
Я довольно ярко помню, что мой сознательный путь в Православную Церковь начался после того, как я познакомился с историей древнего православного монашества. В третьем веке по Рождестве Христовом в Египте, который тогда был частью Римской империи, появились люди, которые полностью посвятили себя молитве и служению Богу, и поэтому удалились в африканские пустыни для отшельнической жизни. Помню, как читал об этих подвижниках и думал — а возможно ли повторить такой опыт в наши дни? Возможно ли добровольно ради Бога стать этаким Робинзоном Крузо современности? Только не в результате кораблекрушения, а добровольно?
Ответ на свой вопрос я получил лет через пятнадцать, когда впервые услышал о замечательном человеке, швейцарском отшельнике, которого тогда звали Габриэль Бунге. Габриэль Бунге — удивительный во всех отношениях человек. Его отец принадлежал к Лютеранской церкви, которая еще в 16 веке откололась от Церкви Католической. А мать была католичкой. Католическая церковь, также как и лютеранская, в общении с Православием не состоит. Габриэлю еще в юности пришлось выбирать, кем быть — католиком или лютеранином. Он стал католиком, но при этом живо интересовался православием.
В 22 года Габриэль стал католическим монахом. Восемнадцать лет он прожил в одном французском монастыре, постоянно читая святых отцов Православной и католической церквей. По прошествии этого времени отец Габриэль (его рукоположили в сан священника) решил на практике испытать то, о чем было написано в книгах — как люди, желая посвятить себя Богу, удалялись в глухие места и жили там в абсолютном одиночестве. Так отец Габриэль оказался в Швейцарии, где поселился недалеко от одного католического монастыря и стал жить отшельником.Находясь в полном уединении, он еще активнее стал читать православных святых отцов. Те произведения, которые имелись только на греческом или, в особенности, сирийском языках он вначале читал в оригинале, а затем решил поделиться этим сокровищем со своими соотечественниками. Так благодаря трудам отца Габриэля увидели свет новые переводы творений древних православных авторов.
27 августа 2010 года отец Габриэль предпринял шаг, о котором думал многие годы своей жизни. Он стал православным, приняв имя Гавриил. Отец Гавриил продолжил жизнь монаха-затворника в швейцарских горах недалеко от города Лугано. Но теперь существование его не столь уединенно, как раньше. За советом к отцу Гавриилу потянулись православные христиане, проживающие в Европе. Потому что для многих отец Гавриил — тот человек, который на практике воплощает принципы жизни древнего монашества.
В 2011 отец Гавриил умножил свой духовный подвиг, приняв великую схиму. Великой схимой в Православии называется вид монашеской жизни, когда человек дает Богу обещание усилить жизнь подвижника, еще больше молиться и поститься. Схимники торжественно отказываются занимать в будущем какие-либо должности и вообще претендовать на какое-то почетное положение. Схима это по сути полное отречение от мирской суеты. Отец Гавриил живет сейчас в таком состоянии полного уединения. Молится, ежедневно совершает богослужение, читает и переводит святых отцов и принимает тех людей, которым нужны его советы и поддержка. Вот такое счастье есть у нас с вами знать о существовании человека, который пришел как будто из древности, из числа монахов-подвижников ранних веков христианства.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер