В доме козельского воеводы Григория Ардашева ярко горел свет. Хозяин сидел за большим дубовым столом; перед ним лежал конверт с гербовой печатью и вензелем императрицы Екатерины Первой. Напротив воеводы, то и дело взволнованно переглядываясь, сидели двое мужчин. Богато отделанные мехом кафтаны из дорогого сукна сразу же выдавали в них людей непростых. Это были козельские бояре — братья Андрей Петрович и Иван Петрович Шепелевы. Сегодня они получили от недавно взошедшей на российский престол царицы ответ на свою челобитную, которую отправили в Петербург несколько недель назад, и теперь с нетерпением ожидали, когда воевода огласит им его.
Не богатств и не титулов искали для себя Шепелевы: всё это у них и так уже было. К императрице бояре обращались с одной-единственной просьбой: позволить им на собственные средства восстановить Оптину Пустынь — мужской монастырь в двух верстах от Козельска.
Обитель, куда устремлялось множество паломников, в тысяча семьсот двадцать четвёртом году по указу Петра Первого была упразднена и закрыта. Деревянные монастырские строения, опустев, быстро пришли в упадок и разрушились.
Сразу же после закрытия монастыря Иван и Андрей Шепелевы обращались к императору Петру с просьбой отменить указ, но тогда их челобитная так и осталась без ответа. И вот теперь, надеясь на милость новой царицы, братья решили попытать счастья ещё раз.
Воевода, придвинув поближе свечу, сломал сургучную печать, распечатал конверт и громко вслух прочёл повеление императрицы: «Оптину монастырю быть по-прежнему, и всякую церковную утварь, и колокола, и всякий хлеб, и скот и прочее, все, что есть, взятое из него прежде, в тот Оптин монастырь возвратить».
Получив высочайшую милость на восстановление обители, Шепелевы немедленно выделили деньги на ремонт уцелевших строений и перевезли в Оптину монахов, которые после её закрытия вынуждены были проживать в других монастырях. Андрей Петрович пожертвовал крупную сумму на восстановление каменного монастырского Введенского храма, а по сути, заново начал его строительство. На деньги Шепелевых были приобретены и привезены в Оптину старинные иконы, церковная утварь. Немалые суммы ежемесячно вносили братья на хозяйственные нужды обители.
Забота о том, чтобы на их родной земле появлялись новые православные святыни, была для Шепелевых важным делом. Так, например, шестнадцатью годами ранее Андрей Петрович выстроил в селе Губино под Козельском каменную Предтеченскую церковь. Оба брата часто и щедро жертвовали на возведение храмов и монастырей по всей Калужской губернии. Но Оптина Пустынь и для них, и для последующих поколений семьи Шепелевых, всегда оставалась особым, родным местом.
В тысяча семьсот сороковом году сын Андрея Петровича, придворный гофмаршал Дмитрий Андреевич Шепелев, построил в Оптиной Николаевский соборный храм. Ещё семьдесят церквей было возведено на его средства по уездам и губерниям Российской Империи. Следуя примеру своего отца и дяди, Дмитрий Андреевич завещал монастырю крупный капитал. А дальнейшие труды по восстановлению Оптиной Пустыни взяли на себя его вдова Дарья Ивановна и племянница Елизавета Никитична.
Шепелевы навсегда вошли в хронику Оптиной Пустыни как щедрые жертвователи и неустанные радетели о благополучии обители. Их имена были внесены в монастырские книги для вечного поминовения. И сегодня, спустя два с лишним века, в монастыре искренне молятся о них.
Все выпуски программы Имена милосердия
11 ноября. О Христе как Свете миру
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Никто, зажёгши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет».
О Христе как Свете миру, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
11 ноября. О довольствовании малым
В 4-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть».
О довольствовании малым, — протоиерей Георгий Завершинский.
11 ноября. О важности поминовения павших на поле брани воинов
Сегодня 11 ноября. День памяти погибших в Первой мировой войне.
О важности поминовения павших на поле брани воинов, — игумен Лука Степанов.