![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/detail2P20170329-VSN_5580-1200-1-1.jpg)
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Каждый год в начале сентября под Москвой на Бородинском поле проходит Международный военно-исторический фестиваль «День Бородина». Событие — дань памяти знаменитому сражению русской армии с наполеоновскими войсками в Отечественной войне 1812 года. А впервые подобные масштабные торжества состоялись на Бородинском поле в 1912-м — в год столетнего юбилея победы над Наполеоном.
26 августа Николай Второй выпустил манифест, посвящённый памятной дате. «Сто лет тому назад тяжкому испытанию подверглось наше Отечество. Неминуемая, казалось, опасность угрожала Государству нашему от противника, не знавшего дотоле поражений. Но милосердие Божье и величие духа народа нашего спасли Россию», — обращался император к гражданам. Именно внутри императорского дома родилась идея торжественно отметить юбилей победы в Отечественной войне. В 1899 году великий князь Сергей Александрович Романов предложил начать подготовку к юбилею, и сделать центром торжеств Бородинское поле. Сделать предстояло очень многое. Прежде всего, необходимо было восстановить сохранившиеся подлинные свидетельства битвы: военные объекты, укрепления. Словом, создать исторический музей под открытым небом. Увы, великому князю не удалось увидеть всё это своими глазами. В 1905 году Сергей Александрович трагически погиб при взрыве бомбы, которую бросил в его карету террорист Каляев.
И всё же замыслы князя осуществились. Под руководством губернатора Москвы Владимира Джунковского были отреставрированы важные памятные объекты. Шевардинский редут — передовое оборонительное сооружение русской армии. Артиллерийские укрепления — так называемые Масловские и Багратионовы флеши. На Бородинском поле появились монументы в честь воинских частей, участвовавших в сражении. Была отчеканена юбилейная нагрудная медаль.
Основные праздничные мероприятия прошли на Бородинском поле 25-26 августа 1912-го года. На них присутствовал Николай II с семьёй. В первый день празднования, после полудня на поле прибыл крестный ход со Смоленской иконой Божьей Матери. Именно со Смоленским образом Богородицы духовенство обходило русские войска перед началом битвы в 1812-м. Торжественное шествие глубоко потрясло всех, включая императора. Об этом он рассказал в письме к своей матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. «Столько впечатлений (...) светлых, что (...) трудно описать их. Присутствие знаменитой иконы, той самой, которая была в сражении — это такие минуты, которые редко переживаются в наши дни!» — делился впечатлениями Николай. События тех дней запечатлели на плёнку кинематографисты. Фрагменты этих хроник можно найти в открытом доступе и сегодня.
Живут и другие плоды того славного юбилея. Музей Отечественной войны 1812 года, который сегодня расположен рядом с Красной площадью, был создан именно тогда, в дни подготовки к столетию Победы. Там можно увидеть уникальные подлинные экспонаты — оружие, униформу, личные вещи героев войны. Например, икону и походный самовар фельдмаршала Кутузова. И вспомнить подвиг тех, кто когда-то не пожалел своих жизней ради спасения Отечества.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2016/10/70746745.jpeg)
Рим., 82 зач., II, 14-29.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Stefan-Domuschi-1-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Помню, как во время прохождения практики в школе одна из моих однокурсниц заговорила на уроке о жертвенной любви к ближнему как о христианской ценности, после этого преподаватель сказала ей, что так говорить нельзя, потому что это ценность общечеловеческая. Позже, обсуждая её реплику, мы ещё долго спорили с преподавателем, о том, что вообще такое общечеловеческие ценности и существуют ли они на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из второй главы послания апостола Павла к римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
18 и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Говоря совсем просто, ценность — это нечто значимое и важное для человека. В этом смысле общечеловеческие ценности, конечно, существуют. Разве кто-нибудь будет спорить, что для абсолютного большинства людей на земле жизнь лучше смерти, спокойствие лучше тревоги, а достаток лучше бедности? Кажется, что всё очевидно. Так же, как очевидно, что, например, во все времена и во всех племенах воспитание детей было значимой частью жизни общества... Вроде бы всё так. Но уже здесь можно начинать задавать вопросы. Каких детей? Плод в утробе матери ребёнок или нет? Больной или слабый ребенок достоин пропитания и воспитания или нет? А ребёнок, от которого отказались родители? И вот оказывается, что разные культуры давали разные ответы на эти, казалось бы, очевидные, вопросы. Причём не только давали, но и дают сейчас. И можно не вспоминать жестокости Спарты, достаточно задуматься о нас самих. О том, что мы сами много говорим о ценности детской жизни, но на самом деле не так уж ценим её в действительности.
В итоге серьёзный разговор об общечеловеческих ценностях приводит к следующему: либо человек легкомысленно объявляет общечеловеческими ценностями те, которые кажутся общими именно ему, и он просто не задумывается о реальном положении дел в разных культурах. Либо он подразумевает под общечеловеческими ценностями нечто настолько общее, что предметный разговор об этом оказывается невозможен.
Но что же в таком случае имеет в виду апостол Павел, когда говорит, что даже язычники могут найти в своих сердцах закон, подобный закону Божьему?
Ответ довольно очевиден. Люди сотворены по образу Бога-Троицы, Бога, Который есть любовь. Где бы мы ни жили и в какой бы культуре ни воспитывались, закон нашей природы влечёт нас к тому, чтобы увидеть в другом человеке ценность, увидеть в нём того, кого мы призваны любить. Конечно, культура и конкретные обстоятельства могут значительно повлиять на наше стремление любить другого. Люди могут пренебрегать собственными детьми, могут расчеловечивать врагов, но в глубине души их совесть всё равно будет свидетельствовать о том, что в ненависти и пренебрежении правды быть не может и что важнее всего в мире любовь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Учебники для школ Луганской Народной Республики
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/MX0pKY0iGY4-240x240.jpg)
Образовательно-просветительский проект «Клевер Лаборатория» поддерживает учителей из Луганской Народной Республики. В местных школах они преподают «Основы православной культуры» и стараются вложить в ребят всё самое доброе. Но порой учителям не хватает знаний, связанных с предметом. Именно поэтому «Клевер Лаборатория» совместно с Русской Православной Церковью проводит для них онлайн обучение и делится ценными материалами, которых в интернете не найти.
В Республике проблемы со связью, и чтобы пообщаться с экспертами, учителя специально приезжают в те места, где есть хороший сигнал. Настолько им важна поддержка.
Педагог Елена Мальцева рассказывает:
«Мы своими силами восполняем те пробелы и потребности в материалах, которые есть. Разрабатываем пособия, рабочие тетради, что крайне сложно. Поэтому рады любой помощи. Кончено, для того чтобы полноценно преподавать «Основы православной культуры», нужны учебники, которые можно раздать каждому ученику. Но у школ просто нет возможности их приобрести. Сейчас важно закрыть потребности по основным предметам, а ОПК, к сожалению, в этот список не попадает».
Проект «Клевер Лаборатория» решил прийти учителям на подмогу. Он закупит учебники по «Основам православной культуры» для школ Северодонецка, Рубежного, Лисичанска, а также для школ из других городов и сёл Луганской Народной Республики. А ещё пополнит местные библиотеки русской классической литературой, которой там практически нет.
Если вы тоже хотите поддержать учителей и детей из Луганской Народной Республики, присоединяйтесь к важной инициативе. Переходите на сайт проекта lnr.clever-lab.pro и сделайте любой благотворительный взнос.
«Основы православной культуры». Любовь Павличенко
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/Ljubov-Pavlichenko.jpg)
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была педагог дополнительного образования школы № 1231 имени Поленова Любовь Павличенко.
Мы говорили о преподавании Основ православной культуры в школах и как с современными детьми интересно и доступно говорить о христианстве.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева.
Все выпуски программы Светлый вечер