
33-й псалом, который читается сегодня в храмах за богослужением, занимает исключительное место среди всех остальных псалмов: именно его читают и поют на каждом и вечернем, и утреннем богослужении. Давайте послушаем и затем поразмышляем, с чем связано такое особое место именно этого псалма.
Псалом 33.
1 Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.
2 Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.
3 Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся.
4 Величайте Господа со мною, и превознесём имя Его вместе.
5 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.
6 Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся.
7 Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его.
8 Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.
9 Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!
10 Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его.
11 Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.
12 Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.
13 Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?
14 Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.
15 Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.
16 Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их.
17 Но лицо Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.
18 Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.
19 Близок Господь к сокрушённым сердцем и смиренных духом спасёт.
20 Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.
21 Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.
22 Убьёт грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут.
23 Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.
Центр всего псалма — призыв: «вкусите и видите, яко благ Господь». Псалом с разных сторон вращается вокруг этой центральной мысли: пока человек на своём собственном опыте не попробует, не вкусит плодов веры — никакие размышления, сомнения, доказательства, аргументы не будут достаточными ни для какого полноценного решения или умозаключения. Весь псалом — про опытное богопознание, и вот дальше — самое интересное!
В каких условиях этот псалом был написан и каков его контекст? Давид спасается от преследования царя Саула и оказывается в чужой земле, где при филистимском царе Авимелехе вынужден играть роль безумца. Под таким «прикрытием» безумия он обретает относительную безопасность: сумасшедших в древнем мире опасались как одержимых духом, от которого можно ожидать чего угодно и поэтому лучше не трогать и не обижать. Фактически, Давид манипулирует суеверием врага и тем самым превращает слабость в оружие. Поэтому у Давида появляется пауза, и он может перебраться в пещеру Адаллам, где и появится впоследствии этот псалом. К Давиду постепенно стекаются и другие обиженные Саулом — становясь своего рода малым семенем нового Израиля.
В псалме и отражается переход от паники, близкой к отчаянию, к глубинной уверенности в том, что Бог — не зол, не подл, не способен оставить и предать — и эта уверенность рождается не на уровне декларации или пожелания, а становится очевидностью: приблизившись к самому краю погибели, Давид неожиданным образом оказывается не только избавленным от трагического конца, но и получает определённые преимущества в борьбе со своими врагами — о чём даже мечтать не смел.
Вот что и рождает этот искренний, идущий из глубины сердца, восторг Давида и его вдохновенное восхваление Бога — которые в определённой мере передаются и каждому, кто читает или слушает этот псалом.
Так что, когда мы снова услышим этот псалом в храме, вспомним, насколько мрачным и, как казалось, беспросветным был контекст — в котором, словно яркий луч солнца, засветилось живое действие живого Бога!
Псалом 33. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 33. (Церковно-славянский перевод)
Никанор Чернецов. «Вид Назарета в Галилее»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Смотри, Паша, как удивительно. Мы с тобой находимся в самой маленькой комнате Воронцовского дворца в Алупке. А картина на стене открывает перед нами перспективу в бесконечность!
— Ты говоришь про полотно Никанора Чернецова «Вид Назарета в Галилее», дядя Андрей?
— Именно так. О работе замечательного художника девятнадцатого столетия.
— Но где же здесь бесконечность? Бесконечность — это про вселенную. А перед нами просто южный пейзаж. В долине среди гор укрылся небольшой городок. Дома из белого камня. На переднем плане путники движутся по каменистой тропинке — на верблюдах, на ослике, пешком. Всё вполне земное.
— Однако, племянник, само название картины оспаривает твои слова. Ведь Назарет — это то место, где прошло детство Иисуса Христа. А Он — Богочеловек, который своим Воскресением изменил вселенную, открыл людям Небесное Царство. И пейзаж Никанора Чернецова несёт память об этом.
— Это иллюстрация к Евангелию?
— Отчасти. Среди людей, бредущих по горной тропе, можно угадать главных участников евангельских событий — Богородицу, Отрока Христа, старца Иосифа. Вот так же они ходили с другими паломниками из Назарета в Иерусалимский храм. Но вместе с тем, на полотне присутствуют приметы девятнадцатого века.
— Это какие же?
— А вот, к примеру, здание с высокой башней-минаретом — Белая мечеть. Во времена Спасителя её просто не могло быть, ведь мусульманство возникло спустя несколько веков после Воскресения Христова. Мечеть построили в Назарете в 1815 году.
— Так какое же время отобразил Никанор Чернецов в своей работе — девятнадцатый век или первый?
— Замечательный вопрос! По сути, он — ключ к пониманию картины. Художник, поместив в современный ему пейзаж семейство Спасителя, дал зрителю подсказку. Господь во все времена рядом с нами. С Богом ты прикасаешься к вечности.
— Никанор Чернецов был глубоко верующим?
— Безусловно! Именно поэтому он совершил вместе со старшим братом Григорием паломничество на Святую Землю в 1841 году. Григорий Чернецов также был художником.
— Подожди! Ты говоришь в 1841-ом? А вот здесь на табличке указано, что картина «Вид Назарета в Галилее» была написана в 1869-ом!
— Так и есть. В путешествии братья сделали немало набросков. К этому материалу они обращались всю последующую жизнь. Полотно, перед которым мы с тобой стоим, Никанор Григорьевич создал в шестьдесят пять лет, уже будучи зрелым человеком.
— Поэтому, наверное, и картина получилась такая глубокая — размышление о вечности.
— Художник вложил в своё произведение не только мысли, но и чувства, чаяния верующего сердца. Ты обратил внимание, какие нежные, тёплые оттенки он использовал?
— О, да! Лиловые горы, оливковые холмы, чуть розоватое небо.
— И всё это залито медовым светом. Позолота здесь — символ Божьего участия в нашей жизни. Картина Никанора Чернецова «Вид Назарета в Галилее» дарит надежду, что во все времена, и даже за пределами земного бытия, Христос будет сопутствовать любящим Его.
Картину Никанора Чернецова «Вид Назарета в Галилее» можно увидеть в Воронцовском дворце Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника.
Все выпуски программы: Краски России
Генрих Шмидт. Кострома. «Кремль. Вид на Успенский кафедральный собор, ограду и колокольню от берега Волги»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Маргарита Константиновна, наши с вами походы в Государственный исторический музей уже становятся традицией!
— Доброй традицией! И согласитесь, Андрей Борисович: порой кажется, что уже очень хорошо знаешь экспозицию музея. Но вдруг, неожиданно, открываешь для себя что-то новое!
— Да, совершенно согласен! Например, вот эту картину я, кажется, вижу впервые.
— О, её, пожалуй, можно назвать одной из жемчужин живописной коллекции Исторического музея! Полотно русского живописца Генриха Генриховича Шмидта.
— Генрих Шмидт?.. Знакомое вроде бы имя, но увы, никак не могу припомнить работы этого художника.
— Андрей Борисович, в этом нет ничего удивительного! Картины Генриха Шмидта, сохранившиеся до наших дней, можно по пальцам пересчитать. Многие из них и вовсе находятся в частных коллекциях.
— Вот как?! Ну, тогда, действительно, перед нами — редкая жемчужина! Маргарита Константиновна, если я правильно понимаю, на картине изображён Костромской кремль? Точнее, один из его соборов — ныне утраченный Успенский?
— Всё верно, Андрей Борисович. Художник написал Успенский собор Костромского кремля — тот самый, в котором около шестисот лет, с 13-го века и вплоть до 1929-го года находилась чудотворная Феодоровская икона Божьей Матери. Картина так и называется: «Кострома. Кремль. Вид на Успенский собор и колокольню от берега Волги».
— Да, в наши дни этим чудесным видом уже не полюбоваться... В 1929 советские власти закрыли храм. Превратили в зернохранилище. А ещё через пять лет — взорвали. Икона чудом уцелела. Сегодня святыня хранится в Костромском Богоявленско-Анастасиином соборе. Ну, а Успенский собор мы теперь можем увидеть только на старинных фотографиях. И вот на этой картине Генриха Шмидта. Кстати, в каком году художник её написал?
— Генрих Генрихович создал полотно в начале 1900-х. Он тогда объездил многие города России — Владимир, Суздаль, Нижний Новгород, Новгород Великий, Псков, Ярославль. Только представьте себе — из этой творческой поездки он привёз не меньше трёх тысяч этюдов, набросков и картин, на которых запечатлел древности и святыни российской Империи. К сожалению, на сегодняшний день искусствоведам известно лишь несколько десятков работ Шмидта, и все они — как раз из этой грандиозной серии.
— Да... Какая величественная грация в каждой линии, в каждом штрихе! Громада пятиглавого собора и высокая, словно кружевная, белоснежная колокольня возвышаются над зрителем, уходят ввысь, в синее безмятежное летнее небо. Наверх, к храмовой стене, взбирается дорога, поросшая яркой зеленой травой. Так и хочется подняться по ней, войти в белокаменные ворота с башенкой...
— Генрих Шмидт был мастером архитектурного пейзажа. Он рисовал здания, но на его полотнах они как будто оживали. Посмотрите только: купола, кресты собора, каждый кирпичик в его стенах выписаны с точностью архитектора. И при этом — с вдохновенной поэзией художника.
— Вероятно, у живописца было ещё и архитектурное образование?
— Генрих Генрихович всегда интересовался древнерусским зодчеством. Однако образование он получил именно художественное — в конце 19 века окончил вольнослушателем Петербургскую Императорскую Академию художеств. А звание художника-архитектора получил уже позже, в 1908-м, после того как принял участие в разработке некоторых градостроительных проектов в Санкт-Петербурге.
— Что ж, по этой его картине настолько хорошо можно представить себе Костромской Успенский собор, что она могла бы служить прообразом для его восстановления. Ведь, кажется, давно идут разговоры о необходимости воссоздания утраченной святыни.
— Не только разговоры! Проведены археологические раскопки на месте бывшего соборного фундамента, и уже начались работы по возведению нового.
— Конечно, на всё это необходимо время. Но как отрадно сознавать, что когда-нибудь Успенский собор в Костроме снова устремит свои высокие главы в небо, как на этой картине Генриха Шмидта.
— Благодаря которому «Вид на Успенский кафедральный собор» в любое время и во всей красе открывается здесь, в Москве, в Государственном Историческом музее!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Исаак Левитан. «На даче в сумерки»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Ярославский художественный музей покорил ваше сердце, Андрей Борисович. Вы бы видели сейчас своё счастливое лицо!
— А каким оно ещё может быть, дорогая Маргарита Константиновна? Мы стоим перед картиной Исаака Левитана «На даче в сумерки»! Насколько мощное по эмоциональному воздействию произведение!
— При экономии выразительных средств. Недаром Чехов говорил о творчестве Левитана — «так мало нот, так много музыки».
— Да, картина почти монохромна. Художник, будучи гениальным колористом, здесь как будто намеренно ограничил палитру. Работа построена на контрасте. Силуэты деревьев на сизом фоне вечернего неба похожи на ажурный узор, вырезанный из чёрной бумаги. И только в самом центре яркое пятно — терраса, на которой горит ночная лампа.
— Теплый медовый свет ласкает взгляд. Мы не видим подробностей, что там есть, на террасе. Только контур заборчика из тонких реек сквозит в темноте. Однако, в душе рождается уверенность, что в лесном домике царит уют.
— Уют, и любовь, и дружба! Исаак Левитан изобразил тёплое прибежище среди житейских бурь.
— Хотя сам большую часть жизни не имел постоянного пристанища.
— Это правда! Лишь в 1889 году меценат Сергей Морозов подарил Исааку Ильичу часть фамильной московской усадьбы.
— Тот флигель в Большом Трёхсвятительском переулке, где сейчас мастерские Российской академии художеств?
— Совершенно верно!
— Этот московский особняк и в самом деле стал для художника надёжным приютом. Однако, работа «На даче в сумерки» написана явно не там. Интересно, где же?
— Точно неизвестно. Полотно датировано девяностыми годами девятнадцатого века. Исаак Ильич тогда снимал дачи в Сокольниках, Кусково, Новогиреево, работал там со своими учениками — студентами московского училища живописи, ваяния и зодчества.
— А ещё в девяностые Левитан подолгу гостил у Чехова в Ялте.
— Художнику к тому времени уже диагностировали тяжёлый порок сердца. Антон Павлович поддерживал Левитана и как врач, и как друг.
— Может быть картина «На даче в сумерки» — память о ялтинских днях?
— Во всяком случае, это выражение благодарности. И Чехову, и прочим близким друзьям, которые помогали, сострадали художнику, молились о нём. Левитан показал, что тьму горьких обстоятельств рассеивает свет дома, где тебя ждут.
— Свет в окне, как образ надежды.
— И братской бескорыстной любви.
Картину Исаака Левитана «На даче в сумерки» можно увидеть в Ярославском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России