В истории и названии Свято-Троицкого мужского монастыря в Соликамске не всегда могут разобраться даже авторы, пишущие про историю края. Но мы всё-таки попробуем.
Древнейшим из двух соликамских монастырей являлся Соликамско-Истобинский или Вознесенский мужской монастырь. Основание монастыря относят к 1589-1591 годам и даже называют его зачинателей – соликамских посадских людей Василия Анофриева и Прокопия Моисеева, построивших на свои средства деревянную Вознесенскую церковь. В 1698 году она была перестроена в каменную.
Утварь и иконы в новую церковь перенесены были из прежнего деревянного храма. С течением времен, после перевода в Соликамск Пыскорского монастыря, Вознесенской церкви передано всё его внутреннее убранство. В теплом Благовещенском приделе устроили новый иконостас. В главном Вознесенском храме позднее тоже сменили иконостас, причем переименовали и церковь. Произошло это по следующей причине.
Вознесенский монастырь в 1764 году был выведен за штат епархии. Таким образом, официально монастыря с таким названием больше не существовало. Некоторое время в его стенах размещался Пыскорский Преображенский монастырь. Так Вознесенский монастырь стал Соликамско-Пыскорско-Преображенским. С окончанием строительства в 1794 году монастырского здания в Перми братия Пыскорского монастыря, прихватив с собой своё имущество, оставила Соликамск. Но уже 14 декабря 1795 года сюда переводится Троицкий монастырь из села Истобенского Вятской губернии. Соликамский мужской монастырь переименовывается в Троицко-Истобенский.
Что касается Вознесенского храма, то в связи с ветхостью иконостаса в него перенесли целиком иконостас из соликамского Троицкого собора. После этого главный храм монастыря получил название Троицкий с Вознесенским приделом.
От всего этого ныне происходит путаница. Одни исследователи называют церковь Вознесенской, другие – Троицкой. Второе правильнее, но в Соликамске под таким названием известен летний собор. Чаще, для удобства, в применении к монастырскому храму применяют прежнее наименование – Вознесенский.
В результате всех этих переименований, в сохранившихся в соликамском краеведческом музее монастырских хозяйственных документах XIX века, монастырь называется Соликамско-Истобинский Святотроицкий мужской монастырь.
После долгого периода забытья, в 1998 году монастырь, наконец-то начал своё возрождение с именем, под которым мы знаем его сегодня – Свято-Троицкий мужской монастырь в Соликамске.
Если вы немного запутались во всех этих переименованиях – приезжайте в Соликамск, на улицу Демьяна Бедного, 25. Кто-нибудь из братии расскажет вам эту историю более доступным языком.
«Тогда и сейчас»
Утром субботы сидим на кухне с женой, пьём чай и обсуждаем, в какую церковь пойти на вечернюю службу. Обычно мы ходим в наш Преображенский храм. Здесь мы венчались, здесь крестили дочку. Но иногда хочется и другую церковь посетить. В Успенской, например, прекрасный мужской хор. Когда они поют песнопение «Свете тихий», дух захватывает. Или съездить в центр, там в Никольском соборе многоголосное пение.
И проповедники везде разные, в Успенской церкви настоятель игумен Евстафий больше про покаяние говорит, а протоиерей Андрей из Никольского храма в основном о духовной радости. Храмов в городе много, выбирай для молитвы любой!
И тут я вспоминаю рассказы бабушки, как она в семидесятые годы прошлого века в храм ходила. Бабуля жила в деревне, а церковь в округе была одна. И бабушка вместе с другими прихожанами каждую субботу-воскресенье и по праздникам, в любую погоду ходила в храм пешком, а это 8 километров!
А сейчас у городских жителей какой большой выбор! Слава Богу! И дай нам Господь иметь такую же крепкую веру, какая была у наших бабушек. Нам есть на кого равняться! И ценить то, что имеем.
Все выпуски программы Утро в прозе
25 апреля. Об истории Муромской иконы Богородицы
Сегодня 25 апреля. Церковь чтит Муромскую икону Богородицы.
О её истории, — протоиерей Максим Горожанкин.
25 апреля. О зависти
В 23-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем».
О зависти, — священник Константин Кокора.