Я довольно ярко помню, что мой сознательный путь в Православную Церковь начался после того, как я познакомился с историей древнего православного монашества. В третьем веке по Рождестве Христовом в Египте, который тогда был частью Римской империи, появились люди, которые полностью посвятили себя молитве и служению Богу, и поэтому удалились в африканские пустыни для отшельнической жизни. Помню, как читал об этих подвижниках и думал — а возможно ли повторить такой опыт в наши дни? Возможно ли добровольно ради Бога стать этаким Робинзоном Крузо современности? Только не в результате кораблекрушения, а добровольно?
Ответ на свой вопрос я получил лет через пятнадцать, когда впервые услышал о замечательном человеке, швейцарском отшельнике, которого тогда звали Габриэль Бунге. Габриэль Бунге — удивительный во всех отношениях человек. Его отец принадлежал к Лютеранской церкви, которая еще в 16 веке откололась от Церкви Католической. А мать была католичкой. Католическая церковь, также как и лютеранская, в общении с Православием не состоит. Габриэлю еще в юности пришлось выбирать, кем быть — католиком или лютеранином. Он стал католиком, но при этом живо интересовался православием.
В 22 года Габриэль стал католическим монахом. Восемнадцать лет он прожил в одном французском монастыре, постоянно читая святых отцов Православной и католической церквей. По прошествии этого времени отец Габриэль (его рукоположили в сан священника) решил на практике испытать то, о чем было написано в книгах — как люди, желая посвятить себя Богу, удалялись в глухие места и жили там в абсолютном одиночестве. Так отец Габриэль оказался в Швейцарии, где поселился недалеко от одного католического монастыря и стал жить отшельником.Находясь в полном уединении, он еще активнее стал читать православных святых отцов. Те произведения, которые имелись только на греческом или, в особенности, сирийском языках он вначале читал в оригинале, а затем решил поделиться этим сокровищем со своими соотечественниками. Так благодаря трудам отца Габриэля увидели свет новые переводы творений древних православных авторов.
27 августа 2010 года отец Габриэль предпринял шаг, о котором думал многие годы своей жизни. Он стал православным, приняв имя Гавриил. Отец Гавриил продолжил жизнь монаха-затворника в швейцарских горах недалеко от города Лугано. Но теперь существование его не столь уединенно, как раньше. За советом к отцу Гавриилу потянулись православные христиане, проживающие в Европе. Потому что для многих отец Гавриил — тот человек, который на практике воплощает принципы жизни древнего монашества.
В 2011 отец Гавриил умножил свой духовный подвиг, приняв великую схиму. Великой схимой в Православии называется вид монашеской жизни, когда человек дает Богу обещание усилить жизнь подвижника, еще больше молиться и поститься. Схимники торжественно отказываются занимать в будущем какие-либо должности и вообще претендовать на какое-то почетное положение. Схима это по сути полное отречение от мирской суеты. Отец Гавриил живет сейчас в таком состоянии полного уединения. Молится, ежедневно совершает богослужение, читает и переводит святых отцов и принимает тех людей, которым нужны его советы и поддержка. Вот такое счастье есть у нас с вами знать о существовании человека, который пришел как будто из древности, из числа монахов-подвижников ранних веков христианства.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.