Сергей Аполлонович Скирмунт считал себя сиротой — его родители умерли, когда он был еще ребенком. Окончив военную гимназию, он поступил в Александровское военное училище. Потом началась служба. Семнадцать лет Скирмунт носил погоны подпоручика и признавался друзьям, что предпочел бы заняться чем-нибудь другим, например, открыть книжный магазин. Но средств на собственное дело у него не было.
Летом 1897 года Сергей Аполлонович получил большое наследство от дальнего родственника. Увидев, насколько бедно живут крестьяне в глубинке, Скирмунт забыл о своих прежних планах. Ему захотелось помочь людям, и вскоре в деревнях помещика Скирмунта закипела совсем другая жизнь.
Позднее он вернулся в Первопрестольную и открыл книжный магазин «Труд», основал издательство. Его цель — печатать и продавать книги по доступной многим цене — воплотилась в жизнь.
Как Сергея Скирмунта называли его друзья и те, кому он помогал?

Летом 1897 года тридцатипятилетний подпоручик Сергей Аполлонович Скирмунт получил письмо. Стоя у окна и надев очки, он перечитал его несколько раз. Но никак не мог поверить своим глазам. В письме сообщалось, что ему необходимо как можно скорее выехать в Крым. Там, в перекопских степях, Скирмунта ожидало... наследство: богатое имение в несколько хуторов, плодородные земли и баснословная по тем временам денежная сумма: два с половиной миллиона рублей! Всё это Сергею Аполлоновичу оставил некий помещик — дальний родственник, который недавно скончался, и о существовании которого Скирмунт даже не подозревал.
Всю жизнь Сергей Аполлонович считал себя сиротой. Родители, обедневшие дворяне, умерли, когда ему было всего несколько лет от роду. Опекуны определили мальчика в военную гимназию. Окончив её, Сергей поступил в Александровское военное училище. А потом началась служба. Семнадцать лет Скирмунт носил погоны подпоручика. Нельзя сказать, что военная карьера его привлекала. Сослуживцы Сергея давно уже были в куда более высоких чинах. А он к повышению по службе словно и не стремился. И, положа руку на сердце, не раз признавался друзьям, что куда охотнее занялся бы чем-нибудь другим. Например, открыл бы книжный магазин. Но это были всего лишь мечты. Средств на то, чтобы организовать собственное дело, у Скирмунта не имелось.
И вот теперь в его руках были бумаги, которые красноречиво свидетельствовали: он, Сергей Аполлонович Скирмунт, вчерашний бедный подпоручик — теперь землевладелец и миллионер! Тут не то, что книжный магазин — целое издательство открыть можно! Эту идею Скирмунт решил обдумать на досуге чуть позже. А пока отправился в Крым — принимать наследство. Приехав на место, новоиспечённый помещик первым делом осмотрел свои владения. Проехался по хуторам. И вернулся в имение, чуть не плача. Впервые лицом к лицу он увидел жизнь простых крестьян. Покосившиеся глинобитные хаты с дырявыми крышами. Чумазые, голодные ребятишки в дырявых рубашонках. Пустые дворы, на большинстве из которых не видно никакой живности. Хуторяне жили в большой бедности. Увидев всё это, Скирмунт забыл о своих прежних планах. Ему захотелось помочь людям. Благо, денег для этого теперь было предостаточно.
Вскоре в деревнях помещика Скирмунта закипела совсем другая жизнь. У крестьян появились новые, добротные дома. В каждом дворе можно было увидеть копошащихся в земле кур, уток и гусей. По утрам пастухи сгоняли в стадо коров. Для жителей всей округи Сергей Аполлонович построил церковь, больницу и школу. Работников для своего имения нанял исключительно из местных крестьян. Одним словом, жизнь наладилась. Поддерживать её теперь можно было и из Москвы.
Скирмунт вернулся в Первопрестольную, и в 1899 году на улице Тверской открыл книжный магазин, который назвал «Труд», и основал одноимённое издательство. Цель у Сергея Аполлоновича была благородная: печатать и продавать книги по цене, доступной каждому. Издания Скирмунта быстро обрели популярность. За его альбомом «Галерея русских писателей», с портретами и краткими биографическими статьями об отечественных литераторах, выстраивались очереди. А восьмитомное собрание сочинений норвежского драматурга Генрика Ибсена было удостоено Пушкинской премии Академии наук. Но это было далеко не всё! Работникам магазина и типографии Скирмунт из собственных средств оплачивал медицинскую страховку. Для них работала бесплатная столовая. Раз в год, за счёт владельца, каждый сотрудник мог отдохнуть и поправить здоровье в Крыму.
«Неисправимый филантроп», — называли Сергея Скирмунта друзья и люди, которым он всю жизнь помогал.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.