В мире существует удивительное место — православный мужской монастырь святой Екатерины на Синайской горе. Удивительное — по множеству причин. Взять хотя бы месторасположение монастыря. Обитель святой Екатерины располагается в абсолютно дикой пустыне в отдалении от каких-либо городов или селений. Единственными соседями православных монахов в том месте являются кочевники-бедуины.Монастырь святой Екатерины — это еще и единственное в мире место, в котором ежедневно вот уже в течение многих веков служится Литургия. И это несмотря на то, что с эпохи Средневековья обитель располагается на территории, подвластной мусульманским народам.
Это, впрочем, почти никак не отразилось на жизни монастыря. Дело в том, что когда на Синайский полуостров вторглись мусульмане и отвоевали его у Византии, монахи не стали участниками политической борьбы. Руководство монастыря заявило, что обитель построена для молитвы Богу, а не для поддержки какого-либо правителя. В итоге, монастырь получил от османского султана охранную грамоту, а монахи для подстраховки разрешили построить на территории обители мечеть с высоким минаретом.
Надо сказать, что ни разу в этой мечети не звучала исламская молитва. Мечеть, кстати, со временем была упразднена, но минарет, то есть высокая башня, аналог нашей колокольни, остался. Факт наличия на территории монастыря священной для мусульман постройки обеспечил и обеспечивает до сих пор монахам спокойное существование. И для мусульман монастырь святой Екатерины теперь место особое, священное, которое нельзя осквернить или разрушить.
Из других особенностей жизни монастыря святой Екатерины можно вспомнить еще наличие в храме обители огромных страусиных яиц. Они подвешены под каждым из паникадил, то есть люстр, имеющихся в храме. Монастырь святой Екатерины по-прежнему с недоверием относится к достижениям цивилизации, а потому монахи лишь частично электрифицировали территорию обители. Электричество есть на кухне, в музее, в кельях, но в храме до сих пор используется традиционное свечное освещение.
Свечи в обители используются только восковые, в лампады налито только чистое оливковое масло. Такие свечи и масло почти не дают копоти, которая может испортить древние росписи храма. Из-за того, что и свечи, и масло сделаны из натурального материала, ими не прочь поживиться мыши. В пустыне, в которое находится монастырь, им довольно трудно найти пропитание. Поэтому грызуны стараются жить поближе к монастырю, где они стараются найти какую-то еду — например, натуральный воск или отличное оливковое масло. Для того, чтобы уберечь светильники от мышей, монахи и придумали подвешивать под люстры страусиные яйца. Их предварительно опустошают, а затем покрывают лаком. Синайские мыши довольно высоко прыгают. Но могут добраться только до нижней части светильника — до подвешенного снизу яйца, с которого соскальзывают и падают вниз.
Что тут можно сказать? Жестокая пустыня научила синайских монахов выживать. И делают они это с большой смекалкой.
«Иосиф Муньос-Кортес». Ксения Волкова

Гостьей программы была искусствовед, общественный деятель Ксения Волкова.
Каждый год, 30 октября, она вместе с супругом проводит вечер памяти брата Иосифа Муньоса-Кортеса — хранителя Иверской Монреальской иконы Божией Матери, мученически убиенного в Афинах в 1997 году. В этом году встреча состоится в храме святого князя Владимира в Тушине.
Разговор с Кирой Лаврентьевой — о памяти, которая соединяет поколения, о людях, сумевших сохранить верность Богу и Отечеству, о тех, чьи жизни становятся для нас живыми уроками веры.
Также разговор шел о том, почему современному человеку не хватает идеалов и как говорить о Христе со светскими людьми — просто, по-человечески, без назидания, но с любовью.
Вспоминая брата Иосифа и тех, кто жил в духе служения, Ксения Волкова говорила о внутренней аскезе, о верности, которую не видно снаружи, и о том свете, который остаётся после встречи со святыми людьми.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь детям из неблагополучных семей». Протоиерей Александр Маликов
У нас в гостях был руководитель приюта «Святая Параскева» в станице Манычской Шахтинской епархии, председатель молодежного отдела Шахтинской епархии, настоятель Пятницкого архиерейского подворья станицы Манычской протоиерей Александр Маликов.
Наш гость рассказал о том, как они вместе с супругой начали помогать детям-сиротам из неблагополучных семей, почему для них важно, чтобы у ребенка было общение с кровными родителями и каким образом они помогают родителям в преодолении зависимостей, чтобы дети смогли вернуться в свои семьи, как удается налаживать связь с трудными детьми и подростками, а также почему для него выбранное служение — открытое Евангелие.
Все выпуски программы Делатели
Александр Пушкин «Евгений Онегин» — «Искушение самооправдания»

Фото: PxHere
Самооправдание достаточно редко встречается в чистом виде. Мало кто беззастенчиво скажет: «Это мои родственники, соседи, обстоятельства мешают мне быть таким, каким меня хочет видеть Бог». Самооправдание хитрит и камуфлируется. Яркий образец подобной маскировки можно найти в «Евгении Онегине» Александра Сергеевича Пушкина.
Главный герой по семейным обстоятельствам из Петербурга приезжает в деревню. Там он знакомится с соседними помещиками — молодым поэтом Ленским и сёстрами Лариными, одна из сестёр — Татьяна — признаётся ему в любви. Но Онегин не отвечает ей взаимностью. Вскоре он уезжает из деревни, много путешествует, а когда приезжает в Петербург, встречает на балу уже замужнюю Татьяну. Онегин понимает, что любит Татьяну. Он пишет ей письмо, признаваясь в своих чувствах. Перечисляя разлучившие их обстоятельства, Онегин упоминает и смерть своего друга, Ленского. Вот как он это делает:
«Ещё одно нас разлучило...
Несчастной жертвой Ленский пал...»
Складывается впечатление, что Онегин непричастен к гибели друга. Но это не так, ведь Ленский погиб на дуэли, а стрелял в него сам Онегин. Однако убийца не видит своей вины, настолько им овладело самооправдание.
«С того момента как человек оправдывает то, чему нет оправдания, он отделяет, изолирует себя от Бога», — говорил преподобный Паисий Святогорец, один из самых известных подвижников двадцатого века. Душевное опустошение, охватившее Онегина в финале романа, связано в том числе и с его неспособностью увидеть себя без личины самооправдания.
Тем ярче выступает на этом тёмном фоне внутренняя красота Татьяны. Несмотря на то, что она со времени их первой встречи в деревне любит Онегина, Татьяна без колебаний выбирает верность мужу.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение