
В феврале 1943 года студенты Мюнхенского университета, брат и сестра 24-летняя Софи и 28-летний Ханс Шолль, как обычно, пришли на занятия. Поднявшись по лестнице на второй этаж, они переглянулись и едва заметно друг другу кивнули. Ханс скрылся в коридорах, а Софи прошла на балкон, который выходил во внутренний двор университета. Там прогуливались студенты и подметал дорожку дворник. Софи открыла портфель, достала толстую пачку листовок и бросила их с балюстрады вниз. Они разлетелись веером и упали на землю. Студенты тут же стали поднимать их и с изумлением читали. В листовках говорилось о том, что так тщательно скрывало от своего народа нацистское правительство: две недели назад немецкие войска потерпели поражение в Сталинградской битве. Так называемую «непобедимую» нацистскую армию авторы листовок называли бандой беспощадных убийц. Воззвание заканчивалось словами «Долой Гитлера!». Софи быстро сбежала по лестнице в университетский холл. Там её уже ждал брат. Он разложил листовки по аудиториям. Молодые люди радовались: им удалось выполнить непростую миссию. Они ещё не знали, что девушку, бросающую листовки, заметил дворник. На выходе из университета Софи и Хансу преградили путь офицеры гестапо...
Добропорядочная религиозная семья Шолль из немецкого городка Ульм с самого начала не поддерживала нацизм. В 1935-м, когда вышел так называемый «Расовый закон», старший брат Софии, Ханс, стал открыто заявлять о своём несогласии с гитлеровской идеологией. Тогда в доме Шоллей прошли обыски. Гестаповцы изъяли «запрещённые» книги. Между тем, это была просто художественная литература. Например, томик стихов Генриха Гейне — любимого поэта Софи. Однажды в её классе готовили праздничный концерт. Софи предложили прочитать со сцены пару стихотворений. Девочка сказала, что будет читать Гейне. Учитель пришёл в ярость и категорически запретил декламировать произведения этого, как он выразился, «писаки еврейского происхождения». «Кто не знает Гейне, тот не знает немецкой литературы», — возразила Софи. Именно тогда она впервые задумалась о том, насколько чудовищно фашистское мировоззрение, которое власти насильно внедряют в сознание народа. В 1942-м году в дневнике Софи появятся такие строки: «Хочу с Божьей помощью бороться против Гитлера».
Между тем Ханс вернулся из армии, куда его призвали в 1939-м. За время службы ему многое довелось повидать. Он с дрожью в голосе рассказывал сестре о преступлениях Гитлера. О том, как расстреливают военнопленных и мирных жителей. О концлагерях. Брат и сестра решили бороться вместе. Так появилась группа антифашистского сопротивления «Белая роза». Кроме Ханса и Софи в неё входили ещё несколько человек — в основном, студентов. Молодые люди раздобыли типографский станок и стали печатать листовки, которые раскладывали по почтовым ящикам. В них они выражали протест расовой дискриминации, попранию духовно-нравственных прав человека, называли Гитлера палачом и призывали присоединиться к движению Сопротивления нацизму. По ночам участники «Белой розы» рисовали на городских стенах граффити с антигитлеровскими лозунгами. Софи и Ханс прекрасно понимали, что всё это может стоить им свободы и даже жизни. Но не могли по-другому.
18 февраля 1943 года, прямо в университете Софи и Ханса Шолль арестовали. Через трое суток непрерывных допросов состоялся суд. Брата и сестру обвинили в государственной измене. Обвинения звучали так: «осуждали национал-социалистический образ жизни», «наихудшим образом отзывались о фюрере». Шолли отказались раскаяться в содеянном. «Я по-прежнему считаю, что сделала лучшее, что могла сделать для своего народа», — сказала Софи в зале суда. После этого огласили приговор: смертная казнь для обоих. Буквально через несколько часов он был приведён в исполнение.
Софи и Ханс до последней минуты не теряли мужества, чем поразили даже своих палачей. Идя на казнь, Софи подняла глаза к небу и сказала: «Солнце по-прежнему светит». Это были слова надежды для всех, кто верил, что мрак фашизма обязательно будет побеждён.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема