
То, о чем я сегодня рассказываю, для меня самой очень странно. Поэтому начну с самого события, а потом, если получится, попытаюсь осмыслить. Событие впрочем нехитрое. Мой любимый муж засобирался ехать в свой далекий город, а я должна была остаться в загородном домике в Подмосковье. Нюансик тут только один: я никогда в жизни не оставалась одна за городом. К счастью, дочь оставила мне своего песика, обаятельного охранника, не способного обидеть и мухи.
Пока я проводила мужа, переделала кучу дел в городе, — очень устала, и ехала домой, уверенная, что теперь просто засну в загородной тишине. Не тут-то было! Подъезжая к дому, я явственно почувствовала, что какое-то нестерпимое чувство буквально «колотится», врывается в мое сердце.
Страх. Непонятный, нелогичный, но, возможно, знакомый многим женщинам ночью за городом — страх.
Что такое? — уговаривала я себя. Тебя встретит песик, рядом живут соседи, с которыми знакомы с детства. Нет, страх был откуда-то не из области логики. Он был таким глубинным, непонятным, древним, как будто.
Меня стало потряхивать, когда я вошла в свой темный двор. Рука задрожала, когда я вставила ключ в замок. Благо, из домика вырвался неистовый в своей любви дочкин пес. В домике что-то подозрительно заскрипело... Шаги? Мыши? Крысы? Воры?
При свете ничего этого не обнаружилось, просто дома живут своей жизнью в тишине, живут и дышат.
Пол-ночи я пыталась заснуть, не обращая внимания на вздохи и поскрипывания домика. Пес меня охранял, успокаивал. Утром оказалось, что я все же заснула, но точно под рассвет и точно не выспалась.
Зато на следующий день меня ждала беседа он-лайн с одной замечательной, очень вдохновенной матушкой. Это было по работе. Я приступила к беседе немного бледная, совсем ослабевшая и в тяжких мыслях: а как будет следующей ночью? Так же страшно?
С матушкой мы говорили о том, как православному человеку понять про себя важную вещь: чего на самом деле, глубинно, на уровне души — он хочет?
Как это уловить, именно глубинно? Полюбить себя, чтобы полюбить другого на уровне своей самореализации. Переводя на простой язык: понять, где и как можно послужить Богу и ближнему? Но, внимание, послужить так, как Бог тебе дал. А для этого надо очень вслушаться в себя, подумать о том, какие таланты тебе даны, и как тебе их вынести наружу, «из себя»?
Так глубоко «копнула» матушка, так было интересно спросить себя: а чего я НА САМОМ ДЕЛЕ хочу?.. Под впечатлением от этого разговора я вышла во двор своего домика. Думай, думай! Как это, понять, чего ты хочешь? Истинные желания, заложенные Творцом?
Пока я приготовила обед, погуляла с песиком, доделала работу, заварила чай, позвонила детям... наступила ночь. И — вот же чудо! — я посмотрела ей в глаза задумчиво и без страха. Чего я хочу? Чего хочет от меня Бог? Вопросы оказались слишком серьезные, чтобы тратить время жизни на тревожность. Как если бы матушка, моя собеседница, одним вопросом вылечила меня от страха. Или все-таки, как говорят святые отцы, от «страхования». То есть, когда не ты сам боишься, а кто-то совсем противоположный Богу тебя «страхует»?
Как бы то ни было, вопрос о самореализации встал передо мной, как стена. Чего я хочу? Что мне дано? Как мне служить?
Страхи как-то чудесным образом разбились об это вопрошание. В молитве о помощи я заснула, с песиком в ногах. Как будто исцеленная от лишнего.
Вот правильно говорит мой духовный отец: страхи — они всегда не от Бога. От Него — только покой, поддержка и радость. Может такой интересный вопрос о своих истинных желаниях еще кого-то отвлечет от лишних пустых мыслей и страхований?
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
«Помощь в Курске». Ольга Нарыкова
Гостьей программы «Делатели» была координатор церковного центра помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям в Курске Ольга Нарыкова.
Разговор посвящён истории создания центра при Свято-Троицком монастыре в Курске. В первые дни самой главной задачей было накормить людей и дать им кров. Постепенно помощь стала более адресной: к продуктам и вещам добавились лекарства, медицинское сопровождение, юридические консультации, поддержка пожилых и работа с детьми.
Ольга Нарыкова делится опытом координации добровольцев и говорит о том, что сегодня особенно нужны помощники для одиноких стариков — просто прийти, помыть, приготовить, убрать. Даже несколько часов внимания могут стать настоящей поддержкой.
Отдельная тема беседы — сотрудничество с инклюзивным центром «Дышим вместе», где помогают детям с особенностями развития и дают мамам возможность немного передохнуть.
Ведущий напоминает, что присоединиться к помощи можно и через пожертвования, и через волонтёрство: каждый вклад становится важным делом милосердия.
Все выпуски программы Делатели
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM