12 апреля 1961 года — дата, которая хорошо известна во всем мире: именно в этот день человек впервые отправился в космос. Этим человеком стал космонавт Юрий Гагарин, которого лично выбрал для полета Сергей Павлович Королёв, гениальный ученый, руководивший созданием пилотируемого космического корабля «Восток-1».
Будучи еще в возрасте четырех лет, будущий «космический отец», Сергей Павлович уже стремился к звездам. Именно тогда он увидел своими глазами полет одного из первых российских авиаторов — Сергея Уточкина. Позднее, благодаря гению Сергея Павловича, считавшего освоение космоса заслугой всего народа, стало возможным покорение ранее неизведанного.
Какое значение сыграла в жизни и работе Сергея Павловича его встреча с Константином Циолковским? Что говорил о запуске спутника, ставшего делом жизни Сергей Павловича, знаменитый американский писатель-фантаст Рэй Бредбери?

Осенью 1960 года в Институте авиационной и космической медицины собрались 20 кандидатов в космонавты. Стать тем, кто впервые в истории человечества отправится в космическое пространство, предстояло лишь одному из них. Кому? Выбор зависел от невысокого человека в низко надвинутой на глаза шляпе. Он вошёл в кабинет, окинул всех пристальным взглядом карих глаз, сказал: «Здравствуйте, орёлики!». И улыбнулся. Это был Сергей Павлович Королёв — выдающийся учёный, конструктор ракетно-космической техники, основоположник практической космонавтики, человек, благодаря гению и самоотверженности которого оказалось возможно освоение космоса. Под его руководством был сконструирован и выпущен на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли, а потом и космический корабль с космонавтом номер 1 — Юрием Гагариным — на борту.
Королёв стремился к звёздам с детства. Мальчику было четыре года, когда он своими глазами увидел полёт Сергея Уточкина — одного из первых русских авиаторов. «Машина с крылышками полетела, а в ней сидел человек!» — восторженно рассказывал тогда родным будущий конструктор ракет и космических кораблей. А спустя годы, в 1929-м, произошла встреча, которую сам Королёв будет называть одним из самых ярких воспоминаний своей жизни. В Калуге Сергей Павлович посетил Константина Циолковского. «Моя цель — пробиться к звёздам», — заявил ему Королёв. Циолковский улыбнулся и сказал: «Это очень трудное дело. Оно потребует знаний, настойчивости, терпения и, быть может, всей жизни...». Так и вышло. Сергей Павлович всю свою жизнь посвятил тому, чтобы человек смог подняться в космическое пространство.
Сначала был спутник. Первый в мире искусственный спутник Земли. Его создание и запуск стали возможными благодаря упорству и настойчивости Сергея Королёва — правительство долго не соглашалось на эксперимент, но Сергей Павлович умел убеждать. Королёв возглавил группу учёных и инженеров, сконструировавших под его руководством уникальную ракету-носитель и сам летательный аппарат. И вот, 4 октября 1957 года спутник поднялся на орбиту с военного полигона Тюра-Там — будущего космодрома «Байконур». Коллеги ликовали и качали Королёва. А вся планета, затаив дыхание, слушала на радиоволнах сигнал спутника. Первый шаг в космос был сделан. Американский писатель-фантаст Рэй Бредбери так отозвался об этом событии: «В ту ночь, когда Спутник впервые прочертил небо, я глядел вверх и думал... Тот маленький огонёк, стремительно двигающийся от края и до края неба, был будущим всего человечества».
Космическая эра началась. И Сергей Павлович Королёв стал одним из её отцов. Коллеги так его и называли: «Космический отец». После успешного запуска спутника Королёв приступил к созданию пилотируемого космического корабля «Восток-1». Главный конструктор уделял внимание каждой мелочи. Однажды коллеги обнаружили его в кресле пилота. Королёв заявил, что просидел в нём полчаса и нашёл очень неудобным. По его указаниям инженеры изменили конфигурацию сиденья, сделав его максимально комфортным. Именно Королёв выбрал Юрия Гагарина для первого полёта в космос. Ночь перед запуском корабля взволнованный Сергей Павлович без сна провёл на стартовой площадке. 12 апреля 1961 года «Восток-1» с Гагариным на борту вышел на орбиту. Всё время полёта Королёв был на связи с первым космонавтом. Поддерживал его, шутил. Когда Гагарин приземлился, его имя было на устах у всего мира. А вот о Сергее Павловиче, без которого этот полёт вряд ли состоялся бы, публично не говорили. Личность главного конструктора была строго засекречена, и мировой славы ему тогда не досталось. Да он её и не желал. «То, чего мы добились в освоении космоса — это заслуга не отдельных людей, а всего народа», — говорил Королёв.
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Помощь бездомным наркозависимым». Иеромонах Силуан (Цапин)
Гостем программы «Делатели» был руководитель центра социальной помощи «Благовещение» в селе Русские Казыли в республике Татарстан иеромонах Силуан (Цапин).
Наш гость рассказал, как он, переживая сложный кризис в жизни, оказался в далеком селе в Татарстане и начал помогать восстанавливать там сельский храм, в котором позже — после многочисленных чудес в жизни и испытаний — стал сам служить, став монахом и священником. Отец Силуан поделился, с чего началось его социальное служение — помощь бездомным наркозависимым, с какими сложностями при этом приходилось сталкиваться, и почему, как он считает, в реабилитации существенное место занимает приход желающих исцелиться людей к Богу и участие в богослужебной жизни.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели
Псалом 59. Богослужебные чтения

Как вы думаете, важен ли для Бога... суверенитет той или иной земли? Чтобы ответить на вопрос, давайте послушаем 59-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Псалом 59.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил её: исцели повреждения её, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Эдом простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Эдома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
Уже слышу вопрос: а причём тут вышеупомянутый «суверенитет»? Если этот вопрос у вас возник, значит, вы... плохо слушали псалом! Иначе было бы просто невозможно удивиться, с какой настойчивостью, упорством и — я бы даже сказал, удовольствием! — перечисляет Бог земли, которыми стал владеть Его народ. В этих словах легко прочитывается ровно такая же гордость, как, например, у родителя, когда он перед друзьями начинает перечислять заслуги своего ребёнка — какие олимпиады выиграл, какие места занял, от кого получил благодарности и другие знаки признания.
Но псалом открывает перед нами ещё большую глубину — на которую обращает внимание философ Серен Кьеркегор. Цитируя образ «сапога» — который Бог «простирает» на Едом — этот философ говорит о нём как о «знаке собственности», делая вывод об «экзистенциальном присвоении»: Бог не только владеет, но и входит в наши пределы, делая каждый участок судьбы «своим».
«Свой — чужой» — очень важная категория, в том числе и для духовной жизни. Определённый не только территориальный, но и «духовный суверенитет» должен быть у каждого человека — в противном случае тотальная бесформенность, неопределённость, размазанность по плоскости исключает саму возможность «собирания воедино».
И Давид нам прекрасно показывает в своём псалме, как именно обострённое ощущение «собственничества» при внешнем противодействии превращается в пронзающую небеса молитву — от силы которой и нашему сердцу приходит радостный отклик!
Псалом 59. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 59. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 59. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!"
11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.