Свой первый полёт легендарная лётчица Валентина Гризодубова совершила, когда ей было всего два с половиной года. Отец крошечной Валечки – харьковский авиаконструктор и изобретатель Степан Гризодубов покатал её на аэроплане. Этот полет Валя, по ее словам, запомнила на всю жизнь, ведь именно тогда она, как и отец, навсегда влюбилась в авиацию.
Степана Гризодубова знал весь Харьков. Свой первый аэроплан он – техник паровозостроительного завода – создал в 1910 году. Превратил в ангар сарай на заброшенном пустыре и начал строить самолёт - точную копию того, что видел в фильме о полётах братьев Райт. В затею Степана Васильевича не верил никто, кроме жены. Надежда Андреевна поддерживала мужа во всём. Иначе она просто не умела. История их женитьбы была не совсем обычной. Гризодубов - дворянин, выходец из семьи священнослужителей, обвенчался с простой девушкой, что по тем временам случалось нечасто. Благодарная Надя доверяла супругу бесконечно. Когда он «заболел небом» поняла, что бороться с этим бессмысленно. А потому помогала, как могла. Носила в ангар обеды и экономила на чём можно, лишь бы супруг добился успеха. Но первый самолёт Гризодубова в небо не поднялся. Не поднялся и второй. Над горе-авиатором потешался весь город. Зато, когда третий опыт удался, перед Степаном Васильевичем стали почтительно снимать шляпы.
Он мечтал о сыне и мечтал, что вырастит из него лётчика. Но, когда родилась улыбчивая, приветливая девочка ничуть не расстроился. Валю воспитывал строго. Слов «не хочу» и «не могу» дочка не знала. Зато прекрасно усвоила профессиональный сленг отца и уже в раннем возрасте бегала по лётному полю, показывая любопытным, где у аэроплана располагается фюзеляж, а где мотор и шасси. Степан Васильевич рассказывал дочери захватывающие истории о первой русской лётчице Лидии Зверевой и радовался, видя, как вдохновляют девочку эти рассказы. Но, конечно, отец не мог предположить, что пройдёт время, и о Вале будут писать статьи в журналах, снимать о ней сюжеты для кинохроники и сотни девушек, следуя примеру его дочери, посвятят себя авиации.
В 14 лет Валя совершила свой первый самостоятельный полёт. Это было в Коктебеле, куда девочка вместе с отцом ездила на слёт планеристов. Мама увлечения дочери не разделяла. Тем более, что у Вали оказались большие способности к музыке и после школы она даже поступила в консерваторию. Надежда Андреевна тогда сказала мужу: «Стёпа, может, пусть лучше Валя наша на рояле учится играть. Всё же девочка». «Ничего, летая она играть будет, а только играя, никогда не полетит», - ответил Гризодубов и Валя тут же распрощалась с консерваторией, записалась в аэроклуб, с блеском закончив курс обучения всего за три месяца, вместо положенных двенадцати. За плечами у девушки было уже приличное количество полётов, а потому с одобрения отца, она поступила в Тульскую лётно-спортивную школу Осоавиахима, а потом в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов.
Очень скоро Валентина освоила управление всеми типами самолётов, которые тогда существовали, облетела почти всю страну, устанавливая рекорды высоты, скорости и дальности полётов. Одним из них стал беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток. О нём восторженно писала вся мировая пресса. Отец гордился дочерью – его отважной девочке – первой женщине в стране в 1939 году вручили Золотую звезду и присвоили звание Героя.
Дочь, в свою очередь, гордилась отцом. Он – энтузиаст и патриот - был для неё примером во всём. Валентина Степановна всю жизнь восхищалась поступком папы, которому в 1919 году предлагали уехать на работу в Америку и сулили золотые горы, говоря: «Что тебе родина? Родина там, где деньги», на что Степан Васильевич отвечал категорическим отказом: «Моя Родина здесь! Я работаю для своего народа».
Сегодня в семье Гризодубовых как величайшая реликвия хранится фотоснимок, сделанный в далёком 1912 году. На лётном после возле хрупкого аэроплана стоит 25-летний мужчина со смелым, благородным лицом, а рядом с ним двухлетняя девочка, наряженная в пышное белое платьице - два представителя уникальной семьи - Степан и Валентина Гризодубовы.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения»
Апостол Иоанн Богослов дожил до ста лет. И когда у него уже не было сил посещать церковь и церковные собрания, его приносили туда на руках ученики. От старости апостол не мог много говорить и проповедовать. Все другие апостолы к тому времени уже погибли от руки гонителей. И только Иоанн Богослов ещё был жив. На него смотрели и слушали с особым вниманием. Апостол только повторял: «Детки, любите друг друга». И когда у него спрашивали: «Почему ты часто это повторяешь»? Иоанн Богослов отвечал:
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения».
Все выпуски программы Слова Святых
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия