Если вы планируете посетить Белоруссию, то город Полоцк и его Спасо-Евфросиниевский монастырь непременно должны быть включены в ваш маршрут.
История основания монастыря рассказана в житии его первой настоятельницы Святой Евфросинии, в миру княжны Предиславы. К двенадцати годам Предислава уже выбрала свой жизненный путь: она хотела посвятить себя служению Богу. И, когда девушка узнала, что ее отец, витебский князь Святослав Всеславич, хочет выдать ее замуж, она тайно ушла в монастырь, где игуменьей была ее тетя, и приняла постриг с именем Евфросиния. Некоторое время спустя, по благословению епископа Илии, который управлял Полоцкой кафедрой, она подвизалась в маленькой келье при Софийском соборе, что в городе Полоцке. Здесь преподобная переписывала книги из библиотеки собора.
Однажды во сне монахине явился ангел, и со словами - "Евфросиния! Здесь тебе подобает быть" - указал ей на деревянную Спасскую церковь в местечке с названием Сельцо. В то время там располагалось подворье Полоцких епископов. Этот сон повторился трижды. Епископ Илия, получивший такое же откровение свыше, отдал Сельцо преподобной Евфросинии, чтобы она могла устроить там женский монастырь. И произошло это около 1125 года. Евфросинии было тогда чуть больше двадцати лет. Весть о праведной монахине распространилась далеко за пределы деревни. И всех приходящих к ней она встречала с радостью. Большое внимание игуменья уделяла внешнему благополучию обители. Был возведен каменный Спасский храм и кельи для насельниц. Настоятельница управляла монастырем около 50 лет, и многое сделала для его процветания. Уже будучи в преклонном возрасте, она воплотила свое давнее желание и посетила Святую Землю. Евфросиния была погребена в монастыре преподобного Феодосия Великого близ Иерусалима. Позже ее нетленные мощи перевезли в Киево-Печерскую Лавру.
Некоторое время спустя после кончины преподобной началось ее почитание как святой на родине, в Полоцке. Благодаря её покровительству Спасская обитель выстояла даже в самые трудные времена. Во второй половине 16 века город был завоеван Речью Посполитой и православные храмы передали католикам. Для монастыря начался долгий период упадка. Закончился он в 1832 году, когда Спасский храм был, наконец, возвращен православным. При обители открылось духовное училище для девиц. Была построена теплая церковь в честь преподобной Евфросинии. К началу ХХ века в обители подвизалось около ста сестер. Полоцкий монастырь имел подворья в Витебске, Новочеркасске, Санкт-Петербурге, и даже владел собственным кирпичным заводом. Была возведена каменная монастырская колокольня и новый жилой корпус. Над монастырской площадью вырос пятиглавый Кресто-Воздвиженский собор. А в 1910 году случилась радостное и долгожданное событие - святые мощи преподобной Евфросинии перенесли из Киево-Печерской Лавры в Полоцк.
Новые испытания обрушились на монастырь осенью 1915 года, когда кайзеровские войска приблизились к городу. Спешно эвакуировались православные святыни. Раку с мощами преподобной Евфросинии перевезли в Витебск, а затем в Ростов. В 1925 году решением властей Евфросиниевский монастырь был закрыт. Сестры поселились в Полоцке и продолжили нести монашество в миру. В годы Великой Отечественной войны монахини начали понемногу восстанавливать обитель. А мощи преподобной Евфросиньи удалось вернуть в город. Спасская церковь долгие годы оставалась единственной действующей в городе и окрестностях. Она открыта для верующих до сих пор. Здесь почти в полном объеме сохранились уникальные фрески XII века.
В конце прошлого столетия была проведена масштабная реконструкция всего монастыря. В числе святынь Спасской обители сегодня находятся мощи святой преподобной Евфросинии Полоцкой и ее вериги, а также Крест с частицами Животворящего Древа с каплей Крови Господней, камня Гроба Господня, камня Гроба Божией Матери, мощей первомученика архидиакона Стефана, великомученика и целителя Пантелеимона и каплей крови великомученика Димитрия Солунского.
Напомним, что Спасо-Евфросиниевский женский монастырь находится в белорусском городе Полоцк. До него можно добраться поездом с пересадкой в Витебске.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.