Если вы планируете посетить Белоруссию, то город Полоцк и его Спасо-Евфросиниевский монастырь непременно должны быть включены в ваш маршрут.
История основания монастыря рассказана в житии его первой настоятельницы Святой Евфросинии, в миру княжны Предиславы. К двенадцати годам Предислава уже выбрала свой жизненный путь: она хотела посвятить себя служению Богу. И, когда девушка узнала, что ее отец, витебский князь Святослав Всеславич, хочет выдать ее замуж, она тайно ушла в монастырь, где игуменьей была ее тетя, и приняла постриг с именем Евфросиния. Некоторое время спустя, по благословению епископа Илии, который управлял Полоцкой кафедрой, она подвизалась в маленькой келье при Софийском соборе, что в городе Полоцке. Здесь преподобная переписывала книги из библиотеки собора.
Однажды во сне монахине явился ангел, и со словами - "Евфросиния! Здесь тебе подобает быть" - указал ей на деревянную Спасскую церковь в местечке с названием Сельцо. В то время там располагалось подворье Полоцких епископов. Этот сон повторился трижды. Епископ Илия, получивший такое же откровение свыше, отдал Сельцо преподобной Евфросинии, чтобы она могла устроить там женский монастырь. И произошло это около 1125 года. Евфросинии было тогда чуть больше двадцати лет. Весть о праведной монахине распространилась далеко за пределы деревни. И всех приходящих к ней она встречала с радостью. Большое внимание игуменья уделяла внешнему благополучию обители. Был возведен каменный Спасский храм и кельи для насельниц. Настоятельница управляла монастырем около 50 лет, и многое сделала для его процветания. Уже будучи в преклонном возрасте, она воплотила свое давнее желание и посетила Святую Землю. Евфросиния была погребена в монастыре преподобного Феодосия Великого близ Иерусалима. Позже ее нетленные мощи перевезли в Киево-Печерскую Лавру.
Некоторое время спустя после кончины преподобной началось ее почитание как святой на родине, в Полоцке. Благодаря её покровительству Спасская обитель выстояла даже в самые трудные времена. Во второй половине 16 века город был завоеван Речью Посполитой и православные храмы передали католикам. Для монастыря начался долгий период упадка. Закончился он в 1832 году, когда Спасский храм был, наконец, возвращен православным. При обители открылось духовное училище для девиц. Была построена теплая церковь в честь преподобной Евфросинии. К началу ХХ века в обители подвизалось около ста сестер. Полоцкий монастырь имел подворья в Витебске, Новочеркасске, Санкт-Петербурге, и даже владел собственным кирпичным заводом. Была возведена каменная монастырская колокольня и новый жилой корпус. Над монастырской площадью вырос пятиглавый Кресто-Воздвиженский собор. А в 1910 году случилась радостное и долгожданное событие - святые мощи преподобной Евфросинии перенесли из Киево-Печерской Лавры в Полоцк.
Новые испытания обрушились на монастырь осенью 1915 года, когда кайзеровские войска приблизились к городу. Спешно эвакуировались православные святыни. Раку с мощами преподобной Евфросинии перевезли в Витебск, а затем в Ростов. В 1925 году решением властей Евфросиниевский монастырь был закрыт. Сестры поселились в Полоцке и продолжили нести монашество в миру. В годы Великой Отечественной войны монахини начали понемногу восстанавливать обитель. А мощи преподобной Евфросиньи удалось вернуть в город. Спасская церковь долгие годы оставалась единственной действующей в городе и окрестностях. Она открыта для верующих до сих пор. Здесь почти в полном объеме сохранились уникальные фрески XII века.
В конце прошлого столетия была проведена масштабная реконструкция всего монастыря. В числе святынь Спасской обители сегодня находятся мощи святой преподобной Евфросинии Полоцкой и ее вериги, а также Крест с частицами Животворящего Древа с каплей Крови Господней, камня Гроба Господня, камня Гроба Божией Матери, мощей первомученика архидиакона Стефана, великомученика и целителя Пантелеимона и каплей крови великомученика Димитрия Солунского.
Напомним, что Спасо-Евфросиниевский женский монастырь находится в белорусском городе Полоцк. До него можно добраться поездом с пересадкой в Витебске.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 83 зач., II, 28 - III, 18.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Несмотря на декларируемое равенство всех людей между собой, в обычной жизни люди любят выделяться и нередко считают себя лучше других. Кто-то говорит о своём богатстве, кто-то об образовании и развитии науки, кто-то о древности своего учения... Может показаться, что христиане в этом смысле не исключение, ведь и мы подчёркиваем истинность и моральную высоту своих представлений. Но к какому поведению эти представления подталкивают христиан? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Глава 3.
1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).
6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
Иногда кажется, что для того, чтобы гордиться, человеку нужно быть очень богатым, знаменитым или обладать властью. Конечно, все эти вещи нередко оказываются плодородной почвой для гордости, однако реальный опыт говорит о том, что человек в своём сердце может считать себя лучшие других и без особых на это причин. Я как-то беседовал с одной женщиной, которая, выходя за муж по расчёту, говорила, что её цель в том, чтобы улучшить породу. Судя по всему, в планах было родить гениального учёного. Однако сын, который уже родился и вырос не стал никаким учёным, с матерью практически не видится и своей семьи создавать не собирается. Кажется, что, собравшись улучшать породу, та женщина забыла о самом главном — духовном воспитании.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел рассуждает о преимуществах иудеев над язычниками. Речь, конечно, о преимуществах в отношениях с Богом. И первоначально он подчёркивает, что у иудеев есть преимущество во всех отношениях, ведь они получили откровение, то есть были научены. Однако затем, как будто бы споря сам с собой, он приходит к тому, что всё равно совершенных людей перед Богом нет и Он верен нам не из-за нашей верности, а по Своей собственной любви. Впрочем, апостол подчёркивает, что проявление Божией милости не повод для грешника грешить. Так или иначе, вывод Павла прост: так как все грешат, у иудеев на самом деле никакого преимущества нет. Но что же есть? А есть вот что: большая ответственность, потому что, если тебе много дано — много спросится. И если ты думаешь, что у тебя есть в чём-то преимущество и хочешь становиться ещё лучше или хочешь, чтобы лучше становились твои дети, то первое, что тебе стоит помнить: развивай не только тело, не только интеллект, но и душу... Многим эта мысль покажется чем-то очень простым и ясным, но на деле о ней часто забывают. Праведен не тот, кто родился в правильной семье, не тот, кто получил правильное образование и даже воспитание, но тот, кто искренне стремится к праведности в своём сердце.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев

Гостем программы «Исторический час» был доктор исторических наук Сергей Алексеев.
Разговор шел о том, что известно о Рюрике, первом правителе Руси и родоначальнике русской княжеской династии, ставшей впоследствии царской. Почему его личность связана с таким количеством загадок, а историки до сих пор спорят, кем он был и существовал ли вообще.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Терпение и смирение». Протоиерей Сергий Попов, Татьяна Маругова, Светлана Чехова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Сергий Попов, общественный деятель Татьяна Маругова и предприниматель Светлана Чехова размышляли, что такое смирение и терпение, чем они различаются, может ли терпение повредить человеку и как строить отношения с окружающими на основе правильно понятого смирения.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений