— Катя, может, пойдём уже? Смоленский музей-заповедник огромный, а ты застыла у одной картины!
— Сейчас, ещё минуточку. Я так люблю работы Сергея Виноградова...
— Да, у него есть достойные полотна. Парижское кафе ночью или один из крымских пейзажей. А здесь-то чего смотреть? Нищие у церковной ограды. Тоже мне, объект для любования! Мне кажется, кроме тебя это никому понравиться не может.
— Не может, думаешь? А вот давай спросим у кого-нибудь. Да вот, хотя бы у этого мужчины!
— Ну, спроси ради эксперимента.
— Простите, пожалуйста, можно вам вопрос задать?
— Мне? Конечно же, спрашивайте!
— Скажите, вам нравится картина Сергея Виноградова «Нищие у церковной ограды»?
— Конечно! Разве может не радовать поток солнечного света, озаряющий бледное северное небо, длинные тени на нежной весенней траве? А посмотрите на деревянную церковь с высокой крышей. Я благодарен Виноградову, что в 1899 году он тщательно зарисовал такие интересные детали, как шестигранная колокольня над притвором, полукруглая арка над воротами. В наши дни, когда таких храмов сохранилось немного, очень важно каждое свидетельство о них.
— Совершенно с вами согласна!
— Но позвольте, вы описываете задний план картины, а на переднем — нищие в лохмотьях. Именно они — главные герои изображения. И как ими можно любоваться — не понимаю!
— А вы прислушайтесь к слову, которое только что произнесли. В слове любоваться корень — любовь. Вот с любовью и стоит смотреть на страдальцев, выстроившихся в ряд перед храмом в ожидании милостыни. Именно к этому и призывает нас живописец.
— Но хорошая картина должна не будоражить душу, а радовать взгляд!
— А Сергей Виноградов считал, что живопись должна не только соответствовать эстетическим требованиям, но и будить в сердцах добрые чувства — сострадание, милосердие. Он старался показать, что ценность жизни человека не зависит от его социального положения. Потому героями холстов Виноградова и становились соотечественники, оказавшиеся в трудных обстоятельствах. Как эти нищие, например.
— Но картина Сергея Виноградова и эстетически прекрасна! И нищие на полотне красивы. Посмотрите, к примеру, на дедушку с седой бородой, что стоит с краю в поношенном пиджаке. В его облике такое... Спокойствие? Величие? Не могу подобрать слово.
— Смирение. Человек, который прошёл через испытания и не обозлился, становится ближе к Богу. К святости. Рядом с такими людьми теплее на душе.
— Но почему я ни красоты таких вот людей не вижу, ни тепла рядом с ними не чувствую? Только раздражение. У меня что, не хватает чего-то? Это уже никак не изменишь?
— Я, право, не знаю, что вам сказать. Попробуйте представить, что страдающий человек — это вы, только в других обстоятельствах. Что это вам на долю выпало сиротское детство, бездомная жизнь, одинокая старость, болезни и беды. И может быть, то, что сейчас кажется вам никчёмностью, предстанет тяжкой ношей, крестом, нелёгким трудом, достойным уважения. И сочувствие заставит вас с симпатией вглядываться в лица нищих у церковной ограды на картине Сергея Виноградова.
«Картину Сергея Виноградова „Нищие у церковной ограды“ можно увидеть в Смоленском государственном музее-заповеднике».
«Жизнь со смыслом». Алексей Шириков и Наталья Кокорина

У нас в гостях были авторы православного просветительского проекта «Жизнь со смыслом» Алексей Шириков и Наталья Кокорина.
Разговор шел о том, как христианство наполняет жизнь смыслом, а также о том, как современному человеку можно интересно и доступно рассказывать о православной вере и помогать с пониманием входить в церковную жизнь.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к Богу через искусство»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Алла Митрофанова, Анна Леонтьева, Кира Лаврентьева, а также наш гость — настоятель Спасо-Преображенского Пронского монастыря в Рязанской области игумен Лука (Степанов) — поделились светлыми историями о том, как фильм или книга послужили перелому мировоззрения и обращению ко Христу.
Ведущие: Алла Митрофанова, Анна Леонтьева, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлые истории
Молчание тысячи стоит

Жил давние времена лев, который был королем тысячи лесов. Взял он себе в жены лису, и родился у них сын, да такой, что и на лиса не похож, и львом его не назовешь.
С виду — могучий как лев, да только вместо того, чтобы рычать по-львиному, он лаял по-лисьи. Но это ещё полбеды: характер у сына льва был лишён всякого благородства. Только и думал он, как бы кого обхитрить, да что-нибудь у других для себя урвать.
Когда сын стал подрастать, отец лев призвал его к себе и сказал:
— Сын мой! Ты велик и силён телом, но от своей матери лисы получил особенный голос. В твоем голосе нет величия, и он не подобает моему царственному отпрыску. Если звери услышат, как ты лаешь по-лисьи, они не будут с тобой считаться. Поэтому ты лучше всегда помалкивай и не подавай голоса. Тогда я смогу даровать тебе тысячу лесов.
Сын запомнил наставления льва, и старался всё время помалкивать. Недаром пословица гласит: «И глупец, когда молчит, может умным показаться». Вот и всем зверям в лесу казалось, что молчаливый сын льва достоин того, чтобы стать их правителем.
Наконец, пришёл день, когда царь-лев решил передать сыну в управление тысячу лесов. По этому поводу на главной поляне был объявлен большой праздник, на который собрались все лесные звери и птицы. Каждый принёс новому правителю какой-нибудь подарок, и по давней традиции дары складывали у ног нового повелителя. С важностью восседал сын льва на троне и молча кивал подданным.
Последней с опозданием на церемонию прискакала белка. Она была очень легкомысленной и забывчивой, вечно всё путала, вот и сейчас положила свой орех к ногам старого царя-льва.
Увидел это сын льва, и громко закричал:
— Эй, куда? Это моё! Это моё!
От жадности он забыл про отцовские наказы и залаял по-лисьи.
Когда звери услышали, как тонко пищит такой большой и сильный зверь, они стали дружно смеяться. А ещё больше их рассмешило, что новый правитель тысячи лесов пожалел для отца одного маленького орешка. Вот так царь зверей! Чего же тогда другим от такого владыки ждать?
Один за другим звери и птицы стали забирать свои дары и перекладывать к ногам старого льва, давая понять, что не будут подчиняться его сыну.
— Если бы ты молчал, как я тебе наказывал, — получил бы тысячу лесов, — сказал лев, когда они с сыном остались наедине. — Но теперь вижу, что не смог ты унять своей болтливости, не хватило тебе силы воли. Но, может, это и к лучшему. Правитель должен быть справедливым и щедрым, а твоя мелочная жадность не подобает царю...
Так и не получил сын льва тысячи лесов, и с тех пор в тех краях говорят: «Молчание — тысячи стоит».
(по мотивам бирманской сказки)
Все выпуски программы Пересказки