В этом выпуске ведущие радио ВЕРА Александр Ананьев, Алла Митрофанова, Кира Лаврентьева и Анна Леонтьева делились светлыми воспоминаниями, связанными со слушателями нашей радиостанции.
Ведущий: Александр Ананьев
А. Ананьев
— Понедельник, шесть вечера, студия радио «Вера» на Андреевской набережной. Чуть было не сказал: в Нескучном саду. Как это, помните, была прямая трансляция: «Нескучный сад», воскресенье, программа «Что? Где? Когда?». Но все именно так: каждый понедельник в шесть часов вечера мы собираемся здесь, в одном из красивейших мест Москвы, чтобы рассказать вам истории, чтобы рассказать истории друг другу, чтобы подарить тем, кто слушает радио «Вера» и смотрит радио «Вера», немножко тепла, немножко надежды, немножко спокойствия, немножко, как я это называю, обезболивающего — это очень важно. Особенно сейчас. Я, прежде чем представлю наших участников сегодняшнего разговора, — а состав крайне необыкновенный для меня. И все три девушки засмеялись...
А. Митрофанова
— И спалились.
А. Ананьев
— Да-да, очень неожиданный состав. Я хочу начать с комментария нашего слушателя. Он пришел довольно давно, но у меня буквально не доходили руки его прочитать, и в чем я каюсь, потому что надо было его прочитать сразу. Он очень важный, он очень болезненный и, самое главное, он в точности соответствует теме, которая сегодня заявлена в программе «Светлые истории». «Здравствуйте, — пишет Александр, — листая YouTube, я остановился на ролике „Светлые истории“, в котором Алла и Александр рассказывали про знак „кирпич“, сотруднике ДПС, пытавшегося договориться с Александром, и Алла, которая в это время молилась святителю Николаю и предупреждала других водителей о этой незадаче. Я удивился высокой скорости отклика на молитву Аллы. Такое бывает у людей, стоящих близко к Богу...»
А. Митрофанова
— Это неправда, это...
А. Ананьев
— Жена, перестань спорить с мужем! Александр сказал — так и есть. Итак: «Такое бывает у людей, стоящих близко к Богу. Господь быстро реагирует на движения таких людей — быстро учит, быстро помогает, быстро дает понимание той или иной ситуации. Теперь обо мне. Мне 46, у меня сын — 23 года. Воспитал — никак. Говорил, как нужно, но сын скопировал мою сущность — упрямый, эгоистичный, хотя, в отличие от меня, добрый. Загорелся у него факел в одном месте, и в июне 2022 года он ушел по контракту, понятно куда. Никакие уговоры не помогли, он ушел. 20 августа попал в плен. Очень прошу Аллу, Александра, Киру, Аню и всех, кто пожелает, помолиться за моего сына, воина Олега. Он крещен. Я понимаю, что каким бы ни был результат всей этой истории, Господь вырулит в лучшую сторону. Но если есть возможность Олегу вернуться домой, я бы очень желал развязки в эту сторону. Хотя на все воля Божия. Спаси вас Господи за ваши труды, выпуски, старания».
К. Лаврентьева
— Дорогие слушатели, давайте за Олега помолимся, а также за всех тех, кто находится в плену, и кому сейчас трудно.
А. Митрофанова
— И не только в плену.
А. Ананьев
— Да.
К. Лаврентьева
— Ну такое время молитвы настало для нас для всех.
А. Ананьев
— Господи, помоги. Тема сегодняшней программы — «Наши люди». Люди, которые с нами, люди, которые с нами сердцем и душой, но которые сейчас, так получается, далеко. Люди, которые нам пишут. Люди, которые нам говорят. Люди, которые к нам стучатся, приходят, кричат сквозь толстые стены — и всегда мы их слышим. А может быть, не всегда мы их слышим. И всегда мы им отвечаем. А может быть, не всегда мы им отвечаем. Люди, которые открывают нам нас самих. Люди, которые открывают нам Бога. Вот так я сформулирую нашу сегодняшнюю тему. И поскольку тема сегодня «Наши люди», мы решили, что сегодня в студии радио «Вера» будут только наши люди — сотрудники радио «Вера». Ведущая, красавица, писательница, мама, Анечка Леонтьева. Добрый вечер, Аня.
А. Леонтьева
— Добрый вечер, дорогие.
А. Ананьев
— Невероятная чудотворица и пронзительный талант, Кира Лаврентьева.
К. Лаврентьева
— Как говорит твоя жена: это неправда!
А. Ананьев
— Только ей так можно говорить.
А. Леонтьева
— Я молчала.
А. Ананьев
— И моя жена, телерадиоведущая, преподаватель кафедры литературы и мировой культуры МГИМО, лектор, блогер...
А. Митрофанова
— Ой-ой-ой...
А. Ананьев
— Ой-ой-ой, Алла Сергеевна.
К. Лаврентьева
— Вот такое представление мне нравится.
А. Митрофанова
— Здравствуйте, дорогие.
А. Ананьев
— Начнем, наверное, с Алечки.
А. Митрофанова
— Вот так вот.
А. Ананьев
— Вот так вот, да. Потому что я знаю, что у тебя всегда есть истории. Вот у тебя может не быть историй о деньгах, о карьере, об успехе...
А. Митрофанова
— Ну почему, у меня есть.
А. Ананьев
— Нет, ну безусловно, есть. Но так, как ты, людей мало кто любит. Вот поэтому мы с тебя и начнем.
А. Митрофанова
— Вот я когда все эти начинаются комплиментарные формы, мне так как-то... потому что это вообще все не про меня. Ну ладно, не будем сейчас об этом. А есть действительно потрясающая история, она про Анну Михайловну. Анна Михайловна, я знаю, что вы слушаете радио «Вера» и смотрите нас в YouTube. Я вам передаю огромный привет и очень надеюсь, что мы с вами созвонимся и кое-что вы мне дополните, какие-то там ключевые фразы могу сейчас не воспроизвести.
А. Ананьев
— Анна Михайловна, пишите в комментарии, потому что всем же интересно узнать, что вы там дополните.
К. Лаврентьева
— Анна Михайловна — это наша зрительница и слушательница, правильно?
А. Митрофанова
— Совершенно верно. Значит, история была такая. Субботнее, по-моему, утро —редкая возможность, когда Сашенька еще спит, а с собакой можно погулять подольше.
А. Ананьев
— Взяла и спалила мужа.
А. Митрофанова
— Обычно у нас режим ошпаренной кошки накладывает свои отпечатки, тем более что некоторые сова. Ничего тут страшного в этом нет. Ну и мы идем с собакой. А у нас Доббер — это надо понимать, он парень с характером, когда он чувствует, что он все дела уже сделал, он берет в зубы поводок и говорит: пошли, все, хватит. Ну вот как сегодня утром, например. Ну и времени особо не было сегодня, да, мы там буквально 15 минут погуляли, он говорит: все, хватит, пошли. Взял поводок, повел меня домой.
А. Ананьев
— Это единственная собака, которая сама берет поводок в зубы и ведет хозяина.
А. Митрофанова
— Тогда, когда ему нужно. А тут как-то он погулял, ну вроде как еще не прочь погулять. Погода стоит чудесная — это, по-моему, был август, — мы идем с ним в наш парк, на пруды, рядом с домом. Гуляем замечательно примерно в течение часа. И уже он там нагонялся со всеми собаками, возвращаемся, и на одной из аллей парка я вдруг смотрю — женщина, которая гуляет с корги, с собачкой со своей, она мне машет рукой. Машет и машет, и кричит: Елена, Елена! А у меня маму зовут Елена, а мы только-только вернулись там из наших гастролей, и мама сидела дома с нашим бармаглотом, с собачкой. Мы с мамой очень похожи, чем я горжусь, потому что мама такая красавица, мне хочется быть на нее похожей. И думаю: наверное, эта женщина меня перепутала с мамой. А она подходит поближе, говорит: вас же Елена зовут? Я говорю: нет, Алла. Точно, Алла! Слушайте, я же так хотела увидеться с вами на Сахалине. Я сама из Сахалина. Я думаю: какой-то интересный поворот. И она начинает рассказывать: вы понимаете, какая история. Я слушатель радио «Вера», очень люблю «Светлые истории», смотрю их и в YouTube, чтобы видеть вас. И вот я вас узнала здесь, в парке. Очень хотела, говорит, поскольку живу на Сахалине, очень хотела, когда вы приезжали туда со спектаклем, туда к вам попасть. Но так совпало, что ровно в это время я была в Москве, и вас там не увидела. А хотела подойти и там где-то, в ДК «Родина», и в парке, и везде, где вы там выступали, подойти просто, обняться, поблагодарить и как-то вот с вами просто чуть-чуть поговорить и познакомиться. Представляете, говорит, я сейчас здесь буквально на несколько дней в Москве, у своих детей. Я никогда не гуляю с их собакой...
К. Лаврентьева
— Это же надо.
А. Ананьев
— А сегодня вышла. И мы никогда не гуляем здесь, в парке. Просто сегодня я пошла с собакой проводить дочь... А, значит, слушайте, это не суббота была, это был какой-то рабочий день. Проводить дочку с внучкой до детского сада. И поэтому зашла сюда, на пруды, меня здесь обычно не бывает. И поэтому, говорит, когда я увидела вас, я поняла, что хочу рассказать свою историю. И она рассказывает: 90-е годы, которые очень по многим из нас ударили. Да, это было время какого-то расцвета, нового мироощущения, но в экономическом плане многим это время далось очень тяжело. Знаю по своей собственной семье, ну там буквально я знаю, что такое голод, благодаря 90-м. Хотя, конечно, это не сопоставимо с тем голодом, который знала наша страна в другие периоды, и тем не менее было тяжело. И Анне Михайловне тоже было тяжело. По-моему, она учителем работала, да, но мы понимаем прекрасно, в какой ситуации оказались люди такого рода профессий. И кто-то предложил ей включиться в какое-то свое дело такое, да, в Москве.
А. Ананьев
— Вложиться.
А. Митрофанова
— Включиться — имеется в виду своими личными, человеческими ресурсами. А вложиться действительно — спасибо, Сашенька, за поправку, — нужно было материально. Материально она вложиться не могла, она заняла денег у друзей и с этой суммой она приехала сюда. Какие-то люди ее встретили, она отдала им деньги. Ну и, наверное, вы догадываетесь, что было потом: когда она им позвонила, они сказали, что ничего не было, никаких денег она никому не отдавала и вообще валила бы она обратно, на свой Сахалин. И она, понимая, что очень многим людям должна крупные суммы, оказалась не просто на пороге отчаяния, а вот в этой самой бездне отчаяния: как отдавать, из чего? Непонятно. И дальше Анна Михайловна говорит: представляете, вот я иду по лесу, смотрю под ноги и листвой там как-то вот, траву какую-то перебираю, листву, смотрю вниз и ищу. И тут она говорит, конечно, фразу, от которой у меня, ну я не знаю, у меня просто перед глазами помутилось. Она говорит: я искала веревку. И дерево, чтобы повеситься. Вот она шла по лесу и искала веревку и дерево, чтобы повеситься. Ей было настолько тяжело и настолько плохо, что она, вот знаете, бывает, в такие моменты у человека обостряется внимание. Она услышала шаги, как будто вот по этой лесной тропинке навстречу кто-то идет. Она услышала шаги, и у нее в голове мысль, испуг, что этот человек может мне помешать сделать то, на что я решилась. И у нее внутренне досада. И выходит женщина, на которую когда она посмотрела, она очень удивилась. Она говорит: вы знаете, он как будто бы сияла. Я, говорит, такого не видела никогда. На лесной тропинке, где вообще нет никого, там пусто, в этом лесу. Внезапно женщина, которая, вот она говорит, она выглядела так, что у меня от одного взгляда на нее, она говорит, меня какая-то радость наполнила изнутри. И эта женщина обращается к Анне Михайловне и говорит: вы знаете... Вот дальше — Анна Михайловна, вы простите, то, о чем я сказала: я не дословно помню эту историю. Она ей сказала что-то в том ключе, что, ну как я это поняла, что мы здесь все гости. И наше главное отечество, оно не здесь. То есть мы про большее, наша жизнь про что-то большее. И Анна Михайловна, она так удивилась, и она немножечко так вот оторопела. И она остановилась, задумалась о чем-то. И потом она думает: так надо же спросить у этой женщины, да, что она имеет в виду, о чем вот, и кто она такая. А женщина прошла уже мимо. Ну буквально там, не знаю, минута прошла, Анна Михайловна оборачивается — никого нет. Никого нет. И она выходит из этого леса совсем уже в другом состоянии. И она говорит: вы знаете, как-то вот я раньше ездила по Сахалину, по Южно-Сахалинску, где она жила, работала, говорит, я проезжала мимо храмов, как-то даже мне в голову не приходило, что стоит там как-то туда заглянуть и все. Она побежала креститься. И потом еще около десяти лет проработала за свечным ящиком. Я говорю: Анна Михайловна, а как же вот та ситуация с деньгами, как-то разрешилась? Она говорит: разрешилась. Разрешилось все, и как нельзя лучше. Я взяла разрешение у Анны Михайловны, чтобы эту историю в эфире радио «Вера» рассказать. А потрясающе вот это вот, знаете, каждый раз Господь — великий режиссер. Мы бы не узнали этой истории, если бы Анна Михайловна случайно не оказалась в это утро в парке в тот момент, когда мы с нашим собакеном, да, с Доббером, задержались там, гуляли дольше обычного, вышли ровно на ту же дорожку — потому что у нас там несколько аллей, в этом парке. Ну вот понимаете, да, вот так вот все совпало. Из серии: так не бывает, но так бывает.
А. Леонтьева
— Эта история должна была тебя найти.
А. Митрофанова
— Эта история думаю, должна найти многих слушателей наших, я надеюсь, которые сейчас в отчаянном положении.
А. Ананьев
— Ой, Господь знает, сколько десятков, а может быть, сотен людей, находящихся в бездне отчаяния, сейчас вот эта случайная встреча в парке с Анной Михайловной и Аллой Сергеевной буквально спасла.
А. Ананьев
— «Светлые истории» на радио «Вера». А я же предупреждал, что они сегодня будут особенные. И вот — нате вам, пожалуйста — Анна Леонтьева, Кира Лаврентьева и Алла Сергеевна Митрофанова, которой мировая общественность не простит, если ближе к пенсии ты не напишешь трехтомник своих историй.
А. Митрофанова
— Ой, да ладно.
А. Ананьев
— Мы с Кирой Лаврентьевой будем тебя пинать время от времени.
А. Митрофанова
— Нет, если только вы поможете своими историями, вольетесь в этот проект — тогда пожалуйста, а так я нет.
А. Ананьев
— Спасибо тебе за эту фантастическую историю. А самое удивительное, что под конец наших вот «Светлых историй» мы, не сговариваясь, я расскажу тоже историю, связанную с Сахалином и недавней поездкой, и недавними гастролями на Дальний Восток нашего спектакля «12 непридуманных историй». Но все-таки, как джентльмен, я оставлю эту блестящую возможность на потом. А пока предоставлю слово Анечке Леонтьевой. Которая, знаешь, вот я знаю, что это неправильно, но ты все равно рисуешь в голове картину вот той истории, которую ты рассказываешь, так снимаешь ее, экранизируешь. И когда ты рассказываешь про Анну Михайловну и ее случайную встречу в лесу с шуршащими осенними листьями с женщиной, которая светится — у этой женщины для меня лицо Анной Леонтьевой. Вот правда.
А. Леонтьева
— Вот теперь я скажу: не надо так.
А. Митрофанова
— Ну я согласна с Сашей.
А. Леонтьева
— Дорогие, ну во-первых, я должна сказать, что сейчас я очень рада здесь находиться. Потому что вот то, что с чего мы начали наши «Светлые истории», ну это просто вызывает какие-то просто спазмы и слезы. И в этой ситуации очень важно быть вместе, и мы это чувствуем как никогда. Мы приходим, наверное, на работу не просто как на праздник, а, наверное, как в лечебницу и помогаем друг другу продержаться. И я должна сказать, что на радио я тоже начинала свою работу, приходя сюда, как в лечебницу. Моя личная трагедия случилась тогда, когда я начала работать на радио, и это были «Частные мнения». И, может быть, я не рассказывала о себе, я просто писала какие-то истории, но я чувствовала, что я...
К. Лаврентьева
— Исцеляешься.
А. Леонтьева
— Да, я делюсь с радиослушателями своим самым сокровенным, и от этого постепенно выздоравливаю. Но ведь мы сидим здесь, в стеклянной баночке прекрасной, и радиослушателей наших не видим и не слышим. Мы можем только читать комментарии. Если вы смотрите нас в YouTube, пишите нам что-то хорошее, нам будет очень приятно. И первый раз своих друзей по радио я стала определять, потому что они находили меня в социальных сетях и писали мне письма. Знаете, было, например, такое письмо, радиослушательница писала мне, что она всегда слушала мои истории, но они ее раздражали. Знаете, чем? Потому что у меня слишком благополучный голос. У нее было в жизни все очень плохо, вот была чудовищная, сложная жизненная ситуация. И тут Аня Леонтьева, значит, светлым голосом что-то рассказывает про хомячков там, про детей и...
А. Ананьев
— Подожди, речь шла о похоронах хомячка.
А. Леонтьева
— Да, действительно.
А. Ананьев
— Что там благополучного-то, о чем ты говоришь? Трагическая, душераздирающая история.
А. Леонтьева
— История душераздирающая, действительно. Но в одной из программ — я стала уже вести «Светлые вечера», она услышала фразу: «когда погиб мой муж и сын лишился руки». И она первый раз, ну она вдруг, она говорит, я просто обрела какую-то вот силу жить. Потому что, если таким голосом можно после всего этого разговаривать, значит, еще можно. И вы знаете, вот я когда-то работала в журнале и писала всякие женские истории, я их сама придумывала. Я сразу поняла, что моим читателям — чуть не сказала: слушателям, — моим читателям не очень интересно читать что-нибудь такое вот successful-successful — такое благополучно-успешное, им нужна какая-то вот трудность, трагедия, какая-то проблема. Поэтому я придумала двух персонажей: моего мужа звали Иван, и он все время что-то косячил, причем так конкретно косячил. И рубрика была очень популярной, и вплоть до...
А. Ананьев
— Помнишь наш этот паноптикум: Эдуард и Элеонора, которые вечно ссорились на кухне? Смешная была история.
А. Леонтьева
— Да, я помню вашу программу.
А. Ананьев
— Я думаю, что это вот как раз оно и есть, да, в конечном итоге?
А. Леонтьева
— Да, что-то такое, да. И я однажды встретила свою знакомую и при мне был муж. Знакомая — преподавательница факультета журналистики МГУ. Мы познакомились, и она попросила его принести лимонада, и он ушел. И она сказала: ну что, этот козел, да? То есть она настолько, мой муж настолько сросся уже в ее глазах с этим образом, что... Ну ладно, это я рассказываю к тому, что, понимаете, когда мы даже разделены с нашими радиослушателями вот этим нашим как бы невиденьем и неслышаньем их, мы все равно поддерживаем друг друга. Мы поддерживаем тем, что у нас не у всех все гладко. А сейчас у всех все не гладко, да. И это настолько вот стало видно, когда первый раз мы пришли на праздник радио «Вера». Кстати, следующий праздник...
А. Ананьев
— Уже на днях.
А. Леонтьева
— День рождения радио «Вера», да, будет 21 октября.
А. Ананьев
— Это тот большой концерт в «Крокусе» в Москве, который был года три назад.
А. Леонтьева
— Да, это был не первый праздник радио «Вера», это была такая первая встреча со слушателями. И мы все пришли и увидели эту огромную толпу народа, которые смотрели на нас с симпатией — и это было так здорово. И наконец мы увидели, кто нас слышит — то есть к нам подходили люди...
А. Ананьев
— Что-то из Довлатова: «Мы увидели огромную толпу народа. Толпа смотрела на нас. С симпатией».
А. Леонтьева
— Мы увидели, ну услышали слова, да, которые нам, которые мы не слышим. Вот для меня это просто было открытие нового мира, когда люди подходили, рассказывали свои в свою очередь истории. По этим историям действительно можно написать книгу. И еще происходит следующая вещь очень интересная. Мы все время находимся в поисках своих героев. Мы хотим пригласить в студию какого-то человека, который бы вдохновил, помог, что-то объяснил. И эти герои приходят к нам и происходит нечто такое, знаете... ну какое-то таинство, не побоюсь этого слова. Потому что они очень быстро становятся лучшими друзьями. Однажды произошла следующая история. Я пригласила свою знакомую, чтобы она рассказала, как воспитывать троих детей в одиночестве, не сходя с ума при этом. Она очень яркая женщина, она такая веселая, она идет на какие-то авантюры, она может поехать на Камчатку, неожиданно снять там фильм. У нее роскошные дети. Ну ни одного мужа. И вот тот случай, когда радио «Вера» на «Семейные история» разрешила пригласить мне женщину не замужем, но настолько яркую, чтобы вот, понимаете, история одинокого материнства, она, к сожалению, ну довольно популярна. И нужно было просто вот рассказать, что можно жить — можно жить радостно, можно жить талантливо. И я так ждала эту подругу. И, представляете, она входит в наш монастырь, в нашу дорогую редакцию — а ее трясет. Она трясется, как осиновый лист. Я говорю: что с тобой? Она говорит: мой муж, который не разрешил мне рожать третьего ребенка (собственно, это и было причиной развода), только что родил ребенка и написал мне об этом. И я, говорит, не могу ничего говорить сейчас. Я все прожила, я все понимаю, но вот я сейчас разговаривать не могу. И тут меня тоже стало трясти. Потому что я думаю: так, хорошая у нас программа — веселая, светлая, отлично. И вот она садится вот на это место, где я сижу, да, мы обе вот так вот берем стакан воды дрожащими руками, и начинается программа. Мы с Костей Мацаном разговариваем с ней. И она рассказывает, как она, когда уже стала беременна, она уже понимала, что она будет рожать этого ребенка одна. Но она пошла на это. Она рассказывает о том, какой у нее был чудесный отец. Он настолько... Я говорю: что он с тобой еще делал? Он настолько ее поддерживал. Он со мной танцевал. И она все это рассказывает, и я вижу, как, знаете, происходит следующее: разглаживается пространство в студии, и она успокаивается, и я успокаиваюсь. И когда разговор заканчивается, и мы идем с ней к выходу, она говорит: слушай, у меня все прошло. Я все отпустила. Я не знаю, почему это произошло. И это вот некое, понимаете, некое таинство, которое здесь происходит каждый раз, когда приходят люди. Скажу больше. Иногда я прихожу на работу в очень растрепанном виде. У меня трое детей, и вы понимаете, что трое взрослых детей — это три таких зажигалочки, которые одна временно так затихнет, один вулкан как-то вроде так заснул — тут начал работать второй. Ну когда это все втроем — это было вообще очень весело. И я прихожу сюда, и приходит героиня, Светлана Самара ее зовут. У нее фонд помощи очень тяжелым пациентам — лежачим, переломанным, вышедшим, не знаю, с восьмого этажа, — вот таким вот, от которых уже почти отказывается медицина. И Светлана говорит: ну добро должно быть с кулаками — это про меня, говорит, я два центнера сплошного добра с кулаками. И она рассказывает какие-то потрясающие истории. Про кубинца Хулио — Хулио Цезаря, который приехал в Москву на заработки и на пятый день попал в аварию, переломав себе позвоночник, шею, тазовый отдела. Она рассказывает, как она нашла его в этой больнице, как он смотрел, не зная русского языка, врачи не понимали вообще, о чем с ним говорить, потому что у него была, ну трубка торчала из горла — как она называется, трахеостома, да? И никто не понимал испанского, и он не понимал русского, и он просто смотрел на дверь такими глазами, он ждал, что сейчас кто-то придет и что-то сделает, чтобы этот непроходимый кошмар закончился. Сейчас парень уже пытается ходить. И Светлана говорит ему: аве, Цезарь! А он говорит: аве мне! — потому что уже учит русский язык. Понимаете, я, придя в таком душевно растрепанном виде на программу, я слушаю своих героев и выхожу отсюда каждый раз другим человеком. И это совершенно не какая-то фигура речи, это абсолютная правда. И я уже не говорю о том, что герои, которые приходят на программу — священники, психологи, какие-то просто необыкновенные люди — они сразу, ну ты как бы обрастаешь этими героями.
А. Ананьев
— «Одолели проблемы? Не можете решить свой психологический кризис? Находитесь в бездне отчаяния? Записаться на встречу с Аней Леонтьевой в программе „Светлые истории“ вы можете по телефону...» Шутка. Но на самом деле...
А. Леонтьева
— Приходите, дорогие.
А. Ананьев
— Целительный эффект вот таких встреч, он действительно безусловен. Прервемся на минуту, у нас полезная информация на радио «Вера». А через минуту вернемся к «Светлым историям» здесь, в студии радио «Вера». Не переключайтесь.
А. Ананьев
— Мурашки размером с колорадских жуков по всему позвоночнику — вот что сегодня такое «Светлые истории» на радио «Вера». «Наши люди» — люди, которые дарят нам истории, люди, которые нас лечат, люди, которые с нами говорят, люди, которые нас слышат. Какие они, кто они? Про этих людей у нас есть огромная стопка историй. И вот сколько успеем сегодня рассказать — все ваше. Услышать «Светлые истории» можно на радио «Вера» и на сайте https://radiovera.ru/, а посмотреть «Светлые истории» можно в наших социальных сетях, в первую очередь на YouTube по запросу: «Светлые истории», радио «Вера» — найдите, смотрите, будьте с нами. Это возможно — поприсутствовать вместе с нами в светлой студии радио «Вера» на Андреевской набережной. Здесь бардак, но душевно. Сегодня здесь с вами Анечка Леонтьева, Алла Сергеевна Митрофанова, я, Александр Ананьев, и Кира Лаврентьева. Я думаю, что про нее я тоже мог бы рассказать немало яркий историй, но она все равно не позволит мне этого сделать, потому что все они ужасно личные. Поэтому я предоставлю просто слово ей. Это тот случай, когда я все-таки советую вам не просто слушать радио «Вера», но и смотреть. Потому что очень приятно смотреть на то, как Кира рассказывает свои истории.
К. Лаврентьева
— Вы знаете, меня тут родные упрекнули, за то что я в «Светлых историях» работаю непрофессионально. И, наверное, упрекнули справедливо, сказали о том, что хороший журналист, он отличается от нехорошего журналиста...
А. Ананьев
— Так-так-так...
К. Лаврентьева
— Тем, что реальные свои истории как-то облекает в некий сюжет и как-то так рассказывает, что не всем понятно, что это про тебя. То есть не надо все время там рассказывать только про себя, свои какие-то очень сокровенные, личные вещи.
А. Митрофанова
— Мы все плохие журналисты.
К. Лаврентьева
— Мы все да, все про себя.
А. Ананьев
— Кира, я три раза так пробовал, да, я тоже рассказывал: у моего друга есть жена...
К. Лаврентьева
— У одной моей подруги...
А. Ананьев
— Да, и все это раскусывают, в общем-то, мгновенно. Я еще имена такие придумываю понятные: Василий... И все такие: а, ну это ты про себя.
К. Лаврентьева
— Да нет, в этом, конечно, есть доля логики, и нужен какой-то закон жанра и все такое. Но я подумала, что сегодня будет еще одна программа, где я побуду плохим журналистом, да.
А. Ананьев
— Семья простит.
К. Лаврентьева
— Да, ну потому что, мне кажется, просто ну что я могу дать? Я ничего, кроме того, чтобы быть собой, на самом деле этой программе дать не могу. Поэтому, может быть, мне действительно где-то местами и не хватает какой-то правильной подачи, но тем не менее, вот сижу — и слава Богу, приглашают — и хорошо, как говорится. И вы знаете, что хочу сказать, дорогие наши друзья, любимые наши, что я вам хочу сказать. Вот я недавно в аварию попала — на Рождество Пресвятой Богородицы попала так, что как бы от машины, к сожалению, мало что осталось, а у меня только ушиб ребра. Да, это очень больно, но во всяком случае я живая и у меня ничего не сломано. Это хорошо. И вы знаете, у меня была такая тяжелая тяга на душе. Это как раз было 21 сентября: с одной стороны, Рождество Пресвятой Богородицы, с другой стороны, довольно тяжелый день для всех нас. Я, естественно, по этой причине находилась в некоем таком, знаете: телефон, новости, звонки, руль, няня, которая там должна была уходить, и мне надо было быстро ее менять. И соответствующая, в общем, скорость. И мне было потом так плохо, потому что я виновата по всем статьям, к сожалению. Да, там можно, там есть несколько нюансов меня оправдывающих, но я все равно себя не оправдываю, и говорю вам, что виновата. Да, мне было неудобно перед мужем, перед собой, перед детьми, которым теперь не на чем ездить. И вообще как-то, знаете, когда ты считаешь себя классным водителем и вообще классной, с тобой случаются ситуации, которые тебя с неба на землю очень быстро опускают. Вот это та ситуация. Я вот на эту землю не то что опустилась, я на нее шлепнулась просто со всей своей массой тела немаленькой, и мне было очень тяжело. И я потом смотрю, думаю: «Светлые истории», которые только вышли, вот последние. У нас тема была — «Женская вера», я думаю: пересмотреть что ли, что я там насказывала. И фраза там — то есть понятно же, что я еще не знала, что будет, и я говорю: вы знаете, вот Матерь Божия, Она меня как-то с детства хранит, и вот пусть Она нас всех дальше и хранит. И я понимаю, что вот... Понимаете, да? Я понимаю, что я эту фразу сказала и попала в ужасную, граничащую с жизнью и смертью историю на Рождество Пресвятой Богородицы, в очередной раз Она меня сохранила. И в этом смысле я, наверное, буду просить нас всех и наших дорогих слушателей, друзей радио «Вера», Пресвятой Богородице молиться, потому что Она действительно Своих не бросает. Главное, стать Ей Своими. И я зашла на YouTube, увидела эти истории, увидела эти комментарии — они такие светлые, такие добрые. Я думаю: Господи, да мы, ну не знаю, вы, коллеги, заслуживаете, я вот точно не заслуживаю этих комментариев, но они такие добрые. И я думаю: действительно красота в глазах смотрящего. А какие слушатели-то у радио «Вера», а какая теплая компания у нас собралась. Знаете, как говорят: братство, сестричество. Вот у нас сейчас такое время, когда нужно объединяться, когда нужно быть большой семьей, где все друг друга кашей накормят в случае, если нечего будет есть. Вот. И знаете, про наших слушателей дорогих. В Великий четверг муж мой в командировке. Накануне был мой день рождения, когда он тоже был в командировке, праздновала я его одна. Ну и что там праздновать — Страстная седмица. Вот. И так мне было тяжело, что-то прямо совсем. И я не из тех матерей, которые, смотрят на своих деточек вот все время и радуются, смотрят и радуются. Я, конечно, радуюсь. Но я настолько немощная, что любой их вот выкидон у меня вызывает спазм вот — ну такая вот я, очень восприимчивая, — спазм в солнечном сплетении. То есть у меня фактически все время стресс. Они начнут разбираться — у меня стресс, они начинают что-то мной манипулировать — у меня стресс. Ну и они вообще такие энергоемкие. Наши родственники долго с ним не выдерживают. Они очень хорошие, но они такие, знаете, яркие личности, и все три разные люди. И я очень рада, что они у меня есть, слава Богу, потому что себя без них я не мыслю, это понятно, не надо, да, говорить. Но я все равно скажу на всякий случай, вот чтобы Господа не огорчить своими тут жалобами. Я не жалуюсь, ни в коем случае. И вот, значит, сижу я в храме Антипы Пергамского, служба Великого четверга, и Саша обещал, что будет, успеет приехать из командировки на службу. Потому что быть с ним на службе одной — это ну прямо, это прямо да. То есть все в храме тебя не любят в этот момент. Ну правда, на улице холодно. А нет, смиряются люди, видно, что смиряются. Тот, кто хорошо молится, тому дети не мешают — и ты видишь это в глазах у всех окружающих, и тебе от этого очень как бы понятно, что неудобно, перед всеми неудобно. Они шумят, гремят, ведут себя просто — одному есть, другому писать, третьему... Ну, в общем, я опять же не жалуюсь, все нормально — это быт, это жизнь, это слава Богу, это дар, да. Все понятно. Но ясно, что любая радость, в том числе и семья, в том числе и брак, в том числе, если что-то у нас хорошее — это надо еще эту радость уметь терпеть.
А. Ананьев
— Золотые слова.
К. Лаврентьева
— Ну правда, мы ждем семьи, и радуемся мужу, что у нас есть муж любимый, золотой, прекрасный, самый лучший на земле. И мы тем не менее понимаем, что мы своими неровностями об этого мужа все время все равно ударяемся, и нам все равно очень больно. Вот так я ударяюсь временами о свое материнство. Но ни в коем случае, еще раз повторяю, никаких проблем в моих детях, это мои проблемы. И вот, значит, и сижу я, Саши нет, и он не приедет. И я понимаю, что, значит, что-то мне совсем я загрустила. И не потому, что я с ними одна, а что-то, знаете, такое бывает глубинное одиночество, когда тебе совершенно некому помочь. Вот ты устал так, что тебе плакать хочется, а помочь вот в данный момент тебе некому. У тебя есть родные, есть друзья, их просто нет в эти часы с тобой рядом. И вот ты понимаешь, что вот ничего, как сказать, что, Господи, вот я сижу такая кривая, косая, слабая, немощная, уставшая, плачу. И сил у меня нет. Совсем. Я понимаю, что вот я перед Тобой, вот все что я могу Тебе дать, это вот я вот такая, и вот мои дети. Давай, что-нибудь делай с нами, потому что я сейчас просто лягу и больше не встану. А они продолжают, продолжают вот это свое, вот это свою мозговыносилку бесконечную. И проходит один наш друг радио «Вера», который был у нас в программе, он так мимо меня проходит, говорит: на тебе икону Антипы Пергамского — ну в которого храме я была. Я такая: Господи! — то есть мне уже легче стало, то есть просто оттого, что мне кто-то руку с иконой протянул. Я уже думаю: Господи, это вот я только сказала, что я все, сдалась, тут же он проходит — то есть по закону драматургии, как говорила одна наша гостья, по закону драматургии проходит этот человек и дает мне икону. Ну все, мне уже все, я уже понимаю, что: так, меня слышат. И я значит, думаю: ну все, уже как-то легче, уже силы пошли. Господи, помилуй. Причастились мы. Подходим, значит, все уже, к запивке, они опят начинают там свечи жечь, там себе руки пытаться сжечь, там подсвечник сжечь. И женщина подходит, говорит: надо детям объяснять, что можно, а что нельзя. Я говорю: хорошо. Она: если им часто объяснять, они понимают. Я такая: да, да. И это очень тяжело. Когда тебе тяжело, а тебя еще добивают, это, конечно, тяжко. Но она говорила это с любовью, поэтому простим ее. И какой-то мужчина, очень такой симпатичный, такой, знаете, импозантный, такой красивый прямо мужчина стоит и смотрит на меня вот так. Я, такая, думаю: ну все, значит, у меня совсем безумный вид. И смотрит на меня, значит, так, потом так. Я думаю: ну все, врач, наверное. А этот Ванечка, значит, на руках у меня дерет волосы, платок, кофту, вытаскивая все, что из кофты, это все в храме. Я пытаюсь, значит, его одернуть, он уже устал. И он подходит ко мне и говорит: простите, вы Кира? Я говорю: да, я Кира. Лаврентьева? Я говорю: ага. Это вы на радио «Вера» в «Светлых историях»? Я говорю: ага. Ага, я. И я такая, делаю такой безумный вид: да, я. Такая, знаете, так чуть не в себе вообще. Он говорит: вы знаете, я никогда и подумать не мог, что я вот вас встречу сегодня здесь. Ну и я такая думаю: ну что необычного? Ну в нашей реальности-то ничего необычного нет. Мы люди грешные, простые и зачастую намного хуже, чем наши слушатели. Ну и завершение этой истории. Он говорит: вы знаете, я так люблю ваши «Светлые истории», передайте вашим коллегам от меня, пожалуйста, благодарность. Я, говорит, вообще, вот знаете, это такое утешение, такое утешение. И я, говорит, вам напишу. И он мне начал писать свои потрясающие истории. Зовут его Дмитрий, он и для «Фомы» пишет. И у него действительно очень много прекрасных зарисовок — это тот случай, когда мужчина видит мир очень ангельским взором. То есть он видит то, чего мы не видим. Он приходит — у него там люди озарены каким-то небесным светом. И обычного человека он описывает так, и то, что он говорит, он описывает так, как будто вот это ангел сейчас явился ему во плоти. Представляете? И он, значит, начал мне иногда сбрасывать свои вот эти истории. И каждый раз, когда я вижу его теперь в храме, мы с ним так, как старые знакомые, переглядываемся. Ну вы знаете, именно эта встреча, она меня тогда к жизни вернула. То есть она все, я взяла себя в руки, я воспряла. У меня ушло это чувство глубинного одиночества, глубинной беспомощности. И я так думаю: все, берем себя в руки. К чему это все? К тому, что, получается, что нас вот благодарят, что вот рассказали нам это, рассказали вот то, спасибо вам, спасибо. А я в свою очередь поняла, как мы зависим от наших дорогих, в хорошем смысле этого слова, как мы зависим от наших дорогих друзей радио «Вера». И как они попадаются нам, промыслом Божиим, вот так в жизни и могут нам подать руку тогда, когда нам вообще кажется, что беспросветность какая-то. Ну хотя понятно, что беспросветность это вот здесь. А вот что я хочу сказать. Я после этого книгу взяла о терпении какого-то святого отца. И он говорит, вот что терпение, терпение, вот мы призываем терпеть, просим у Бога терпения. Мужества надо христианского просить. Терпение без мужества совсем невозможно. И я тогда поняла, в чем разница между этим терпением, вот этой натугой, которой ты вытуживаешь из последних сил, и христианским мужеством, когда у тебя душа — Бог тебе душу расширяет, когда ты этого совершенно не достоин, и совершенно кажется, что не смог бы выдержать чего-то, а выдерживаешь. Вот давайте просить в наше сложное время у Бога мужества. А по поводу парка, в котором ты гуляла с Добби, я однажды вышла от врача, от очень важного врача, связанного с моими детьми. Вышла, смотрю — а там Алечка с Сашей идут. Я думаю: они так хорошо идут, что я не буду сейчас говорить: а, ребята, привет! Это я, Кира, ваша коллега! Я решила, что я не буду, я просто пройду тихонечко, не буду нарушать ваше счастье.
А. Ананьев
— Лишила нас радости...
А. Митрофанова
— Радости. Умножения радости.
К. Лаврентьева
— Так что этот парк, если Аллочка захочет, она сама его назовет — ищите Аллу и Сашу в этом парке, они там часто гуляют.
А. Ананьев
— «Светлые истории» на радио «Вера». Как я жалею, что все-таки всего лишь 60 минут эти «Светлые истории», потому что сегодня они вот действительно особенные. Мы с Кирой тут не раз говорили о том, что надо все-таки избегать уж совсем личного. И я Алечке тоже все время говорю: ой, ну это совсем личное, давай не будем об этом — мы как-то обсуждаем все равно. А как ни верти, вот настолько личной, интимной очень, очень своей программы я давно не помню. «Свои люди» — так мы озвучили тему нашей сегодняшней программы, и историй на этот счет можно рассказать много — и о случайных встречах в храме, и о комментариях. И вот я не так давно проводил встречу с христианскими этими доброблогерами, оказались светлые ребята. Причем я пришел туда, и вот буквально это вот вчера было, я пришел туда, в «Фавор», на Маросейку, весь такой гордый собой, довольный, что вот, мне наконец вот этим вот неучам позволили рассказать...
А. Митрофанова
— Ой, ну когда ты...
А. Ананьев
— Ну все равно гордыню-то не выбросишь ниоткуда, да?
А. Митрофанова
— Ну не надо так себя, Сашенька, я же знаю, что это неправда.
А. Ананьев
— Я вот с этим пришел: у меня презентация, скачайте, давайте мне клики...
А. Митрофанова
— Ой...
А. Ананьев
— Доску, маркеры, встал импозантно...
К. Лаврентьева
— Ну мы не верим, мы не верим.
А. Ананьев
— Живот колесом, голова закинута так. Рассказал все, что есть. А потом я начал смотреть, вообще, чем они занимаются по жизни — и это невероятно. Одна лечит неизлечимых больных. Вторая — матушка с пятью детьми, и выглядит как 22-летняя девочка, ну и в остальное время волонтерит где-то. Третья — кормит бездомных на вокзале, четвертая... Я смотрю — и неизвестно вообще, кто кого еще должен учить. Вот они, вот они, а я что перед ними там изображал? Таких историй много. Но я хочу рассказать историю, раз уж обещал, из Сахалина, с Дальнего Востока. Не так давно наш спектакль «12 непридуманный историй» получил просто царский подарок от Бога — нам буквально сверху оплатили гастроли на Дальний Востоке, чтобы поддержать людей на Дальнем Востоке, в маленьких городках, там в маленьких деревнях, чтобы мы приехали туда и сыграли для них бесплатно этот спектакль. Это действительно важно, это действительно круто. Для нас это просто стало практически делом жизни на ближайшие полгода — потому что это и Камчатка, и Владивосток, и Сахалин, и Курилы, и какие-то маленькие городки, и деревни — да, невероятно.
А. Митрофанова
— Хабаровск. Это большие города, но мы приезжаем в большой город и едем куда-то еще в соседний, маленький обязательно.
А. Ананьев
— Алла Сергеевна, вот когда ты перестанешь спорить с мужем, ты станешь светлее и лучше. По сравнению с Москвой любой город маленький, запомни это раз и навсегда. Когда ты приезжаешь из Москвы в Хабаровск — ты приезжаешь в маленький город, в маленький, уютный, как домашние тапки. По крайней мере по ощущениям. Но у этого есть обратная сторона. Даже две. Во-первых, люди, которые идут на бесплатный спектакль... Ну вот представьте себе, что вам сказали: Аня, есть возможность сходить на бесплатный спектакль.
А. Леонтьева
— Ну да.
А. Ананьев
— Какое у тебя будет ощущение от этого спектакля?
А. Леонтьева
— Ну да, сразу ты думаешь: заманивают. Мало зрителей, наверное.
А. Ананьев
— Мало того, что заманивают, скорее всего, раз этот цирк бесплатный, ерунда какая-то.
А. Леонтьева
— Да.
А. Ананьев
— Ерунда какая-то. Поэтому люди идут так вот ну... необязательно.
А. Митрофанова
— Настороженно.
А. Ананьев
— Настороженно. Первый раз они всегда идут так.
А. Митрофанова
— Ну вот Анна Михайловна, кстати, которая из первой истории, да, которая хотела попасть на наш спектакль «12 невыдуманных историй», она-то как раз знала, куда бы она пошла...
А. Ананьев
— Ну вот те, кто знают.
А. Митрофанова
— Потому что слушает радио «Вера» постоянно, и истории, которые здесь, в эфире радио «Вера», Александр Ананьев читает в радиожурнале, она их тоже, естественно, слышала, и она понимает, про что это. И уровень драматургии каждой из этих историй — они в журнале «Фома» опубликованы, на радио «Вера» они звучат. Поэтому вот, то есть слушатели опять же радио «Вера», они в курсе. А возможны варианты.
А. Ананьев
— Это первое. А второе — ты никогда не знаешь, где у тебя будет спектакль в следующий раз. Будет это обшарпанная избушка в деревне, где из сценического освещения только настольная лампа — было такое. Где мы скотчем привязывали дешевый домашний кинопроектор к гардине со шторами, ну то есть вот так вот. Или это будет какая-то приличный зал. Или это будет, не знаю, какой-нибудь Дом офицеров от Министерства обороны, где ты не сможешь шаг сделать налево-направо без позволения высшего генерального супер-мега-маршала.
А. Митрофанова
— Это, кстати, не шутка, это правда.
А. Ананьев
— «Ребята, а можно пароль от вай-фая? — Нам нужно позволение от старшего офицера. — Ну здравствуйте, до свидания». И тут нам, значит, говорят, что мы будем выступать в Южно-Сахалинске в ДК «Родина». Что у вас из ассоциаций от выражения: ДК «Родина» в Южно-Сахалинске? Ну это такой, значит...
К. Лаврентьева
— Мне кажется, что-то такое доброе, советское такое.
А. Ананьев
— Что-то обшарпанное, что-то со скрипящими стульями, которые еще половина провалились. Значит, на сцене дырка, там, значит, какие-то бочки стоят, расстроенное пианино, все облупленное, и еще без деки, вот, микрофонов нет, есть громкоговорители. Ну вот примерно такая история. Ну мы так думали. Я так думал. А я с таким тяжелым: ДК «Родина»? Господи, прости. Идешь так туда, заходишь — и видишь зал, которому может позавидовать любой московский театр. Массивная красивая высокая сцена из красного дерева. Шикарные, очень удобные, как в самых дорогих кинотеатрах, плюшевые красные кресла. Оборудование на таком уровне, что там даже проектора нет —там раздвигаются шторы, и там экран во всю заднюю стену этот, диодный. Просто бомбически абсолютно, невероятно. И я понимаю, что сейчас мы сыграем лучший спектакль — с этим качеством звука, света, там световые пушки...
А. Митрофанова
— Профессионализмом парней, которые там работают.
А. Ананьев
— Какой-то холодный, призрачный, заливающий контровой свет сзади. Рояль. Ну вообще все. Рояль в Южно-Сахалинске, в ДК «Родина» — наш пианист, Иван Ярчевский, не мог оторваться от него, и он играл по кругу просто какие-то симфонии там на этом рояле. Потому что настолько хорошо настроенного рояля он не встречал давно, и уж тем более он не ожидал его встретить в этом Южно-Сахалинске.
А. Митрофанова
— А Светлана Степченко, когда ей настроили микрофон под ее альт, трехсотлетний, она такая: ну вот, ребята сделали Страдивари. Да, то есть это правда, там возможности какие-то невероятные, и очень хорошие, конечно, сотрудники.
А. Ананьев
— И я вот стоял на сцене и думал, вот в ожидании зрителей, которые придут, думал о том, что вот не надо рисовать себе картинки до того, как ты увидишь. Потому что вот увидишь там, что ты выступаешь в ДК «Родина» — а, оно вон оно как. И самое главное, люди там фантастические. Мы дружим с ним до сих пор, как и с очень многими жителями Южно-Сахалинска. Передаем вам большой привет, как и очень многим другим. Неважно. Тем временем, одному жителю Южно-Сахалинска, имени которого не знаем, назовем его Сергеем для красоты, пожилой папа, пенсионер, которому в храме дали билет, говорит старческим голосом: сынок, сил у меня нет, здоровье не то, сходи-ка ты на спектакль в ДК «Родина» бесплатно, на тебе билет. Сын нахмурился, думает: ну что за ерунда? Какой-то спектакль в каком-то ДК «Родина», какие-то люди... Думает: ну делать все равно особо нечего, я уже немолод, пойду, схожу. А чтобы мне не было скучно, возьму шоколадку и съем ее там, в темноте зала. А съем — и уйду. И вот после спектакля надо видеть эту картину: мы стоим, значит, ну что-то нам там говорят, там батюшки какие-то подошли, зрители. И этот мужчина подходит — взъерошенный, глаза красные, и говорит: «Возьмите, пожалуйста, шоколадку». Я говорю: «А что случилось? — Да вы знаете, я же хотел ее тут съесть, в темноте, пока спектакль шел, и уйти. А спектакль начался — и я о ней забыл. Так и не съел. Пусть она доставит вам хотя бы немножко той радости, которую вы доставили нам». И подарил Ване шоколадку. И Ваня был такой счастливый. Это самая важная шоколадка в моей жизни. Вот такие они, наши люди — настоящие, чуткие, отзывчивые, как струны хорошо настроенной гитары, и такие, к которым хочется тянуться. Спасибо вам, что вы есть, пишите комментарии. К сожалению, час пролетел незаметно и подошел к концу. А нам ведь есть еще много, что рассказать. А значит, мы продолжим через неделю. Можно в том же составе? Мне очень нравится. Аня Леонтьева, Кира Лаврентьева, Алла Митрофанова и Александр Ананьев. Слушайте нас на радио «Вера», смотрите нас в социальных сетях, на YouTube в первую очередь. Пока.
А. Митрофанова
— До свидания.
А. Леонтьева
— Всего доброго.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница