У нас в гостях был кандидат богословия, проректор по учебной работе Николо-Угрешской духовной семинарии иерей Валерий Духанин.
Разговор шел об отношению к сглазам и порче, о суевериях и о разнице между магизмом и христианским отношением к молитве и обращению к Богу.
Ведущие: Тутта Ларсен, Владимир Аверин
Т.Ларсен
— Здравствуйте, это программа «Светлый вечер». В студии Тутта Ларсен.
В.Аверин
—И Владимир Аверин, здравствуйте!
Т.Ларсен
— Сегодня у нас в гостях кандидат богословия, проректор по учебной работе и преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии – иерей Валерий Духанин. Добрый вечер!
О.Валерий Духанин
— Добрый!
В.Аверин
— Добрый вечер!
Наше досье:
Валерий Духанин родился в 1976 году в Оренбурге. Окончил Московскую духовную семинарию и академию, кандидат богословия, проректор по учебной работе и преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии. В 2014 году рукоположен в священники. Автор многих книг, посвященных смыслу и значению православной веры. Женат, трое детей.
Т.Ларсен
— Вы сегодня принесли нам подарки – свои книги, и одна из книг, которая мне досталась, называется «Что такое порча и может ли она приставать к христианину?». Вот вопрос этот, на самом деле, я слышу в той, или иной форме, настолько часто от многих своих знакомых, даже людей, которые в храм ходят и в общем, какие-то даже исполняют действа – иногда исповедуются, иногда причащаются, записки пишут, но для них абсолютно вне сомнения тот факт, что существует некая иная область, где нужно плевать через плечо, стучать по дереву и совершать какие-то другие мероприятия…
В.Аверин
— Можно я вмешаюсь? Поскольку у меня несколько другой круг общения, то я…
Т.Ларсен
— Спасибо, Владиир, я причисляла тебя к своему кругу общения до сих.
В.Аверин
— Мы пересекаемся, я тебя нежно люблю, но у меня есть, давай так, и другой круг общения. Тако вот от этого другого круга общения, которые в силу разных обстоятельств не появляются в храме, я ни разу не слышал про порчу. И никто не обсуждает это, и никто не думает, что к нему порча пристанет и тогда первый вопрос, который закономерно встает, может быть вообще все эти суеверия по поводу порчи, что надо плевать – это присуще исключительно верующим людям. А люди не верующие, слава Богу, лишены этих предрассудков?
О.Валерий Духанин
— Ну, вы знаете, наверное, я вас удивлю очень, если скажу, что неверующих людей вообще нет. Вот как однажды патриарха Алексия I Симанского спросили гости из за рубежа: «А сколько в Советском союзе верующих?», - он на это ответил: «У нас все верующие», только одни верят, что Бог есть, а другие верят, что его нет. Но то и другое является неким таким вот внутренним отношением к Богу, только одни верят в Бога, а другие верят, что Бога нет. И область суеверия, на самом деле – это тоже в каком-то смысле область веры, вот что мы принимаем для себя. И бывает так, что человек, он может в Бога не верить абсолютно, он не ходит в храм, он не молится, но какая-то область суеверия у него обязательно остается, он там вешает подкову у себя над дверями в дом, он боится вернуться, если что-то он забыл дома, если вернешься.
Т.Ларсен
— Плохая примета.
О.Валерий Духанин
— Плохая примета, или там, вернулся – он посмотрит в зеркало, чтобы снять с себя это. Что это значит? Что на самом деле у человека есть внутри потребность как-то соотносить свою жизнь с чем-то более высоким, с каким-то духовным миром.
Т.Ларсен
— Ну, с каким-то потусторонним точно.
О.Валерий Духанин
— Ну, с каким-то потусторонним. Если нет у человека подлинной веры, веры в Бога, то он начинает это восполнять какими-то суевериями.
В.Аверин
— Извините, я прошу прощения, отец Валерий, но Вы ушли от ответа на мой вопрос. Мой вопрос заключается в следующем, что если человек уже вот как бы верит, или говорит, что он верит в Бога. Может быть он формулирует – я верю в Бога, а на самом деле о верит в нечто потустороннее, где есть место и Богу и кикиморе, я прошу прощения, за совмещения этих двух понятий в эфире этой радиостанции. А вот если человек говорит, что он не верит в Бога, то это означает автоматически, что он не верит и условно в домового и в кикимору, что он отрицает существование этого потустороннего и тогда не надо плевать через плечо, бояться возвращаться, вешать подкову и вообще жизнь проще. Связана ли вера в Бога с верой в этот потусторонний, не знаю, духовный, или наоборот, не духовный мир?
О.Валерий Духанин
— Не связана абсолютно, почему – потому что, даже очень просто, что наша вера, как мы ее исповедуем, она исключает суеверия, в принципе, если ты веришь в Бога, на самом деле, вот я же верю в Бога, но я ни в каких там кикимор и домовых не верю, абсолютно, или вы считаете, что я некое такое редкое исключение?
В.Аверин
— Я же ничего не утверждаю, я как раз и спрашиваю, есть ли взаимосвязь?
О.Валерий Духанин
— Нет, взаимосвязи именно с верой в Бога нет.
Т.Ларсен
— Мне кажется, Володь, ты немножко лукавишь, потому что твои высокоинтеллектуальные друзья, которые не плюют через плечо и не верят в кикимору, при этом могут верить в энергию ци и заниматься цигуном, или там, верить в какие-нибудь аффирмации, в то, что вселенная отвечает на запрос и прочее-прочее-прочее. Это в некоторой степени ведь тоже можно назвать суеверием.
В.Аверин
— Я даже слова такого не знаю – аффирмация. Я тебя умоляю, если кто-то скажет мне…
Т.Ларсен
— Сейчас очень модно, среди просвещенной и не слишком верующей части нашего общества, искать каких-то духовных высот через этот самый пресловутый личностный рост, через поездки куда-то там в какие-то горы, через веды, через сыроядение, прости Господи и разные другие озарения.
О.Валерий Духанин
— Ну, вы поймите, что в человеческой душе все-таки есть потребность соприкоснуться с какой-то тайной.
Т.Ларсен
— В мистике.
О.Валерий Духанин
— Да, познать что-то превышающее тебя и когда человек не имеет настоящей подлинной веры, он обязательно обращается к каким-то суррогатам, хотя, наверное, Владимир скажет, что он может вообще без этого, так сказать, обходиться, просто жить своей обычной будничной жизнью, заниматься работой, смотреть новости, спорт и обходиться без этого, но все-таки, на поверку, когда беседуешь с людьми, даже неверующими, все равно, так, или иначе встречаешь это. Даже у Честертона в одном из его произведений, мы встречаем, как главный герой приходит в клуб скептиков, где он собирался говорить о вере в Бога, а его критиковать. Но он тут же подметил, что у одного какой-то амулет, у другого талисман, третий верит в какую-то примету и оказалось, что каждый из них обязательно оставлял небольшой какой-то вот такой сегмент веры для себя, все равно. Но направлено это было каким-то вещам абсурдным. Я скажу так, что это вообще, наверное, вопрос потребности человека в вере во что-то иное, что не сводится только к нашему обыденному миру, но область суеверий – это, конечно, такой вот примитивно языческий подход. Есть языческая духовность – это духовность, которая, во-первых, глубоко корыстная.
Т.Ларсен
— То есть, ты – мне, я – тебе?
О.Валерий Духанин
— Да, вот именно так, когда какой-нибудь древний грех еще где-нибудь там на берегах своего Эгейского моря, он обращался к своему божеству и преподносил ему первые овощи на жертвеннике, то он произносил такую молитву, что вот Боже, приношу это тебе, конечно проку тебе немного от моего дара, но если ты мне больше пошлешь, то еще больше получишь. То есть, вот я тебе дал сейчас заранее, а ты мне пошли больше и тогда я тебе еще принесу побольше жертву. Это некое такое, я – тебе, ты – мне, корыстный подход и он сказывается вообще в современном оккультизме, в магизме, когда он потустороннего мира ждут какой-то корысти, но обращаются здесь к каким-то заговорам, заклинаниям….
Т.Ларсен
— За женихов просят.
О.Валерий Духанин
— Да хоть за кого.
Т.Ларсен
— О женихах.
В.Аверин
— Простите, пожалуйста, а чем это отличается от подхода, когда приходит человек в церковь, ставит свечку и начинает молиться, чтобы у него бизнес хорошо шел? Понимаете, что, там фрукты – здесь свечка, молитва об одном и том же – дай мне прибыль. Почему в одном случае, это примитивный языческий корыстный подход, а здесь высокая духовность.
О.Валерий Духанин
— Ну, здрасьте, почему это здесь высокая духовность, вот если он хочет и говорит так: «Дай мне прибыль», - то это тот же самый языческий подход, который, к сожалению, облачен в православные формы. Потому что, естественно, духовная жизнь, она не может выстраиваться на потребительских отношениях, не может и не случайно нам дана молитва Господня «Отче наш», то есть мы должны… для нас Бог – это небесный отец и с отцом совсем другие отношения, отношения свои, родные и понятно, что если ты пытаешься заполучить какой-то прибыли, то ну как ты относишься тогда к своему родному отцу и тем более, если ты думаешь, что поставленная свеча сама по себе что-то даст. В православии все-таки свеча – это глубокий духовный символ, который означает нашу пламенную молитву, нашу веру, которая должна гореть в нашем сердце и это значит, что перед молитвой мы должны прежде всего молиться, то есть вот эта свечка – это должна быть свечка нашей веры, прежде всего, которая внутри нашего сердца.
Т.Ларсен
— Ну, я понимаю, о чем Володя говорит, потому что даже, если ты покупаешь какой-нибудь молитвослов православного христианина на всякую потребу, то там обязательно будут какие-то сугубые молитвы по какому-то особому поводу, там, на вхождение в новый дом, там я не знаю, перед началом посева…
В.Аверин
— Перед отелом скота.
Т.Ларсен
— Какой-нибудь акафист о благополучном выдании дочери замуж, об устройстве детей – это же тоже в некоторой степени корысть.
О.Валерий Духанин
— Нет, не совсем так, объясняю тогда вот принципиально, давайте объясню, чем отличается магический подход от подхода православного. Вот в магии действует четкий такой технологизм, ты выполняешь строго ритуал, ты завязал узелочки, ты…
Т.Ларсен
— Повтыкал булавочки куда надо.
В.Аверин
— Кровожадная какая.
О.Валерий Духанин
— И железно действует, результат идет железно.
В.Аверин
— Гарантии есть.
О.Валерий Духанин
— Как бы ты ни относился к Богу, как бы ты ни относился к Священному писанию, просто ты выполняешь жестко положенные какие-то…
Т.Ларсен
— Рецепты.
О.Валерий Духанин
— Рецепты и все, и запускается определенный механизм, который приводит к этому – вот это подход магический. У нас в православии существует, конечно, множество молитв на разные случаи жизни, но это не, как вам сказать, это не запуск механизма, это живое обращение к Богу в конкретной жизненной ситуации. Вот мы учимся и мы просим, чтобы Господь нас просветил, нашу голову во время учебы, мы заболели – мы просим, чтобы Господь помог в этой болезни, но всякий раз мы вверяем себя в руки Божьи. То есть, мы молимся, но понимаем, что отклик от Бога может быть иным, нежели какой мы хотим, понимаете?
В.Аверин
— Не по моей воле, а по Твоей.
О.Валерий Духанин
— Не по моей воле, да, а по воле Божьей. В этом отличие – это не запуск какого-то механизма, что ты завел и будет строго вот так действовать.
Т.Ларсен
— Я хотела конкретный пример привести, еще до моего воцерковления, достаточно давно, больше 15 лет назад, я очень сильно заболела и у моей мамы была очень глубоко верующая подружка. И она пришла ко мне в больницу и ходила ко мне, наверное, с неделю и читала надо мной каноны, три канона, в общем, которые читаются ко причастию. И надо сказать, что на меня это каким-то удивительным образом действовало, потому что, когда она начинала читать – я засыпала, спала просто как убитая без снов, хотя у меня были боли я вообще плохо спала тогда, а вот под эти три канона я вырубалась и с последним «аминь» я приходила в себя, просыпалась. Я не могу сказать, что это как-то, прямо каким-то чудесным образом меня исцелило, но какие-то силы мне это точно придавало. Вот то, что она делала – это был какой-то языческий ритуал, все-таки, или человек просто за меня таким образом молился. Но это же… она то явно это делала для того, чтобы помочь мне выздороветь.
О.Валерий Духанин
— Наверное, это была просто молитва, а засыпали вы из-за чего, из-за того, что молитва, она имеет определенную ритмику, одно дело, когда мы слушаем какое-нибудь там рок-произведение тяжелого металла, где частоты выстроены так, что они возбуждают организм, там идет выделение каких-то гормонов и активность просто зашкаливает. Другое дело, что молитва и богослужебные песнопения, и даже просто чтение молитв, оно выстроено по другой ритмике, которая человека приводит в норму и помогает ему внутренне успокоиться. Ведь у нас сейчас время стрессов и не хватает внутреннего такого мира, покоя, тишина. И как раз молитва, даже чисто по-человечески, она может помогать в таком смысле, хотя главная цель молитвы, конечно, не в этом, а непосредственное отношение к Богу.
В.Аверин
— А Вы простите, ради Бога, я Вас перебью, отец Валерий, Вам не кажется странным, что вы под действенность молитвы подводите сугубо материалистическое обоснование? То есть, есть гормональный фон, есть определенные ритмы биологические человеческого тела, есть определенный набор звуков и слов, которые гармонизируют этот частотный фон и поэтому молитва благотворно действует и тогда по идее, для слушателя постороннего, для меня, например, продолжение вашей фразы – но вообще-то мы вверяем себя Богу – это звучит как такой, извините бантик, как добавка, потому что главное содержание именно в этом, есть частотный фон, есть гормоны, мы синхронизируем это дело – вот вам и польза пришла.
О.Валерий Духанин
— Так вы поймите, что даже, если это… это есть такая польза, именно чисто материалистическая.
Т.Ларсен
— Мы же все-таки люди, физические.
О.Валерий Духанин
— Чисто материалистическая, и даже неверующий человек, если он будет слушать церковные песнопения, на него это будет оказывать какое-то благотворное влияние, но смысл молитвы не в этом, извините. Вот я вам приведу пример, который сразу расставит все точки над i. Это случай мамы одной очень близкой женщины, Елены Александровны, она вообще редактор, мои книги редактирует. И у нее мама болела болезнью Паркинсона, болезнь неизлечимая. Когда она ее вводила в метро, сразу все поднимались, ну, потому что видно, что больной человек. Потом она вообще слегла и при этом еще тряслась, что даже чуть ли не подпрыгивала над кроватью. И вот наступает Рождество 1996 года и с ней случается с мамой приступ – вызывают скорую, ставят инфаркт, микроинсульт и говорят, что осталось, завтра, наверное, умрет. Ну, Елена Александровна приглашает священника, который проводит ей исповедь, причащает и соборует, причем таинство соборования, это ведь таинство, в котором мы просим об исцелении больного человека.
Т.Ларсен
— Хотя многие воспринимают это как прощание практически.
О.Валерий Духанин
— Многие воспринимают, на самом деле, это таинство не, так сказать, отправления в иной мир, а наоборот, возвращения человека. И что происходит потом, мама заснула уже под вечер следующего дня, и Елена Александровна, она при ней сидела всю ночь, чтобы не пропустить, когда она умрет, а под утро уже не выдержала и просто присела под кресло – уснула. Слышит звонок в дверь и настолько уставшая была, что не может подняться, слышит, мама идет открывать дверь, открывает и там вдруг крик. Оказалось, что пришла участковый врач, потому что ей со скорой помощи врачи сказали, что вот там то должна умереть пожилая женщина, обратите внимание.
В.Аверин
— Приходите фиксируйте смерть.
О.Валерий Духанин
— Да, она приходит, а тут вдруг на ногах здоровая вот эта вот…
Т.Ларсен
— И Паркинсон пропал?
О.Валерий Духанин
— То-то и оно, потом эту женщину затаскали на консилиумы врачей, расспрашивали про методы лечения, как она… но каждый раз она начинала, что дочь пригласила священника для того, чтобы совершить соборование. Прожила 15 лет, вокруг дома высадила садик с деревьями и в 2011 году уже покинула земной мир, болезнь никогда не возвращалась. Разве ритмика молитв могла произвести такой эффект? Понимаете, это уже действие благодати Божьей, но это действие в руках Божьих и мы просим этого, если есть на то воля Господа. Если нет, то тогда уже ничего не получится. И в этом то как раз и отличие от всяких материалистичных каких-то эффектов и равно отличие от каких-то там заговоров.
Т.Ларсен
— Это программа «Светлый вечер», в студии Тутта Ларсен, Владимир Аверин и наш гость - кандидат богословия, проректор по учебной работе и преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии – иерей Валерий Духанин. Мы говорим сегодня о порче, о суевериях и Володь, ну мне кажется, что поскольку мы люди и мы состоим из плоти и крови, то ничего необычного в том, что молитва может изменить гормональный фон, или там успокоить сердцебиение, или нормализовать давление нет, в том числе и это.
В.Аверин
— Для меня тоже нет противоречия, в конце концов и я творение Божье и не случайно, действительно ритмика, не случайна гармонизация, все не случайно, потому что все творение…
Т.Ларсен
— Смотри, ведь освящение воды – тоже каким-то образом меняет ее химический состав, наверное.
В.Аверин
— Я говорю о тех слушателях, для которых просто не существует ничего выше, а существует исключительно материалистическое объяснение.
Т.Ларсен
— Любовь – это химические реакции.
В.Аверин
— Например.
О.Валерий Духанин
— Вы знаете, я все-таки, наверное, удивлю вас, я не совсем согласен с тем, что водоосвящение меняет химический состав воды, хотя я знаю, что есть такие утверждения, и есть некоторые ученые, которые говорят…
Т.Ларсен
— Молекулярный говорят, меняют.
В.Аверин
— Химический не меняет, меняется структура, поскольку там кристалл, то меняется структура.
О.Валерий Духанин
— Но такие эксперименты не носят пока широкий характер и для того, чтобы их признать, надо, чтобы это повторялось многократно, потому что пока что об этом говорит только один-два ученых, но для меня лично, конечно, не это важно, что у воды меняется кристаллическая структура, а то что на самом деле, это вода, в которой реально присутствует Божья благодать и вода оказывает, святая вода, совершенно особое действие и на больных людей. Вот тоже знакомые, у них ребенок маленький абсолютно после родов и там какое-то заболевания, что в барокамеру, а туда ничего нельзя проносить на самом деле. Но все равно проносили святую водичку и как-то помазали, даже что-то дали и исцелился ребеночек, то есть, вот такие случаи бывают.
Т.Ларсен
— А ведь бывает, когда люди специально читают молитвы для того, чтобы лечить те, или иные болезни. Вот это тоже, где здесь грань между молитвой и уже таким знахарством что ли, наверное, никто, вряд ли благословляет священник свое чадо духовное молитвой целить, но тем не менее, есть же такие случаи.
О.Валерий Духанин
— Ну, это уже чисто подход такой оккультный.
Т.Ларсен
— Утилитарный?
О.Валерий Духанин
— Потому что, это идет такая вот самонадеянность, во-первых, человека, что он якобы может сам зарядить воду, что-то с ней произвести.
В.Аверин
— Потомственный колдун Вася.
Т.Ларсен
— Это может быть верующий человек, который ходит в храм и искренне в Бога верит.
О.Валерий Духанин
— Нет, если он верующий человек, он не может поступать без благословения духовника, а духовник вряд ли его благословит. Потому что даже сам духовник, он своей личной молитвы не произносит над водой, есть именно церковное, богослужебное такое чинопоследование, да, которое… в котором мы молимся и в этом вся сила, а не в том, что какой-то отдельно взятый человек…
Т.Ларсен
— Особой благодатью обладает.
О.Валерий Духанин
— Другое дело, что были святые, и опять-таки, чем отличаются святые от каких-нибудь оккультных целителей – что святые действовали не сами по себе, а святые – это люди, которые с Богом и действует Господь через них. А у оккультистов, они говорят про какую-то энергетику, про действия каких-то астральных сил, скрытые способности организма нашего. Вы знаете, не так давно я повстречался в общем-то, с девушкой молодой, которая является… из потомственного рода колдунов, ее бабушка, обе бабушки причем занимались…
Т.Ларсен
— Обе – и с папиной, и с маминой стороны?
О.Валерий Духанин
— Да. профессионально занимались оккультизмом – колдуньи, ее тетя и отчасти мама и вот в детстве уже эта бедная девочка, которая сама не собиралась вроде бы заниматься, у нее уже начинали проявляться эти способности, вот она просто брала карты в руки, ничего не зная, не обладая никакими методиками и по ним тут же говорила другому человеку, предсказывала, то есть, ей это открывалось. Мы видим, что в данном случае есть некое влияние демоническое на ребенка, родившегося в роду колдунов и карты…
В.Аверин
— А, то есть, Вы признаете, что есть как влияние от Бога, так влияние и от дьявола?
О.Валерий Духанин
— Ну, если мы говорим о том, что существует дьявол, то ясно, что есть его влияние и это влияние оказывается, но вот эта девочка, она не хотела быть колдуньей, понимаете, и она стала как-то внутренне этому противостоять и у нее как раз и пошел слом внутри, как ни странно. У тех...
Т.Ларсен
— Все было благополучно…
О.Валерий Духанин
— Все было благополучно, они ничего не испытывали, никаких мучений, потому что они были этой силе преданы, а она не желая подчиняться им, думала сопротивляться и у нее начались огромные проблемы, не нее идет влияние, в общем-то, в каком-то смысле это как одержимость проявляется, там задействованы такие конкретные силы темные, но все это возможно, конечно, преодолеть. И я знаю лично тоже одного человека, который был профессиональным оккультистом, выступал в Москве на телевидении в свое время, который наводил порчу, или наоборот снимал сглаз и пребывал в явной взаимосвязи с демонами, а потом он в один прекрасный момент со всем этим распрощался, раскаялся, пришел в храм и даже стал монахом.
В.Аверин
— Слушайте, а тогда получается, что правильно сжигали что ли? Ну, если это действительно канал через который дьявол действует, тогда, ну а что, бросили в воду, ежели всплыла – значит ведьма, а ежели утонула, значит ошибка вышла.
О.Валерий Духанин
— Это, понимаете, уничтожение человека – это не победа над злом, а наоборот…
Т.Ларсен
— Умножение зла.
О.Валерий Духанин
— Умножение зла и получается, что…
В.Аверин
— Пресечение канала связи.
О.Валерий Духанин
— Нет, если мы сами проявляем некое зло, то мы получается, что этого человека к Богу не обратили, и, как сказать, мы способствуем в каком-то смысле его гибели, он уничтожается и так с дьяволом бороться невозможно. Ведь почему крест Христов побеждает темные силы и они боятся – именно потому, что Спаситель победил дьявола противоположным оружием.
Т.Ларсен
— Любовью.
О.Валерий Духанин
— Любовью и смирением, а дьявол всегда цепляется за гордостью, за ненависть, за ту злобу, которая у нас в сердцах, а ведь Христос он пострадал за всех, но при этом в его то сердце не было ни тени злобы, ни тени ненависти, значит ничего там темного не было. И вот понимаете, при несправедливых страданиях Он побеждает дьявола, полная, полнейшая победа. И поэтому крест Христов на протяжении истории совершает явные такие чудеса. Когда я учился в академии, то посещал тюрьму и потом нам письма писали тоже из мест заключения, там один заключенный прислал такое письмо, когда он крестился, а бывает там люди на самом деле искренне весьма обращаются и уже носил нательный крест и никогда не расставался, их направили рыть траншею, ну и что-то он… а он с голым торсом, и только крестик нательный был виден, повздорил со своим товарищем, который рядом, и тот разозлившись, замахнулся ломом на него, и вдруг неожиданно выронил лом, схватился за глаза. И потом этот его спрашивает, что такое случилось то? Он говорит, что, когда захотел его ударить, то увидел, как будто от нательного крестика вышли два таких лучика и ударили его в глаза, поразили его. Вот так Господь через крест нательный остановил это преступление. Всякое преступление от дьявола, а крест Христов, он благодатью Божьей это ниспровергает.
В.Аверин
— Жалко, не всегда. Ну правда жалко, потому что ни у кого рука не отсохла, когда взятку берут. Хотя при этом на них крест.
О.Валерий Духанин
— Да, отсыхают у них руки, но не сразу, понимаете.
Т.Ларсен
— Что-то другое отсыхает.
О.Валерий Духанин
— Мы то хотим, чтобы сразу…
Т.Ларсен
— Незримое.
В.Аверин
— Я хочу, чтобы сразу, вот так вот – лучики из креста и лом выпал.
О.Валерий Духанин
— А это неправильно.
Т.Ларсен
— А почему неправильно, мы продолжим обсуждать буквально через минутку.
Т.Ларсен
— Продолжается программа «Светлый вечер», сегодня с нами иерей Валерий Духанин. Очень интересная у нас беседа о суевериях, о порче, сглазе и вообще о мистике и потустороннем.
В.Аверин
— Но на вопрос, который ты задавала в самом начале, пока ответа не получили все-таки, может ли порча к христианину пристать.
Т.Ларсен
— А вот, да, только… ну подожди. Мне ужасно интересно, почему сразу то не отсыхает, как хочется Володе, чтобы человек совершил плохое что-нибудь и перед ним сразу раз земля и разверзлась.
В.Аверин
— Или не дали ему совершить плохое.
Т.Ларсен
— Совсем плохое, прямо совершил грех, не знаю, кого-нибудь убил, или обокрал, или обидел ребенка.
О.Валерий Духанин
— Дорогие мои, вы посмотрите на себя, неужели вы хотите, чтобы после допущенных вами каких-то грехов и оплошностей сразу же следовало наказание? Ведь мы же столько, на самом деле, если задуматься, совершили всего, и Господь все-таки терпел нас и ожидал того момента, когда мы по-новому на это стали смотреть и раскаялись.
В.Аверин
— Почему лом то выпал тогда. Почему вот у меня выпал лом, а у меня не вываливается каждый раз, ну, условный лом, которым я орудую в этой жизни?
О.Валерий Духанин
— Вы знаете, все, все-таки в руках Божиих и Господь знает, кому что надо попустить. Может быть одному надо пострадать, ему это полезнее, а другому лучше быть спасенным от этих страданий, тогда он укрепляется еще больше в своей вере. То есть, не надо быть умнее Бога, вот стараться быть умнее Бога, потому что он знает, кому, что полезнее, когда что попустить и когда ты принимаешь это внутри, тебе самому будет спокойнее просто напросто.
В.Аверин
— Отец Валерий, понимаете, мы сейчас говорим на очень, на самом деле, опасную и скользкую тему, потому что Ваши слова можно трактовать видимо так, в том смысле, который Вы вкладываете, а можно и извращать следующим образом. Иду я, и вижу, как, например, по дорожке в парке, а в соседних кустах, извините, пытаются изнасиловать женщину. и я себе думаю, Господь ведь каждому попущает то, что надо, может быть ей как раз для того, чтобы она… и полезно сейчас. Поэтому я иду мимо, не вмешиваюсь, и я иду по жизни не вмешиваясь….
О.Валерий Духанин
— Но, вот зачем же вы не допускаете ту мысль, что Господь для того вас и повел этим путем, чтобы вовремя вмешаться в эту ситуацию и помочь человеку?
Т.Ларсен
— Я так понимаю, что это как раз тот самый случай, когда не надо быть умнее Бога и самому придумывать себе обстоятельства происходящего.
О.Валерий Духанин
— Ведь на самом деле, у каждого из нас есть то, что мы называем голосом Божьим в человеке, то есть, совесть и совесть, она очень четко подсказывает, что человеку надо помочь. А если ты не помог, то совесть тебя все равно потом будет обличать. Это же не какое-то толстовство, вот Лев Толстой, он именно так и рассуждал, еще бывают секты свидетелей Иеговы, они точно также говорят, но все-таки, православие оно более широкое здесь понимание, понимаете. То-то и оно, что нет однотипных ответов, потому что жизнь наша, она сложна.
Т.Ларсен
— А как же тогда узнать истинный верный ответ?
О.Валерий Духанин
— Ну как, для этого…
Т.Ларсен
— Действовать по совести?
О.Валерий Духанин
— Действовать по совести, прежде всего, ведь святые отцы, они так говорили, что если бы у нас всегда была чиста совесть, то мы не нуждались бы ни в чьей посторонней подсказке и всегда бы знали, как поступить в той, или иной ситуации. А для этого нужно совесть очищать свою и для этого существует как раз и исповедь, и молитва, в которой мы обращаемся к Богу, и вообще путь духовной жизни. Человек с чистой совестью – это свободный человек и счастливый человек.
Т.Ларсен
— И редкий крайне.
В.Аверин
— И все они поименованы и имеют такое сокращение св. – святой Иоанн.
Т.Ларсен
— Мне хотелось все-таки вернуться к теме порчи и сглаза, то есть мы даже не сомневаемся в том, что эти явления существуют все-таки?
О.Валерий Духанин
— Смотрите, какая ситуация…
В.Аверин
— Вы когда рассказывали про этого обращенного колдуна, вы сказали: «Он и порчу насылал, и сглаз снимал», - из чего я сделал вывод, что это вещи, которые есть действительно, как стол и стул.
О.Валерий Духанин
— Ну, давайте так я отвечу, конечно, книжечка у меня вышла под названием «Что такое порча и может ли она приставать к христианину» - и вы ее упомянули и этот пример привел. Но во многом, конечно, жалею, что эта книжечка вышла и то, что мы эту тему поднимаем, почему – потому что у людей часто возникает болезненный вот такой вот интерес и начинают видеть порчу во всем, абсолютно. Приключилась какая-то неприятность, там, заболел ты вдруг, или ногу сломал, и все, люди начинают видеть, что кто-то причинил какое-то зло. Да, повторю, что это есть, есть профессиональные колдуны, которые вступают во взаимодействие с темной силой, и те способны наводить… но, дело в том, что никогда дьяволу не попускается абсолютный произвол, из Евангелия мы знаем, что бесы, даже чтобы войти в свиней, просили позволения у Христа. И когда он позволил, тогда они вошли в свиней и стадо низринулось в воду. То есть, они не могут сами по себе.
Т.Ларсен
— То есть, человек должен их впустить?
О.Валерий Духанин
— Человек впускает своими грехами.
В.Аверин
— Нет, Христос должен разрешить, получается.
О.Валерий Духанин
— А Господь попускает по какой-то причине, вот, но что я наблюдаю постоянно. Сейчас у людей возникает какой-то панический страх против порчи, заговоров, заклинаний, вот, что-то меня извести хочет. Это из-за чего – что люди вдруг неожиданно обнаруживают, что оказывается есть демоническая сила, которая превышает человека и это повергает в страх. Но, ведь на самом деле, есть еще большая сила, которая превышает демоническую силу и это сила Божья. Потому что демоны – это всего лишь ангелы, правда павшие ангелы, а Господь – творец ангелов, он всемогущ, и если человек с Богом, то к такому человеку бесы даже близко приблизиться не могут. А в оккультном мире есть такой закон бумеранга, когда колдун пытается навести порчу на человека, а тот, допустим, воцерковлен, принимает участие в таинствах, и не могут ему бесы досадить, понимаете, и тогда они возвращаются на того же самого колдуна и ему причиняют какие-то беды. Этот человек он в любом случае терпит огромные неприятности. Вообще это люди несчастные, глубоко несчастные.
Т.Ларсен
— То есть, получается, что главный способ избежать подобного воздействия на твою жизнь вот этих темных сил – это быть воцерковленным?
О.Валерий Духанин
— Конечно, самое главное, я скажу так – это вообще не думать ни о какой порче, вот самый верный такой выход.
В.Аверин
— Я прошу прощения, есть материалистическое объяснение, я просто недавно слышал разговор тетенек.
О.Валерий Духанин
— Какое же?
В.Аверин
— «Вот, я пошла прыщами, - говорит одна, - наверное, порча». Это в транспорте было, мне прямо хотелось подойти и сказать: «Надо меньше жрать жирного – это печень у тебя не справляется, попробуй салата поесть побольше зеленого и все пройдет».
О.Валерий Духанин
— Наша в чем беда, в том что вообще человек он мнителен по своей природе, по преимуществу люди, они мнительные и начинают тут же соотносить с какими-то там недоброжелателями, а это все провоцирует опять-таки внутри злобу к ним, и…
В.Аверин
— Так вот то-то и оно..
Т.Ларсен
— Сами себя, ты хочешь сказать?
В.Аверин
— Да, конечно, понимаешь тоже, если я проповедую любовь, если я проповедую – возлюби ближнего, как себя самого, почему я тогда в окружающих людях непрерывно должен видеть недоброжелателей? Почему… тогда получается, что я такой замечательный, вокруг все сволочи и я вот белая звезда такая, хожу среди, ну ужасных-ужасных людей, а так не бывает.
О.Валерий Духанин
— Вот это самое страшное, на самом деле, потому что уродуется христианская жизнь и она превращается в поиск врагов, которые на тебя что-то там насылают. И ты вроде пытаешься им, так сказать, противоборствовать, читаешь Псалтырь, молитвы – это искажение духовной жизни. Весь смысл правильной духовной жизни не в том, что ты борешься с демонами, или со злыми людьми, а в том, что ты идешь к Богу и цель то в чем, чтобы ты был своим сердцем вместе с Господом и для этого очищаешь сердце от грехов. Это значит, что зло, оно не вокруг, а как раз внутри меня заключается в моих собственных грехах, в моих собственных страстях, в моей злобе, в моем негодовании, осуждении, обидах и так далее. Если я освобождаюсь от этого, то и внутри легче и к Богу ближе. И в этом весь смысл. Тогда о какой порче вообще можно говорить, когда это то же самое, когда лают собаки, но они ничего тебе сделать не могут.
Т.Ларсен
— А вот смотрите, ведь если так посмотреть, ну как-то окинуть взглядом вообще среднестатистического человека, то он куда охотнее поверит и в домового, и в порчу, и в сглаз, чем в Господа Бога. Почему люди так хорошо ведутся на веру в злое и низкое такое, а вот казалось бы в то, во что очевидно стоит верить – в чудо, в благодать Божью, мы стараемся на это вообще закрывать глаза?
В.Аверин
— Я тебе отвечу, извините, потому что подтверждений больше. Потому что, если я верю в чудо и благодать, то я жду некоего чуда, а если я верю в гадость всякую, то я подтверждений в виде мелких неприятностей нахожу каждый Божий день, ну правда, если я хочу найти подтверждение тому, что здесь меня сглазили, здесь мне насолили, у меня действительно, то прыщ, то я запнулся, то у меня какая-нибудь, еще чего-то. И вот этих фактов, подобранных мной, нанизанных на специальную веревочку, сколько угодно, что для меня является вещественным доказательством существования вот этой темной силы.
Т.Ларсен
— Это ты так считаешь, а что отец Валерий скажет?
О.Валерий Духанин
— Ну, на самом деле, я согласен с Владимиром и добавлю только то, что это ведь еще и проще так все объяснять с помощью домовых, каких-то чужих зложелательств и не надо себя самого изменять, не нужно ходить на исповедь и думать, в чем себя преодолеть, а все легко и просто, вот там мне навели и я тоже, лучше там, обращусь к бабке, она тоже какие-нибудь заговоры почитает.
Т.Ларсен
— Но ведь работает же бабка то…
О.Валерий Духанин
— Работает до поры, до времени.
Т.Ларсен
— Я просто, у меня есть знакомая одна женщина, она очень хорошая добрая женщина, она из такой глубокой деревни, из многодетной семьи. Несмотря на то, что она живет в Москве, очень многие вещи в ее жизни остались вот этому деревенскому укладу как-то причастны. И, например, она, ее сестра может заговаривать кровотечения, она сама мне об этом рассказывала, или лечит каким-то нашептыванием ячмень у детей. Вот это зло, или добро? Казалось бы, да, человек реально совершает какой-то благодатный поступок, помогает исцелиться ближнему, что она там начитывает, я не знаю, вряд ли молитвы, конечно.
О.Валерий Духанин
— Вы знаете, есть, такой уже известный, постоккультный синдром, который наступает всегда посещения каких-то оккультистов целителей. Допустим, заболел человек какой-то болезнью, приходит к экстрасенсу, тот делает свои манипуляции – все проходит, даже вылечиться может орган. Проходит шесть месяцев примерно, примерно полгода, и вдруг неожиданно наступает сбой в чем-то другом. И в том числе это и с бабками, я знаю таких людей, да, проходит, то, что болело проходит, но потом может выйти сбой совершенно…
Т.Ларсен
— В семье…
О.Валерий Духанин
— Даже просто характер испортится, вспомнил, да. женщина повела сына к бабке заговорить, потому что сын боялся собак жутко, и она вот своим ножиком водила на шее чего-то, заговаривала – собак перестал бояться, моментально. Но характер стал просто жуткий, непослушный. До этого все время к маме тянулся, а теперь какой-то своевольный, везде противоречия, понимаете, наступает сбой. Это всегда за счет чего-то работает, то есть, никогда оккультизм не может принести подлинного выздоровления. Не может исцелить, он снимает с одного, переносит в другую сферу.
Т.Ларсен
— Да, но ведь, так, или иначе, окей, полностью не может выздоровление принести, ты всегда за это платишь, но испортить что-то как следует, может. Скажем так, деятельная, эта сила, она деятельная, да, то есть она работает хотя бы в сторону зла, испортить жизнь человеку реально, абсолютно таким образом.
В.Аверин
— Только в том случае, если ты в это веришь, вот правда, мне кажется… я абсолютно убежден – это работает только в том случае, если ты в принципе веришь, что кто-то может навтыкать булавок – испортить тебе жизнь. Если для тебя этой части не существует, то тогда ничего с тобой сделать нельзя.
О.Валерий Духанин
— Ну, я думаю так, что даже если человек верит, или не верит, и ему кто-то захочет навредить, и какие-то там булавочки подбросит и так далее, все равно это может не подействовать – верит он, или не верит, просто потому, что Господь не допустит этого и все. Повторяю, так как есть сила, которая превышает все вот эти демонические искушения, то есть, это сила Божья и даже может быть атеист человек, но все равно Господь может по любви к этому человеку, не допустить. И это значит только одно, что лучше вообще своим вниманием…
Т.Ларсен
— Не касаться?
О.Валерий Духанин
— Да, не касаться этих вещей, не вникать в это даже, не обращать внимания. Потому что у нас такой недостаток психологический, что когда мы куда-то слишком уходим, мы там начинаем застревать и люди застревают в этой теме, теме порчи и заговоров, что там просто рисуют себе уже какие-то невероятные страхи, тогда как все это не стоит того и вот вспоминая наставления преподобного Антония Великого, который можно сказать родоначальник нашей аскетики, который провел… он многократно говорил, что демонов вообще не стоит бояться, потому что они не имеют никакой власти абсолютно. Если бы они имели власть, они давно бы уже всех растерзали. Они могут только пугать и человек допускает их тогда, когда проявляет малодушие.
В.Аверин
— Вот, я и говорю, если бояться, то да.
О.Валерий Духанин
— Наше дело их не бояться и вообще не обращать на них внимания. А внутреннее внимание обращать к Богу.
Т.Ларсен
— Продолжаем программу «Светлый вечер», я – Тутта Ларсен.
В.Аверин
— Я – Владимир Аверин, у нас в гостях иерей Валерий Духанин, говорим мы о потустороннем. Я понимаю, например, свою маменьку. Маменьке 85 лет, она, в общем, обратилась к Богу уже после того, как советская власть прекратила свое существование и маменька стала уже не молода, не так бойка, как прежде. И вот значит я ей звоню: «Как жизнь?» - «Ты знаешь, встала, помолилась Богу, пресвятой Богородице, матери сырой земле», - я говорю: «Стоп, мама, кому?» - «Матери сырой земле», - и еще что-то из этой серии. Я говорю: «Может быть мы остановимся на Богу и Деве Марии» - «Нет, ты не понимаешь», - говорит мне мама, ну, спорить с мамой я не решусь. Но то, что это такая вера, она народная, она безусловно замешанная на каких-то языческих традициях, которые так или иначе существуют и с этим ничего не сделать.
Т.Ларсен
— Можно я историю тоже, пример приведу такой веры? У нас бабулька есть в храме, очень старенькая, она все время сидит с ящиком, собирает денюжку, она в храме всегда. Она всегда молится, я не знаю уж сколько лет ей, но казалось бы она уже, наверное, корни пустила в этом храме на своем стульчике, ну казалось бы, более воцерковленного человека я в своей жизни не видела. Никогда не забуду, как я беременная Марфой – средней дочкой, стою на литургии, Марфа бушует в пузе, я пузо глажу, чтобы она как-то немножечко успокоилась. Тут мне эта бабка говорит: «Не гладь живот, одна вот так гладила и глазик ребенку загладила», - и я просто… из той же серии и помолилась матери сырой земле. Ну, казалось бы, человек в храме большую часть своей жизни провел.
О.Валерий Духанин
— К сожалению, возраст – это не всегда признак жизненной мудрости, и не признак духовной мудрости. Очень жаль, что до сих пор такое двоеверие. Двоеверие – это старая наша проблема.
Т.Ларсен
— Болезнь.
О.Валерий Духанин
— Болезнь проявляется в простом народе. Это ведь испокон веков пошло, когда крестили народ, но какие-то остатки язычества оставались.
В.Аверин
— И ведь сколько веков и держатся.
О.Валерий Духанин
— А почему – потому что, я так объясню, что язычество – это какая-то такая вот, в каком-то смысле на генетическом уровне, как проявление греховности вообще человека, понимаете? Потому что к Богу обращаться тяжелее, труднее и легче к чему-то, что непосредственно рядом с тобой, вот той же матушке сырой земле, вспомнить какой-нибудь камень алатырь, или как он в этих заклинаниях и там какие-то травы и все…
В.Аверин
— Но ведь, понимаете, они же не противопоставляют. Вот если бы было противопоставление, тогда бы еще можно было как-то.
Т.Ларсен
— Они у них в одном ряду.
В.Аверин
— А когда это все в один ряд укладывается…
О.Валерий Духанин
— Ну, это почему так, потому что люди конечно не хотят быть оккультистами, они не хотят быть колдунами, они все-таки считают себя православными. Но невольно у них проявляется вот такая духовная слабость что ли, что они не порвали полностью с языческим наследием и это… даже на каком-то таком психологическом уровне, когда человек идет, вдруг видит, черная кошка перебежала ему дорогу и потом…
Т.Ларсен
— На всякий случай пропущу кого-нибудь вперед, мало ли что.
О.Валерий Духанин
— А вот если он прошел, и вдруг неприятность после этого случилась, он непременно соотнесет одно с другим.
В.Аверин
— Да, но с другой стороны, как можно опять же, если я люблю ближнего, почему же я должен его то- вперед пропустить под неприятность, если я искренен в следовании этому принципу?
О.Валерий Духанин
— Правильно, да, но там сказывается в этих суевериях магическое сознание, соотношение вот этих вот… какого-то действия, или явления – вот этой черной кошки, с последующими неприятностями. Я вот как-то читал такие описания из записок миссионеров, которые трудились с проповедью на каких-то далеких островах и там они объясняли местным туземцам истины веры и очень трудно это давалось. И вот как-то таким туземцам миссионер рассказывал, что в его стране живут кролики, ну просто про какие-то свои особенности страны и он изображал рукой на стене тень кролика, когда двумя пальчиками, как ушки кролика. А на следующий день у этих туземцев был необыкновенно большой улов рыбы. И они соотнесли, что вот этот улов рыбы напрямую связан с изображением кролика, тенью на стене. И они пришли к этому миссионеру и попросили его – научи нас изображать кроликов на стене, чтобы и впредь у нас был большой улов рыбы. То есть, понимаете, вот это магическое сознание, и оно срабатывает и у нас, просто у туземцев оно в наиболее ярком виде.
Т.Ларсен
— Слушайте, но если об этом говорить, то магическое сознание с точки зрения антропологии, этнографии – куда более древнее состояние человеческого сознания и первобытные люди в этом пребывали, и все примитивные племена, которых посещали миссионеры, почему так трудно им проповедовать было – потому что этому магическому сознанию больше лет гораздо, оно гораздо дольше в человеке существует.
О.Валерий Духанин
— Нет, ну как сказать, все-таки, если…
Т.Ларсен
— Гораздо глубже, нет?
О.Валерий Духанин
— Если мы основываемся на Священном Писании, мы понимаем, что в начале люди были с Богом, потом они отпадают и утрачивая знания об истинном Боге, уже они начинают деградировать и вот тогда подпадают под власть окружающих стихий.
Т.Ларсен
— Тогда, скажем так, не в исторической перспективе это было с ними раньше, а просто это было с ними дольше, возможно.
О.Валерий Духанин
— Возобладало в истории, совершенно верно, это возобладало, это вошло в культуру людей и может быть даже передается в каком-то смысле с генами.
Т.Ларсен
— Я почему… Вы прямо сорвали с языка, потому что, возвращаюсь домой, что-то забыла, я смотрю в зеркало – автоматически просто, ну может быть, потому что зеркало в коридоре стоит.
О.Валерий Духанин
— А Вы знаете, надо заменить, просто вместо зеркала икону большую поставить и на нее смотреть.
Т.Ларсен
— Тоже вариант, да, спасибо!
В.Аверин
— А вот как, я опять же возвращаюсь к этой проблеме, действительно бабушек, можно ли и нужно ли с этим бороться? Не потому, что их изменить, их уже вряд ли что, но они, как правило, с внуками…
Т.Ларсен
— Ой, портят детей нам вообще.
В.Аверин
— И если эта бабушка действительно молится в том числе и матери сырой земле и камню алатырю и всему остальному, то внук, или внучка, которые рядом с ней и может быть с ней и в церковь ходят, он это слушает и у него с младых ногтей это все накручивается тоже…
Т.Ларсен
— Когнитивный диссонанс.
В.Аверин
— У него нет диссонанса.
Т.Ларсен
— Есть.
В.Аверин
— У него получается все так же естественно в одном ряду и тут прихожу я, условный папа и говорю: «Так, что это такое?», - как я тогда, какими словами я этому самому ребенку должен объяснить, что после Богородицы надо поставить точку, без всякой сырой земли и камней.
Т.Ларсен
— И что домовых не бывает и инопланетян тоже не бывает. А то бабушка нарассказала.
О.Валерий Духанин
— Ну, совершенно верно, тут ведь что получается, что многие суеверия, они усваиваются именно в детском возрасте, когда сознание еще не критично.
Т.Ларсен
— Про черную руку история и про гроб на колесиках.
О.Валерий Духанин
— Да-да, человек воспринимает это как нечто объективно существующее и уже возрастает у него оседает где-то внутри и потом оно проявляется по жизни, что надо перед дальней дорогой присесть обязательно, а никто уже не пытается это критически осмыслить, а зачем, собственно говоря. Ну ту, правда как, это могут на самом деле иногда чисто психологические законы, что присесть перед дорогой, просто, чтобы сосредоточиться…
Т.Ларсен
— Все подумать.
О.Валерий Духанин
— Не забыл ли ты чего с собой взять, вот это может быть что, а где-то это просто такие глупые какие-то.
Т.Ларсен
— Слушайте, мы так глубоко уже с вами копаем, получается, что может быть, тогда не стоит детям и сказки читать русские народные, со всеми этими кикиморами, бабами Ягами и прочими архетипами, которое это магическое сознание породило?
О.Валерий Духанин
— В детских сказках, конечно, проходили какие вещи, они исходили из нашей русской культуры и в этих сказках, например, что закладывалось, такая идея некоей осторожности и осмотрительности – ты далеко в лес не ходи, или в реку не заплывай, вот эти сказания про кикимор, или про леших, это носило такой…
Т.Ларсен
— Педагогический характер.
О.Валерий Духанин
— Педагогический и оградительный характер, чтобы ребенок не убегал в лес, не заплывал далеко в реку – это на самом деле, как бы соответствовало некоему воспитанию, воспитательному процессу, так же, как сейчас ведь до сих пор мы говорим про деда Мороза, например.
Т.Ларсен
— И про бабайку.
О.Валерий Духанин
— Ну, про бабайку не знаю, кто говорит, но некоторые да.
В.Аверин
— Это в отдельно взятых семьях, видимо, уже третьего ребенка бабайкой будут ругать.
Т.Ларсен
— Нет, у нас Каприз Иванович есть, бабайки уже нет.
О.Валерий Духанин
— А так, конечно, сказки – это все-таки не жития святых, это народный такой фольклор, где естественно, далеко не все канонично, так скажем. Что касается вообще детей, то я думаю так, что надо обязательно беседовать, обязательно рассказывать и священную историю им объяснять, и основные православные истины, чтобы они не примешивали ко Христу и Божьей матери еще матушку сыру землю – это уже задача отца и матери. Так что, все перекладывать на бабушку не надо.
Т.Ларсен
— Ну, возвращаясь все-таки к нашей теме о суевериях и в первую очередь о порче и сглазе, давайте все-таки резюмируем, если человек православный и воцерковленный христианин и боится только Бога, то ничего с ним не случится?
О.Валерий Духанин
— Ничего абсолютно не случится, потому что все, что с нами случается – это попускается Богом. Ну а что может случиться с ним? Ну, произойдет с тобой какая-то неприятность, хорошо, заболеешь ты, а ведь болезни, они на пользу душе. И иногда лучше поболеть, да, чем, так сказать, безостановочно грешить. Хорошо, что-то у тебя там на работе стряслось, тоже, это все такие события из твоей жизни, которые могут являться ступеньками на лестнице к небу, ступеньками духовного возрастания и причем тут вообще демоны? Они нам вредят, но и эти злоключения вписываются промыслом Божьим в нашу духовную жизнь и могут послужить нашей пользе, как это было с Иовом многострадальным, помните, из Ветхого завета, который был верен Богу абсолютно, ему были попущены такие страдания – он лишается дома, всего своего имущества видимого и невидимого, у него погибают дети, казалось бы, человек верен Богу, за что ему это? Но и при этом он остается верен Богу и за это Господь его благословляет и преумножает все, что у него было вдвое и даже даются ему еще дети, ну, в два раза больше, чем было.
В.Аверин
— Но, только тех уже не вернуть, понимаете, вот ведь в чем проблема для современного человека.
Т.Ларсен
— А в Царствии небесном все встретятся.
О.Валерий Духанин
— Это нет, они не исчезли, они просто перешли в иной более лучший мир, поэтому никто у Бога не забыт, а все мы отсюда уходим, вообще-то говоря. Поэтому, все страдания, которые с нами случаются, они служат к нашей пользе и не надо доискиваться о их земных причинах и кто там нам пытался навредить, лучше поблагодарить Бога и сказать: «Господи, пусть эти скорби и страдания послужат мне для пользы. Благодарю Тебя, Господи Боже, помоги мне продолжать мой дальнейший жизненный путь», - и с такой молитвой жизнь будет куда более радостней, чем озираться на каких-то там зложелателей.
В.Аверин
— Это удается, всегда следовать тем словам, которые Вы сейчас произнесли?
О.Валерий Духанин
— Я говорю это… стараюсь говорить достаточно искренне от сердца, я стараюсь этому следовать, хотя, конечно, не всегда это удается.
В.Аверин
— Спасибо!
Т.Ларсен
— Ты выучи слова на всякий случай, тебе пригодится точно. Спасибо огромное, это была программа «Светлый вечер». Тутта Ларсен, Владимир Аверин. У нас в гостях был кандидат богословия, проректор по учебной работе и преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии – иерей Валерий Духанин.
Сказ о том, как Владимир Даль словарь составлял
Многие знают имя Владимира Ивановича Даля как составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», а некоторые имеют эту книгу в своей библиотеке... Я же хочу рассказать пару историй о том, как Владимир Иванович свой словарь создавал. Начну с того, что Даль по первому образованию — морской офицер, мичман. Прослужив 6 лет на корабле, он решил сменить род деятельности и... — выучился на медика. Став хирургом, Владимир Даль участвовал в русско-турецкой войне 1828-29 годов в качестве полевого врача. И если мы с помощью фантазии перенесёмся в то время и в место его службы, то увидим удивительную картину: возле госпитального шатра стоит верблюд, навьюченный мешками. А в мешках — исписанные Владимиром Далем листки. Здесь, в этих свитках — настоящее сокровище: слова, пословицы, сказки и прибаутки, собранные военным врачом в беседах с простыми служаками. Очарованный с юности красотой и меткостью русской речи, общаясь с матросами и солдатами, Владимир Даль записывал забавные сюжеты и не знакомые ему русские слова. В пору врачебной службы его записи составляли уже немалый объем. Поэтому начальство и выделило ему для перевозки верблюда. Правда, Даль чуть не потерял все свои богатства, когда верблюд внезапно попал в плен к туркам. Но обошлось — казаки отбили. Так вот получилось, что гордый корабль пустыни возил на своём горбу бесценное русское слово.
В течение жизни Даль записывал не только слова, но и сказочные сюжеты. В итоге его увлечения появилась книга сказок. Будучи в Петербурге, с экземпляром этого издания Даль направился прямиком... Ну конечно, к Пушкину! Там, у поэта дома они и познакомились. Пушкин сказки похвалил. Но более всего восхитился он далевским собранием русских слов. Особенно понравилось Пушкину слово «выползина» — сброшенная змеиная шкурка. Так Александр Сергеевич впоследствии и стал в шутку называть свой сюртук. Именно Пушкин уговорил Даля составить словарь. Благодаря этой встрече мы можем держать в руках словарь Даля, погружаться в стихию живой русской речи того времени и пополнять свой лексикон интересными словами. Например, узнать, что такое «белендрясы» и «вавакать, «мимозыря» и «жиразоль».
Приятного чтения, друзья!
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Григорий Суров
В конце XIX-го — начале ХХ века врачи-офтальмологи, специалисты по глазным болезням, были в России на вес золота. Один из представителей этой редкой в то время специализации — Григорий Иванович Суров, окулист из Симбирской губернии — посвятил жизнь тому, чтобы сделать офтальмологию доступной для всех.
Уже в старших классах гимназии Григорий решил стать врачом. В 1881-м он успешно сдал вступительные экзамены на медицинский факультет Казанского университета. Первым местом работы Сурова была уездная больница в городе Спасске Казанской губернии. Там Григорий Иванович впервые обратил внимание, как широко распространены среди крестьян глазные болезни. У каждого второго пациента наблюдалась трахома — инфекционное заболевание, которое передаётся через предметы гигиены — например, полотенца, а распространителями являются мухи. Свои наблюдения и неутешительные выводы Суров записывал в дневник: «Эти болезни у нас в России распространены вследствие бедности, невежества, и малодоступной медицинской помощи». Офтальмологи, как уже говорилось, были в те годы большой редкостью. Поэтому Григорий Иванович решил специализироваться именно в этой области. За несколько лет работы в Спасской больнице он получил богатый практический опыт. Затем некоторое время Суров служил военным врачом. И опять же, занимался на этой должности преимущественно офтальмологией. В 1902-м он поступил в Петербургскую Военную Медицинскую академию — «для усовершенствования в медицинских науках по глазным болезням». Там с успехом защитил докторскую диссертацию.
А в 1906-м году Григорий Иванович вновь приехал в город Симбирск. Его назначили заведующим военного лазарета. Офтальмологического отделения в нём не было. И Суров его открыл. Сразу же к «глазному доктору» потянулся народ. «Главный контингент из страдающих болезнями глаз — крестьянство и необеспеченный рабочий люд», — отмечал Суров. С таких пациентов денег за лечение доктор не брал. Наоборот, помогал из собственного кармана — на лекарства, на изготовление очков. Вскоре Григорию Ивановичу удалось убедить местные власти выделить средства на глазной стационар в 50 коек. В 1911-м году стараниями Сурова в Симбирске открылась школа-приют для слепых детей.
А через несколько лет Россия стала Советской. Григорий Иванович не уехал за рубеж. Остался служить своей стране. В те годы о деятельном докторе нередко упоминали в прессе. Вот, например, как в 1923-м описывала его работу симбирская газета «Красный путь»: «Летом в разных районах губернии можно было увидеть фургон, в котором ехал доктор Суров. Он ездил обследовать сельское население. Оказывая помощь, он переезжал из села в село». После таких поездок и работы в госпитале, Суров принимал пациентов ещё и на дому, по вечерам. Симбирский учитель Алексей Ястребов в своих воспоминаниях писал: «Проходя по Беляевскому переулку, я вижу дом. И знаю: вечером у этого дома будет толпиться народ, потому что здесь живет замечательный врач, друг народа Григорий Иванович Суров».
Простой народ искренне любил своего доктора. Когда в 1920-м году большевики осудили Сурова и приговорили к году тюрьмы за то, что он взял на работу в госпиталь бывшего белогвардейского офицера — нищего больного старика, горожане встали на его защиту. Испугавшись волнений, власти восстановили доктора в правах. Впоследствии Григорий Иванович получил высокое государственное признание: в 1943-м году ему было присвоено звание Заслуженного врача РСФСР, а в победном 1945-м — орден Трудового Красного Знамени. Но не ради наград трудился доктор Суров. Однажды в своём дневнике он написал: «Я смотрю в мир глазами тысяч людей, которым помог избавиться от страданий».
Все выпуски программы Жизнь как служение
21 ноября. О пшенице и плевелах
В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы».
О пшенице и плевелах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.