
Жила-была в одном селе бедная женщина, у которой единственный сын на войне пропал. Очень сильно мать о нём горевала, всех прохожих расспрашивала.
И придумала эта женщина каждое утро печь две лепёшки. Одну лепёшку она оставляла себе, а другую клала на подоконник для странников, проходящих мимо её дома. Человек благодарил за угощение, с готовностью рассказывал о том, что видел в дальних городах и странах, а женщина старалась разузнать, не встречался ли там её сын.
Но вот беда! Повадился по утрам к её дому приходить нищий старик из соседней деревни. Спрячется в саду, дождётся, когда хозяйка положит на окно свежеиспеченную лепешку, молча схватит, — и был таков!
Женщина на него и ругалась, и пыталась увещевать вредного старика, но тот словно её не слышит, только бормочет одно и то же себе под нос: «Зло возвращается, и добро возвращается». Даже спасибо не скажет!
Рассердилась женщина на него не на шутку, и решила однажды испечь одну сладкую лепёшку, а вторую горькую, несъедобную, чтобы старик её сразу выплюнул и отвадился к её дому ходить. Замесила она утром тесто, разделила на две части, и в одну положила побольше полыни и красного жгучего перца. Собралась было женщина несъедобную лепёшку на подоконник положить, да рука не поднялась, совестно стало.
Вздохнула она тяжело, и положила на привычное место сладкую лепёшку, а плохую выбросила. Ладно уж, чего голодного человека обманывать!
В тот самый день возвратился домой её сын. Измученный, худой, голодный, в чём только душа держится, но главное — живой! Оказывается, парень несколько лет провёл на чужбине в плену, сумел бежать и потом долго-долго добирался домой.
— Сто дорог я исходил, — стал рассказывать он матери. — А когда уже подходил к родному селу, совсем меня оставили силы. Лёг я на землю, и понял, что пришёл мой последний час. Честное слово, даже заплакал от обиды. С пригорка уже крыши родного села видно, а я от голода встать не могу. Вдруг вижу: идёт по дороге нищий старик и держит в руке лепёшку. Остановился он возле меня, сжалился, отдал свой хлеб и дальше пошёл. Попробовал я лепёшку, а она по вкусу в точности такая, как ты, матушка, в детстве пекла. И я вдруг почувствовал, как у меня с каждым кусочком силы стали прибывать. Вскоре сумел на ноги подняться — и вот я здесь!
Поняла тогда женщина, что означали слова старика: «Зло возвращается, и добро возвращается». Обрадовалась она несказанно, а про себя ужаснулась: что, если бы она положила утром на окно горький хлеб? Даже подумать страшно, чем бы это могло обернуться.
(по мотивам болгарской народной сказки)
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема