...Ледяным декабрём 1849 года, на знаменитом Семёновском плацу в Санкт-Петербурге — под барабанный грохот и лязганье ружейных затворов — готовилось ужасное действо. Приговорённые к смертной казни дворяне-«вольнодумцы», одетые в белые погребальные саваны и уже вошедшие в историю под именем «петрашевцев», лихорадочно прощались друг с другом. Отставной инженер-поручик Фёдор Достоевский и коллежский асессор Сергей Дуров тоже спешили обняться: они стояли рядом. В ту минуту они ещё не знали, что «сверху» пришло помилование, что скоро им вместе отправляться в сибирскую ссылку.
Окончивший благородный пансион при Петербургском университете Сергей Федорович Дуров — как и Фёдор Михайлович Достоевский — был литератором.
А ещё, по воспоминаниям того же Достоевского, вспыльчивый Дуров бывал — цитирую — «до смешного религиозен и незлобив».
Сидя под следствием, этот вольнодумец продолжал писать стихи: горькие, вызывающие, религиозные.
Когда пустынник Иоанн,
Окрепнув сердцем в жизни строгой,
Пришел крестить на Иордан
Во имя истинного Бога,
Народ толпой со всех сторон
Бежал, ища с пророком встречи,
И был глубоко поражен
Святою жизнию Предтечи.
Он тяжкий пояс надевал,
Во власяницу облекался,
Под изголовье камень клал,
Одной акридою питался...
И фарисеи, для того
Чтоб потушить восторг народный,
Твердили всюду про него
С усмешкой дерзкой и холодной:
«Не верьте! видано ль вовек
Чтоб кто-нибудь, как он, постился?
Нет, это лживый человек,
В нем бес лукавый поселился!»
Но вот Крестителю вослед
Явился к людям Сам Мессия,
Обетованный много лет
Через пророчества святые.
Сойдя с небес спасти людей,
К заветной цели шел Он прямо,
Во лжи корил учителей
И выгнал торжников из храма.
Он словом веру зажигал
В сердцах униженных и черствых,
Слепорожденных исцелял
И воскрешал из гроба мертвых;
Незримых язв духовный врач,
Он не был глух к мольбам злодея,
Услышан Им Марии плач
И вопль раскаянья Закхея...
И что ж? На площади опять
Учители и фарисеи
Пришли Израиля смущать
И зашипели, словно змеи:
«Бегите ложного Христа!
Пусть Он слова теряет праздно:
Его крамольные уста
Полны раздора и соблазна.
И как, взгляните, Он живет?
Мирским весь преданный заботам,
Он ест, Он бражничает, пьет
И исцеляет по субботам.
Он кинул камень в божество,
Закон отвергнул Моисеев,
И кто меж нас друзья Его,
Окроме блудниц и злодеев!
Сергей Дуров, «Когда пустынник Иоанн...», Петропавловская крепость, 1849-й год
В ссылке Сергей Фёдорович изрядно подорвал своё здоровье. Однако он ещё успел погостить в Марьинском имении пушкинского товарища-декабриста Ивана Пущина, пожил у добрых друзей в Одессе и Кишеневе, и тихо отошёл к Господу в родной ему Полтаве. На дворе стоял 1869-й год.
В отличие от Достоевского, убеждения Дурова до самой смерти были отмечены духом разночинского свободомыслия, — правда, не столь радикальным, как во времена петрашевцев, к которым они оба имели прямое отношение.
«Санкт-Петербургские ведомости» писали о Сергее Дурове: «...одним честным, добрым, прямым... человеком стало меньше». История поэзии его не забыла.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.