
То, о чем я сегодня рассказываю, для меня самой очень странно. Поэтому начну с самого события, а потом, если получится, попытаюсь осмыслить. Событие впрочем нехитрое. Мой любимый муж засобирался ехать в свой далекий город, а я должна была остаться в загородном домике в Подмосковье. Нюансик тут только один: я никогда в жизни не оставалась одна за городом. К счастью, дочь оставила мне своего песика, обаятельного охранника, не способного обидеть и мухи.
Пока я проводила мужа, переделала кучу дел в городе, — очень устала, и ехала домой, уверенная, что теперь просто засну в загородной тишине. Не тут-то было! Подъезжая к дому, я явственно почувствовала, что какое-то нестерпимое чувство буквально «колотится», врывается в мое сердце.
Страх. Непонятный, нелогичный, но, возможно, знакомый многим женщинам ночью за городом — страх.
Что такое? — уговаривала я себя. Тебя встретит песик, рядом живут соседи, с которыми знакомы с детства. Нет, страх был откуда-то не из области логики. Он был таким глубинным, непонятным, древним, как будто.
Меня стало потряхивать, когда я вошла в свой темный двор. Рука задрожала, когда я вставила ключ в замок. Благо, из домика вырвался неистовый в своей любви дочкин пес. В домике что-то подозрительно заскрипело... Шаги? Мыши? Крысы? Воры?
При свете ничего этого не обнаружилось, просто дома живут своей жизнью в тишине, живут и дышат.
Пол-ночи я пыталась заснуть, не обращая внимания на вздохи и поскрипывания домика. Пес меня охранял, успокаивал. Утром оказалось, что я все же заснула, но точно под рассвет и точно не выспалась.
Зато на следующий день меня ждала беседа он-лайн с одной замечательной, очень вдохновенной матушкой. Это было по работе. Я приступила к беседе немного бледная, совсем ослабевшая и в тяжких мыслях: а как будет следующей ночью? Так же страшно?
С матушкой мы говорили о том, как православному человеку понять про себя важную вещь: чего на самом деле, глубинно, на уровне души — он хочет?
Как это уловить, именно глубинно? Полюбить себя, чтобы полюбить другого на уровне своей самореализации. Переводя на простой язык: понять, где и как можно послужить Богу и ближнему? Но, внимание, послужить так, как Бог тебе дал. А для этого надо очень вслушаться в себя, подумать о том, какие таланты тебе даны, и как тебе их вынести наружу, «из себя»?
Так глубоко «копнула» матушка, так было интересно спросить себя: а чего я НА САМОМ ДЕЛЕ хочу?.. Под впечатлением от этого разговора я вышла во двор своего домика. Думай, думай! Как это, понять, чего ты хочешь? Истинные желания, заложенные Творцом?
Пока я приготовила обед, погуляла с песиком, доделала работу, заварила чай, позвонила детям... наступила ночь. И — вот же чудо! — я посмотрела ей в глаза задумчиво и без страха. Чего я хочу? Чего хочет от меня Бог? Вопросы оказались слишком серьезные, чтобы тратить время жизни на тревожность. Как если бы матушка, моя собеседница, одним вопросом вылечила меня от страха. Или все-таки, как говорят святые отцы, от «страхования». То есть, когда не ты сам боишься, а кто-то совсем противоположный Богу тебя «страхует»?
Как бы то ни было, вопрос о самореализации встал передо мной, как стена. Чего я хочу? Что мне дано? Как мне служить?
Страхи как-то чудесным образом разбились об это вопрошание. В молитве о помощи я заснула, с песиком в ногах. Как будто исцеленная от лишнего.
Вот правильно говорит мой духовный отец: страхи — они всегда не от Бога. От Него — только покой, поддержка и радость. Может такой интересный вопрос о своих истинных желаниях еще кого-то отвлечет от лишних пустых мыслей и страхований?
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер