В мае тысяча девятьсот пятнадцатого года петербургский купец Василий Николаевич Муравьёв торопился на склад: нужно было оформить документы на меха, только что прибывшие из Сибири. Вдруг он резко остановился: перед ним прямо на мостовой сидел оборванный крестьянин, плакавший и без конца повторявший: «Не как ты хочешь, а как Бог даст!» Муравьёв с участием начал расспрашивать бедолагу и выяснил, что в деревне у того остались семеро больных тифом детей. Чтобы выручить хоть немного денег, крестьянин поехал в город, чтобы продать лошадь. Но случилась беда: грабители отобрали все полученные деньги. Несчастный сел на мостовую и решил здесь умереть, повторяя для успокоения любимую молитву. Василий Николаевич поехал с ним на рынок, купил ему лошадь, корову, телегу, наполнив её продуктами. Смутившись, крестьянин стал отказываться от покупок, но Муравьёв напомнил: «Не как ты хочешь, а как Бог даст!»
Будущий преподобный Серафим Вырицкий, Василий Николаевич Муравьёв, родился в Ярославской губернии в тысяча восемьсот шестьдесят шестом году. Когда ему было десять лет, умер отец, и мальчик был вынужден отправиться в Петербург на заработки. Начал там с нуля, но оказался таким талантливым предпринимателем, что через шестнадцать лет уже смог организовать собственную фирму по заготовке и продаже пушнины. Вскоре торговое предприятие Муравьёва стало одним из крупнейших в Петербурге с несколькими магазинами в центре города. Василий Николаевич считал, что весь заработанный капитал дан ему Богом исключительно как средство для оказания помощи Церкви и ближним. Во всех благих начинаниях рядом с ним была его верная и преданная супруга — Ольга Ивановна. Муравьёвы постоянно помогали многим храмам и монастырям в Петербурге и других городах, жертвовали на содержание нескольких петербургских богаделен.
В дни церковных праздников и памяти чтимых святых Муравьёвы накрывали столы с разнообразными яствами, к которым звали всех желающих бедняков с улицы. Василий Муравьёв убеждённо говорил: «Всё зло надо покрывать только любовью. Чем ты ниже саном, беднее, тем ты мне дороже».
И действительно — Василий Николаевич самоотверженно служил ближним, покрывая зло самой искренней любовью и добротой. Большую часть своих доходов Муравьёв жертвовал неимущим, вдовам и старикам, оплачивая их жильё и лечение, оказывал финансовую помощь учащимся, содержал воскресные школы, открывал благотворительные столовые. Многочисленные пожертвования Василий Николаевич старался совершать втайне от окружающих.
После переворота тысяча девятьсот семнадцатого года Муравьёвы закрыли своё торговое предприятие. Из основных капиталов удалось передать сорок тысяч рублей золотом в Александро-Невскую Лавру, а остальное пожертвовать в Иверско-Выксунский и Воскресенский Новодевичий монастыри. Через три года Василий Николаевич принял постриг в Александро-Невской Лавре с именем Варнава.
Александро-Невский монастырь был тогда настоящим благотворительным центром Петрограда — здесь происходил сбор средств для помощи голодающим и на содержание сирот. Работу пункта питания для голодающих взял на себя отец Варнава.
В тысяча девятьсот двадцать шестом году он поднялся на высшую ступень монашества — принял великую схиму с именем Серафим. В скором времени из-за проблем со здоровьем отец Серафим переехал в небольшой посёлок Вырицу Ленинградской области. Со всех концов страны к батюшке Серафиму приезжали люди, нуждающиеся в его помощи и утешении. Значительную часть пожертвований своих многочисленных посетителей старец передавал в Вырицкий Казанский храм, остальное раздавал бедным. Его любовь к людям была действительно безгранична. Это была та деятельная христианская любовь, о которой святой апостол Иоанн Богослов говорит: «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною».
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Титу святого апостола Павла
Тит., 301 зач., I, 15 - II, 10.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Встречая Новый год, многие верующие люди задаются вопросом: стоит ли верующим отмечать этот праздник? И если да, то как себя вести? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Титу, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
Помню, в юности я слышал одну обличительную речь. Она была обращена к верующим, которые собирались отмечать Новый год. В ней осуждалось всё: ёлка, новогоднее застолье, подарки и атмосфера праздника в целом. В то время ещё не было традиции служить в новогоднюю ночь Литургию, и говорящий утверждал, что нормальный человек в эту ночь должен спать. Людей, которые всё это слушали, зачастую дома ждали неверующие мужья или жёны, дети, которые надеялись получить на утро подарки. С каким чувством прослушавшие такое обличение праздновали потом Новый год? Думаю, с чувством вины и печали от невозможности ничего изменить, с непониманием, что именно греховно в простом семейном празднике, ведь его совсем необязательно отмечать с каким-то разгулом...
В сегодняшнем чтении мы слышим очень важную и на первый взгляд неожиданную мысль. Апостол Павел говорит: «для чистого всё чисто, а для осквернённых нет ничего чистого, потому что осквернены их ум и совесть». Это утверждение очень важно, из него становится ясно, что нравственная жизнь начинается с правильной внутренней позиции. Если я христианин, мне стоит сделать акцент на добре, стоит стремиться увидеть в мире множество возможностей для исполнения заповедей. Но я назвал эти слова также и неожиданными, потому что мы, к великому сожалению, часто настроены негативно. Вместо того, чтобы, увидев какое-то явление или действие, пусть даже не вполне привычное, задуматься над тем, каков его христианский потенциал и действительно ли оно противоречит заповедям по самой сути, мы сразу его отвергаем, не понимая, что порой выдаём свои вкусы за религиозную позицию. Понятно, что иногда речь явно идёт о вещах чуждых вере и нравственности, тут и говорить нечего, но всё же многие и многие явления нашего бытия можно и нужно наполнять христианским содержанием, показав, что христианство не отрицает здоровые формы общественной жизни и культуры, оно отрицает грех и зло, как противоречащие воле Божией.
Да, для православных грядущее Рождество Христово праздник несравнимо более значимый, чем Новый год, это очевидно. Кроме того, идёт Рождественский пост. Но ведь можно спокойно отпраздновать Новый год и начать подготовку к празднику Рождества Христова! Зачем же искать повод для разделения в том, что может быть поводом к единству: семейному, дружескому или приходскому? Я уже не говорю о том, сколько в самых разных житиях святых сюжетов, когда угодники Божии снисходили к малоцерковным людям в своей любви и эта любовь растапливала сердца последних. Сегодня в некоторых храмах принято служить на Новый год ночные службы, в других служат молебны, после которых люди расходятся по домам, чтобы спокойно и радостно побыть с близкими и пообщаться. Варианты того, как поступить, могут быть разными, главное с чистым сердцем стремиться к добру, и Бог всегда поможет нам его совершить.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участии в ежегодной Рождественской акции «Гирлянда Добра»
Уже 6-й год подряд московская Марфо-Мариинская обитель проводит Рождественскую акцию «Гирлянда Добра», чтобы утешить и порадовать подопечных — одиноких пожилых людей, детей с инвалидностью, малоимущие семьи и всех, кто находится в трудной ситуации.
Обитель была основана в начале XX века великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой. Она создала здесь очаг доброты и милосердия, у которого отогревались сотни страждущих. Сегодня, как и 115 лет назад, люди по-прежнему получают в монастыре необходимую помощь.
Галина Ивановна и её взрослая дочь Татьяна — подопечные патронажной службы Марфо-Мариинской обители. Обеих сильно подводит здоровье, и заботиться друг о друге они уже не в силах. Сотрудники патронажной службы помогают им в быту, наводят порядок в доме и участвуют в решении вопросов, связанных с уходом и медицинской помощью. Также они поздравляют семью с праздниками, радуют их нужными и полезными подарками.
Сегодня в обители действуют 8 социальных проектов, в которых взрослые и дети получают продукты, лекарства, психологическую, медицинскую и духовную помощь. Важно, чтобы они продолжали действовать.
Примите участие в Рождественской акции «Гирлянда Добра» и поддержите дела милосердия Марфо-Мариинской обители. Сделать это просто — можно оставить любой благотворительный взнос на странице «Гирлянда Добра». Либо привезти в монастырь сладкие подарки, которыми порадуют подопечных в дни проведения рождественской акции.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Письма Баламута». Архимандрит Симеон (Томачинский)
Вместе с доцентом Московской духовной академии архимандритом Симеоном (Томачинским) мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Письма баламута» и смотрели, как художественные образы этого текста сочетаются с тем, что об искушениях в жизни христианина говорит православная традиция.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер