Основные темы выпуска:
- Скоро каникулы: как отправить ребенка в летний лагерь — и не ошибиться?
- Что значит быть слепым — в Евангельском контексте?
- Помощь Борису Полежаеву, будущему врачу-онкологу: сбор средств продолжается
- Лавр Корнилов, генерал, арестовавший императрицу. Каким человеком он был?
- Музыкант Сергей Старостин — о фестивале «Николин день» 22 мая
- Малевич и Кандинский — новые лекции искусствоведа Ирины Языковой в Академии Фомы
Живая история. Лавр Корнилов.
А. Митрофанова
– В этой рубрике мы в течение года говорим о событиях, которые имели место сто лет назад, в 1917 году, и о людях, руками которых в тот год совершалась история. Лавр Корнилов, белый офицер, генерал, дипломат, военный разведчик и исследователь Персии, он герой Первой мировой войны и русско-японской войны тоже. Он владел английским, немецким, французским, персидским, казахским, монгольским, калмыцким языками и урду. Кроме того, он китайский изучал. Вообще он выдающийся, конечно, человек и был настоящим героем – невероятно смелым, и солдаты его обожали, а это, как известно, дорогого стоит. И в то же время именно он тот человек, который арестовал императрицу Александру Федоровну в 1917 году. Причем, есть разные версии у историков, как это произошло. Кто-то считает, что Корнилов таким образом избавил императрицу от большей беды, ведь если бы на его месте оказался кто-то другой, неизвестно каким был бы этот арест. А другие считают, что генерал не лучшим образом повел себя в этой ситуации. Так каким же он был человеком и чем руководствовался в своих действиях в 1917 году? На связи с нами академик Российской академии наук, историк Юрий Пивоваров. Добрый вечер, Юрий Сергеевич.
Ю. Пивоваров
– Добрый вечер.
А. Митрофанова
– Юрий Сергеевич, что же было на самом деле, и как это вообще сочетается в рамках одной жизни?
Ю. Пивоваров
– Ну вы знаете, для того, чтобы ответить на этот вопрос, хотя я думаю, что ответа полного мы никогда не получим, поскольку нету уже персонажей этих, они не живы, надо все-таки несколько слов сказать о самом Корнилове. Потому что это не просто, так сказать, белый офицер, но белые офицеры появились именно благодаря Корнилову, когда он после уже октябрьской революции создал Белое движение. Это был не просто выдающийся военный, это герой, который в русско-японской войны себя прославил и в Первой мировой войне попал в плен там, бежал. Его дивизии были лучшими, он выходил там из окружений, штыковых атаках. Это был еще очень крупный разведчик, дипломат, человек, который там долго работал в Китае, в Индии, в Афганистане, в Персии. Он знал массу языков помимо английского, французского – немецкий, китайский, монгольский, фарси, урду. Это был географ, автор многих книг, выпускник академии Генерального штаба с серебряной медалью. Это был просто вот любимец русской армии. Почему, вы спрашиваете, он арестовывал императрицу. Это действительно так. Дело в том, что Николай II незадолго до своего отречения решил назначить его командующим Петроградским военным округом. Но Николай был свергнут, и это решение было уже принято Временным правительством. Вот в ночь с 5 на 6 марта 1917 года Лавр Корнилов и военный министр Гучков арестовывают императрицу Александру Федоровну. По свидетельствам разных источников, арест происходил действительно не очень ну, скажем так, правильно. Потому что вели они себя несколько жестко и якобы даже Корнилов подтолкнул императрицу. Но вообще трудно в это поверить, действительно, он был десятилетиями подданным русского царя и вообще это был, так сказать, образец ну что ли достоинства, чести, джентльменства. Хотя человек он там из простой семьи и всего добился сам, но, тем не менее, это был джентльмен. Да, есть такая версия, вполне возможно. Сказать сейчас, почему он так делал, во-первых, почему арестовывал – а), – и б) почему, если это правда, вел себя не очень корректно. Тут никто вам не ответит на этот вопрос. Корнилов был человек, как сказали бы сегодня, человек демократических убеждений. Он, безусловно, верой и правдой служил России, служим императору, императорской семье, но человек был демократических убеждений, никогда их не скрывал. Как, кстати, и то движение белое, которое он начнет в конце 17-го года в Новочеркасске, и дальше это было в основном движение демократически-либеральное, это не были какие-то там душегубы, которые хотели вернуться к порядкам там, не знаю, Ивана Грозного. Наоборот, это был люди новой гражданской России, которая рождалась, существовала, становилась на ноги с конца XIX по начало XX века. Но этот факт его биографии действительно, вы не случайно, задали, он был всегда для меня тоже таким вот, если угодно, некоторой загадкой. Я не имею права судить этого великого человека, которым я безмерно десятилетиями восхищаюсь, но всегда где-то там, в глубине души теплилось: как же ты смог? зачем ты это сделал? Но ведь мы не только не только это должны знать о Корнилове. Если вы позволите, я вам вообще должен сказать, что он вообще сыграл огромную роль, если говорить о 17-м годе. У нас нет времени говорить о его жизни, которая просто огромный подвиг, как и подвиг, вот он и Колчак, лидеры Белого движения, это были два великих ученых, два человека, которые очень много сделали для России – Колчак на Севере, а Корнилов на востоке. Так вот, ведь летом 17-го года русская армия предприняла последнее наступление на фронте, последнее это было – июнь 17-го года. Которое, как известно, обернулось совершенным поражением, да, и во многом считается что это один из корней потом большевистского переворота. Так вот его 8-я армия – он ушел с поста командующего Петроградского военного округа, и его 8-я армия вела себя очень-очень достойно. И как бы в знак этого министр-председатель Керенский, который стал в начале июля министром-председателем, сменив князя Львова, то есть лидером Временного правительства, назначает его верховным главнокомандующим. И около месяца примерно Корнилов является верховным главнокомандующим и разрабатывает план спасения России. Это очень известная такая штука: в Москве в августе 17-го года произошло государственное совещание, где были представлены все политические силы с справа налево, кроме большевиков, где он выступил с огромной ролью. А его туда офицеры, когда он приехал из Питера в Москву, на руках донесли с Николаевского, ныне Ленинградского вокзала до Большого театра. Он выступил с планом спасения России. План заключался в следующем: что нужно старой армии как-то отбиваться, но создавать новую армию, поскольку старая находится в очень таком разложенческом состоянии уже тогда. Создавать новую армию в районе Волги, для того чтобы противопоставить немцам. Ввести контроль за железными дорогами, устроить систему концлагерей – но не сталинских или гитлеровских концлагерей, а таких, куда, так сказать, отправлять людей, которые проявляют недостаточную твердость. Ну и во многом под его влиянием в июле 17-го года на фронт вернули смертную казнь. Сейчас эти меры могут показаться драконовскими, но я должен сказать, что в тех условиях ничего другого не оставалось. И Россия не так удачно провела Первую мировую войну, хотя, в целом, не так уж и плохо – таково мое мнение, в отличие от большинства историков, – потому что тыл не был в достаточной степени мобилизован, тыл в достаточной степени как бы не сопротивлялся и не был заточен под военные нужды. И все то, что предлагал Корнилов, это были, конечно, зверские, жестокие меры, но только это могло тогда спасти Россию. Ну а конце августа 17-го года, как мы знаем, разразилось то, что называется Корниловский мятеж. Очень тоже странная история, непонятная. Керенский рассказывает одно, корниловцы рассказывают другое. Но смысл в том, что Корнилов просто предложил петроградскому руководству, то есть Временному правительству предложил ввести ну что-то типа военного положения и твердо взять власть в свои руки по-настоящему. Потому что он видел уже тогда большевистскую угрозу, большевики были тогда уже очень сильны и влиятельны, хотя Временное правительство как-то пыталась с ними бороться. Но там возникло какое-то недопонимание. Я думаю, что правда на стороне Корнилова. Думаю, что Керенский играл сразу в несколько игр и не знал... То есть в конечном счете корпус генерала Крымова, который был направлен на Петроград, чтобы спасти положение, ввести войска и контролировать город, он не дошел, его, так сказать, разложили большевистские агитаторы, не допустили. А сам генерал Крымов после беседы с Керенским застрелился. И Корнилов был арестован. Корнилов, генерал Лукомский, Деникин, Романовский и другие генералы были арестованы. И Корнилов так и просидел под арестом два с половиной месяца. Его выпустили только уже после Октябрьского переворота, когда он уехал в Новочеркасск, стал создавать Белую армию, как известно, Ледяной поход. И эта вот смерть 31 марта под Екатеринодаром, когда его войска брали город, но вот снаряд оборвал его жизнь. Но я должен сказать, что Корнилов был единственной реальной альтернативой тогда приходу к власти большевиков. И никогда бы корниловская диктатура, это была бы диктатура, не приняла бы характер вот такой вот кровавый, живодерский, совершенно там зверский, какой она приняла, значит, у большевиков. Хотя, конечно, его режим тоже в Риге, особенно в первые годы и в первые там месяцы был бы весьма жестким. Но я думаю, что он спас бы страну от той пропасти, в которую она свалилась. То есть роль Корнилова в 17-м году и в начале 18-го громадная, и я думаю, что практически вся, за исключением вот этого вот эпизода с императрицей, положительная.
А. Митрофанова
– Из того что вы говорите, становится понятно, почему большевики так поступили с телом генерала Корнилова, когда обнаружили его. Практически ну ведь сожгли уже тело мертвого человека, которого предали земле. И это как, знаете, какой-то акт мести что ли такой невероятной.
Ю. Пивоваров
– Разумеется. Я думаю, что ну, кроме того, что там было дикое зверство, описанное там, скажем, в том же «Тихом Доне», это места рядом. Но я думаю, что большевики, в общем, понимали, с кем они имеют дело. Потому что при всем моем глубочайшем уважении к Колчаку, к Деникину, к Юденичу и так далее – это действительно были люди, особенно Колчак, так сказать, первого ряда, а у Деникина еще было и золотое сердце, кроме там всех талантов и прочего. Корнилов соединял в себе, как мне кажется, практически все ингредиенты того, что могло бы ну вот противопоставить диктатуре Ленина и Троцкого, понимаете – решительность, смелость, опытность. А в то же время он был ровесник Ленина – 70-го года, оба по 47 лет. Это был действительно герой и любимец России, понимаете. Это был человек невероятных познаний, невероятной постоянно активности, работы, человек, который прекрасно знал там, скажем, Средний Восток, Китай, Индию, Дальний Восток; который был тактик, стратег, умница, понимаете. То есть какие-то совершенно невероятные качества в этом человеке сочетались. И он, если посмотреть на его лицо, в нем есть что-то восточное, да, тут мы не совсем точно знаем, есть разные версии его происхождения – то ли у него казахская кровь с русской, то ли калмыцкая плюс русская, даже о какой-то польской крови говорят. Но это действительно был евразиец, если угодно. Хотя то же самое можно сказать и о Ленине, и об очень многих фигурах того времени – поэт Брюсов там и так далее, – с такой вот с восточинкой какой-то. Но это действительно был человек для меня символический, понимаете. И его гибель, конечно, это большая трагедия России, потому что всего лишь конец марта 18-го года, и многое еще было не решено. И я думаю, что это громадная потеря для Белого демократического движения. Я постоянно повторяю, что белые были не черносотенцы-погромщики, не какие-то там, я не знаю, убогие реакционеры-радикалы, нет, это был военный авангард современной гражданской демократической России, это был золотой фонд ее. Да, это очень жалко, это очень трагично. Но это одна из самых достойных фигур русской истории XX века и особенно вот этой кровавой эпохи 17-го – начала 18-го года, одна из самых достойнейших.
А. Митрофанова
– Спасибо вам большое за комментарий.
Ю. Пивоваров
– Пожалуйста.
А. Митрофанова
– Напомню, на связи с нами был академик Российской академии наук, историк Юрий Пивоваров.
Псалом 9. Богослужебные чтения

Жизнь всякого человека — это полоса белая, полоса чёрная. И нередко мы относимся к этой нестабильности чересчур негативно. А, может, всё же есть от неё хоть какая-то польза? Своеобразный ответ на этот вопрос находим в 9-м псалме пророка и царя Давида, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 9.
1 Начальнику хора.
По смерти Лабена. Псалом Давида.
2 Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицом Твоим,
5 ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой,
9 и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетённому, прибежищем во времена скорби;
11 и будут уповать на Тебя знающие имя Твоё, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,
13 ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетённых.
14 Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, — Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоём.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлён делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек, да сУдятся народы пред лицом Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного: да улОвятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своём нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своём: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»;
28 уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком его — мучение и пагуба;
29 сидит в засаде за двором, в потаённых местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаённом месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;
31 сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его;
32 говорит в сердце своём: «забыл Бог, закрыл лицо Своё, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетённых Твоих до конца.
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своём: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предаёт себя бедный; сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твоё,
39 чтобы дать суд сироте и угнетённому, да не устрашает более человек на земле.
Текст псалма, который только что прозвучал, очень неоднороден по своему содержанию. Если приглядеться, то можно заметить, что в нём последовательно сменяют друг друга, как минимум, две магистральные темы. С одной стороны, это тема благодарности Богу за Его заботу и поддержку. Псалмопевец искренне и глубоко признателен Творцу за то, что Он не оставляет тех, кто ищет Его. Однако, с другой, — это тема недоумения и плача, которые рождаются от того, что мир наполнен беззакониями и неправдами.
Церковная традиция не видит в этом большой проблемы. Соединить две, казалось бы, несовместимые темы под одним заголовком — замечательный способ отобразить глубокую правду жизни. Так текст Писания передаёт то напряжение, которое испытывает каждый, кто старается идти путём праведности. Не всегда у него на сердце радость и благодать. Псалмопевец подмечает, что периодически случаются ситуации, когда даже верующий может сказать в своём сердце: «забы́л Бог, закры́л лицо́ Своё, не уви́дит никогда́». Такие ямы бывают даже в жизни великих святых.
И таким путём Бог ведёт каждого из нас. Перемены в обстоятельствах и то напряжение, которое возникает из-за этих перемен, — важная составляющая нашего духовного развития. Они дают нам возможность ощутить, что такое полнота жизнь и что такое её отсутствие. Именно эти наблюдения рано или поздно всякого из нас приводят к Творцу. Именно они побуждают нас искать Его присутствия и делать всё, что от нас зависит, чтобы Он нас больше никогда не покидал.
Псалом 9. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 9. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 9. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. По смерти Лабена.
Псалом Давида
2 Буду славить (Тебя), Господи, всем сердцем моим,
возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе,
петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад,
то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим.
5 Ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу;
Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого,
имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия,
и городá Ты разрушил;
погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек;
Он приготовил для суда престол Свой.
9 И Он будет судить вселенную по правде,
совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетенному,
прибежищем во времена скорби.
11 И будут уповать на Тебя знающие имя Твое;
потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе,
возвещайте между народами дела Его.
13 Ибо Он взыскивает за кровь; помнит их,
не забывает вопля угнетенных.
14 Помилуй меня, Господи;
воззри на страдание мое от ненавидящих меня,
Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои
во вратах дщери Сионовой:
буду радоваться о спасении Твоем.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали;
в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил;
нечестивый уловлен делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад,
все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий,
и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек,
да судятся народы пред лицем Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них;
да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали,
скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного:
да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей;
корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»;
во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны;
суды Твои далеки для него;
на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своем: «не поколеблюсь;
в род и род не приключится мне зла».
28 Уста его полны проклятия, коварства и лжи;
под языком — его мучение и пагуба.
29 Сидит в засаде за двором;
в потаенных местах убивает невинного;
глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище;
подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного;
хватает бедного, увлекая в сети свои.
31 Сгибается, прилегает, —
и бедные падают в сильные когти его.
32 Говорит в сердце своем: «забыл Бог,
закрыл лице Свое, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже (мой), вознеси руку Твою,
не забудь угнетенных (Твоих до конца).
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога,
говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения,
чтобы воздать Твоею рукою.
Тебе предает себя бедный;
сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому,
так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда;
исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных;
укрепи сердце их; открой ухо Твое,
39 чтобы дать суд сироте и угнетенному,
да не устрашает более человек на земле.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема