
В доме козельского воеводы Григория Ардашева ярко горел свет. Хозяин сидел за большим дубовым столом; перед ним лежал конверт с гербовой печатью и вензелем императрицы Екатерины Первой. Напротив воеводы, то и дело взволнованно переглядываясь, сидели двое мужчин. Богато отделанные мехом кафтаны из дорогого сукна сразу же выдавали в них людей непростых. Это были козельские бояре — братья Андрей Петрович и Иван Петрович Шепелевы. Сегодня они получили от недавно взошедшей на российский престол царицы ответ на свою челобитную, которую отправили в Петербург несколько недель назад, и теперь с нетерпением ожидали, когда воевода огласит им его.
Не богатств и не титулов искали для себя Шепелевы: всё это у них и так уже было. К императрице бояре обращались с одной-единственной просьбой: позволить им на собственные средства восстановить Оптину Пустынь — мужской монастырь в двух верстах от Козельска.
Обитель, куда устремлялось множество паломников, в тысяча семьсот двадцать четвёртом году по указу Петра Первого была упразднена и закрыта. Деревянные монастырские строения, опустев, быстро пришли в упадок и разрушились.
Сразу же после закрытия монастыря Иван и Андрей Шепелевы обращались к императору Петру с просьбой отменить указ, но тогда их челобитная так и осталась без ответа. И вот теперь, надеясь на милость новой царицы, братья решили попытать счастья ещё раз.
Воевода, придвинув поближе свечу, сломал сургучную печать, распечатал конверт и громко вслух прочёл повеление императрицы: «Оптину монастырю быть по-прежнему, и всякую церковную утварь, и колокола, и всякий хлеб, и скот и прочее, все, что есть, взятое из него прежде, в тот Оптин монастырь возвратить».
Получив высочайшую милость на восстановление обители, Шепелевы немедленно выделили деньги на ремонт уцелевших строений и перевезли в Оптину монахов, которые после её закрытия вынуждены были проживать в других монастырях. Андрей Петрович пожертвовал крупную сумму на восстановление каменного монастырского Введенского храма, а по сути, заново начал его строительство. На деньги Шепелевых были приобретены и привезены в Оптину старинные иконы, церковная утварь. Немалые суммы ежемесячно вносили братья на хозяйственные нужды обители.
Забота о том, чтобы на их родной земле появлялись новые православные святыни, была для Шепелевых важным делом. Так, например, шестнадцатью годами ранее Андрей Петрович выстроил в селе Губино под Козельском каменную Предтеченскую церковь. Оба брата часто и щедро жертвовали на возведение храмов и монастырей по всей Калужской губернии. Но Оптина Пустынь и для них, и для последующих поколений семьи Шепелевых, всегда оставалась особым, родным местом.
В тысяча семьсот сороковом году сын Андрея Петровича, придворный гофмаршал Дмитрий Андреевич Шепелев, построил в Оптиной Николаевский соборный храм. Ещё семьдесят церквей было возведено на его средства по уездам и губерниям Российской Империи. Следуя примеру своего отца и дяди, Дмитрий Андреевич завещал монастырю крупный капитал. А дальнейшие труды по восстановлению Оптиной Пустыни взяли на себя его вдова Дарья Ивановна и племянница Елизавета Никитична.
Шепелевы навсегда вошли в хронику Оптиной Пустыни как щедрые жертвователи и неустанные радетели о благополучии обители. Их имена были внесены в монастырские книги для вечного поминовения. И сегодня, спустя два с лишним века, в монастыре искренне молятся о них.
Все выпуски программы Имена милосердия
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер