Основные темы выпуска:
- Скоро каникулы: как отправить ребенка в летний лагерь — и не ошибиться?
- Что значит быть слепым — в Евангельском контексте?
- Помощь Борису Полежаеву, будущему врачу-онкологу: сбор средств продолжается
- Лавр Корнилов, генерал, арестовавший императрицу. Каким человеком он был?
- Музыкант Сергей Старостин — о фестивале «Николин день» 22 мая
- Малевич и Кандинский — новые лекции искусствоведа Ирины Языковой в Академии Фомы
Живая история. Лавр Корнилов.
А. Митрофанова
– В этой рубрике мы в течение года говорим о событиях, которые имели место сто лет назад, в 1917 году, и о людях, руками которых в тот год совершалась история. Лавр Корнилов, белый офицер, генерал, дипломат, военный разведчик и исследователь Персии, он герой Первой мировой войны и русско-японской войны тоже. Он владел английским, немецким, французским, персидским, казахским, монгольским, калмыцким языками и урду. Кроме того, он китайский изучал. Вообще он выдающийся, конечно, человек и был настоящим героем – невероятно смелым, и солдаты его обожали, а это, как известно, дорогого стоит. И в то же время именно он тот человек, который арестовал императрицу Александру Федоровну в 1917 году. Причем, есть разные версии у историков, как это произошло. Кто-то считает, что Корнилов таким образом избавил императрицу от большей беды, ведь если бы на его месте оказался кто-то другой, неизвестно каким был бы этот арест. А другие считают, что генерал не лучшим образом повел себя в этой ситуации. Так каким же он был человеком и чем руководствовался в своих действиях в 1917 году? На связи с нами академик Российской академии наук, историк Юрий Пивоваров. Добрый вечер, Юрий Сергеевич.
Ю. Пивоваров
– Добрый вечер.
А. Митрофанова
– Юрий Сергеевич, что же было на самом деле, и как это вообще сочетается в рамках одной жизни?
Ю. Пивоваров
– Ну вы знаете, для того, чтобы ответить на этот вопрос, хотя я думаю, что ответа полного мы никогда не получим, поскольку нету уже персонажей этих, они не живы, надо все-таки несколько слов сказать о самом Корнилове. Потому что это не просто, так сказать, белый офицер, но белые офицеры появились именно благодаря Корнилову, когда он после уже октябрьской революции создал Белое движение. Это был не просто выдающийся военный, это герой, который в русско-японской войны себя прославил и в Первой мировой войне попал в плен там, бежал. Его дивизии были лучшими, он выходил там из окружений, штыковых атаках. Это был еще очень крупный разведчик, дипломат, человек, который там долго работал в Китае, в Индии, в Афганистане, в Персии. Он знал массу языков помимо английского, французского – немецкий, китайский, монгольский, фарси, урду. Это был географ, автор многих книг, выпускник академии Генерального штаба с серебряной медалью. Это был просто вот любимец русской армии. Почему, вы спрашиваете, он арестовывал императрицу. Это действительно так. Дело в том, что Николай II незадолго до своего отречения решил назначить его командующим Петроградским военным округом. Но Николай был свергнут, и это решение было уже принято Временным правительством. Вот в ночь с 5 на 6 марта 1917 года Лавр Корнилов и военный министр Гучков арестовывают императрицу Александру Федоровну. По свидетельствам разных источников, арест происходил действительно не очень ну, скажем так, правильно. Потому что вели они себя несколько жестко и якобы даже Корнилов подтолкнул императрицу. Но вообще трудно в это поверить, действительно, он был десятилетиями подданным русского царя и вообще это был, так сказать, образец ну что ли достоинства, чести, джентльменства. Хотя человек он там из простой семьи и всего добился сам, но, тем не менее, это был джентльмен. Да, есть такая версия, вполне возможно. Сказать сейчас, почему он так делал, во-первых, почему арестовывал – а), – и б) почему, если это правда, вел себя не очень корректно. Тут никто вам не ответит на этот вопрос. Корнилов был человек, как сказали бы сегодня, человек демократических убеждений. Он, безусловно, верой и правдой служил России, служим императору, императорской семье, но человек был демократических убеждений, никогда их не скрывал. Как, кстати, и то движение белое, которое он начнет в конце 17-го года в Новочеркасске, и дальше это было в основном движение демократически-либеральное, это не были какие-то там душегубы, которые хотели вернуться к порядкам там, не знаю, Ивана Грозного. Наоборот, это был люди новой гражданской России, которая рождалась, существовала, становилась на ноги с конца XIX по начало XX века. Но этот факт его биографии действительно, вы не случайно, задали, он был всегда для меня тоже таким вот, если угодно, некоторой загадкой. Я не имею права судить этого великого человека, которым я безмерно десятилетиями восхищаюсь, но всегда где-то там, в глубине души теплилось: как же ты смог? зачем ты это сделал? Но ведь мы не только не только это должны знать о Корнилове. Если вы позволите, я вам вообще должен сказать, что он вообще сыграл огромную роль, если говорить о 17-м годе. У нас нет времени говорить о его жизни, которая просто огромный подвиг, как и подвиг, вот он и Колчак, лидеры Белого движения, это были два великих ученых, два человека, которые очень много сделали для России – Колчак на Севере, а Корнилов на востоке. Так вот, ведь летом 17-го года русская армия предприняла последнее наступление на фронте, последнее это было – июнь 17-го года. Которое, как известно, обернулось совершенным поражением, да, и во многом считается что это один из корней потом большевистского переворота. Так вот его 8-я армия – он ушел с поста командующего Петроградского военного округа, и его 8-я армия вела себя очень-очень достойно. И как бы в знак этого министр-председатель Керенский, который стал в начале июля министром-председателем, сменив князя Львова, то есть лидером Временного правительства, назначает его верховным главнокомандующим. И около месяца примерно Корнилов является верховным главнокомандующим и разрабатывает план спасения России. Это очень известная такая штука: в Москве в августе 17-го года произошло государственное совещание, где были представлены все политические силы с справа налево, кроме большевиков, где он выступил с огромной ролью. А его туда офицеры, когда он приехал из Питера в Москву, на руках донесли с Николаевского, ныне Ленинградского вокзала до Большого театра. Он выступил с планом спасения России. План заключался в следующем: что нужно старой армии как-то отбиваться, но создавать новую армию, поскольку старая находится в очень таком разложенческом состоянии уже тогда. Создавать новую армию в районе Волги, для того чтобы противопоставить немцам. Ввести контроль за железными дорогами, устроить систему концлагерей – но не сталинских или гитлеровских концлагерей, а таких, куда, так сказать, отправлять людей, которые проявляют недостаточную твердость. Ну и во многом под его влиянием в июле 17-го года на фронт вернули смертную казнь. Сейчас эти меры могут показаться драконовскими, но я должен сказать, что в тех условиях ничего другого не оставалось. И Россия не так удачно провела Первую мировую войну, хотя, в целом, не так уж и плохо – таково мое мнение, в отличие от большинства историков, – потому что тыл не был в достаточной степени мобилизован, тыл в достаточной степени как бы не сопротивлялся и не был заточен под военные нужды. И все то, что предлагал Корнилов, это были, конечно, зверские, жестокие меры, но только это могло тогда спасти Россию. Ну а конце августа 17-го года, как мы знаем, разразилось то, что называется Корниловский мятеж. Очень тоже странная история, непонятная. Керенский рассказывает одно, корниловцы рассказывают другое. Но смысл в том, что Корнилов просто предложил петроградскому руководству, то есть Временному правительству предложил ввести ну что-то типа военного положения и твердо взять власть в свои руки по-настоящему. Потому что он видел уже тогда большевистскую угрозу, большевики были тогда уже очень сильны и влиятельны, хотя Временное правительство как-то пыталась с ними бороться. Но там возникло какое-то недопонимание. Я думаю, что правда на стороне Корнилова. Думаю, что Керенский играл сразу в несколько игр и не знал... То есть в конечном счете корпус генерала Крымова, который был направлен на Петроград, чтобы спасти положение, ввести войска и контролировать город, он не дошел, его, так сказать, разложили большевистские агитаторы, не допустили. А сам генерал Крымов после беседы с Керенским застрелился. И Корнилов был арестован. Корнилов, генерал Лукомский, Деникин, Романовский и другие генералы были арестованы. И Корнилов так и просидел под арестом два с половиной месяца. Его выпустили только уже после Октябрьского переворота, когда он уехал в Новочеркасск, стал создавать Белую армию, как известно, Ледяной поход. И эта вот смерть 31 марта под Екатеринодаром, когда его войска брали город, но вот снаряд оборвал его жизнь. Но я должен сказать, что Корнилов был единственной реальной альтернативой тогда приходу к власти большевиков. И никогда бы корниловская диктатура, это была бы диктатура, не приняла бы характер вот такой вот кровавый, живодерский, совершенно там зверский, какой она приняла, значит, у большевиков. Хотя, конечно, его режим тоже в Риге, особенно в первые годы и в первые там месяцы был бы весьма жестким. Но я думаю, что он спас бы страну от той пропасти, в которую она свалилась. То есть роль Корнилова в 17-м году и в начале 18-го громадная, и я думаю, что практически вся, за исключением вот этого вот эпизода с императрицей, положительная.
А. Митрофанова
– Из того что вы говорите, становится понятно, почему большевики так поступили с телом генерала Корнилова, когда обнаружили его. Практически ну ведь сожгли уже тело мертвого человека, которого предали земле. И это как, знаете, какой-то акт мести что ли такой невероятной.
Ю. Пивоваров
– Разумеется. Я думаю, что ну, кроме того, что там было дикое зверство, описанное там, скажем, в том же «Тихом Доне», это места рядом. Но я думаю, что большевики, в общем, понимали, с кем они имеют дело. Потому что при всем моем глубочайшем уважении к Колчаку, к Деникину, к Юденичу и так далее – это действительно были люди, особенно Колчак, так сказать, первого ряда, а у Деникина еще было и золотое сердце, кроме там всех талантов и прочего. Корнилов соединял в себе, как мне кажется, практически все ингредиенты того, что могло бы ну вот противопоставить диктатуре Ленина и Троцкого, понимаете – решительность, смелость, опытность. А в то же время он был ровесник Ленина – 70-го года, оба по 47 лет. Это был действительно герой и любимец России, понимаете. Это был человек невероятных познаний, невероятной постоянно активности, работы, человек, который прекрасно знал там, скажем, Средний Восток, Китай, Индию, Дальний Восток; который был тактик, стратег, умница, понимаете. То есть какие-то совершенно невероятные качества в этом человеке сочетались. И он, если посмотреть на его лицо, в нем есть что-то восточное, да, тут мы не совсем точно знаем, есть разные версии его происхождения – то ли у него казахская кровь с русской, то ли калмыцкая плюс русская, даже о какой-то польской крови говорят. Но это действительно был евразиец, если угодно. Хотя то же самое можно сказать и о Ленине, и об очень многих фигурах того времени – поэт Брюсов там и так далее, – с такой вот с восточинкой какой-то. Но это действительно был человек для меня символический, понимаете. И его гибель, конечно, это большая трагедия России, потому что всего лишь конец марта 18-го года, и многое еще было не решено. И я думаю, что это громадная потеря для Белого демократического движения. Я постоянно повторяю, что белые были не черносотенцы-погромщики, не какие-то там, я не знаю, убогие реакционеры-радикалы, нет, это был военный авангард современной гражданской демократической России, это был золотой фонд ее. Да, это очень жалко, это очень трагично. Но это одна из самых достойных фигур русской истории XX века и особенно вот этой кровавой эпохи 17-го – начала 18-го года, одна из самых достойнейших.
А. Митрофанова
– Спасибо вам большое за комментарий.
Ю. Пивоваров
– Пожалуйста.
А. Митрофанова
– Напомню, на связи с нами был академик Российской академии наук, историк Юрий Пивоваров.
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
1 Тим., 288 зач., VI, 11-16.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Зачастую мы боимся сомнений в вере. Нам кажется, что если признаться самим себе в том, что у нас есть сомнения, есть вопросы, есть недоумения, есть боязливость и что нам далеко не всё понятно во взаимоотношениях Бога с созданным Им миром, то такое признание будет означать фактическую утрату веры. Поэтому многие христиане бояться даже думать о каких бы то ни было сомнениях, они буквально запрещают себе это делать, ну а тех, кто пытается привести их к размышлениям, они называют чуть ли не еретиками и отступниками. Любопытно, что первое поколение христиан было во много крат честнее нас, христиане первых веков позволяли себе сомневаться, ведь они знали, что вера подобна лёгкому дуновению ветерка в жаркий полдень, и она совсем непохожа на изнуряющую метель Заполярья. Веру трудно удержать, и легко потерять, за неё нужно бороться. Об этом писал святой апостол Павел в своём Первом послании к Тимофею. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 6-й главы этого послания. Давайте послушаем его.
Глава 6.
11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.
12 Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.
13 Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе
14 соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа,
15 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих,
16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.
Прозвучавший только что отрывок апостольского послания представляет собой краткие увещевания апостола Павла, адресованные его ученику Тимофею. В этих увещеваниях легко проследить одну общую мысль: вера и христианское призвание — это то, что нужно подкреплять жизнью, и то, за что нужно всеми силами бороться.
В используемом нами синодальном переводе эти мысли хоть и видны, однако не вполне отчётливо, а потому будет уместным процитировать более современный русский перевод: «Добивайся справедливости, подлинного благочестия, веры, любви, стойкости, кротости. Веди достойную битву веры, овладей вечной жизнью, к которой ты был призван!» Мы видим, что здесь использованы довольно необычные для разговора о вере слова: «добивайся» и «битва». Оказывается, что недостаточно просто единожды уверовать во Христа и спокойно дожидаться блаженной вечности, оказывается, что за веру, благочестие, любовь, стойкость и кротость нужно биться.
Что это означает на практике? Конечно же, речь не идёт о битвах в прямом смысле этого слова, христианство вообще крайне скептично относится к применению физической силы, видя в этом досадную неизбежность падшего мира, но никак не то, к чему могут быть призваны все христиане ради достижения Царства Небесного. Да и ученик апостола Павла Тимофей не был замечен в битвах. В данном случае слово «битва» стоит рассматривать как указание на ту непрестанную собранность всех сил человека, которая бывает ему нужна во время сражения. В сражениях нет места расслабленности, отдыху и уж тем более там нет места сну.
Вообще, говоря о духовной жизни, апостол Павел любил использовать военные и спортивные аналогии. Стоит обратить внимание, что в прозвучавшем сегодня отрывке разговор о битве идёт не только в контексте стяжания добродетелей, битва требуется и для поддержания самой веры. Это означает, что вера со всех сторон будет подвергаться нападкам, её врагами станут и наша собственная человеческая слабость с желанием непринуждённой комфортной светской жизни, и внешние враги веры, в первую очередь, те самые духовные сущности, которые сумели лишить веры в премудрость и благость Творца наших прародителей. По отношению к нам они занимаются тем же самым, и мы должны это понимать, ну а если мы делаем вид, что с нашей верой всё и всегда хорошо, это означает, что у нас и вовсе нет веры, ведь как никто не станет пытаться отобрать драгоценности у нищего, так и противостоящие Богу силы не станут отбирать веру у того, у кого её попросту нет.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Чтобы люди в беде получали срочную помощь
Клавдии Сергеевне — 93 года, она живёт в Московской области, недалеко от города Коломна. Прошлой зимой у неё сгорел дом. В нём бабушка находилась вместе с сыном, пенсионером. Когда случился пожар, они еле успели выбежать на улицу. Из имущества спасти ничего не удалось. Так в одночасье люди остались без крыши над головой, документов, одежды и еды. Но одни в беде они не остались. На помощь семье поспешили добрые люди и благотворительные организации. Кто с жильём помог, кто с мебелью, техникой и одеждой. На выручку Клавдии Сергеевне и её сыну, страдающему сахарным диабетом, пришёл и фонд «Мои друзья». Его команда оперативно приобрела для семьи дорогостоящие лекарства, а также медицинские приборы для измерения давления и отслеживания уровня сахара в крови. И всё это стало возможным только с поддержкой благотворителей.
История бабушки из Московской области — одна из многих, на которые фонд откликнулся быстро, не открывая при этом отдельный сбор. Ведь когда случается беда и помощь необходима срочно — дорога каждая минута. Поэтому так важны регулярные платежи. Они позволяют команде фонда «Мои друзья» поддерживать людей самым необходимым здесь и сейчас — продуктами, лекарствами, одеждой и многим другим.
Узнайте больше добрых историй на сайте проекта: моидрузья.орг, в разделе «Спасибо». А чтобы поддержать фонд и его подопечных, нажмите кнопку «Помочь сейчас» .
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим детей и взрослых с синдромом Дауна
18-летний Ваня несмотря на свою болезнь, синдром Дауна, достиг больших успехов в развитии. Он планирует поступить в колледж и хочет устроиться на работу. Сейчас молодой человек стажируется в кафе: следит за чистотой зала и не только. У Вани есть мечта — накопить на автодом. Парень знает, что получить водительские права не сможет, но всё равно от своей мечты не отказывается.
Когда родители Вани впервые услышали о диагнозе синдром Дауна, они растерялись, не знали, что делать дальше и как помочь ребёнку. Знакомые посоветовали им обратиться в московский центр сопровождения семьи «Даунсайд Ап». «К нам домой приехал педагог Татьяна Нечаева. После её консультации мы поняли, что с такой поддержкой обязательно справимся», — рассказывает мама.
В центре «Даунсайд Ап» детям и взрослым с особенностями помогают развиваться, осваивать школьную программу и важные навыки для жизни. Здесь Ваня узнал много нового и научился действовать самостоятельно. Кроме этого, в центре у него есть возможность заниматься тем, что нравится. Молодой человек посещает швейную мастерскую, а ещё развивает в себе художественный талант. Этой осенью он стал участником проекта «Глазами разных» и его рисунками украсили некоторые машины такси в Москве.
«Ваня получает удивительные возможности. Я вижу, что у него есть жизнь вне семьи, и это делает меня счастливой», — делится мама нашего героя.
В эти праздничные дни центр «Даунсайд Ап» проводит акцию в поддержку особенных подопечных. Проходит она на сайте фонда-партнёра «Синдром любви». Вы можете принять в ней участие. Собранные средства будут направлены на организацию творческих и развивающих занятий, а также на подготовку ребят к самостоятельной жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов