. Легойда

- Я уж лихорадочно стал думать, какие же грядут радостные события.

М. Борисова

- Ну как, мы все-таки люди церковные, по крайней мере, льстим себя надеждой, что пока еще.

В. Легойда

- Я так и подумал, что до Рождества еще далеко.

М. Борисова

- Ну не знаю, как вам, мне всегда было радостно, когда наступал Рождественский пост, в отличии от Великого, который задолго до начала настраивает на такой суровый лад, этот пост, он такой предпраздничный и праздничный, и вообще такой весь волшебный, несмотря на все покаяния и отсутствие мясных изделий на столе, все равно преддверие Нового Года, преддверие Рождества, заготовка подарков, вообще размышления о том, как украсить елку, как провести каникулы, они такие, не очень постовые, но от них никуда не денешься. Вот как у вас Рождественский пост, учитывая, что у вас все-таки достаточное количество детей разновозрастных и их тоже как-то надо приобщать к мысли о том, что мы движемся к Рождеству?

В. Легойда

- Да, но мне кажется, они вполне себе это осознают. Я думаю, что мы будем радостно заговляться, по вашему завету, и я надеюсь, что большая семья постарается собраться, дедушки-бабушки, дяди-тети, и мы стараемся эти дни проводить вместе и не сводить это к физически важной такой составляющей.

М. Борисова

- То есть не только плюшками балуетесь?

В. Легойда

- Да, с плюшками вообще тяжело, потому что сейчас как-то все все-таки находятся в пространстве здорового питания, правильного, декларируемого.

М. Борисова

- Бедные ваши дети.

В. Легойда

- Нет, они не то что бедные, они сами, просто это такая тонкая материя, они нормальные дети, мне кажется, как все.

К. Мацан

- А нет у вас ощущения, что Рождественский пост, он так, положа руку на сердце, не воспринимается уж совсем как пост таким обычным сознанием современного верующего, вот Великий – это понятно, это перед Пасхой такая серьезная вещь, а впереди Рождество, в Рождественский пост и рыбу можно, и вроде бы он, казалось бы, не такой строгий, хотя, на самом деле, он тоже строгий, если смотреть уставы, что вы об этом думаете?

В. Легойда

- Я думаю, что по-разному воспринимается и хотя, конечно, есть некий набор вопросов, которые повторяются, наверное, будут всегда повторяться, и о мере поста, и о вот этих качелях от «главное людей не ешьте» до того, что все-таки вот мирянских уставов нет, значит надо соблюдать монастырские, потому их и нет, что есть общие для всех. Я думаю, что здесь очень все по-разному, я не думаю, что здесь нужно какое-то вводить универсальное отношение к посту, все-таки мне кажется на данный момент, что пост есть в том числе попытка наша с нашей разобранностью самих себя выделить время, когда мы, как минимум, понимаем, что сейчас хотя бы надо попробовать собраться и это же как надежда на то, что ты, себя собрав, в этом собранном состоянии постараешься находиться какое-то время, может быть, продолжительное и чуть с большим вниманием к чему-то у себя внутри отнесешься, как-то так, мне кажется.

М. Борисова

- Не знаю, мне казалось, что все посты замечательны тем, что в нашей такой достаточно расслабленной жизни церковной они заставляют тебя как перед сессией, когда ты вдруг судорожно начинаешь листать учебники и вспоминать, чего же ты еще не посетил на семинарах и не слышал на лекциях, а здесь худо-бедно начинается постоянное стимулирование себя к тому, что надо в храм сходить и не просто там, а много поводов и главное, что впереди маячит вот эта заветная праздничная дата, к которой вроде как мы по дороге поста все идем, то есть такое стимулирование более осмысленной и интенсивной церковной жизни.

В. Легойда

- С этим я, безусловно, согласен, мне кажется, что, конечно, в первую очередь, наверное, Великий пост с великопостными богослужениями, он в большей степени настраивает на это, просто в силу литургического круга, а здесь понятно, что люди все-таки те, которые склонны настраиваться, они и так в храм ходят с определенной периодичностью, скажем так. но я совершенно согласен, конечно, это попытка с большим вниманием отнестись к церковным службам, конечно, вообще к молитве.

К. Мацан

- Есть еще такой момент в этом году: в Москве, во всяком случае по информации, которая есть на сегодняшний день, планируется властями украшать город, как обычно к Новому Году, но не проводить развлекательных мероприятий массовых, и мне представляется, что как-то это, помимо всех прочих причин и смыслов, с которыми это решение связано, еще и, может быть, помогает немножко вот в этот такой предновогодний период тоже не слишком отвлекаться-развлекаться, чуть более сосредоточиться на внутреннем даже само убранство города.

В. Легойда

- Вы имеете ввиду – текущая общественно-политическая ситуация?

К. Мацан

- То, что в Москве планируют, как и в прежние года украшать город к Новому Году, но не проводить массовые развлекательные мероприятия.

В. Легойда

- Да, я слышал выступление кого-то из московских властей.

К. Мацан

- Было голосование москвичей по этому поводу на портале «Активный гражданин».

В. Легойда

- Да, и говорили, здесь логика понятна, что задача власти показать, что жизнь продолжается, чтобы люди не чувствовали, что что-то такое катастрофическое происходит, наверное, это правильно, мне кажется, очень правильно насчет вот этих праздничных больших мероприятий, мы как-то с вами уже говорили: сегодня делать вид, что ничего не происходит, что мы по-прежнему будем продолжать есть свои круассаны и запивать их хорошим кофе, а это все где-то там далеко – это все самообман какой-то, который может выйти боком просто, то есть нельзя не соотносить свою жизнь с тем, что происходит в мире и в стране.

К. Мацан

- Ну и попутно отсутствие массовых мероприятий просто делает это время чуть более еще похожим на пост.

В. Легойда

- Я могу вам сказать субъективно, может быть, даже на меня какие-то мои друзья обидятся: я не могу себя заставить сейчас, вот меня приглашают на какие-то спектакли, концерты, очень достойные, там никакого «гой-гой, вперед!», ничего этого нет, но я не могу, признаюсь вам, такое глубоко личное: я не могу себя сейчас заставить куда-то идти, наверное, это даже неправильно, но это просто мое состояние такое.

М. Борисова

- Но это вполне объяснимо, тем более что каждую неделю у нас достаточно трагические новости, связанные и с церковной жизнью приходят, так на этой неделе мы узнали, что отошел ко Господу иерей Александр Цыганов, две недели, по-моему, врачи боролись за его жизнь.

В. Легойда

- Да, умер батюшка. Но у него очень были тяжелые ранения, он находился рядом с отцом Михаилом Васильевым. Насколько я понимаю, три священника были в одном месте и отец Михаил, к сожалению, погиб практически сразу, отец Александр – врачи боролись, а третий батюшка, к счастью, я так понимаю, что ничего страшного с ним не произошло.

М. Борисова

- Ну и понятно, что на фоне этих новостей особо подпрыгивать под елкой я не знаю, есть, наверное, желающие, но думаю, что не так много, как обычно.

В. Легойда

- Да.

М. Борисова

- Но все-таки радостные новости у нас тоже бывают и даже те, которые бывают каждый год, например, дни рождения, вот у нас в прошлое воскресенье все праздновали день рождения Святейшего Патриарха Кирилла, я думаю, что вы наверняка там где-то присутствовали на праздничных мероприятиях, как-то вот этот день рождения отличался от того, что вы много раз видели, какой-то дух времени?..

В. Легойда

- И да, и нет. Собственно, я видел практически то же самое что видели все, кто обратил на это внимание, проповедь Святейшего транслировалась и сейчас доступна и во всех форматах и видео, и текстовом, и она была, с одной стороны, как всегда содержательной и направленной к тем, кто его слушал и при этом с пониманием масштаба, что это будут слушать, читать все, при этом особенностью был призыв к архиереям, поскольку их было много, понятно, они приехали поздравить своего Предстоятеля, и призыв к архиереям, опять же, нельзя сказать, что Патриарх никогда не обращался, но именно связано с ситуацией, когда то, как сегодня должен молиться и о чем архиерей, и продолжением стало слово Патриарха за трапезой (понятно, что после службы была трапеза) и, опять же, это не является исключением, Патриарх никогда не произносит каких-то дежурных фраз – вот надо что-то сказать, всех поблагодарить и прочее, но здесь мы опубликовали основные мысли из того, что Святейший сказал, это слово тоже опубликовано и там вновь было сказано о необходимости самоотверженного служения священника, архиерея, это, конечно, то, что очень заботит Патриарха сегодня – и всегда, естественно, но и сегодня в этих условиях, любые условия, они же предполагают реакцию на это. Наверное, на это все обратили внимание, мне кажется, или многие, скажем так.

К. Мацан

- Владимир Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер».

М. Борисова

- Владимир Романович, вот на этой неделе был ваш комментарий по поводу нового документа, подписанного президентом нашим, это «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей». Вообще я не очень понимаю с советских времен, как соотносятся все вот эти, может быть, мудрые документы многостраничные с живой конкретной жизнью.

В. Легойда

- Я вам расскажу. (смеется)

М. Борисова

- Да, вот, собственно, для чего мы здесь собрались.

В. Легойда

- Они, конечно, понятно что с древнейших времен, наверное, сами по себе не меняют автоматически сразу все, но они, безусловно, соотносятся, потому что, как показывает практика, скажу грустную фразу, конечно: когда их нет, то общечеловеческий раздрай, он увеличивается. В данном случае что практически важного в принятии подобных документов: то, что они являются ориентирами для принятия решений государственными органами, в том числе и о выделении средств на произведения искусства, на создание каких-то культурных форматов, и когда государство провозглашает эти ценности принципиально важными, это ведь указ президента, о котором вы говорите, он же связан и соотносится со стратегией национальной безопасности и все это, естественно, является основаниями прямыми, косвенными условиями для того – а в какую сторону будет развиваться наше общество, включая какие-то, например, культурные вещи, то есть понятно, что фондовые программы, то есть программы, на которые выделяют деньги государственные фонды, или государственные фонды, кто выделяют деньги на программы – это связано с таким документом, и то что происходит, то что заявляется, как ценность, которую государство готово охранять, государство соответствующим образом пытается создать условия для того чтобы эти ценности утверждались и прочее, поэтому это напрямую связано с практическими действиями, которые дальше будут производиться.

М. Борисова

- Вот все понимаю, и слова красивые, но я не понимаю, что имеется ввиду…

В. Легойда

- …они не красивые, понимаете, это механизм. Извините, что перебил, но вот Фонд президентских грантов – есть направление, они обязаны соотносить направление своей работы в том числе с подобного рода документами.

М. Борисова

- Это все замечательно и прекрасно, но вот простой, но такой лежащий на поверхности пример, раз уж заговорили об искусстве, патриотичном искусстве: вот начало Великой Отечественной войны, буквально в первые же месяцы несколько, как сейчас бы сказали, «хитов», которые остались даже до нашего времени, я имею ввиду песни военных лет, причем они действительно прекрасны с точки зрения и музыки, и с точки зрения исполнения, абсолютно все в яблочко. Сейчас появился целый пласт песенного искусства, так или иначе отражающий эмоции происходящего сейчас на Украине и в России, но это все, простите, может быть, индивидуальную чисто такую оценку мою, но это такие сиротские песни, чуть аранжированные, очень похожие на фольклор времен афганской войны, то есть это такие три аккорда под гитару, что-то такое, очень…

В. Легойда

- …и великий певец Шаман. Это была ирония, если что, дорогие слушатели. (смеется)

М. Борисова

- Можно какие угодно принимать государственные программы, но если нет людей, которые в состоянии эти программы достаточно талантливо воплотить в жизнь, что от них толку.

В. Легойда

- Я могу в данном случае, не солидаризируясь полностью с вопросом, согласиться с констатацией, которую вы сделали, проведя параллели. Во-вторых, в присутствии вашем и Костином, как человека, имеющего непосредственное отношение к музыкальной культуре, сейчас мне что-то такое выдавать про музыку было бы неосмотрительным и легкомысленным, но я думаю, что, конечно, тот уровень песенной культуры, который был в Советском Союзе начала Великой Отечественной войны, то что создавалось, оно, конечно, сейчас с современными «шедеврами» так называемыми сложно сравнивать и это сравнение не в пользу нынешнего времени. А насчет того что «что толку» – не вполне соглашусь, толк есть, я уже объяснил какой, могу еще раз повторить, что это руководство, основываясь на котором государство выдает или не выдает прокатное удостоверение для каких-то фильмов, вообще стимулирует творческие сообщества. Вообще я недавно замечательную книжку прочитал, совершенно не по той теме, которую мы сейчас обсуждаем, но в ней говорится о том, что отношения «заказчик и художник» до Нового времени в Средние века, Возрождение, оно с современной позиции кажется чудовищным, потому что там заказчик делал то, что нам сегодня кажется недопустимым: он все время вмешивался и вообще считался чуть ли не соавтором, и говорили, что «вот, великий Папа заказал какую-то роспись и вот спасибо ему за это», а он не просто заказал, он приходил и говорил: «вот это замажьте, это нарисуйте» и прочее, поэтому тут есть, безусловно, связь, она всегда была и это очень практическая вещь, это как раз не просто какая-то декларация пустая, которая не связана с практикой, люди начнут думать, кто-то более охотно, кто-то менее охотно в этом направлении, но то что нужны какие-то культурные явления, события, нам, наверное, их не хватает, с этим я согласен, но, с другой стороны, они есть, я недавно несколько фильмов посмотрел, которые мне кажутся безусловно заслуживающими внимания, даже по самой высокой шкале их можно оценить довольно серьезно, ну и так далее.

М. Борисова

- А какие?

В. Легойда

- Они еще не вышли и тут, я так понимаю, что пока нельзя называть, но я уверен, что в ближайших программах мы обязательно о них поговорим.

К. Мацан

- Ну вот заговорили мы об этой теме большой, о государственной политике в области защиты традиционных ценностей, нередко мы к этой теме обращаемся и как-то у нас с вами звучала мысль, правда, она была в самом конце разговора, не успели мы ее развить, вот сейчас постараемся подробнее об этом поговорить, о том, что, с одной стороны, вы сами в одном из комментариев говорили, что одними запретами дело не решишь.

В. Легойда

- Я много раз это говорил.

К. Мацан

- Да, когда возникают законодательные акты, запрещающие, например, пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений – понятная история, понятно о чем речь, но каждый раз возникает такой вопрос: а вот есть право, есть правоприменительная практика и в принципе теоретически можно, руководствуясь такими законодательными актами, например, ограничить распространение книги «Смерть в Венеции» Томаса Манна, ну кто знает сюжет, понимает, о чем мы говорим, или вовсе поставить под вопрос переиздание Оскара Уайльда или Марселя Пруста, и можно спорить о художественной ценности этих авторов, хотя мне представляется, что это классики и тут вопросов уже нет, просто поскольку временем проверено и понятно, то, что я сейчас описываю, это такие ситуации карикатурные, может быть, намеренно гипертрофированные, но вот где грань, как таких ситуаций избежать, если их можно избежать?

В. Легойда

- Вот на этой неделе, как раз в понедельник минувший я был на расширенном заседании профильного комитета Думы, которая рассматривала эти ограничения, связанные как раз с ЛГБТ-проблематикой и вносимыми законопроектами и эта тема была, потому что были представители книжного союза и я как раз, взяв слово, я по этой теме сказал, что мне совершенно понятны опасения наших книгоиздателей и здесь можно еще более широко сказать: а как говорить о культуре Древней Греции без определенных тем, хотя их тоже совершенно неправильно вульгаризировать, потому что в современном изводе они не существовали в Древней Греции, это отдельная большая тема. Но я как раз-таки сказал почти потому, что вы сегодня уже упомянули, Кость, я сказал, что есть закон, есть правоприменительная практика, сейчас нам законодатели говорят, что литературы классической в широком смысле слова это не коснется никак. Мы знаем, что по другим законам у нас были случаи, когда вдруг возникали претензии или попытки предъявить претензии к священным текстам и прочее, и эти вопросы решались, поэтому все-таки данные законопроекты, они не являются чем-то, не подлежащим уточнению, пересмотру и прочее, я просто провел такую аналогию, что когда принимали правки, которые с легкой руки медиа называются «законом о защите чувств верующих», то всерьез, может, не всерьез, но звучали такие голоса о том, что сейчас их примут, и люди начнут жаловаться на крестовину в раковине, говоря, что вот крест там – это оскорбление чувств верующих, нельзя принимать этот закон, люди сойдут с ума и так далее – очень мало обращений на эту тему и не так много обвинительных приговоров, и слава Богу. Поэтому я бы думал так, что опасения есть, на сегодняшний день получены заверения законодателей, что эти опасения понятны и они не должны никак найти реальную для себя почву, что этого не будет, что литературы классической это не коснется, если правоприменительная практика покажет, что все-таки опасения были не беспочвенны, я думаю, что это можно будет как-то отрегулировать, если, повторяю, начнутся какие-то сложности.

К. Мацан

- Кстати, можно вспомнить положительный пример того, о чем у вас в «Парсуне» рассказывала Елена Ямпольская, председатель комитета Госдумы по культуре, она, если я правильно помню, вспоминала пример, когда был закон о запрете нацистской символики и под него формально попадали, допустим, старые советские фильмы, и законодатели провели работу и эти уточнения были внесены так, чтобы в частности на старое кино и нацистский флаг в каком-нибудь фильме это никак не распространялось и не надо было это замазывать, и никаких вещей не было.

В. Легойда

- Это так, но возвращаясь к теме, которую мы подняли, к именам, которые уже прозвучали – вот на этом заседании расширенном в Думе кто-то из выступавших сказал, что, условно говоря, публикации «Портрета Дориана Грея» Уайльда это не коснется, а вот если появится публикация, где будет сказано, что «эта книга интересна и любим мы ее за то что автор был определенной ориентации, только поэтому он смог это написать», вот это вполне может подпадать под закон, но в данном случае я думаю, что это, конечно, помимо прочего просто будет неправдой, если такая гипотетическая ситуация появится.

К. Мацан

- А вот более тонкую ситуацию попробуем вообразить: студент-филолог пишет работу, какие-то мотивы в творчестве Уайльда, например, и хочет диплом защищать по этой теме, вот как вам кажется, когда это происходит в пространстве академического дискурса как на это реагировать в этой связи?

В. Легойда

- Я думаю, что в академическом пространстве вообще законотворчество нынешнее не касается его, это все-таки публичное пространство…Хотя не готов сейчас сказать, потому что там даже по поводу видеоигр такие дискуссии бурные на этих слушаниях, на которых я был развернулись, поэтому я сейчас что-нибудь скажу, а окажется, что это не вполне так. Мне кажется, что пространство академических исследований, оно лишено того, что предполагается к регулированию, там точно нет пропаганды чего бы то ни было, но там, правда, в этих законопроектах есть и пропаганда-демонстрация подпадающая, но опять же, это предполагает все-таки наличие какой-то аудитории, медиа составляющей.

М. Борисова

- В общем, я так поняла, что наши дети никогда не увидят записанных на пленку спектаклей Виктюка.

В. Легойда

- Не готов сказать.

К. Мацан

- И все-таки, у нас «Светлый вечер», в гостях у нас сегодня Владимир Романович Легойда, глав Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома», профессор МГИМО и мы скоро вернемся в эту студию и продолжим наш разговор.

К. Мацан

- «Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается, еще раз здравствуйте, уважаемые друзья, в студии моя коллега Марина Борисова и я, Константин Мацан. В гостях у нас сегодня, как всегда по пятницам, в этом часе «Светлого вечера» Владимир Романович Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома», профессор МГИМО, член Общественной палаты, и мы продолжаем наш разговор.

М. Борисова

- Владимир Романович, раз уж так мы углубились в культурную тему, кроме Академии художеств к положенной дате не вспомнили, мне кажется, очень важную выставку, это я имею ввиду мультимедийную выставку «Украина. На переломах эпох». На самом деле, она была, как обычно у нас: «Россия. XX век», «Россия. XXI век», «Россия – моя история», а здесь это в том же формате выставка, которая была к четвертому ноября открыта в Манеже и посвящена, естественно, украинской теме, но мне кажется, что тут интересно, что ее сейчас повезут по всем российским регионам, где есть площадки вот эти специально уже отстроенные для выставок этого направления. Как вам кажется, понятно что скорее всего народ пойдет и посмотрит, что-то для себя почерпнет ценное, но, может быть, имеет смысл такие выставки возить уже туда, по ту сторону уже не действующей русско-украинской границы…

В. Легойда

- Вы имеет ввиду на новые территории?

М. Борисова

- Да, да, конечно.

В. Легойда

- Я думаю, что это все предполагается, безусловно, я просто сейчас не готов сказать, надо у владыки Тихона спросить, позовите его, он расскажет, он лучше знает.

М. Борисова

- А вообще, вот по опыту всех этих выставок вам доводилось видеть людей, которые сказали бы, что посещение таких выставок перевернуло их представление о том или ином отрезке истории?

В. Легойда

- Врать не буду, сходу не помню, мне доводилось видеть эти выставки, они же развернуты по стране и во многих таких крупных наших центрах, городах действуют эти выставки, то есть «Россия – моя история», и они являются таким местом силы, интеллектуальным центром притяжения, и там проходят разные встречи, насколько я понимаю, какие-то показы, я вот в разных местах это видел, на меня всегда производил впечатление энтузиазм людей, которые там работают, людей, с которыми мне удавалось перемолвиться несколькими словами и тем, это же знаете, когда начинается такой, как сейчас принято говорить: сетевой проект, здесь очень важно сохранить уровень, хотя, с одной стороны, казалось бы: ну что такого, все в электронном виде передали, распечатали или мультимедиа и прочее, но все равно везде площади свои, свои какие-то архитектурные, с позволения сказать, архитектонические решения тех или иных мест, но вот в разных городах я видел, сейчас все не вспомню, точно видел в Екатеринбурге, и в Пятигорске.

М. Борисова

- Да, там и в Самаре, и во Владивостоке.

В. Легойда

- В Самаре я точно не смотрел, но там, где я видел, это всегда производило сильное впечатление. Мне кажется, что это один из таких важных проектов, которые при непосредственном участии Церкви сделаны и, конечно, такое свое слово в формировании пространства духовно-интеллектуального, конечно, сказал и говорит.

М. Борисова

- Почему мне кажется, что возить их больше смысла имеет, по крайней мере украинскую выставку, не по городам и весям России, а туда, поближе к Украине – потому что, насколько я понимаю, там представлено больше 15 вариантов современных учебников истории украинских и в стык к ним документы и видеоряд, который показывает более-менее объективный взгляд на те же самые вещи.

В. Легойда

- Над этим Министерство просвещения сейчас много работает, я вот с коллегами в силу служебной необходимости общался из Минпросвещения, поскольку они сейчас на новых территориях переформатируют учебные программы, они же должны соответствовать учебным программам Российской Федерации, и говорили о сложностях, с которыми они столкнулись и в плане учебников, и в плане таких, мягко скажем, вольных трактовок исторических событий, ну и с языковыми проблемами тоже сталкиваются.

М. Борисова

- Ну а как вообще, я не очень себе представляю, но смотрите: человек учился в школе, ходил в первый, в четвертый, в шестой класс, потом – раз, ему говорят: «вот теперь приехали новые учителя и привезли новые учебники», и как это состыковать в голове шестиклассника, которого шесть лет учили одному и вдруг ему говорят, что все наоборот?

В. Легойда

- Во-первых, нет никакого «вдруг, раз – приехали учителя», там многие учителя – это их учителя, которые знают, которые остались, естественно, и будут продолжать работать. Потом, я не погружался глубоко, но даже потому, что мы видим, что выходило на публичный уровень, скажем, насколько я понимаю, на новых территориях не будет ЕГЭ, потому что такой практики не было, точно не будет в этом году, может быть, еще какое-то время. То есть понятно ,что при всей очевидности постановки задач унификации или приведения в соответствие учебных программ, это же все будет делаться с головой и все то, о чем вы говорите, оно, естественно, должно учитываться и должны действовать в той ситуации, которая существует в реальности.

К. Мацан

- Вообще, конечно, эта выставка «Украина», я на ней не был, но помню, когда увидел впервые саму рекламу на билбордах в Москве, подумал о том, что такая примета времени очень характерная, потому что в Москве, в Манеже, в центральном выставочном зале в контексте текущих событий проходит выставка «Украина. На переломе эпох», она так и называется, немыслимо вообразить себе, чтобы, допустим, в центре Киева последние несколько лет была бы выставка с названием «Россия», просто фантазии не хватает.

М. Борисова

- А как, это хорошо или плохо, что у нас есть такая выставка?

К. Мацан

- Конечно, хорошо, я к тому и говорю, что это просто признак того, то, о чем мы в последнее время часто говорим – о не расчеловечивании другого и то, к чему ситуация текущая очень сильно подвигает – увидеть по ту сторону фронта нелюдей, вот этого не происходит, по крайней мере такие выставки, раз они появляются, дают такую надежду, что этого не будет дальше в сознании жителей России происходить.

М. Борисова

- Не знаю, мне кажется, что Украина – это такое пространство удивительное, где на протяжении веков периодически происходят с разной атрибутикой приблизительно одни и те же процессы и если посмотреть, даже не очень сильно углубляясь в историю, хотя бы в историю XX века, там достаточно аналогий можно провести с тем, что происходит сейчас. Меня-то больше всего из этих новостей, на этой неделе по крайней мере, покоробило то, что происходило в Киево-Печерской Лавре, я не знаю, есть ли у вас какие-то дополнительные сведения помимо того, что было опубликовано и то, что мы увидели в новостях визуально, но на самом деле, насколько я могу вспомнить исторически, где-то с 37-го года таких вещей не было, обысков в ведущих монастырях.

В. Легойда

- Мне приходилось уже в самом начале, когда эти новости появились, на эту тему говорить, что, конечно, вот эта попытка представить действия службы безопасности Украины как якобы какие-то контртеррористические операции в Киево-Печерской лавре, в других монастырях Украинской Православной Церкви – это не выдерживает никакой критики, потому что понятно, что никакого оружия или что они там собрались найти, там быть не может, если только это специально каким-то образом не сделано самими ищущими. Понятно, что это связано с тем давлением, которому Церковь Украинская подвергается, несмотря ни на что, ну и продолжением темы разрушения того моста, который существует в лице единства Церкви, который изо всех сил Церковь пытается сохранить и Церковь, как то место, где молятся о мире, в общем, это настолько действительно чудовищноК. Мацан

- «Светлый вечер» на радио «Вера», здравствуйте, уважаемые друзья, в студии моя коллега Марина Борисова…

М. Борисова

- …и Константин Мацан.

К. Мацан

- Добрый вечер. А в гостях у нас сегодня, как всегда по пятницам в этом часе, Владимир Романович Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома», профессор МГИМО, член Общественной палаты. Добрый вечер.

В. Легойда

- Добрый вечер.

М. Борисова

- Владимир Романович, у нас тут грядут радостные события, я имею ввиду заговенье на Рождественский пост…

В. Легойда

- Я уж лихорадочно стал думать, какие же грядут радостные события.

М. Борисова

- Ну как, мы все-таки люди церковные, по крайней мере, льстим себя надеждой, что пока еще.

В. Легойда

- Я так и подумал, что до Рождества еще далеко.

М. Борисова

- Ну не знаю, как вам, мне всегда было радостно, когда наступал Рождественский пост, в отличии от Великого, который задолго до начала настраивает на такой суровый лад, этот пост, он такой предпраздничный и праздничный, и вообще такой весь волшебный, несмотря на все покаяния и отсутствие мясных изделий на столе, все равно преддверие Нового Года, преддверие Рождества, заготовка подарков, вообще размышления о том, как украсить елку, как провести каникулы, они такие, не очень постовые, но от них никуда не денешься. Вот как у вас Рождественский пост, учитывая, что у вас все-таки достаточное количество детей разновозрастных и их тоже как-то надо приобщать к мысли о том, что мы движемся к Рождеству?

В. Легойда

- Да, но мне кажется, они вполне себе это осознают. Я думаю, что мы будем радостно заговляться, по вашему завету, и я надеюсь, что большая семья постарается собраться, дедушки-бабушки, дяди-тети, и мы стараемся эти дни проводить вместе и не сводить это к физически важной такой составляющей.

М. Борисова

- То есть не только плюшками балуетесь?

В. Легойда

- Да, с плюшками вообще тяжело, потому что сейчас как-то все все-таки находятся в пространстве здорового питания, правильного, декларируемого.

М. Борисова

- Бедные ваши дети.

В. Легойда

- Нет, они не то что бедные, они сами, просто это такая тонкая материя, они нормальные дети, мне кажется, как все.

К. Мацан

- А нет у вас ощущения, что Рождественский пост, он так, положа руку на сердце, не воспринимается уж совсем как пост таким обычным сознанием современного верующего, вот Великий – это понятно, это перед Пасхой такая серьезная вещь, а впереди Рождество, в Рождественский пост и рыбу можно, и вроде бы он, казалось бы, не такой строгий, хотя, на самом деле, он тоже строгий, если смотреть уставы, что вы об этом думаете?

В. Легойда

- Я думаю, что по-разному воспринимается и хотя, конечно, есть некий набор вопросов, которые повторяются, наверное, будут всегда повторяться, и о мере поста, и о вот этих качелях от «главное людей не ешьте» до того, что все-таки вот мирянских уставов нет, значит надо соблюдать монастырские, потому их и нет, что есть общие для всех. Я думаю, что здесь очень все по-разному, я не думаю, что здесь нужно какое-то вводить универсальное отношение к посту, все-таки мне кажется на данный момент, что пост есть в том числе попытка наша с нашей разобранностью самих себя выделить время, когда мы, как минимум, понимаем, что сейчас хотя бы надо попробовать собраться и это же как надежда на то, что ты, себя собрав, в этом собранном состоянии постараешься находиться какое-то время, может быть, продолжительное и чуть с большим вниманием к чему-то у себя внутри отнесешься, как-то так, мне кажется.

М. Борисова

- Не знаю, мне казалось, что все посты замечательны тем, что в нашей такой достаточно расслабленной жизни церковной они заставляют тебя как перед сессией, когда ты вдруг судорожно начинаешь листать учебники и вспоминать, чего же ты еще не посетил на семинарах и не слышал на лекциях, а здесь худо-бедно начинается постоянное стимулирование себя к тому, что надо в храм сходить и не просто там, а много поводов и главное, что впереди маячит вот эта заветная праздничная дата, к которой вроде как мы по дороге поста все идем, то есть такое стимулирование более осмысленной и интенсивной церковной жизни.

В. Легойда

- С этим я, безусловно, согласен, мне кажется, что, конечно, в первую очередь, наверное, Великий пост с великопостными богослужениями, он в большей степени настраивает на это, просто в силу литургического круга, а здесь понятно, что люди все-таки те, которые склонны настраиваться, они и так в храм ходят с определенной периодичностью, скажем так. но я совершенно согласен, конечно, это попытка с большим вниманием отнестись к церковным службам, конечно, вообще к молитве.

К. Мацан

- Есть еще такой момент в этом году: в Москве, во всяком случае по информации, которая есть на сегодняшний день, планируется властями украшать город, как обычно к Новому Году, но не проводить развлекательных мероприятий массовых, и мне представляется, что как-то это, помимо всех прочих причин и смыслов, с которыми это решение связано, еще и, может быть, помогает немножко вот в этот такой предновогодний период тоже не слишком отвлекаться-развлекаться, чуть более сосредоточиться на внутреннем даже само убранство города.

В. Легойда

- Вы имеете ввиду – текущая общественно-политическая ситуация?

К. Мацан

- То, что в Москве планируют, как и в прежние года украшать город к Новому Году, но не проводить массовые развлекательные мероприятия.

В. Легойда

- Да, я слышал выступление кого-то из московских властей.

К. Мацан

- Было голосование москвичей по этому поводу на портале «Активный гражданин».

В. Легойда

- Да, и говорили, здесь логика понятна, что задача власти показать, что жизнь продолжается, чтобы люди не чувствовали, что что-то такое катастрофическое происходит, наверное, это правильно, мне кажется, очень правильно насчет вот этих праздничных больших мероприятий, мы как-то с вами уже говорили: сегодня делать вид, что ничего не происходит, что мы по-прежнему будем продолжать есть свои круассаны и запивать их хорошим кофе, а это все где-то там далеко – это все самообман какой-то, который может выйти боком просто, то есть нельзя не соотносить свою жизнь с тем, что происходит в мире и в стране.

К. Мацан

- Ну и попутно отсутствие массовых мероприятий просто делает это время чуть более еще похожим на пост.

В. Легойда

- Я могу вам сказать субъективно, может быть, даже на меня какие-то мои друзья обидятся: я не могу себя заставить сейчас, вот меня приглашают на какие-то спектакли, концерты, очень достойные, там никакого «гой-гой, вперед!», ничего этого нет, но я не могу, признаюсь вам, такое глубоко личное: я не могу себя сейчас заставить куда-то идти, наверное, это даже неправильно, но это просто мое состояние такое.

М. Борисова

- Но это вполне объяснимо, тем более что каждую неделю у нас достаточно трагические новости, связанные и с церковной жизнью приходят, так на этой неделе мы узнали, что отошел ко Господу иерей Александр Цыганов, две недели, по-моему, врачи боролись за его жизнь.

В. Легойда

- Да, умер батюшка. Но у него очень были тяжелые ранения, он находился рядом с отцом Михаилом Васильевым. Насколько я понимаю, три священника были в одном месте и отец Михаил, к сожалению, погиб практически сразу, отец Александр – врачи боролись, а третий батюшка, к счастью, я так понимаю, что ничего страшного с ним не произошло.

М. Борисова

- Ну и понятно, что на фоне этих новостей особо подпрыгивать под елкой я не знаю, есть, наверное, желающие, но думаю, что не так много, как обычно.

В. Легойда

- Да.

М. Борисова

- Но все-таки радостные новости у нас тоже бывают и даже те, которые бывают каждый год, например, дни рождения, вот у нас в прошлое воскресенье все праздновали день рождения Святейшего Патриарха Кирилла, я думаю, что вы наверняка там где-то присутствовали на праздничных мероприятиях, как-то вот этот день рождения отличался от того, что вы много раз видели, какой-то дух времени?..

В. Легойда

- И да, и нет. Собственно, я видел практически то же самое что видели все, кто обратил на это внимание, проповедь Святейшего транслировалась и сейчас доступна и во всех форматах и видео, и текстовом, и она была, с одной стороны, как всегда содержательной и направленной к тем, кто его слушал и при этом с пониманием масштаба, что это будут слушать, читать все, при этом особенностью был призыв к архиереям, поскольку их было много, понятно, они приехали поздравить своего Предстоятеля, и призыв к архиереям, опять же, нельзя сказать, что Патриарх никогда не обращался, но именно связано с ситуацией, когда то, как сегодня должен молиться и о чем архиерей, и продолжением стало слово Патриарха за трапезой (понятно, что после службы была трапеза) и, опять же, это не является исключением, Патриарх никогда не произносит каких-то дежурных фраз – вот надо что-то сказать, всех поблагодарить и прочее, но здесь мы опубликовали основные мысли из того, что Святейший сказал, это слово тоже опубликовано и там вновь было сказано о необходимости самоотверженного служения священника, архиерея, это, конечно, то, что очень заботит Патриарха сегодня – и всегда, естественно, но и сегодня в этих условиях, любые условия, они же предполагают реакцию на это. Наверное, на это все обратили внимание, мне кажется, или многие, скажем так.

К. Мацан

- Владимир Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер».

М. Борисова

- Владимир Романович, вот на этой неделе был ваш комментарий по поводу нового документа, подписанного президентом нашим, это «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей». Вообще я не очень понимаю с советских времен, как соотносятся все вот эти, может быть, мудрые документы многостраничные с живой конкретной жизнью.

В. Легойда

- Я вам расскажу. (смеется)

М. Борисова

- Да, вот, собственно, для чего мы здесь собрались.

В. Легойда

- Они, конечно, понятно что с древнейших времен, наверное, сами по себе не меняют автоматически сразу все, но они, безусловно, соотносятся, потому что, как показывает практика, скажу грустную фразу, конечно: когда их нет, то общечеловеческий раздрай, он увеличивается. В данном случае что практически важного в принятии подобных документов: то, что они являются ориентирами для принятия решений государственными органами, в том числе и о выделении средств на произведения искусства, на создание каких-то культурных форматов, и когда государство провозглашает эти ценности принципиально важными, это ведь указ президента, о котором вы говорите, он же связан и соотносится со стратегией национальной безопасности и все это, естественно, является основаниями прямыми, косвенными условиями для того – а в какую сторону будет развиваться наше общество, включая какие-то, например, культурные вещи, то есть понятно, что фондовые программы, то есть программы, на которые выделяют деньги государственные фонды, или государственные фонды, кто выделяют деньги на программы – это связано с таким документом, и то что происходит, то что заявляется, как ценность, которую государство готово охранять, государство соответствующим образом пытается создать условия для того чтобы эти ценности утверждались и прочее, поэтому это напрямую связано с практическими действиями, которые дальше будут производиться.

М. Борисова

- Вот все понимаю, и слова красивые, но я не понимаю, что имеется ввиду…

В. Легойда

- …они не красивые, понимаете, это механизм. Извините, что перебил, но вот Фонд президентских грантов – есть направление, они обязаны соотносить направление своей работы в том числе с подобного рода документами.

М. Борисова

- Это все замечательно и прекрасно, но вот простой, но такой лежащий на поверхности пример, раз уж заговорили об искусстве, патриотичном искусстве: вот начало Великой Отечественной войны, буквально в первые же месяцы несколько, как сейчас бы сказали, «хитов», которые остались даже до нашего времени, я имею ввиду песни военных лет, причем они действительно прекрасны с точки зрения и музыки, и с точки зрения исполнения, абсолютно все в яблочко. Сейчас появился целый пласт песенного искусства, так или иначе отражающий эмоции происходящего сейчас на Украине и в России, но это все, простите, может быть, индивидуальную чисто такую оценку мою, но это такие сиротские песни, чуть аранжированные, очень похожие на фольклор времен афганской войны, то есть это такие три аккорда под гитару, что-то такое, очень…

В. Легойда

- …и великий певец Шаман. Это была ирония, если что, дорогие слушатели. (смеется)

М. Борисова

- Можно какие угодно принимать государственные программы, но если нет людей, которые в состоянии эти программы достаточно талантливо воплотить в жизнь, что от них толку.

В. Легойда

- Я могу в данном случае, не солидаризируясь полностью с вопросом, согласиться с констатацией, которую вы сделали, проведя параллели. Во-вторых, в присутствии вашем и Костином, как человека, имеющего непосредственное отношение к музыкальной культуре, сейчас мне что-то такое выдавать про музыку было бы неосмотрительным и легкомысленным, но я думаю, что, конечно, тот уровень песенной культуры, который был в Советском Союзе начала Великой Отечественной войны, то что создавалось, оно, конечно, сейчас с современными «шедеврами» так называемыми сложно сравнивать и это сравнение не в пользу нынешнего времени. А насчет того что «что толку» – не вполне соглашусь, толк есть, я уже объяснил какой, могу еще раз повторить, что это руководство, основываясь на котором государство выдает или не выдает прокатное удостоверение для каких-то фильмов, вообще стимулирует творческие сообщества. Вообще я недавно замечательную книжку прочитал, совершенно не по той теме, которую мы сейчас обсуждаем, но в ней говорится о том, что отношения «заказчик и художник» до Нового времени в Средние века, Возрождение, оно с современной позиции кажется чудовищным, потому что там заказчик делал то, что нам сегодня кажется недопустимым: он все время вмешивался и вообще считался чуть ли не соавтором, и говорили, что «вот, великий Папа заказал какую-то роспись и вот спасибо ему за это», а он не просто заказал, он приходил и говорил: «вот это замажьте, это нарисуйте» и прочее, поэтому тут есть, безусловно, связь, она всегда была и это очень практическая вещь, это как раз не просто какая-то декларация пустая, которая не связана с практикой, люди начнут думать, кто-то более охотно, кто-то менее охотно в этом направлении, но то что нужны какие-то культурные явления, события, нам, наверное, их не хватает, с этим я согласен, но, с другой стороны, они есть, я недавно несколько фильмов посмотрел, которые мне кажутся безусловно заслуживающими внимания, даже по самой высокой шкале их можно оценить довольно серьезно, ну и так далее.

М. Борисова

- А какие?

В. Легойда

- Они еще не вышли и тут, я так понимаю, что пока нельзя называть, но я уверен, что в ближайших программах мы обязательно о них поговорим.

К. Мацан

- Ну вот заговорили мы об этой теме большой, о государственной политике в области защиты традиционных ценностей, нередко мы к этой теме обращаемся и как-то у нас с вами звучала мысль, правда, она была в самом конце разговора, не успели мы ее развить, вот сейчас постараемся подробнее об этом поговорить, о том, что, с одной стороны, вы сами в одном из комментариев говорили, что одними запретами дело не решишь.

В. Легойда

- Я много раз это говорил.

К. Мацан

- Да, когда возникают законодательные акты, запрещающие, например, пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений – понятная история, понятно о чем речь, но каждый раз возникает такой вопрос: а вот есть право, есть правоприменительная практика и в принципе теоретически можно, руководствуясь такими законодательными актами, например, ограничить распространение книги «Смерть в Венеции» Томаса Манна, ну кто знает сюжет, понимает, о чем мы говорим, или вовсе поставить под вопрос переиздание Оскара Уайльда или Марселя Пруста, и можно спорить о художественной ценности этих авторов, хотя мне представляется, что это классики и тут вопросов уже нет, просто поскольку временем проверено и понятно, то, что я сейчас описываю, это такие ситуации карикатурные, может быть, намеренно гипертрофированные, но вот где грань, как таких ситуаций избежать, если их можно избежать?

В. Легойда

- Вот на этой неделе, как раз в понедельник минувший я был на расширенном заседании профильного комитета Думы, которая рассматривала эти ограничения, связанные как раз с ЛГБТ-проблематикой и вносимыми законопроектами и эта тема была, потому что были представители книжного союза и я как раз, взяв слово, я по этой теме сказал, что мне совершенно понятны опасения наших книгоиздателей и здесь можно еще более широко сказать: а как говорить о культуре Древней Греции без определенных тем, хотя их тоже совершенно неправильно вульгаризировать, потому что в современном изводе они не существовали в Древней Греции, это отдельная большая тема. Но я как раз-таки сказал почти потому, что вы сегодня уже упомянули, Кость, я сказал, что есть закон, есть правоприменительная практика, сейчас нам законодатели говорят, что литературы классической в широком смысле слова это не коснется никак. Мы знаем, что по другим законам у нас были случаи, когда вдруг возникали претензии или попытки предъявить претензии к священным текстам и прочее, и эти вопросы решались, поэтому все-таки данные законопроекты, они не являются чем-то, не подлежащим уточнению, пересмотру и прочее, я просто провел такую аналогию, что когда принимали правки, которые с легкой руки медиа называются «законом о защите чувств верующих», то всерьез, может, не всерьез, но звучали такие голоса о том, что сейчас их примут, и люди начнут жаловаться на крестовину в раковине, говоря, что вот крест там – это оскорбление чувств верующих, нельзя принимать этот закон, люди сойдут с ума и так далее – очень мало обращений на эту тему и не так много обвинительных приговоров, и слава Богу. Поэтому я бы думал так, что опасения есть, на сегодняшний день получены заверения законодателей, что эти опасения понятны и они не должны никак найти реальную для себя почву, что этого не будет, что литературы классической это не коснется, если правоприменительная практика покажет, что все-таки опасения были не беспочвенны, я думаю, что это можно будет как-то отрегулировать, если, повторяю, начнутся какие-то сложности.

К. Мацан

- Кстати, можно вспомнить положительный пример того, о чем у вас в «Парсуне» рассказывала Елена Ямпольская, председатель комитета Госдумы по культуре, она, если я правильно помню, вспоминала пример, когда был закон о запрете нацистской символики и под него формально попадали, допустим, старые советские фильмы, и законодатели провели работу и эти уточнения были внесены так, чтобы в частности на старое кино и нацистский флаг в каком-нибудь фильме это никак не распространялось и не надо было это замазывать, и никаких вещей не было.

В. Легойда

- Это так, но возвращаясь к теме, которую мы подняли, к именам, которые уже прозвучали – вот на этом заседании расширенном в Думе кто-то из выступавших сказал, что, условно говоря, публикации «Портрета Дориана Грея» Уайльда это не коснется, а вот если появится публикация, где будет сказано, что «эта книга интересна и любим мы ее за то что автор был определенной ориентации, только поэтому он смог это написать», вот это вполне может подпадать под закон, но в данном случае я думаю, что это, конечно, помимо прочего просто будет неправдой, если такая гипотетическая ситуация появится.

К. Мацан

- А вот более тонкую ситуацию попробуем вообразить: студент-филолог пишет работу, какие-то мотивы в творчестве Уайльда, например, и хочет диплом защищать по этой теме, вот как вам кажется, когда это происходит в пространстве академического дискурса как на это реагировать в этой связи?

В. Легойда

- Я думаю, что в академическом пространстве вообще законотворчество нынешнее не касается его, это все-таки публичное пространство…Хотя не готов сейчас сказать, потому что там даже по поводу видеоигр такие дискуссии бурные на этих слушаниях, на которых я был развернулись, поэтому я сейчас что-нибудь скажу, а окажется, что это не вполне так. Мне кажется, что пространство академических исследований, оно лишено того, что предполагается к регулированию, там точно нет пропаганды чего бы то ни было, но там, правда, в этих законопроектах есть и пропаганда-демонстрация подпадающая, но опять же, это предполагает все-таки наличие какой-то аудитории, медиа составляющей.

М. Борисова

- В общем, я так поняла, что наши дети никогда не увидят записанных на пленку спектаклей Виктюка.

В. Легойда

- Не готов сказать.

К. Мацан

- И все-таки, у нас «Светлый вечер», в гостях у нас сегодня Владимир Романович Легойда, глав Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома», профессор МГИМО и мы скоро вернемся в эту студию и продолжим наш разговор.

К. Мацан

- «Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается, еще раз здравствуйте, уважаемые друзья, в студии моя коллега Марина Борисова и я, Константин Мацан. В гостях у нас сегодня, как всегда по пятницам, в этом часе «Светлого вечера» Владимир Романович Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома», профессор МГИМО, член Общественной палаты, и мы продолжаем наш разговор.

М. Борисова

- Владимир Романович, раз уж так мы углубились в культурную тему, кроме Академии художеств к положенной дате не вспомнили, мне кажется, очень важную выставку, это я имею ввиду мультимедийную выставку «Украина. На переломах эпох». На самом деле, она была, как обычно у нас: «Россия. XX век», «Россия. XXI век», «Россия – моя история», а здесь это в том же формате выставка, которая была к четвертому ноября открыта в Манеже и посвящена, естественно, украинской теме, но мне кажется, что тут интересно, что ее сейчас повезут по всем российским регионам, где есть площадки вот эти специально уже отстроенные для выставок этого направления. Как вам кажется, понятно что скорее всего народ пойдет и посмотрит, что-то для себя почерпнет ценное, но, может быть, имеет смысл такие выставки возить уже туда, по ту сторону уже не действующей русско-украинской границы…

В. Легойда

- Вы имеет ввиду на новые территории?

М. Борисова

- Да, да, конечно.

В. Легойда

- Я думаю, что это все предполагается, безусловно, я просто сейчас не готов сказать, надо у владыки Тихона спросить, позовите его, он расскажет, он лучше знает.

М. Борисова

- А вообще, вот по опыту всех этих выставок вам доводилось видеть людей, которые сказали бы, что посещение таких выставок перевернуло их представление о том или ином отрезке истории?

В. Легойда

- Врать не буду, сходу не помню, мне доводилось видеть эти выставки, они же развернуты по стране и во многих таких крупных наших центрах, городах действуют эти выставки, то есть «Россия – моя история», и они являются таким местом силы, интеллектуальным центром притяжения, и там проходят разные встречи, насколько я понимаю, какие-то показы, я вот в разных местах это видел, на меня всегда производил впечатление энтузиазм людей, которые там работают, людей, с которыми мне удавалось перемолвиться несколькими словами и тем, это же знаете, когда начинается такой, как сейчас принято говорить: сетевой проект, здесь очень важно сохранить уровень, хотя, с одной стороны, казалось бы: ну что такого, все в электронном виде передали, распечатали или мультимедиа и прочее, но все равно везде площади свои, свои какие-то архитектурные, с позволения сказать, архитектонические решения тех или иных мест, но вот в разных городах я видел, сейчас все не вспомню, точно видел в Екатеринбурге, и в Пятигорске.

М. Борисова

- Да, там и в Самаре, и во Владивостоке.

В. Легойда

- В Самаре я точно не смотрел, но там, где я видел, это всегда производило сильное впечатление. Мне кажется, что это один из таких важных проектов, которые при непосредственном участии Церкви сделаны и, конечно, такое свое слово в формировании пространства духовно-интеллектуального, конечно, сказал и говорит.

М. Борисова

- Почему мне кажется, что возить их больше смысла имеет, по крайней мере украинскую выставку, не по городам и весям России, а туда, поближе к Украине – потому что, насколько я понимаю, там представлено больше 15 вариантов современных учебников истории украинских и в стык к ним документы и видеоряд, который показывает более-менее объективный взгляд на те же самые вещи.

В. Легойда

- Над этим Министерство просвещения сейчас много работает, я вот с коллегами в силу служебной необходимости общался из Минпросвещения, поскольку они сейчас на новых территориях переформатируют учебные программы, они же должны соответствовать учебным программам Российской Федерации, и говорили о сложностях, с которыми они столкнулись и в плане учебников, и в плане таких, мягко скажем, вольных трактовок исторических событий, ну и с языковыми проблемами тоже сталкиваются.

М. Борисова

- Ну а как вообще, я не очень себе представляю, но смотрите: человек учился в школе, ходил в первый, в четвертый, в шестой класс, потом – раз, ему говорят: «вот теперь приехали новые учителя и привезли новые учебники», и как это состыковать в голове шестиклассника, которого шесть лет учили одному и вдруг ему говорят, что все наоборот?

В. Легойда

- Во-первых, нет никакого «вдруг, раз – приехали учителя», там многие учителя – это их учителя, которые знают, которые остались, естественно, и будут продолжать работать. Потом, я не погружался глубоко, но даже потому, что мы видим, что выходило на публичный уровень, скажем, насколько я понимаю, на новых территориях не будет ЕГЭ, потому что такой практики не было, точно не будет в этом году, может быть, еще какое-то время. То есть понятно ,что при всей очевидности постановки задач унификации или приведения в соответствие учебных программ, это же все будет делаться с головой и все то, о чем вы говорите, оно, естественно, должно учитываться и должны действовать в той ситуации, которая существует в реальности.

К. Мацан

- Вообще, конечно, эта выставка «Украина», я на ней не был, но помню, когда увидел впервые саму рекламу на билбордах в Москве, подумал о том, что такая примета времени очень характерная, потому что в Москве, в Манеже, в центральном выставочном зале в контексте текущих событий проходит выставка «Украина. На переломе эпох», она так и называется, немыслимо вообразить себе, чтобы, допустим, в центре Киева последние несколько лет была бы выставка с названием «Россия», просто фантазии не хватает.

М. Борисова

- А как, это хорошо или плохо, что у нас есть такая выставка?

К. Мацан

- Конечно, хорошо, я к тому и говорю, что это просто признак того, то, о чем мы в последнее время часто говорим – о не расчеловечивании другого и то, к чему ситуация текущая очень сильно подвигает – увидеть по ту сторону фронта нелюдей, вот этого не происходит, по крайней мере такие выставки, раз они появляются, дают такую надежду, что этого не будет дальше в сознании жителей России происходить.

М. Борисова

- Не знаю, мне кажется, что Украина – это такое пространство удивительное, где на протяжении веков периодически происходят с разной атрибутикой приблизительно одни и те же процессы и если посмотреть, даже не очень сильно углубляясь в историю, хотя бы в историю XX века, там достаточно аналогий можно провести с тем, что происходит сейчас. Меня-то больше всего из этих новостей, на этой неделе по крайней мере, покоробило то, что происходило в Киево-Печерской Лавре, я не знаю, есть ли у вас какие-то дополнительные сведения помимо того, что было опубликовано и то, что мы увидели в новостях визуально, но на самом деле, насколько я могу вспомнить исторически, где-то с 37-го года таких вещей не было, обысков в ведущих монастырях.

В. Легойда

- Мне приходилось уже в самом начале, когда эти новости появились, на эту тему говорить, что, конечно, вот эта попытка представить действия службы безопасности Украины как якобы какие-то контртеррористические операции в Киево-Печерской лавре, в других монастырях Украинской Православной Церкви – это не выдерживает никакой критики, потому что понятно, что никакого оружия или что они там собрались найти, там быть не может, если тольк во всех проявлениях и в том, что СБУ лицемерно прикрывается этими объяснениями, приходит с обысками в монастырь, и то что все правозащитники международные, которые должны бить в набат, говорить о правах человека, религиозных свободах, они просто в рот воды набрали, молчат и никогда ничего не скажут. С другой стороны, что мы хотим, они на эти чудовищные расстрелы сдавшихся в плен особо не реагируют, то здесь-то уж чего ожидать.

М. Борисова

- Знаете, когда эта новость появилась, сразу мне почему-то пришла в голову аналогия с экранизацией пьесы Булгакова «Бег», такая классическая советская экранизация, начинающаяся как раз с эпизода, где в монастыре прячется генерал Чарнота и изображает из себя беременную купчиху, поэтому как-то все очень напоминает опыт гражданской войны в тех же самых местах. Но мне кажется, что за больше чем сто лет что-то же должно было произойти в головах, почему же прямо вот на те же самые грабли?

В. Легойда

- Вот оно и произошло меньше чем за тридцать лет.

К. Мацан

- Мне очень в этом контексте, конечно, плохое слово «понравился», но скажем так: запомнился один из постов в телеграме одной нашей коллеги журналиста, очень много об этом которая написала, я цитирую как есть, но это просто из песни слов не выкинешь: «Вообще залупаться на Киево-Печерских святых – совсем без мозгов и отчаянным быть. Это же не какие-то деятели военные российские, тут от возмездия не уйдешь, не отстреляешься и бункер не спасет, и даже НАТО не поможет». Ну вот иронично…

В. Легойда

- Да, Наталья Геннадьевна жестко написала.

К. Мацан

- Да, жестко, иронично, ну вот такой взгляд. Но мне кажется, почему я на это обратил внимание, дело даже не в жесткости и не в ироничности, а в том, что здесь в таких словах, в такой оценке сквозит, просвечивает взгляд на святых, как на никуда не ушедших живых людей, которые есть, которые умерли, но не исчезли из мироздания, они участники событий, к ним можно обращаться в молитве, от них можно получать ответ, они помогают, они действующие лица.

В. Легойда

- Тут ответ, который обещается этой записью, он такой дискуссионный.

К. Мацан

- Да, я поэтому оставлю содержание этого сообщения для какого-нибудь другого обсуждения, вот Наталья Геннадьевна написала так, как написала, но сама интуиция рассуждения о святых не как о каких-то просто фигурах из истории, а как о действующих лицах в реальности очень такая подлинно религиозная, мне кажется, это важно.

В. Легойда

- Согласились, как говорит один мой знакомый в таких случаях.

М. Борисова

- Но странно другое, странно то, что в отличии от Гражданской войны начала XX века, где в монастырь или в церковь приходили воинствующие атеисты, которые, собственно, и приходили туда под лозунгом, что «Бога нет и вообще нечего тут мракобесием заниматься», а досматривать святыни Русской Православной Церкви на Украине приходят люди, которые во многом себя чувствуют православными христианами.

В. Легойда

- Я думаю, непосредственно те, кто туда пришел, уж кем они себя чувствуют, Бог его знает, если они декларируют эти свои действия как контртеррористические, то, в общем…

М. Борисова

- Но если бы это не было проблемой, наверное, Святейший не подчеркивал бы, хотя бы когда был не так давно актовый день Православного Свято-Тихоновского гуманитарного института по поводу 30-летия, Святейший говорил как раз о том, что нужно не дать расколоть Русскую Православную Церковь, чтобы бездумное реформаторство не привело ее к печальному результату. Если он говорил это перед студентами, которые в его представлении должны стать оплотом православия тогда, когда уже не будет его самого, для него это сейчас, наверное, одна из важных проблем, раз он так о ней специально говорил.

В. Легойда

- Ну конечно, но это вообще, если посмотреть интронизационную речь Святейшего патриарха в 2009 году, то там совершенно четко и как-то, как мы сейчас видим, глядя на это уже, как на прошлое, довольно точно обозначены, хотя, может, по-иному и не могло быть, линии, за которые Патриарх чувствует высочайшую ответственность и которые он считает важными. И, конечно, единство Церкви – такая общая понятная тема, это важнейшая тема как для ощущения церковной жизни, так и как тема высочайшей ответственности Предстоятеля, поэтому мне абсолютно понятно, почему Патриарх об этом говорит и, к сожалению, церковный хитон, он ведь раздираем не только в последние годы, мне кажется, христианин не может не переживать как трагедию любые разделения в Церкви, начиная от каких-то, может быть, не таких масштабных разделений, появления ересей и расколов и через великий раскол Запада и Востока или отпадение Запада от Востока, все это, конечно, не может не переживаться как трагедия. Я думаю, что самым неправильным здесь было бы сказать: «а вот мы сохраняем, а вот они, негодяи и мерзавцы, все потеряли», это трагедия, потому что это неисполнение завета, который прямо нам, христианам, заповедан о единстве церковном.

К. Мацан

- Владимир Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома» и профессор МГИМО сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер».

М. Борисова

- Владимир Романович, а вот ваши студенты, они то, о чем мы здесь говорим, между собой или с вами обсуждают, вообще это студенчество наше волнует как-то или это совсем не их повестка?

В. Легойда

- Студенчество разное, все-таки у меня есть курс, который я в нашей студии вспоминал: «Политические коммуникации современной Церкви», он так называется, тема была мне предложена, название, но в этом семестре я его не читаю, поэтому мне в этом плане чуть сложнее сказать, но когда, я помню, я его читал во время острой фазы церковной ситуации на Украине, вот томос, Порошенко и прочее, я даже не только со своими студентами обсуждал, я, может, уже рассказывал: я шел, помню как сейчас, мимо ректорского кабинета, и обгоняют студенты, слышу, как один другому говорит: «…и вот Константинопольский патриарх дал им этот…», я поворачиваюсь, говорю: «Томос», он говорит: «Спасибо» (общий смех), поэтому это вполне себе были такие типичные МГИМОвцы, они же МГИМОшники, которые это все обсуждали. Кого-то, конечно, в определенной степени волнует, но вот моих нынешних студентов, их сейчас, я думаю, в большей степени будут волновать коаны дзен буддизма, о которых я им рассказываю в настоящий момент в рамках курса «История религиозных идей».

К. Мацан

- Ну а через месяц их будет волновать сессия.

М. Борисова

- Ну тогда и дзен буддизм вообще выйдет на первый план, если он нужен в экзамене.

В. Легойда

- Да, поскольку хлопок одной ладони это будет условие получения положительной оценки.

К. Мацан

- А вот у вас сегодня прозвучали эти слова, которые уже не раз в этой студии и ранее звучали, что в текущей ситуации невозможно делать вид что ничего не происходит и жить по-прежнему, пить кофе с вкусным круассаном, как будто бы ситуация военных действий нас не касается, и вот на этом фоне мы тут так достаточно весело, умудряемся смеяться, шутить. Вот у меня был сейчас в речи тезис и антитезис, сейчас предлагаю синтез, что вы об этом скажете, синтез из Довлатова Сергея Донатовича, вот Мариной, знаю, нелюбимого, а вот Владимир Романович…

В. Легойда

- …ну, у нас вкус попроще, те, у кого вкус похуже, те вообще в восторге. (смеется)

К. Мацан

- Я в восторге, да, придерживаемся альтернативной точки зрения. У него есть такая заметка «Эмигрантская пресса», и вот цитирую: «Больше года выходит наша газета (речь о газете «Новый американец», которую они издавали в Нью-Йорке, когда эмигрировали). Больше года выходит наша газета и больше года я слышу: чего вы смеетесь, над чем вы потешаетесь? В Афганистане трагедия, академик Сахаров томится в Горьком, и вообще мир на грани катастрофы. Да, мир на грани катастрофы, и привели его к этой грани именно угрюмые люди. Угрюмые люди бесчинствуют в Афганистане, угрюмые люди хватают заложников, и гордость России, академика Сахарова, мучают тоже угрюмые люди. и потому мы будем смеяться над русофобами и антисемитами, над воинствующими атеистами и религиозными кликушами, над мягкотелыми голубями и твердолобыми ястребами, а главное, заметьте, над собой». Как у вас отзываются эти слова?

В. Легойда

- Это не самый любимый мой текст у Довлатова. (смеются) Я все-таки думаю, что серьезный вами поставленный вопрос, я хочу вернуться к тому, о чем я говорил сегодня: когда я говорю, что нельзя делать вид что ничего не происходит – это не значит, что нужно перестать улыбаться, смеяться, я говорил об эмоциональной сфере, что для меня лично стало невозможно посещение каких-то, причем я не говорю что это правильно, во мне это таким образом преломляется, мне сложно стало ходить на какие-то вещи, не то чтобы увеселительные, но вот, я повторяю, что на меня кто-то даже обижается, я и с близкими своими не везде нахожу общий язык в этом плане. Но я имел ввиду, что какое-то внутреннее сосредоточение другое, для меня лично эта необходимость преломляется в то, что есть твоя зона ответственности и, как мы сегодня говорили про пост, как это удивительно сейчас соединяется, что это же не значит, что христианин в пост, он больше христианин чем не в пост, но поскольку мы такие все разобранные, вот пост как возможность собраться, это не значит что когда нет военных действий можно плохо делать свою работу, но когда они есть и твое понимание того, что они есть, если ты не находишься на передовой, не помогаешь в госпитале, то ты на своем месте должен свою работу делать максимально хорошо, потому что это и есть тоже некая вовлеченность в общую ситуацию и это и есть отчасти, не только к этому сводится, но и не делание вида того что как будто бы ничего не происходит. Опять же, когда я говорю: «а мы будем продолжать пить кофе с круассанами», я не имею ввиду что надо перестать пить кофе с круассанами, а я имею ввиду что нужно как-то глубинно понять, что происходит нечто, что в любом случае уже все очень серьезно отражается на нашей жизни и дальше будет отражаться еще сильнее и то, как ты себя на своем месте ведешь, оно, конечно, тоже в общую картинку будет вноситься.

М. Борисова

- А как вам кажется, сейчас подходящий период для того чтобы попытаться все происходящее осмыслить или подходящий период, когда можно попытаться научиться правилу жить здесь и сейчас?

В. Легойда

- А я не вижу здесь какой-то альтернативности что либо одно, либо другое. Чтобы научиться здесь и сейчас – это безусловно надо осмысливать. Просто я думаю, что вот, опять же, как-то у меня просится эта аналогия с постом, пост, как время, когда хочешь-не хочешь, а ты должен как-то вот собираться, есть постная пища, какие-то особые богослужения постовые и так далее, и вот здесь это время, когда ты должен понимать, что в том числе и твоя работа, она связана, тебя кто-то слушает, кто-то читает, кто-то смотрит и это тоже влияет на происходящее, и понимание ответственности, и отсутствие этой жизни, как будто невыносима легкость бытия присущая нам, может быть, в расслабленном состоянии, мне кажется, так.

М. Борисова

- Я-то имела ввиду попытки очень многих, и наших коллег, в том числе, попытаться все-таки представить некую логически объяснимую картину происходящего, хотя бы в своей собственной голове, вот мне кажется, что находясь в центре событий, сделать это физически невозможно, потому что всего объема необходимого для анализа информации у тебя по определению быть не может, а домысливать и заполнять отсутствующие лакуны какими-то своими умозаключениями очень опасно, потому что можно уйти в такие дебри, откуда потом можно вообще не вернуться.

В. Легойда

- Ну да, в этой части понятно, но это связано не с положением человека, у которого нет информации, это связано вообще с нахождением в ситуации момента, мы как-то не раз по другим темам говорили о важности такого понятия, как «историческая дистанция». Я помню выступление одного нашего академика, который говорит, как сегодня многие говорят, как они прозорливо предчувствовали распад Советского Союза, на самом деле, мало кто это предчувствовал, мало кто прогнозировал, мало кто в это верил, задним умом, конечно, все стали крепки, но он, говоря о себе, сказал: «вот я не предполагал», я его не называю, могу ошибиться в каких-то деталях его позиции, то, как я ее запомнил. И эта историческая дистанция, она дает другое понимание ситуации, даже помимо того, о чем вы говорите – объем информации, есть еще историческая дистанция, потому что мы не понимаем последствий, через десять лет мы будем понимать последствия, мы будем их видеть.

М. Борисова

- А отвечать-то за них мы будем?

В. Легойда

- А как не отвечать, всегда человек отвечает.

К. Мацан

- У Семена Людвиговича Франка в работе «Свет во тьме», которую он писал в годы Второй мировой войны, есть такие слова, он тоже кого-то пересказывает, кого прочитал: «Сегодня, чтобы быть пророком, достаточно быть пессимистом».

В. Легойда

- На этой оптимистической ноте… (общий смех)

К. Мацан

- Но не обязательно пытаться вставать на позицию пророка, потому что работа, в которой эта фраза приведена, называется «Свет во тьме», который «во тьме светит и тьма не объяла его», как говорит евангелист Иоанн. Спасибо огромное, Владимир Романович Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома», профессор МГИМО, член Общественной палаты, почетный член Российской Академии художеств…

М. Борисова

- …эсквайр. (смеются)

К. Мацан

- …да, которая недавно отпраздновала 265 лет со дня основания, был сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». В студии была моя коллега Марина Борисова и я, Константин Мацан. Спасибо, до свидания.

М. Борисова

- До свидания.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем