
«Ветер странствий». Россия, режиссёр Юрий Егоров
— Скажите...
— Да?
— А эти дети когда осиротели?
— Вы знаете, на Василия Весёлкина, отца их, похоронная пришла. А вот Лизавета, мамка ихняя, она как узнала, прямо так и угасла. Вы знаете, она так прямо на глазах и угасла...
— Одни, значит.
— Почему же одни? Люди кругом.
Где-то далеко идёт Великая Отечественная война. Грохот её не слышен в маленьком северном селе, но постучаться в двери его жителей она всё же успела: без родителей остались Настя и Митраша Весёлкины. На отца принесли похоронное извещение, а сердце матери не выдержало горя утраты. И вроде бы ребята-подростки уже привыкли жить самостоятельно — Митраша стал главой семьи, а Настя справлялась с хозяйством. Но боль в их сердцах так и не утихла. Хорошо, что рядом всегда были те, кто не дал детям в ней замкнуться — участливые люди, соседи, знакомые. И брат с сестрой тоже старались облегчить чужую боль — приняли в своём доме эвакуированных из блокадного Ленинграда детей, заботились о них. «Ты не одинок, пока рядом люди» — таким, наверное, мог бы стать девиз кинофильма «Ветер странствий», о котором мы сегодня поговорим.
Фильм режиссёра Юрия Егорова вышел на экраны в 1978 году. В сценарии картины соединились сразу две повести Михаила Пришвина — «Кладовая солнца» и «Корабельная чаща». Лента стала первой экранизацией произведений писателя-натуралиста, который смотрел на природу через призму нравственных исканий человека. Именно в этом «пришвиновском» духе и снят добрый, приключенческий, и вместе с тем глубоко философский фильм «Ветер странствий».
Жизнь Насти и Митраши, за которой мы наблюдаем на экране, полна событиями. Вот они идут в огромный, вековой лес за брусникой для эвакуированных ленинградских ребятишек. Ведь им, испытавшим блокадный голод, так нужны витамины! И это не просто приятная прогулка, а опасное предприятие. В лесу водятся волки. А ещё легко ненароком забрести на болота и попасть в Слепую елань — топкое место, где уже не раз гибли люди и домашние животные. Но после лесных приключений ребят ожидает большая радость! В деревню пришло письмо... от их отца, Василия Весёлкина. Оказалось, что «похоронку» на него прислали по ошибке. Он жив, ранен и находится в госпитале, в посёлке Пинега. Это под Архангельском — далеко от деревни, где живут Настя с Митрашей. Но ребята решили, несмотря ни на что, ехать к отцу. И на следующее утро отправились в путь.
Пройдут его вместе с ребятами и зрители. Через сосновые леса, берёзовые рощи и речные туманы. Природа родной земли, живая и одухотворённая, становится полноправным героем фильма. А пока Настя с Митрошей преодолевают свой путь, их отец пытается отыскать свой. Он тяжело ранен — возвращаться на фронт запретили. Но война ещё идёт, и солдат Весёлкин не может оставаться в стороне. В госпитале от соседа по палате он узнаёт о корабельной роще, которая находится в лесу под Пинегой. Там растут высокие, тонкие лиственницы, из которых когда-то делали мачты для судов. А теперь эта ценная древесина идёт на изготовление военных аэропланов. Весёлкин хочет вырубить рощу для нужд фронта. С этой мыслью, едва выписавшись из госпиталя, приходит он к местному старожилу, дедушке Онисиму. Но старику идея солдата, кажется, не очень по душе.
— Проводи ты меня в эту чащу корабельную, дедушка. Кого ни прошу, без тебя — никто.
— Так ведь рубить её нехорошо.
— Война идёт. В этой чаще что ни дерево, то самолёт.
— Война кончится.
— Для того и бьюсь, чтоб быстрее кончилась.
— Меня в корабельную чащу прадед водил. Ведь так деревья дружно стоят. Упасть нельзя. Одинокое дерево от ветра падает. Вот и я сыновьям там указывал: стойте дружно за правду, не гонитесь в одиночку за счастьем.
— Однако помогать тебе как-то надо.
«Помогать надо» — таков главный нравственный посыл картины режиссёра Юрия Егорова «Ветер странствий». Людской чуткостью, взаимопомощью, любовью к ближнему, естественной, как дыхание, наполнен фильм. Посмотрев его, мы узнаем, встретятся ли Настя и Митраша с отцом; будет ли и дальше шуметь вершинами корабельная роща. А ещё почувствуем глубину главной художественной мысли Пришвина, которая звучит и в этой картине, снятой по его произведениям: природа и человек — части Божьего творения.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 116 зач., XV, 1-7.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Вера имеет различные степени, и вполне очевидно, что есть те, чья вера сильна и действенна, а есть и другие люди — их вера находится на этапе становления. У апостола Павла есть очень интересные мысли о том, как должна себя проявлять сильная вера, и об этом апостол рассказал в 15-й главе своего Послания к Римлянам. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 15.
1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.
4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.
5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса,
6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.
7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
Первая строка только что прозвучавшего отрывка апостольского послания отсылает нас к предшествующим размышлениям апостола Павла, в частности, к 14-й главе его Послания к Римлянам. В ней есть такие слова: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14). Павел был уверен, что в Церкви у каждого человека свой путь, и чья-то вера колеблется, а потому такой человек очень внимателен к пищевым ограничениям; он боится себя чем-либо осквернить, полагая, что идоложертвенная пища что-то значит, как что-то значат и сами идолы. Обращаясь к римским христианам из числа евреев, апостол Павел подразумевал и тех из них, кто продолжал быть под игом закона Моисея, не имея веры для освобождения от него. Таких людей апостол называл «немощными в вере» (Рим. 14:1).
Почему же люди, столь внимательные к пищевым ограничениям и боящиеся осквернения, а также соблюдающие закон Моисея, немощны в вере? Мы привыкли, что слабость веры проявляется иначе — как пренебрежение какими-либо ограничениями. Дело здесь в том, что Павел не верил в идолов, как не верил в действенность отжившего своё закона. Павел вообще ни во что не верил, кроме Христа. Сам он свою убеждённость выразил так: «Идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1Кор. 8:4). А если это так, то осквернить человека может лишь то, что его отделяет от Бога; отделяет же от Бога грех, но никак не идоложертвенная пища или же несоблюдение, скажем, ритуальных постановлений книги Левит.
Но как быть с теми, кто ещё не взошёл на должную высоту веры?
Прозвучавший сегодня отрывок даёт нам исчерпывающий ответ: если вера человека сильна, то он должен «сносить немощи бессильных и не себе угождать». Иными словами, ему не стоит надмеваться собственной верой, не стоит гордиться, но подобает помогать тем, кто ещё слаб. Святой праведный Иоанн Кронштадтский прокомментировал эту мысль апостола Павла так: «Итак, по примеру Иисуса Христа, мы должны непременно носить на себе немощи немощных и не думать о своих выгодах, когда дело идёт о помощи ближнему. И как хорошо это делать! Мы подражаем в этом случае Самому Господу, Который, конечно, наградит по-Божески усердие верных Своих слуг, служащих своим братиям».
Увы, но зачастую получается нечто иное: мы, если ощущаем себя сильными в вере, свою силу пытаемся выставить на показ; мы редко обладаем той деликатностью, которая позволяет никого не уязвить. Апостол Павел сегодня призывает нас задуматься об этом. Ну а тех, кто ещё слаб, апостол призывает не переживать из-за этого, а с верой и надеждой на Христа идти своим путём ко спасению, памятуя, что силу веры подаёт просящим Воскресший из мёртвых Спаситель мира.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Философия родины и веры»

Гость программы — Николай Кавкин, философ, студент философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, помощник депутата Государственной думы Российской Федерации.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Поможем большой семье обрести дом

Николай — многодетный папа и очень трудолюбивый человек. Вместе со своей большой семьёй — супругой и пятерыми ребятишками — он много лет жил в сельской местности и работал на собственной ферме, которую построил вдвоём с отцом. От него Николай перенял любовь к труду, бережное отношение к земле и всему живому. Но сейчас от той прежней жизни осталась только привычка рано вставать. Любимой фермы и родного дома больше нет.
Однажды их село в Луганской области начали бомбить. Николаю с семьёй пришлось без раздумий оставить всё и уехать. В надежде найти жильё и работу они сменили несколько городов. И недавно вернулись в Луганскую область. От родного села почти ничего не осталось, поэтому семья обосновалась в другом. Здесь они обрели временный дом. Глава семьи устроился трактористом на ферму, а его супруга уборщицей. Детей пристроили в местную школу. Понемногу жизнь семьи стала налаживаться. Но сейчас возникла новая проблема. Необходимо найти другое жильё. Ведь очень скоро Николаю с супругой и детьми придётся покинуть временный приют.
Неподалёку, в том же селе, где они находятся сейчас, есть небольшой старый дом. Если его отремонтировать, в нём можно будет жить. А рядом с домом есть участок земли, на котором возможно создать своё хозяйство, что стало бы большим подспорьем для многодетной семьи. Покрыть часть затрат на новое жильё мог бы материнский капитал. Однако оформить его самостоятельно супругам не удалось.
Разобраться с документами, приобрести участок земли и отремонтировать дом им поможет Благотворительный фонд «Ясное дело». Сейчас на сайте фонда открыт сбор для многодетной семьи Николая, и вы можете его поддержать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов