Владычество после Аттилы над всеми подвластными ему народами перешло к его сыновьям. Между ними тотчас же возникли распри, и грозная гуннская держава быстро распалась. Подвластные германские племена стали независимыми; часть славянских племен, под главенством младшего сына Аттилы, села на Дунае и образовала болгарский народ, а восточнославянские племена ушли к себе за Днестр и Днепр — в Русскую Землю и распространились до Кавказских гор. Распри между наследниками шли непрерывно. Этим, конечно, не замедлили воспользоваться соседи, особенно греки. Сыновья Аттилы посылали в Царьград посольства, прося установить между греками и гуннами старинные торги, но получали, несмотря на всю выгодность этой просьбы для греков, отказы, конечно, только для того, чтобы показать детям грозного Аттилы, что в Византии на их просьбы уже не обращают внимания.
Неприязненные действия между славянами и греками усилились, особенно при греческом императоре Юстиниане Первом (славянине по происхождению), царствовавшем с 527 до 562 года.
Во время его правления, в 558 году, несметная сила разных Славянских племен перешла Дунай; часть из них направилась по Греции, а другая — прямо к Царьграду. Опасность для города была так велика, что для защиты его было поставлено не только все войско, но и мещане и окрестные крестьяне. Только хитростью удалось старому византийскому вождю ВелизАрию обойти предводителя славян ЗавергАна, который получил за выкуп пленных огромную сумму денег и отошел к Дунаю.
После этого случая, чуть не окончившегося захватом Константинополя, Юстиниан принял все меры, чтобы подобные нашествия не повторялись. Для этого он решил рассорить между собой славян, а затем навести на ослабленных противников нового врага.
Все это вполне удалось Юстиниану.
Посылкой богатых даров и искусным натравливанием одного вождя на другого, он надолго рассорил славянские племена, обитавшие в наших Южных степях. Они вступили между собою в ряд кровопролитных столкновений; а когда они были совершенно обессилены, то на них с Востока, из далекой Азии, было призвано греками родственное нынешним туркам племя, Обры, или Авары; Авары перешли Волгу и Дон, и после жестокой борьбы подчинили себе совершенно ослабленные междоусобной распрей южнорусские племена.
Славяне оказывали Аварам всюду самое бесстрашное сопротивление, но вследствие своей разрозненности ... не могли одержать верх над объединенными силами врага и, в конце концов, были порабощены, вызвав своим упорством сильнейшее раздражение в победителях. Особенно жестоки авары были к племени дулебов, или бужан, живших по реке Бугу, творя большое насилие над их женами. «Когда случалось Обрину куда-либо ехать, — говорит наш летописец, — он не запрягал в телегу лошадей или волов, а впрягал наших женщин тройкою, четверкою или пятериком; так и ездил, куда было надо».
Однако, власть аваров распространилась далеко не над всеми славянами. Чтобы избегнуть аварского ига, немало удалых дружин перешло на Дунай в Болгарию, Сербию и Хорватию. Когда аварский повелитель, который назывался хаганом, послал к хорватам, населявшим Карпатские горы, требование покорности и дани, то князь их, Добрита, так ответил аварским послам: «Еще не родился на свет и не ходит под солнцем тот человек, который бы мог одолеть нашу силу. Наше дело завоевывать чужие земли, а своей не отдадим в неволю никому, пока есть на свете меч и сила», Несмотря на то, что после таких гордых слов хорватов они даже убили аварских послов, повелитель последних в ту пору так и оставил храбрецов в покое.
Утвердившись, по приглашению греков, на побережье Черного моря, авары начали скоро воевать и с самими греками. В 628 году, они вместе с персами и с помощью славян из России осаждали даже самый Царьград, причем одна часть славянского войска действовала с сухого пути, а другая на многочисленных лодках-однодревках должна была по данному знаку напасть на столицу с моря. Но греки, вовремя узнав об этом замысле, предупредили врагов и, выведя свои суда, разгромили все славянские однодревки, причем между убитыми и потонувшими воинами были найдены и женские трупы.
Помогла грекам и наставшая в это время буря. Кое-как спасшиеся остатки славян спустились к берегу и собрались в стан хагана, который в негодовании за неудачу велел всех их казнить. Когда сухопутные славянские дружины, узнав об этом зверстве, оставили хаганово войско и пошли по домам, то хаган принужден был тоже отойти прочь от города.
Неожиданная буря, помогшая грекам разметать славянские однодревки, а затем неразумный гнев хагана, вследствие чего он лишился своих подручников и должен был отступить, были почтены обитателями Царьграда как святое и чудное дело заступничества Божией Матери, так как славянские однодревки были уничтожены ввиду Царьградского храма Влахернской Богородицы. С тех пор, в память этого заступничества от неминуемой гибели, и установлена особая служба Божией Матери — акафист, что означает по-гречески — неседален, так как она совершается церковным пением во всю ночь стоя. С тех же пор во время всенощной всегда поется песнь: «Взбранной Воеводе, Победительная», причем «злыми» в этой песне именно подразумевались наши предки славяне.
Этот аварский поход на греков был последним. С тех пор самое имя аваров мало-помалу совсем исчезает и заменяется именем Хазаров.
«Преподобный Феодор Студит о пасхальной радости». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные теме пасхальной радости, из поучений преподобного Феодора Студита «О Пасхе».
Разговор шел о значении и духовных смыслах Воскресения Христова, а также о том, как сохранять пасхальную радость.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Церковной горячей линии «Милосердие» важна поддержка

Две сумки с вещами и одно место в тёмном подвале дома в городе Мариуполе — это всё, что было у Андрея и Елены 3 года назад. Что делать дальше — они не знали.
Елена вспоминает: «Как-то в наш подвал пробрался знакомый и сказал, что раздобыл бензин и машину. Предложил выбираться в шесть утра и мчаться в сторону Крыма. „Кто со мной?“ — спросил он. Рискнули несколько человек. Мы забились под завязку в легковую машину и выдвинулись затемно. Добрались до развилки — одна дорога вела в сторону Украины, вторая — через Бердянск в Россию. На этом месте каждый сделал свой выбор. Мы с Андреем побрели в сторону российского лагеря с добровольцами».
Елену с мужем эвакуировали в Екатеринбург. Там они обратились в местный церковный Штаб помощи беженцам. Его сотрудники и волонтёры помогали супругам выжить и освоиться в незнакомом городе. А спустя время Андрей и Елена узнали, что у Православной Церкви есть ещё и горячая линия социальной помощи «Милосердие», куда можно обратиться в любой сложной ситуации. Супруги так и сделали. Они попросили помочь им вернуться в родной город, который активно возрождается, и оформить документы на получение нового жилья взамен разрушенного.
Сотрудники церковной горячей линии социальной помощи «Милосердие» взяли их под своё крыло. Их стараниями Андрей и Елена смогли добраться до Мариуполя и продолжить свой путь к новой жизни!
Каждый месяц на номер церковной горячей линии 8 800 70 70 222 звонят до пяти тысяч человек, попавших в беду! И чтобы у проекта была возможность откликаться на все просьбы оперативно — приобретать билеты, продукты, лекарства и многое другое — ему важна поддержка. Сделать благотворительный взнос в пользу подопечных горячей линии можно на церковной платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Первые мученики за Христа». Священник Стефан Домусчи

У нас в гостях был доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи.
Разговор шел о первом мученике за Христа — архидиаконе Стефане, а также о том, как и кем огранизовывались первые гонения на христиан.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Деяний апостольских, первые главы которой читаются в храмах на Светлой седмице.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена началу проповеди Апостолов
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена зарождению христианской Церкви
Третья беседа со священником Стефаном Домусчи была посвящена тому, как первые христиане относились к ветхозаветному закону
Четвертая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена сложным моментам первых лет существования христианской Церкви
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер