Талантливый преподаватель — Сергей Александрович Рачинский — создатель авторской методики для сельских школ, благотворитель, уделявший большое внимание делам милосердия.
Родился Сергей Александрович в 1833 году в дворянской семье. В 1849 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. А спустя несколько лет Рачинский защитил диссертацию по ботанике. В 1867 году Сергей Александрович уехал из Москвы и поселился в Татево, где он и нашел свое призвание педагога. Он посвятил свою жизнь воплощению идеи русской национальной школы, основанной на принципах нравственности и православном мировоззрении.
Как описывала школу Рачинского для крестьянских ребят его родственница Ксения Александровна Боратынская?

В Государственной Третьяковской галерее хранится очень известная картина художника Николая Богданова-Бельского. Называется она «Устный счёт». В просторной комнате с дощатыми стенами и печкой идёт урок математики. Ученики — крестьянские ребятишки. Это можно понять по их одежде — старенькие, кое-где прохудившиеся косоворотки, стоптанные лапти. На доске мелом написан длинный пример с дробью. Мальчишкам нужно решить его в уме. На их лицах — сосредоточенность, интерес, творческий поиск. А в уголке на скамье сидит учитель. Интеллигентный, в строгом чёрном костюме. Ребята окружили его, и наперебой делятся догадками. Видно, что они очень любят своего преподавателя. Так художник Богданов-Бельский изобразил урок в сельской школе, которую организовал педагог, просветитель и учёный, профессор Московского университета Сергей Александрович Рачинский. Его учеником когда-то был и сам живописец.
Вот как описывала школу Рачинского для крестьянских ребят его родственница, Ксения Александровна Боратынская. «На двери — образ Спасителя, благословляющего детей. Класс человек на 70, по стенам увешан иконами и рисунками учеников. Направо от класса — комната, где в продолжении двадцати лет жил сам Рачинский, и где постелью ему служил соломенный тюфяк». Сергея Александровича называли педагогом-подвижником. Он посвятил жизнь воплощению идеи русской национальной школы, основанной на принципах нравственности и православном мировоззрении.
Сергей Рачинский родился в 1833 году в дворянской семье. Детство Серёжи прошло в родительской усадьбе Татево под Тверью, окружённой лесом и лугами. Неудивительно, что Сергей с детства полюбил природу. Для него она была видимым присутствием Бога на земле, Его непостижимым творением. Как радовался Серёжа, когда приходил на Троицу в храм, а там всё утопало в зелени — пол был устлан травой, а иконостас украшен берёзовыми ветками. Он хотел изучать природу. И в 1849 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Спустя несколько лет Рачинский защитил диссертацию по ботанике. Не меньше, чем науке, Сергей Александрович уделял внимание делам милосердия. Организовал в институте комитет помощи бедным студентам.
Главным же детищем Сергея Рачинского стали сельские школы, работающие по его авторской методике. В 1867 году Сергей Александрович уехал из Москвы и снова поселился в Татево. Однажды любопытства ради он заглянул в местный класс на урок арифметики. И заметил, что дети совсем не слушают учителя. Отвлечённое, сухое изложение предмета было им неинтересно. Тогда Рачинский попросил разрешения самому провести занятие. И случилось чудо: глаза ребятишек загорелись, они с увлечением включились в урок. Так Сергей Александрович нашёл своё призвание.
Весь день, с утра до вечера, Рачинский проводил с учениками. Собирались рано — в 6 часов, и все вместе читали утренние молитвы. Потом — общая трапеза. В 9 начинались уроки. Затем обед, игры на свежем воздухе. Ученики Рачинского пели в церкви на клиросе. Педагог даже разработал уникальную и успешную методику лечения заикания с помощью церковного пения.
Вместе с учителем ребята несколько раз в год совершали пешее паломничество в Нило-Столобенскую пустынь на озере Селигер. В школе царил по-настоящему братский дух. Рачинский при этом не только финансировал учреждение и преподавал в нём. Он выполнял ещё и функции завхоза, и дворника. Кое-кто посмеивался: мол, Рачинский служит своим крестьянам. А Сергей Александрович был рад это делать. Все, кто был с ним знаком, вспоминали о его удивительном даре любви к ближнему. Сохранилось письмо Рачинскому от его бывшего ученика, крестьянина Никифора Осипова. Он писал: «Когда ни стану перед Богом на молитву, то готов сам себя отдать Богу за тебя, Сергей Александрович! Ты нам будешь отец, а мы дети твои».
Все выпуски программы Жизнь как служение
16 июля. О вечной жизни

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
О вечной жизни — епископ Черняховский и Славский Николай.
Как мы представляем себе рай? Это место, где находиться хорошо и приятно. Но дело в том, что «хорошо» для каждого из нас разное: кому-то нравится тепло, кому-то прохлада, кому-то нравится классическая музыка, кому-то тяжелый рок. И Бог, который благословил это разнообразие, дал человеку возможность и свободу выбирать то, что ему нравится, едва ли будет строить всех по одной линейке.
Бог — это высший разум, самый мощный интеллект во Вселенной. Бог — это совершенная любовь. И Бог всегда удивляет. Об этом писали святые отцы. Первое, что человек испытывает при познании Бога, — это удивление.
Так что же может уготовить Бог любящим Его? Ответ прост: Он может уготовить Себя. Потому что нет на Земле в материальном мире того, что можно сравнить с радостью общения с Богом, с радостью созерцания Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О подвиге Мученика Иакинфа Римского

Сегодня 16 июля. День памяти Мученика Иакинфа Римского, пострадавшего за Христа в 108 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Иакинф жил в Риме на рубеже I и II веков и служил при царском дворе. Христианство ещё было редким явлением, видимо, поэтому Иакинфу долгое время удавалось скрывать своё исповедание. Но однажды ему всё-таки надлежало принять участие в пиршестве при дворе. Это означало жертвоприношение. Святой отказался.
Расплата за тайное христианство была жестокой: Иакинф был казнён, а тело его было оставлено без погребения, но пребывало нетленным, хранимое ангелом, говорит Житие. После оно было перенесено в родной город Кесарию. Отсюда другое наименование святого — Иакинф Каппадокийский.
Пример святого мученика учит нас тому, что привычный ход вещей может внезапно прерваться, и нам придётся дать отчёт в нашем православном исповедании. Поэтому следует воспитывать в себе молитвенную готовность к этому.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О почитании святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси

Сегодня 16 июля. Церковь празднует Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, жившего в 17 веке.
О его почитании — протоиерей Владимир Быстрый.
Его земная жизнь трагически прервалась в 1569 году по воле царя Иоанна Грозного, чьего гнева он не устрашился, обличая беззаконие.
Божьим промыслом в 1646 году Патриарх Иосиф повелел торжественно открыть мощи святителя Филиппа на Соловках. Они были переложены в новую раку и выставлены для поклонения в Преображенском соборе.
А в 1652 году наступил момент великого покаяния и торжества правды. Будущий патриарх Никон, тогда митрополит Новгородский, предложил перенести мощи святых мучеников и иерархов, включая Филиппа, в Москву.
И вот, по благословению патриарха, владыка Никон лично отправился за мощами святителя Филиппа в далёкие Соловки. Путь святыни в столицу стал триумфом истины над неправдой.
Царь Алексей Михайлович, праправнук Грозного, вложил в руку святителя покаянную грамоту, моля о прощении грехов своего предка, символически склоняя царскую власть пред властью небесной правды.
Москва с ликованием встретила своего невинно изгнанного пастыря. Десять дней его мощи пребывали в центре Успенского собора под непрерывный пасхальный звон колоколов, а затем обрели вечное упокоение у южной двери алтаря.
И память об этой встрече жива до ныне. На том самом месте, где москвичи впервые поклонились возвращённой святыне, был воздвигнут крест. Отсюда пошло название «Крестовская застава» — вечный памятник покаянию, торжеству святости и незыблемости духовного подвига святителя Филиппа.
Все выпуски программы Актуальная тема