— Ваша дача, Маргарита Константиновна — это воплощение уюта и гармонии!
— Да полно вам расточать комплименты, Андрей Борисович! Садитесь лучше кофе пить с деревенскими сливками.
— Это не комплименты! Я действительно поражён, как здесь прекрасно. Совсем как на картине Станислава Жуковского «Перед террасой».
— «Перед террасой»? Смутно припоминаю это полотно.
— А я помогу вам освежить память. Вот, посмотрите, у меня в планшете сохранена фотография картины.
— Да, действительно, похоже на уголок моего сада! Мне посчастливилось купить участок возле речного откоса, и у Жуковского накрытый стол изображён над водоемом. Где это, интересно?
— Усадьба «Островки» в Тверской губернии. Видите, в левом верхнем углу картины участки леса среди воды? Это большой и малый острова на озере Молдино. Такая живописная панорама открывалась художнику из усадебного парка.
— Жуковский бывал здесь в гостях?
— В десятых годах двадцатого века художник снимал двухэтажный дом у обедневших хозяев имения, помещиков Красенских. Он жил здесь несколько лет подряд с ранней весны до поздней осени. Картина относится как раз к этому времени, она написана в 1913 году.
— Странно. Жуковский, насколько я помню, был человеком непритязательным. На что ему барский особняк?
— В большом доме жили две семьи — самого художника, и его старшего брата, Болеслава Юлиановича. Станислав взял на себя заботу о брате после того, как того разбил паралич.
— Ах, вот оно что! Но правда, же, удивительно, Андрей Борисович — на картине «Перед террасой» нет ни намека на то, что в семье такое несчастье. Посмотрите, как празднично выглядит стол на картине — белоснежная скатерть, начищенный самовар, ярко-оранжевые букеты в белых вазах. Как будто в доме всё благополучно.
— Болезнь Болеслава Юлиановича была бедой, которую члены семьи Жуковских переживали сообща. Они поддерживали друг друга и не утратили радости и благодарности Богу за каждый день. В доме было шумно и весело. Здесь собиралась молодежь — пели под гитару, устраивали спектакли, рисовали.
— А что это была за молодежь?
— Племянница Жуковского Маруся, студентка Петербургского Николаевского института, приезжала на лето с подругами в «Островки». Ученики Станислава Юлиановича устраивали здесь пленэры — у художника была своя частная школа в Москве.
— И все изменилось после революции 1917 года, когда творчество Жуковского оказалось невостребованным...
— И в те трудные годы Жуковские действовали сообща, чтобы прокормиться. К примеру, однажды они разрезали вот такую белую скатерть, как на картине, на платки, Станислав Юлианович рисовал на них карандашом, а его супруга, жена брата и племянница вышивали по этим наброскам цветными нитками. И меняли в деревне нехитрый товар на молоко!
— Как хорошо, что сохранилась картина, где белая скатерть цела, и в обыденную жизнь, с её радостями и трудностями, ещё не ворвался безжалостный вихрь революции. И хотя на полотне Жуковского нет людей, ты невольно чувствуешь общность с ними, проникаешься нежностью к их уютному быту и состраданием к испытаниям.
— И так обретаешь причастность к истории Отечества.
«Картину Станислава Жуковского „Перед террасой“ можно увидеть в Омском областном музее изобразительных искусств имени Михаила Врубеля».
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.