— Ваша дача, Маргарита Константиновна — это воплощение уюта и гармонии!
— Да полно вам расточать комплименты, Андрей Борисович! Садитесь лучше кофе пить с деревенскими сливками.
— Это не комплименты! Я действительно поражён, как здесь прекрасно. Совсем как на картине Станислава Жуковского «Перед террасой».
— «Перед террасой»? Смутно припоминаю это полотно.
— А я помогу вам освежить память. Вот, посмотрите, у меня в планшете сохранена фотография картины.
— Да, действительно, похоже на уголок моего сада! Мне посчастливилось купить участок возле речного откоса, и у Жуковского накрытый стол изображён над водоемом. Где это, интересно?
— Усадьба «Островки» в Тверской губернии. Видите, в левом верхнем углу картины участки леса среди воды? Это большой и малый острова на озере Молдино. Такая живописная панорама открывалась художнику из усадебного парка.
— Жуковский бывал здесь в гостях?
— В десятых годах двадцатого века художник снимал двухэтажный дом у обедневших хозяев имения, помещиков Красенских. Он жил здесь несколько лет подряд с ранней весны до поздней осени. Картина относится как раз к этому времени, она написана в 1913 году.
— Странно. Жуковский, насколько я помню, был человеком непритязательным. На что ему барский особняк?
— В большом доме жили две семьи — самого художника, и его старшего брата, Болеслава Юлиановича. Станислав взял на себя заботу о брате после того, как того разбил паралич.
— Ах, вот оно что! Но правда, же, удивительно, Андрей Борисович — на картине «Перед террасой» нет ни намека на то, что в семье такое несчастье. Посмотрите, как празднично выглядит стол на картине — белоснежная скатерть, начищенный самовар, ярко-оранжевые букеты в белых вазах. Как будто в доме всё благополучно.
— Болезнь Болеслава Юлиановича была бедой, которую члены семьи Жуковских переживали сообща. Они поддерживали друг друга и не утратили радости и благодарности Богу за каждый день. В доме было шумно и весело. Здесь собиралась молодежь — пели под гитару, устраивали спектакли, рисовали.
— А что это была за молодежь?
— Племянница Жуковского Маруся, студентка Петербургского Николаевского института, приезжала на лето с подругами в «Островки». Ученики Станислава Юлиановича устраивали здесь пленэры — у художника была своя частная школа в Москве.
— И все изменилось после революции 1917 года, когда творчество Жуковского оказалось невостребованным...
— И в те трудные годы Жуковские действовали сообща, чтобы прокормиться. К примеру, однажды они разрезали вот такую белую скатерть, как на картине, на платки, Станислав Юлианович рисовал на них карандашом, а его супруга, жена брата и племянница вышивали по этим наброскам цветными нитками. И меняли в деревне нехитрый товар на молоко!
— Как хорошо, что сохранилась картина, где белая скатерть цела, и в обыденную жизнь, с её радостями и трудностями, ещё не ворвался безжалостный вихрь революции. И хотя на полотне Жуковского нет людей, ты невольно чувствуешь общность с ними, проникаешься нежностью к их уютному быту и состраданием к испытаниям.
— И так обретаешь причастность к истории Отечества.
«Картину Станислава Жуковского „Перед террасой“ можно увидеть в Омском областном музее изобразительных искусств имени Михаила Врубеля».
Поможем отремонтировать кровлю в сельском храме Архангела Михаила

В ХХ веке храм Архангела Михаила в селе Малые Ясырки Воронежской области был местом, где творилась история: тихо, незаметно, с молитвой. В годы гонений на Церковь здесь располагалась тайная монашеская община. К местному священнику, протоиерею Василию Золотухину, приезжали сёстры из закрытых советской властью монастырей, возвратившиеся из заключения монахини и те, кто избрал иноческий путь уже в годы безбожия. Отца Василия и самого тайно постригли в монахи с именем Тихон.
Храм в селе Малые Ясырки в советские годы не закрывали. Прихожанам чудом удалось его отстоять. Для этого они ездили в столицу. К удивлению местных властей из Москвы пришло распоряжение: храм не трогать. Но колокольню безбожники всё же повредили.
Храм Архангела Михаила чем-то напоминает памятники северного деревянного зодчества. Например, внутри есть росписи, которые чаще можно встретить в северных храмах. Также до наших дней сохранились две старинные иконы Пресвятой Богородицы: Почаевская и «Скоропослушница». Известно, что по молитвам перед ними происходили чудеса исцелений.
Сегодня в храме Архангела Михаила по-прежнему теплится лампада веры и любви. Храм стоит практически в лесу, далеко от дороги, однако число прихожан здесь растёт. Многие приезжают издалека. Местный настоятель, священник Антоний, вместе с верующими старается сберечь святыню. Что возможно — ремонтируют сами, а в чём-то прибегают к помощи профессионалов. Недавно удалось спасти покосившуюся колокольню. А сейчас важно отремонтировать кровлю храма. Вы тоже можете поучаствовать в этом деле. Сбор на все необходимые работы открыт на сайте фонда «Архангела Михаила».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«19-е воскресенье по Пятидесятнице. Покров Богородицы». Священник Николай Конюхов

В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.11:31-12:9) и Евангельского (Лк.7:11-16) чтений в 19-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти апостола Фомы, апостола Иакова Алфеева, мучеников Сергия и Вакха, преподобной Пелагии Антиохийской, преподобного Амвросия Оптинского, Собора Оптинских святых.
Все выпуски программы Седмица
«Подросткам о семье». Протоиерей Илья Кочуров

Илья Кочуров
Гостем программы «Семейный час» был настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского в Филях протоиерей Илья Кочуров.
Разговор был посвящён теме семейных ценностей и тому, как говорить о них с молодёжью. Отец Илья объясняет, что семья — это не просто совместное проживание, а союз мужчины и женщины, благословлённый Богом. Такой союз имеет не только личное, но и общественное значение: он влияет на жизнь детей, родителей, друзей и всего общества, ведь именно семья становится основанием человеческих отношений и школой любви.
В эфире поднимались темы ответственности и зрелости, целомудрия, важности благословения родителей и правильного понимания иерархии в семье. Муж, по словам священника, должен быть источником заботы и жертвенной любви, жена — хранительницей мира и тепла, а дети — воспитываться в почтении к родителям. Только такая семья, построенная на доверии и уважении, может стать живым образом Церкви и домом, где каждый находит поддержку и радость.
Все выпуски программы Семейный час