
В 1858 году генерал-лейтенант артиллерии, начальник главного московского оружейного хранилища, Василий Васильевич Корвин-Круковский вышел в отставку. Он приобрёл небольшую усадьбу в деревне Полибино Витебской губернии, куда переехал вместе с семьёй. Его младшей дочери Соне очень нравился новый дом. Особенно детская! Так вышло, что одну её стену оклеили страницами из книги — обоев не хватило. В дело пошёл учебник высшей математики академика Остроградского — сборник лекций по дифференциальному исчислению. Каждое утро, открывая глаза, Соня видела перед собою длинные ряды цифр, таинственные письмена, значки, стрелки. Она подолгу и с интересом разглядывала их. И позже говорила: «Смысла я, разумеется, понять ещё не могла. Но чувствовала благоговение к математике как к науке таинственной, открывающей перед посвящёнными в неё новый чудесный мир». Это было одним из самых ярких воспоминаний детства Софьи Васильевны Ковалевской, урождённой Корвин-Круковской — первой в мире женщины-профессора математики.
Любопытно, что одно из главных своих открытий Софья Ковалевская впоследствии сделала как раз в области дифференциального исчисления. Она доказала теорему о существовании и единственности решения дифференциальных уравнений о движении твёрдого тела вокруг неподвижной точки. За эту работу в 1874 году немецкий Гёттингенский университет присвоил Софье Васильевне докторскую учёную степень. Без теоремы Ковалевской сегодня не обойтись при математических расчётах в области авиации, теплоэнергетики, электронной техники, метеорологии.
Именно этого всегда хотела Софья — своими способностями и знаниями служить людям. И шла к свой мечте с самого детства. Первым склонность Софьи к математике заметил её дядя — Пётр Васильевич. Любознательный и начитанный, он нашёл в племяннице благодарную слушательницу. С замиранием сердца Соня внимала его рассказам про квадратуру круга и асимптоты — прямые линии, к которым постоянно приближаются кривые, но никогда с ними не соприкасаются. А однажды в гости в Полибино пришёл хозяин соседнего имения — профессор физики Николай Никанорович Тыртов. Он принёс показать свой новый учебник. Соня, которой в то время уже исполнилось семнадцать, весь вечер не выпускала книгу из рук. Когда же Николай Никанорович в шутку спросил, что интересного она для себя узнала, Софья серьёзно и с пониманием заговорила о прочитанном. Профессор был поражён. «У вас растёт новый Паскаль!» — сказал он на прощание родителям девушки.
Сравнить юную Софью с прославленным французским математиком было едва ли не вызовом для того времени. В России 19 века университетское образование девушкам было, увы, недоступно. Ковалевская уговорила отца и мать отпустить её учиться в Европу. В 1870 году она приехала в Берлин и поступила на курс к Карлу Вейерштрассу, знаменитому немецкому математику. При первой встрече профессор отнёсся к Софье со скепсисом и дал самое сложное задание. Девушка без труда справилась с ним. «Далеко пойдёте», — удивился педагог. Он оказался прав. Через несколько лет Ковалевская защитила докторскую диссертацию.
«Я чувствую, что предназначена служить науке и прокладывать новый путь», — говорила Софья Васильевна Ковалевская. Именно этому она и посвятила всю свою жизнь, открыв не только новые математические законы, но и двери в науку для женщин.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Ирина Токмакова. «И настанет веселое утро»: «О пустом времени»

Фото: PxHere
Есть у писательницы Ирины Токмаковой детская повесть «И настанет весёлое утро». Её героиня, маленькая Полина, совершает путешествие в прошлое. Зачем? Чтобы вернуть в дом утраченную радость. А помогает ей подруга — звезда по имени Ая.
По дороге Полину и Аю ожидает несколько удивительных встреч. Об одной из них у нас с вами и пойдёт речь. Подруги подходят к поезду, который должен отправить их в прошлое и смотрят, как Машинист, по имени Шкандыба, грузит на поезд ящики, наполненные временем, — минутами, часами, днями.
Оказывается, что весят ящики по-разному. Одни необычайно легки, другие — едва поднимешь. Попусту потраченное время, поясняет Шкандыба, это очень тяжёлая вещь, можно сказать, неподъёмная. А вот лёгкие ящики заполнены нужным, полезным, добрым временем.
Попусту потраченное время тяготит душу. А что, если в ящике, помимо пустого времени, кроется ещё что-то? Маленькая трусость — или небольшая подлость — или крошечное предательство? Совсем маленькие, конечно, но вот в чём дело: маленький грех всё равно остаётся грехом и давит на сердце.
Святитель Николай Сербский, известный подвижник и богослов двадцатого века, пишет: «Бывает, что есть много мелких грехов и проступков, которые человек считает незначительными и не исповедуется, не кается в них. Словно паутина, опутывают они сердце и свивают гнездо для тяжкой печали».
Как избавиться от тяжести потраченного попусту времени, выбросить ящики Шкандыбы, смести душащую паутину? На этот вопрос можно ответить словами святителя Николая Сербского: «Исповедь проветривает и очищает дом души, и войдёт в него свежий и здоровый воздух от Духа Божия».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли» — «Полнота жизни»

Фото: PxHere
Все мы стремимся обрести полноту жизни. Но как её обрести? Этим вопросом задаётся Энн Ширли, главная героиня цикла книг, написанных канадской писательницей Люси Монтгомери.
В одной из повестей этого цикла под названием «Энн из Эйвонли» семнадцатилетнюю сироту Энн, которую в детстве удочерили фермеры Катберты, ждёт новое испытание. Несмотря на полученную стипендию, ей не удастся поехать в колледж, поскольку воспитавшая её Марилла теряет зрение. Энн придётся остаться на ферме и стать — по крайней мере на один год — всего лишь сельской учительницей. Энн горюет — ей кажется, что она уже никогда не сможет выбраться на широкий путь.
Миссис Аллан, лучший друг девушки, утешает её, говоря: «Не горюй слишком сильно. В конце концов, Энн, не то, что ты берёшь у жизни, делает её богатой и полной, а то, что ты в неё вкладываешь. Жизнь может быть тесной, а может быть широкой. Но мы сами делаем её такой».
В сто восемнадцатом псалме царя и пророка Давида есть слова о том, что полнота жизни определяется исполнением воли Божьей: «Буду ходить в широте, ибо я взыскал заповеди Твои».
Исполнение заповедей Божьих не лишает человека свободы а, напротив, выводит его на духовный простор. Это и есть та полнота жизни, о которой говорит героиня повести Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Марфо-Мариинский женский монастырь — Владивосток

Фото: Piqsels
Ансамбль Марфо-Мариинского монастыря появился во Владивостоке в конце девятнадцатого века как архиерейское подворье. Комплекс зданий в живописной долине реки Седанки построили для первого епископа Владивостокской епархии, Евсевия (Никольского). Рядом с домом архипастыря возвели церковь, посвящённую его небесному покровителю — священномученику Евсевию Самосатскому, а также храм-часовню во имя Александра Невского. При подворье отрылись церковно-приходская школа и учительская семинария для подготовки преподавателей.
Святитель Евсевий возглавлял Церковь во Владивостоке почти двадцать лет. За это время в епархии было построено сто семьдесят храмов и начало действовать более ста образовательных учреждений. С благословения владыки на Дальнем Востоке учредили Камчатское православное братство. Благодаря этой организации дети коренных северных народов обучались грамоте и ремёслам. В таёжной глубинке появились больницы с бесплатными лекарствами.
В 1917 году Евсевий (Никольский) отправился в Москву, чтобы принять участие во Всероссийском поместном соборе. Вернуться на Дальний Восток владыке помешали революция и вспыхнувшая вслед за ней гражданская война. Архиерейское подворье на реке Седанке безбожные власти национализировали. На территории комплекса в разные годы размещались школа для малолетних преступников, кинотеатр и ремонтные мастерские.
В 1989 году архитектурный ансамбль, созданный епископом Евсевием, вернули Русской Православной Церкви. Здесь открылась Марфо-Мариинская обитель милосердия, которая вскоре была преобразована в женский монастырь. Его насельницы с помощью благотворителей восстановили и отреставрировали здания архиерейского подворья.
Возродили сестры Марфо-Мариинского монастыря и традиции милосердия, заложенные при владыке Евсевии (Никольском). Монахини посещают пациентов «Приморской детской туберкулезной больницы», «Дома ветеранов и пенсионеров», клинической больницы № 2 Владивостока, ухаживают за больными на дому и оказывают молитвенную помощь всем, кто об этом попросит.
Все выпуски программы ПроСтранствия