То, о чем я сегодня рассказываю, для меня самой очень странно. Поэтому начну с самого события, а потом, если получится, попытаюсь осмыслить. Событие впрочем нехитрое. Мой любимый муж засобирался ехать в свой далекий город, а я должна была остаться в загородном домике в Подмосковье. Нюансик тут только один: я никогда в жизни не оставалась одна за городом. К счастью, дочь оставила мне своего песика, обаятельного охранника, не способного обидеть и мухи.
Пока я проводила мужа, переделала кучу дел в городе, — очень устала, и ехала домой, уверенная, что теперь просто засну в загородной тишине. Не тут-то было! Подъезжая к дому, я явственно почувствовала, что какое-то нестерпимое чувство буквально «колотится», врывается в мое сердце.
Страх. Непонятный, нелогичный, но, возможно, знакомый многим женщинам ночью за городом — страх.
Что такое? — уговаривала я себя. Тебя встретит песик, рядом живут соседи, с которыми знакомы с детства. Нет, страх был откуда-то не из области логики. Он был таким глубинным, непонятным, древним, как будто.
Меня стало потряхивать, когда я вошла в свой темный двор. Рука задрожала, когда я вставила ключ в замок. Благо, из домика вырвался неистовый в своей любви дочкин пес. В домике что-то подозрительно заскрипело... Шаги? Мыши? Крысы? Воры?
При свете ничего этого не обнаружилось, просто дома живут своей жизнью в тишине, живут и дышат.
Пол-ночи я пыталась заснуть, не обращая внимания на вздохи и поскрипывания домика. Пес меня охранял, успокаивал. Утром оказалось, что я все же заснула, но точно под рассвет и точно не выспалась.
Зато на следующий день меня ждала беседа он-лайн с одной замечательной, очень вдохновенной матушкой. Это было по работе. Я приступила к беседе немного бледная, совсем ослабевшая и в тяжких мыслях: а как будет следующей ночью? Так же страшно?
С матушкой мы говорили о том, как православному человеку понять про себя важную вещь: чего на самом деле, глубинно, на уровне души — он хочет?
Как это уловить, именно глубинно? Полюбить себя, чтобы полюбить другого на уровне своей самореализации. Переводя на простой язык: понять, где и как можно послужить Богу и ближнему? Но, внимание, послужить так, как Бог тебе дал. А для этого надо очень вслушаться в себя, подумать о том, какие таланты тебе даны, и как тебе их вынести наружу, «из себя»?
Так глубоко «копнула» матушка, так было интересно спросить себя: а чего я НА САМОМ ДЕЛЕ хочу?.. Под впечатлением от этого разговора я вышла во двор своего домика. Думай, думай! Как это, понять, чего ты хочешь? Истинные желания, заложенные Творцом?
Пока я приготовила обед, погуляла с песиком, доделала работу, заварила чай, позвонила детям... наступила ночь. И — вот же чудо! — я посмотрела ей в глаза задумчиво и без страха. Чего я хочу? Чего хочет от меня Бог? Вопросы оказались слишком серьезные, чтобы тратить время жизни на тревожность. Как если бы матушка, моя собеседница, одним вопросом вылечила меня от страха. Или все-таки, как говорят святые отцы, от «страхования». То есть, когда не ты сам боишься, а кто-то совсем противоположный Богу тебя «страхует»?
Как бы то ни было, вопрос о самореализации встал передо мной, как стена. Чего я хочу? Что мне дано? Как мне служить?
Страхи как-то чудесным образом разбились об это вопрошание. В молитве о помощи я заснула, с песиком в ногах. Как будто исцеленная от лишнего.
Вот правильно говорит мой духовный отец: страхи — они всегда не от Бога. От Него — только покой, поддержка и радость. Может такой интересный вопрос о своих истинных желаниях еще кого-то отвлечет от лишних пустых мыслей и страхований?
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
«Пророчествовал Сын Божий о храме Иерусалимском — разве неверно пророчествовал?»
Пророчествовал Сын Божий о храме Иерусалимском — разве неверно пророчествовал? Разве неверно пророчествовал?
Вложил народ всю душу свою в стены храма и остался пуст. И остался пуст. Кто душу свою доверит камню на хранение и сам не печётся о ней, тот колеблем будет как тень осиновая.
Воздвигли мы храм Господу, говорят они, и заплатили долг свой. Отныне мы должники лишь самим себе. Воздали мы Богу Божие, а теперь воздадим себе должное.
Несчастные, зачем храм Господу, если вам не нужен? Для чего он Тому, Которому в песчинке не тесно и не слишком просторно во вселенной звёздной? Разве могут бездомные дом Учителю всех зодчих выстроить?
Научил Зодчий предков ваших для того, чтобы вас научили воздвигать храмы Ему, ибо вам, а не Ему на потребу они.
Ему воздвигая, вы Им из самих себя строите. Ибо ничего не может прах для Него без Него сделать
Строя Ему храмы лучшие, вы показываете пример душе, что надлежит ей в себе выстроить.
Строя Ему лучшее, чем телу своему вы душе пример подаёте, чтобы и она строила себе обиталище более крепкое, возвышенное и светлое, чем тело её.
Драгоценные храмы Ему возводите, дабы напомнить душе, что и она для палат царских предназначена, а не для глинобитных мазанок.
Не Ему дом возводите, но образ душе своей, и книгу её пишете, в память ей.
Господь милостив и нисходит Он в храмы каменные, вами выстроенные, чтобы с душами вашими встретиться.
Несчастные, что будет с вашими храмами, если не прозреют души и примера не послушают? Если купола храмов выше душ вознесутся? Если пространство храмов будет пространнее, чем пространство душ? Что будет с храмами вашими?
Если свечи в храмах каменных будут светлее мыслей ваших умов? Если ладан и смирна будут благоуханнее сердец ваших? Что будет с храмами вашими?
Если алтари храмов будут святее святыни душ ваших? Если богатство литургий будет богаче богатства душ ваших? Если эхо молитв в храмах найдёт больше отклика в стенах каменных, чем в душах ваших? Что будет с храмами вашими?
Станут они идолами каменными на могилах душ ваших. И когда станут ими, тогда перестанут быть примером строительства духовного и обратятся в гордыню — тогда, воистину, не останется камня на камне от них. И вы, несчастные, скитаться будете, как тени храмы возводивших и для чего возводят знавших; и станете, как игра тени осиновой, по миру колеблемой.
Вратарница. Татьяна Любомирская
Как часто бывает, что, посещая то или иное святое место, мы слышим рассказы о чудесах и исцелениях, произошедших с людьми, которые молились перед святым образом или ракой с мощами. Эти рассказы вдохновляют нас, но в то же время в душе трепещет червячок сомнения. Мол, кто все эти исцелившееся люди? Может быть, они жили сто лет назад, когда и происходили все эти чудесные события? А может, все они были праведниками, и потому Господь их вознаградил? Но где же чудеса сейчас? Почему ни у меня, ни у моих родных и друзей нет отклика на молитву? И так хочется лично знать человека, кто мог бы засвидетельствовать: да, я молился перед этой иконой, и чудо действительно произошло. Но увы, среди моих знакомых ничего подобного не случалось, так что мне оставалось лишь уповать на достоверность кем-то рассказанных свидетельств.
Но вот совсем недавно мое горячее желание стать хотя бы причастной к чуду исполнилось. Дело в том, что моя близкая подруга Настя несколько месяцев назад сломала руку. Перелом был настолько серьезный, что ей пришлось делать сложную операцию, а по прошествии времени врачи с сожалением констатировали: подвижность руки восстановить уже не удастся. Настя делала упражнения, массажи, выполняла все рекомендации докторов, но дело двигалось плохо. Рука еле шевелилась и совершенно не поднималась.
На майских праздниках Настя с сестрой поехала в туристическую поездку в Углич, где находится Алексеевский женский монастырь. Девушки ничего не знали про эту обитель и зашли туда случайно. Там им на глаза попалась удивительная и необычная икона Божьей Матери, которая изображена в полный рост с чётками в одной руке и со свечой в другой. Насельница монастыря объяснила девушкам, что икона называется «Вратарница Угличская». Есть у нее и другое название ‒ «Неугасимая свеча». Икона эта чудотворная, особенно помогает при болезнях суставов, опорно-двигательного аппарата, тяжелых травмах. Конечно, Настя обратилась к Богородице с горячей молитвой об исцелении, а Настина сестра купила ей масло от лампады перед этой иконой, чтобы мазать больную руку.
Вернувшись в Москву, Настя продолжила читать молитвы перед маленьким бумажным образом и смазывала маслом предплечье. По прошествии двух или трех недель она вдруг заметила, что рука начала подниматься! Ни лечение в санатории, ни постоянные физические упражнения в течение полугода не помогали. Улучшение началось после молитв перед святой иконой!
Как же я радовалась за Настю! Как прекрасно было своими глазами увидеть Настину руку, которая теперь двигалась почти с прежней свободой! Наконец-то истории про чудесные исцеления перестали быть для меня красивым мифом, а облеклись в плоть и кровь! Могла ли Настя подумать, что найдет помощь Господа в незнакомой обители перед молитвами у старинного образа? Могла ли я подумать, что столь явное чудо произойдет не с чужим человеком, а с моей любимой подругой? Вот уж воистину, Дух дышит, где хочет. Вчера, сегодня, завтра ‒ Господь всё тот же, что и на заре Христианства.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Братья и сёстры. Наталья Сазонова
Городок у нас небольшой. Конечно, не скажу, что все друг друга знают, но врачи и учителя, которые здесь живут и трудятся, известны всем горожанам.
А пока росли мои дети, познакомилась с этим уважаемыми людьми и я. Познакомились мы и сразу подружились. Поводом к нашей дружбе стала моя многодетность. В то время таких семей в городе было очень мало. Наверное, поэтому мы невольно становились приметными, куда бы ни приходили.
Будь-то детские врачи из поликлиники, педагоги дошкольных заведений, городской музыкальной студии или учителя школы — все они были людьми творческими, и не только в своей профессии.
Мы часто пересекались на разных мероприятиях и концертах в нашем маленьком городке как их участники и даже совместно снимались в передачах местного телевидения. Одним словом: постоянно были в поле зрения друг друга.
Разумеется, я относилась к ним с огромным уважением и разделяла всеобщую признательность за врачебный и педагогический талант. Единственное, где я никогда не встречала этих, знакомых всем горожанам, людей- так это в храме.
Тогда, лет 15-20 назад, на службу в городской храм приходило совсем немного народу. Настолько немного, что, когда настоятель обращался к молящимся словами «братья и сёстры», мне легко зрительно вспоминались лица всех наших прихожан. Я считала их своими духовными родственниками во Христе!
Но вот мои дети выросли. Не стало повода частых визитов к нашим детским врачам и учителям. Если только случайно, пересекались на улицах города. Вот так однажды, я встретила школьную учительницу. Уже пожилая женщина, воспитавшая и выучившая не одно поколение учеников. Она помнилась мне достаточно уверенным в себе человеком, привыкшим, что к её авторитетному мнению прислушиваются окружающие. Но при встрече, мы как будто поменялись с ней местами...
— Как хорошо, что мы встретились! — обрадовалась она. — Вы могли бы мне помочь в одном деликатном деле?
Увидев мой внимательный взгляд, тут же продолжила — Вы— человек верующий. Я тоже хочу ходить в храм, но с чего начать, не знаю.
Она говорила сбивчиво, явно стесняясь.
— Там сейчас столько молодёжи. А мне в молодости верующей нельзя было быть. Сами знаете, в школе же всю жизнь работала. Вон, в моём-то возрасте, все уже давно в церковь ходят, а я даже не знаю как себя там вести. Так ещё в храме, сколько знакомых меня знают, сами понимаете, неудобно быть такой не сведущей, а спросить — неловко.
И уже совсем смущённо-тихо сказала: — Ведь никогда не исповедовалась.
Я заверила её, что с радостью всё покажу и объясню. Договорились на следующий день встретиться в храме. На этом простились. Я шла и думала, о том, что нет возраста и сроков для встречи с Богом. А есть момент сердечного порыва: «Я хочу верить, Господи!» И для каждого он наступает в своё время!
На следующий день наша учительница пришла в храм. Теперь на службе мы стоим рядышком. Да, время идёт. В городе у нас построено уже 3 храма! И как радостно теперь там видеть тех, кого так любят и уважают наши горожане. Радостно от того, что и они теперь мои сродники во Христе! Мои духовные братья и сёстры!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение