Основные темы выпуска:
- Скоро каникулы: как отправить ребенка в летний лагерь — и не ошибиться?
- Что значит быть слепым — в Евангельском контексте?
- Помощь Борису Полежаеву, будущему врачу-онкологу: сбор средств продолжается
- Лавр Корнилов, генерал, арестовавший императрицу. Каким человеком он был?
- Музыкант Сергей Старостин — о фестивале «Николин день» 22 мая
- Малевич и Кандинский — новые лекции искусствоведа Ирины Языковой в Академии Фомы
Живая история. Лавр Корнилов.
А. Митрофанова
– В этой рубрике мы в течение года говорим о событиях, которые имели место сто лет назад, в 1917 году, и о людях, руками которых в тот год совершалась история. Лавр Корнилов, белый офицер, генерал, дипломат, военный разведчик и исследователь Персии, он герой Первой мировой войны и русско-японской войны тоже. Он владел английским, немецким, французским, персидским, казахским, монгольским, калмыцким языками и урду. Кроме того, он китайский изучал. Вообще он выдающийся, конечно, человек и был настоящим героем – невероятно смелым, и солдаты его обожали, а это, как известно, дорогого стоит. И в то же время именно он тот человек, который арестовал императрицу Александру Федоровну в 1917 году. Причем, есть разные версии у историков, как это произошло. Кто-то считает, что Корнилов таким образом избавил императрицу от большей беды, ведь если бы на его месте оказался кто-то другой, неизвестно каким был бы этот арест. А другие считают, что генерал не лучшим образом повел себя в этой ситуации. Так каким же он был человеком и чем руководствовался в своих действиях в 1917 году? На связи с нами академик Российской академии наук, историк Юрий Пивоваров. Добрый вечер, Юрий Сергеевич.
Ю. Пивоваров
– Добрый вечер.
А. Митрофанова
– Юрий Сергеевич, что же было на самом деле, и как это вообще сочетается в рамках одной жизни?
Ю. Пивоваров
– Ну вы знаете, для того, чтобы ответить на этот вопрос, хотя я думаю, что ответа полного мы никогда не получим, поскольку нету уже персонажей этих, они не живы, надо все-таки несколько слов сказать о самом Корнилове. Потому что это не просто, так сказать, белый офицер, но белые офицеры появились именно благодаря Корнилову, когда он после уже октябрьской революции создал Белое движение. Это был не просто выдающийся военный, это герой, который в русско-японской войны себя прославил и в Первой мировой войне попал в плен там, бежал. Его дивизии были лучшими, он выходил там из окружений, штыковых атаках. Это был еще очень крупный разведчик, дипломат, человек, который там долго работал в Китае, в Индии, в Афганистане, в Персии. Он знал массу языков помимо английского, французского – немецкий, китайский, монгольский, фарси, урду. Это был географ, автор многих книг, выпускник академии Генерального штаба с серебряной медалью. Это был просто вот любимец русской армии. Почему, вы спрашиваете, он арестовывал императрицу. Это действительно так. Дело в том, что Николай II незадолго до своего отречения решил назначить его командующим Петроградским военным округом. Но Николай был свергнут, и это решение было уже принято Временным правительством. Вот в ночь с 5 на 6 марта 1917 года Лавр Корнилов и военный министр Гучков арестовывают императрицу Александру Федоровну. По свидетельствам разных источников, арест происходил действительно не очень ну, скажем так, правильно. Потому что вели они себя несколько жестко и якобы даже Корнилов подтолкнул императрицу. Но вообще трудно в это поверить, действительно, он был десятилетиями подданным русского царя и вообще это был, так сказать, образец ну что ли достоинства, чести, джентльменства. Хотя человек он там из простой семьи и всего добился сам, но, тем не менее, это был джентльмен. Да, есть такая версия, вполне возможно. Сказать сейчас, почему он так делал, во-первых, почему арестовывал – а), – и б) почему, если это правда, вел себя не очень корректно. Тут никто вам не ответит на этот вопрос. Корнилов был человек, как сказали бы сегодня, человек демократических убеждений. Он, безусловно, верой и правдой служил России, служим императору, императорской семье, но человек был демократических убеждений, никогда их не скрывал. Как, кстати, и то движение белое, которое он начнет в конце 17-го года в Новочеркасске, и дальше это было в основном движение демократически-либеральное, это не были какие-то там душегубы, которые хотели вернуться к порядкам там, не знаю, Ивана Грозного. Наоборот, это был люди новой гражданской России, которая рождалась, существовала, становилась на ноги с конца XIX по начало XX века. Но этот факт его биографии действительно, вы не случайно, задали, он был всегда для меня тоже таким вот, если угодно, некоторой загадкой. Я не имею права судить этого великого человека, которым я безмерно десятилетиями восхищаюсь, но всегда где-то там, в глубине души теплилось: как же ты смог? зачем ты это сделал? Но ведь мы не только не только это должны знать о Корнилове. Если вы позволите, я вам вообще должен сказать, что он вообще сыграл огромную роль, если говорить о 17-м годе. У нас нет времени говорить о его жизни, которая просто огромный подвиг, как и подвиг, вот он и Колчак, лидеры Белого движения, это были два великих ученых, два человека, которые очень много сделали для России – Колчак на Севере, а Корнилов на востоке. Так вот, ведь летом 17-го года русская армия предприняла последнее наступление на фронте, последнее это было – июнь 17-го года. Которое, как известно, обернулось совершенным поражением, да, и во многом считается что это один из корней потом большевистского переворота. Так вот его 8-я армия – он ушел с поста командующего Петроградского военного округа, и его 8-я армия вела себя очень-очень достойно. И как бы в знак этого министр-председатель Керенский, который стал в начале июля министром-председателем, сменив князя Львова, то есть лидером Временного правительства, назначает его верховным главнокомандующим. И около месяца примерно Корнилов является верховным главнокомандующим и разрабатывает план спасения России. Это очень известная такая штука: в Москве в августе 17-го года произошло государственное совещание, где были представлены все политические силы с справа налево, кроме большевиков, где он выступил с огромной ролью. А его туда офицеры, когда он приехал из Питера в Москву, на руках донесли с Николаевского, ныне Ленинградского вокзала до Большого театра. Он выступил с планом спасения России. План заключался в следующем: что нужно старой армии как-то отбиваться, но создавать новую армию, поскольку старая находится в очень таком разложенческом состоянии уже тогда. Создавать новую армию в районе Волги, для того чтобы противопоставить немцам. Ввести контроль за железными дорогами, устроить систему концлагерей – но не сталинских или гитлеровских концлагерей, а таких, куда, так сказать, отправлять людей, которые проявляют недостаточную твердость. Ну и во многом под его влиянием в июле 17-го года на фронт вернули смертную казнь. Сейчас эти меры могут показаться драконовскими, но я должен сказать, что в тех условиях ничего другого не оставалось. И Россия не так удачно провела Первую мировую войну, хотя, в целом, не так уж и плохо – таково мое мнение, в отличие от большинства историков, – потому что тыл не был в достаточной степени мобилизован, тыл в достаточной степени как бы не сопротивлялся и не был заточен под военные нужды. И все то, что предлагал Корнилов, это были, конечно, зверские, жестокие меры, но только это могло тогда спасти Россию. Ну а конце августа 17-го года, как мы знаем, разразилось то, что называется Корниловский мятеж. Очень тоже странная история, непонятная. Керенский рассказывает одно, корниловцы рассказывают другое. Но смысл в том, что Корнилов просто предложил петроградскому руководству, то есть Временному правительству предложил ввести ну что-то типа военного положения и твердо взять власть в свои руки по-настоящему. Потому что он видел уже тогда большевистскую угрозу, большевики были тогда уже очень сильны и влиятельны, хотя Временное правительство как-то пыталась с ними бороться. Но там возникло какое-то недопонимание. Я думаю, что правда на стороне Корнилова. Думаю, что Керенский играл сразу в несколько игр и не знал... То есть в конечном счете корпус генерала Крымова, который был направлен на Петроград, чтобы спасти положение, ввести войска и контролировать город, он не дошел, его, так сказать, разложили большевистские агитаторы, не допустили. А сам генерал Крымов после беседы с Керенским застрелился. И Корнилов был арестован. Корнилов, генерал Лукомский, Деникин, Романовский и другие генералы были арестованы. И Корнилов так и просидел под арестом два с половиной месяца. Его выпустили только уже после Октябрьского переворота, когда он уехал в Новочеркасск, стал создавать Белую армию, как известно, Ледяной поход. И эта вот смерть 31 марта под Екатеринодаром, когда его войска брали город, но вот снаряд оборвал его жизнь. Но я должен сказать, что Корнилов был единственной реальной альтернативой тогда приходу к власти большевиков. И никогда бы корниловская диктатура, это была бы диктатура, не приняла бы характер вот такой вот кровавый, живодерский, совершенно там зверский, какой она приняла, значит, у большевиков. Хотя, конечно, его режим тоже в Риге, особенно в первые годы и в первые там месяцы был бы весьма жестким. Но я думаю, что он спас бы страну от той пропасти, в которую она свалилась. То есть роль Корнилова в 17-м году и в начале 18-го громадная, и я думаю, что практически вся, за исключением вот этого вот эпизода с императрицей, положительная.
А. Митрофанова
– Из того что вы говорите, становится понятно, почему большевики так поступили с телом генерала Корнилова, когда обнаружили его. Практически ну ведь сожгли уже тело мертвого человека, которого предали земле. И это как, знаете, какой-то акт мести что ли такой невероятной.
Ю. Пивоваров
– Разумеется. Я думаю, что ну, кроме того, что там было дикое зверство, описанное там, скажем, в том же «Тихом Доне», это места рядом. Но я думаю, что большевики, в общем, понимали, с кем они имеют дело. Потому что при всем моем глубочайшем уважении к Колчаку, к Деникину, к Юденичу и так далее – это действительно были люди, особенно Колчак, так сказать, первого ряда, а у Деникина еще было и золотое сердце, кроме там всех талантов и прочего. Корнилов соединял в себе, как мне кажется, практически все ингредиенты того, что могло бы ну вот противопоставить диктатуре Ленина и Троцкого, понимаете – решительность, смелость, опытность. А в то же время он был ровесник Ленина – 70-го года, оба по 47 лет. Это был действительно герой и любимец России, понимаете. Это был человек невероятных познаний, невероятной постоянно активности, работы, человек, который прекрасно знал там, скажем, Средний Восток, Китай, Индию, Дальний Восток; который был тактик, стратег, умница, понимаете. То есть какие-то совершенно невероятные качества в этом человеке сочетались. И он, если посмотреть на его лицо, в нем есть что-то восточное, да, тут мы не совсем точно знаем, есть разные версии его происхождения – то ли у него казахская кровь с русской, то ли калмыцкая плюс русская, даже о какой-то польской крови говорят. Но это действительно был евразиец, если угодно. Хотя то же самое можно сказать и о Ленине, и об очень многих фигурах того времени – поэт Брюсов там и так далее, – с такой вот с восточинкой какой-то. Но это действительно был человек для меня символический, понимаете. И его гибель, конечно, это большая трагедия России, потому что всего лишь конец марта 18-го года, и многое еще было не решено. И я думаю, что это громадная потеря для Белого демократического движения. Я постоянно повторяю, что белые были не черносотенцы-погромщики, не какие-то там, я не знаю, убогие реакционеры-радикалы, нет, это был военный авангард современной гражданской демократической России, это был золотой фонд ее. Да, это очень жалко, это очень трагично. Но это одна из самых достойных фигур русской истории XX века и особенно вот этой кровавой эпохи 17-го – начала 18-го года, одна из самых достойнейших.
А. Митрофанова
– Спасибо вам большое за комментарий.
Ю. Пивоваров
– Пожалуйста.
А. Митрофанова
– Напомню, на связи с нами был академик Российской академии наук, историк Юрий Пивоваров.
Псалом 71. Богослужебные чтения

Кто в современном мире является главным бенефициаром — то есть получателем выгоды — юриспруденции? Не торопитесь отвечать — а лучше давайте послушаем 71-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением, — псалом, в котором есть неожиданный ответ на этот вопрос.
Псалом 71.
О Соломоне. Псалом Давида.
1 Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду,
2 да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде;
3 да принесут горы мир людям и холмы правду;
4 да судит нищих народа, да спасёт сынов убогого и смирит притеснителя, —
5 и будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов.
6 Он сойдёт, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю;
7 во дни его процветёт праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна;
8 он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли;
9 падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах;
10 цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары;
11 и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему;
12 ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетённого, у которого нет помощника.
13 Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасёт;
14 от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его;
15 и будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нём непрестанно, всякий день благословлять его;
16 будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как лес на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле;
17 будет имя его благословенно вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нём все племена земные, все народы ублажат его.
18 Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса,
19 и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь.
20 Кончились молитвы Давида, сына Иесеева.
Смысловой центр прозвучавшего сейчас псалма — 12-14 стихи: «ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетённого, у которого нет помощника. Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасёт; от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его (Пс.71:12-14)». Давид говорит о царе как абсолютном гаранте Божественной справедливости: это право царь получает не «снизу», в процессе «делегирования», — но только свыше, непосредственно от Самого Бога — что и делает его ответственным в первую очередь перед Богом, и уже потом — перед всем остальным народом.
Вот мы и оказались перед самым интересным в подходе Давида к «мАркеру» высшей легитимности Царя как «правоприменителя» — и это вовсе не «житейское благоденствие». Для Давида — буквально — «драгоценность крови» — и кого? Самых презренных, нищих, обездоленных, вытесненных на окраины жизни, лишённых в том числе и правовой поддержки! Неожиданно, не правда ли? В нашем представлении — вполне отвечающем сегодняшним реалиям — главный бенефициар судопроизводства — не тот, у кого правда Божия, а тот, кто лучше прочих «встроен» в эту систему. Но вот для Давида всё видится совсем иначе: именно адресная заинтересованность в защите обездоленных воспринимается пророком как самый яркий показатель того, что Бог — на стороне царя как высшего правителя и судии!
Мне кажется, не только тем, кто связан с юридической сферой, есть о чём задуматься — но и каждому из нас, особенно, когда очень уж хочется поскорее отделаться от проблемы, связанной с теми, кто и так-то не особо нам приятен!..
Псалом 71. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 71. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Флп., 243 зач., II, 24-30.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из христианских добродетелей — это мудрая предусмотрительность в своих словах и поступках. Что это за качество и как оно проявляет себя в жизни? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Филиппийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
24 Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам.
25 Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей,
26 потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни.
27 Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали.
28 Посему я скорее послал его, чтобы вы, увидев его снова, возрадовались, и я был менее печален.
29 Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении,
30 ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне.
В христианской общине города Филиппы апостола Павла очень любили. А потому, когда узнали, что его схватили и отправили в тюрьму в Риме, филиппийцы сразу же отправили к нему помощь. Гонцом стал юноша по имени Епафродит. Он доставил апостолу необходимые вещи, а также остался прислуживать ему в темнице.
Епафродит усердно и самоотверженно исполнял при Павле свои обязанности помощника. Нам известно, что он даже пережил какую-то очень тяжёлую болезнь, от которой чуть не умер. Однако всё закончилось благополучно. И когда Епафродит выздоровел, Павел отправил его обратно в Филиппы. Апостол вручил ему то послание, часть которого мы сегодня услышали.
В своём письме Павел даёт высокую оценку как трудам Епафродита, так и ему самому. И делает он это не случайно. В общине могли найтись те, кто мог бы заподозрить юношу в малодушии. Дескать, струсил перед язычниками и оставил Павла одного. Чтобы этого не произошло, апостол упоминает, что сам принял такое решение, а совесть Епафродита чиста. Он достоин уважения и всяческих похвал.
Прекрасное качество демонстрирует апостол. Его любовь предусмотрительна. Он проявляет искреннюю и неподдельную заботу о человеке, который рядом с ним. Всего лишь несколькими предложениями он на корню гасит потенциальный конфликт. Избавляет Епафродита от ненужных хлопот и огорчений.
Но и не только о нём заботится Павел. Он хранит мир и самой общины филиппийцев. Он пытается сделать всё от него зависящее, чтобы не создать повод к раздору среди верующих. Такую мудрую предусмотрительность Писание призывает приобретать и нас с вами. Делать всё возможное, чтобы сеять вокруг себя не смущение и беспокойство, но мир, ясность и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Апокалипсис — богословский аспект». Кирилл Вах, Вероника Андросова

У нас в студии были директор научно-просветительского центра «Индрик» Кирилл Вах и доцент Николо-Угрешской семинарии, кандидат богословия Вероника Андросова.
Мы говорили о книге «Откровение Иоанна Богослова», в частности о том, как сюжеты Апокалипсиса изображались на храмовых фресках и как такие иконы становились проводниками в смыслы Священного Писания.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед о книге Откровение Иоанна Богослова, как этот Новозаветный текст, часто именуемый «Апокалипсис», воспринимается, толкуется, а также изображается в храмовой живописи.
Первая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена фрескам Гурия Никитина в Переславле (эфир 20.10.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер