У нас в гостях были участники группы «Кукушкин баритон» супруги Нина Резник и Кирилл Розанов.
Мы говорили с нашими гостями о семье, музыке, творчестве, а также о благотворительном «Светлом концерте» в честь пятилетия радио Вера, в котором группа «Кукушкин баритон» примет участие.
— Добрый вечер, дорогие. Сегодня у нас в студии Анна Леонтьева...
К. Мацан
— И Константин Мацан. Добрый вечер.
А. Леонтьева
— Так у нас повелось, что мы по понедельникам очень любим поговорить о семье. И сегодня мы говорим о семье с участниками группы «Кукушкин баритон» Ниной Резник и Кириллом Розановым. Добрый вечер.
Н. Резник
— Здравствуйте!
К. Розанов
— Добрый вечер.
К. Мацан
— Не первый раз у нас в гостях уже группа «Кукушкин баритон» — на радио «Вера», в студии «Светлого вечера». И в принципе наши слушатели в эфире могут часто услышать, что нам тоже очень отрадно, песни группы «Кукушкин баритон». Но ещё есть радостный инфоповод, чтобы сегодня именно с музыкантами поговорить. Потому что 30 сентября в «Крокус Сити Холле» состоится концерт — мы этим концертом отмечаем пятилетие вещания радио «Вера» в FM-диапозоне. Замечательный концерт под достаточно понятным для нас названием «Светлый концерт». И группа «Кукушкин баритон» станет одним из участников этого концерта на большой сцене «Крокус Сити Холла». И мы, пользуясь случаем, всех туда приглашаем. Мы хотим просто вам рассказать, что средства, вырученные от концерта идут не только на поддержку работы самой радиостанции «Вера», но и на благотворительность, на поддержку акций фонда «Мои друзья». Фонд «Мои друзья» помогает детям-сиротам, которые остались без попечения родителей. И средства будут также направлены на строительство православной гимназии. Поэтому приходя на концерт и покупая билет, вы не только получаете удовольствие от встречи с группой «Кукушкин баритон» и другими исполнителями, но и поддерживаете нас и другие благотворительные проекты. Приходите 30 сентября в «Крокус Сити Холл».
А. Леонтьева
— Дорогие, начать наш разговор о семье хочется с банальной истории. Я знаю, что только ленивый вас об этом не спросил, но она мне очень понравилась — очень красивая история вашего такого смешного, необычного названия «Кукушкин баритон». Расскажите её, пожалуйста, радиослушателям.
Н. Резник
— Да, обязательно. Для тех, кто ещё не слышал эту историю, рассказываем. Мы стали репетировать на репетиционной базе и нам выдали пюпитр — пюпитр старого образца, похожий на такой столик с крышкой, покрашенный масляной краской, конечно, заводской вариант. И он был подписан. Мы долго не вглядывались, что там написано, потому что там всё время лежали ноты какие-то, тексты. В какой-то момент всё-таки вгляделись и обнаружили там надпись. Оказалось, что это фамилия музыканта и инструмент, на котором он играл: Кукушкин, в скобках «баритон» (саксофон-баритон). Оказалось, что этот пюпитр...
К. Мацан
— Саксофон-баритон. Я слышал эту историю и думал, что речь идёт о таком эуфониуме — есть такой баритон, на котором в духовых оркестрах обычно играют, в форме такой плюшки.
Н. Резник
— Да вы что! Но мы так поняли, что это саксофон-баритон. Но может быть, действительно, что-то другое.
К. Мацан
— Я, как человек, который играл в духовом оркестре, очень внимательно отношусь к баритонам.
Н. Резник
— Может быть, он даже пел, кстати говоря, а почему-то мы решили, что саксофон-баритон. И оказалось, что этот музыкант был участником оркестра Лундстрема — нам так сказали, мы поверили. Этот раритетный пюпитр довольно долго хранился на этой базе, но мы как-то не смогли догадаться, что надо его как-то выкупить, наверное. В общем, он канул в лету, зато нам подарили название: «Кукушкин баритон». Мы как раз в то время думали, как назвать группу, даже шляпу наполняли всякими записками, вариантами и так далее, но ничто не прижилось, а вот «Кукушкин баритон» как-то сразу пришёлся ко двору.
К. Мацан
— А сколько лет сейчас группе?
Н. Резник
— Если считать от первого концерта, который состоялся в 2011 году, то получается восемь лет. Но мы каждый раз начинаем заново, потому что у нас меняются составы — раза три уже менялся состав, поэтому в принципе вот сейчас будем считать, что группе три года.
А. Леонтьева
— Внесу я свою приземляющую женскую ноту: а сколько лет вы семья? Что сначала было: творчество или семейная жизнь?
К. Розанов
— Творчество было сначала. Мы познакомились в 2009 году, стали репетировать вместе в 2010-м, первый концерт был в 11-м году, а поженились...
Н. Резник
— В 15-м.
К. Розанов
— В 15-м.
А. Леонтьева
— Уточнила жена.
Н. Резник
— Да. Потому что познакомились мы случайно, просто в то время я как раз задумалась о том, чтобы найти музыкантов. У меня стали приходить песни, а я в то время уже перестала играть на гитаре, уже лет десять на ней не играла. И просто песни стали приходить в голову, я их стала напевать и записывать на диктофон. И потом мои друзья-музыканты сказали, что надо мне найти музыкантов, которые всё сыграют мне. Я долго искала, ну а где мне их искать? И вот случайно в кафе увидела трио, в котором играл Кирилл. Я предложила вокалистке сначала поучаствовать, она отказалась и дала мне адрес Кирилла по моей просьбе. Я ему написала, он ответил: «Присылайте демо». Я ему прислала записи, он ответил: «Да, давайте работать». Прошёл ещё год, переписка, всё такое, потом встретились. Я набрала музыкантов, Кирилл пришёл на первые две репетиции, потом сказал: «Либо я остаюсь, но тогда музыкантов я выгоню». Я сказала: «Конечно, ты остаёшься», — потому что я поняла, что он очень такой серьёзный профессионал.
К. Мацан
— Кирилл, вы на чём играете?
К. Розанов
— На барабанах.
К. Мацан
— Это самое, мне кажется, внушительное в группе. Барабанщик может разогнать всех. А скажите, вам в творческом процессе семейные отношения мешают или помогают?
Н. Резник
— Вот какой коварный вопрос!
К. Мацан
— А мы вот так по понедельникам о семье разговариваем!
К. Розанов
— Скорее, помогают.
Н. Резник
— Знаете, да, интересный нюанс, что, казалось бы, мешают, потому что ты должен вместо того, чтобы готовить и варить щи, идти репетировать, сидеть в компьютере, заниматься всяким продвижениями и прочим. Во-первых, Кирилл Петрович сам ратует за то, чтобы быстро идти репетировать, вместо того, чтобы варить борщ. И он мне написал расписание: раз в день минимум два часа занятий — ритмические занятия, гитара, вокал. Но едят что-то дети или не едят — это уже второстепенный вопрос. С другой стороны, это помогает... вообще группа, общее дело помогает, конечно, сохранить семью. Можно, конечно, разругаться, но у тебя есть детище, и от этого ещё зависят другие музыканты, поэтому приходится как-то... Это как с ребёнком, наличие его в семье всё равно помогает как-то сдержаться где-то и так далее. В общем, много что связывает и много что помогает. Но, вот этот человек очень строгий, поэтому он, конечно, такая дисциплина для жены и в музыке, и в семье, потому что если я что-то не так сделаю, всё будет не очень позитивно... какое-то время, конечно. Кирилл, что так удивлённо смотришь? Что, не строгий, что ли? Строгий.
К. Розанов
— Я не знаю.
А. Леонтьева
— Мы забыли сказать, что Нина и Кирилл воспитывают вместе троих детей, уже довольно больших. Поэтому с ними есть о чём поговорить. Люди, у которых есть дети 19-20 лет, это уже что-то пережившие люди.
Н. Резник
— Это точно.
А. Леонтьева
— Скажите, а были какие-то у вас кризисы в семейной жизни? Хотя вы не так долго вместе. Какие-то есть моменты, когда спотыкается семейная жизнь? Вот идёт и семья, и творчество.
Н. Резник
— Да, конечно. Как ни странно это происходит по делам группы, вообще по делам музыкантским. Потому что если я, например, не позанималась в какой-то день, то Кирилл, конечно, устраивает разгром.
А. Леонтьева
— Ужас какой.
Н. Резник
— Он какое-то время терпит, смотрит, исправилась я или не исправилась — может быть, на следующий день я шесть часов позанимаюсь.
К. Мацан
— А чем вы занимаетесь?
Н. Резник
— Вот гитара, вокал — какие-то упражнения просто, чтобы поддерживать форму и так далее. Потому что я, когда начинала только петь, вот первое наше концертное выступление — это, конечно... когда я сейчас смотрю, я ужасаюсь, если честно. Я их все закрыла, никому не показываю. Поэтому я понимаю, какую работу проделал Кирилл, чтобы меня научить относиться к этому делу серьёзно. Потому что я-то думал: «Я — автор песен, мне петь-то, в общем, необязательно хорошо, я так — спою что-нибудь». Нет, заставил меня гитару взять в руки, занимаемся: я всякие гаммы, всякие упражнения делаю, и вокальные. И отвёл меня на ансамбль народной песни, чтобы я там тоже поучилась немножко народной музыке у Кабанова Андрея Сергеевича. Так что, в общем, серьёзный был путь, да. Поэтому без этого просто невозможно себе представить нашу семейную жизнь, потому что если я что-то не приготовлю дома или не уберу — это ладно, но если я не позанимаюсь, вот это, конечно, серьёзный будет скандал.
К. Мацан
— То есть музыкальная деятельность — такой громоотвод? Все эмоции, которые могли бы возникнуть, все ухают туда: «Давай мы с тобой поссоримся по поводу музыки. По поводу более существенных вещей в семейной жизни ссориться уже не будем». Это очень хороший рецепт, мне кажется. Вот надо найти какой-то такой... куда всё смещать.
Н. Резник
— Ну да. Мы же не можем разграничить. Всё равно дуется-то человек в общем.
К. Мацан
— А выражается на всё сразу.
Н. Резник
— Ну конечно.
К. Мацан
— А давайте музыку послушаем.
Н. Резник
— Давайте.
К. Мацан
— Какую?
Н. Резник
— Раз мы коснулись семейной темы, может быть, мы возьмём тогда «Титариру»? Как вы считаете, касается семейной темы эта песня?
А. Леонтьева
— Возьмём. Слушаем.
(Звучит песня.)
К. Мацан
— Нина Резник и Кирилл Розанов, основатели и участники группы «Кукушкин баритон» сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Вот мы услышали песню, которая, очевидно, стала результатом походов Нины на занятия ансамбля народной музыки по настоянию мужа. Дело семейное.
А. Леонтьева
— Да-да-да. Нина очень интересно рассказывает: Кирилл отвёл меня, Кирилл устроил мне разгром...
К. Мацан
— Кирилл, а существует какая-то мужская ревность по поводу того, что лицо группы, солист группы — супруга? Вроде как супруга же должна быть за мужем — муж глава семьи. А с точки зрения сценической какой-то такой картинки, получается наоборот.
К. Розанов
— Да нет, такого нет.
К. Мацан
— Ну, слава Богу!
К. Розанов
— Общее дело. Вместе выходим на сцену, каждый делает своё — нет ничего такого совсем...
А. Леонтьева
— Но вы потом дома, наверное, отрываетесь.
К. Розанов
— Нет-нет, такого нет.
Н. Резник
— Это зависит, наверное, от человека. Если у человека есть какие-то амбиции, то он, наверное, пытается быть впереди, быть фронтменом и так далее. Но тогда барабаны человек ставит вперёд и играет один всю музыку.
К. Розанов
— Наоборот, ты радуешься, когда что-то получается, когда и поёт, и с публикой общается — не ревность, а радость.
К. Мацан
— Тогда я с другой стороны этот вопрос переверну и Нине его адресую. Можно как-то так предположить или пофантазировать, что человек, который является фронтменом группы, эту свою такую лидирующую роль стремится, может быть, даже сам того не желая, в жизни тоже перенести? То есть: «Кто у нас, вообще, звезда — я или ты? Я же с народом общаюсь». И я думаю, даже если это не происходит в такой карикатурной форме откровенно, где-то внутри, наверное, это может сидеть и как-то подтачивать, даже, может быть, исподволь. Нет такой проблемы?
Н. Резник
— Вот как ни странно, нет — вообще такой проблемы нет. У меня нет такого ощущения, что я какая-то звезда и что все должны меня слушаться. Я общаюсь с народом, но я же понимаю, что я не какой-то великий фронтмен и что не так уж я высоко взлетела, во-первых, чтобы об этом вообще говорить. Есть, конечно, какое-то распределение просто ролей. Да, я стою на сцене, я разговариваю с народом, но мне самой страшно, на самом деле. Мне за свою часть работы страшно. Так же страшно другим участникам за свою часть работы. Поэтому просто распределили и каждый боится за своё.
А. Леонтьева
— Знаете, поскольку передача пролетает мгновенно, я хочу задать в начале самые главные вопросы, которые обычно на конец берегу, а потом не успеваю задавать. Я так поняла, что в процессе жизни вы всё-таки пришли как-то к Богу. Я не знаю вас, но я сужу по вашим песням. Можно ли такой интимный вопрос задать: как это произошло?
Н. Резник
— Сложно мне сказать сейчас точно, как это произошло. Я просто помню, что... мы, скажем так, дети Перестройки — в 85-м году я ещё училась в школе, в 88-м я её закончила. И вот этот период — 87-88-й год — я помню, что мы с моей подругой одноклассницей посещали церковь. Вообще, мы в то время были такие всеядные, то есть мы пытались «Бхагавад-Гиту» читать, как-то по крайней мере в эту духовную сферу проникнуть. Потому что комсомольские организации — это всё было довольно скучно и прочее, хотелось куда-то прорваться, мы читали какой-то самиздат, в общем, всё, что было свойственно тому времени. И мы заходили в церковь, и что-то, видимо, там зацепило. Я помню эту церковь, по-моему, на улице Неждановой — сейчас не вспомню, то ли Рождества, то ли Успения. И я помню, стала в эту церковь ходить. И потихоньку стала читать Евангелие, причём Евангелие дала мне одноклассница — оказалось, что у многих дома есть Евангелие, что стало открытием. И всё это так длилось, я не была крещена, не была воцерковлена. И потом, уже когда я училась в институте, я долго думала, что надо покреститься. И в какой-то момент, я просто помню, я утром встала и поняла, что сейчас я должна поехать покреститься. И я поехала... по-моему, в эту же церковь я и приехала — сейчас не вспомню, потому что это было в каком-то таком озарении. И я поехала утром перед институтом и покрестилась. И как-то после этого потихоньку стала больше читать тоже. Вот что-то ведёт. И потом, видимо, такой склад ума — склонность к размышлениям каким-то, наверное, привело к таким стихам, к таким песням.
А. Леонтьева
— Дорогие, а детей зацепило ваше православие, ни выросли в церкви?
Н. Резник
— Нет, к сожалению в церкви они не выросли, но они ходят в церковь. Мы их тоже покрестили, само собой.
А. Леонтьева
— Это даже круче — что они ходят в церковь, уже выросшие дети.
Н. Резник
— Они ходят, да. Понятно, что сейчас они в таком возрасте, когда у них бунтарство наступает, то есть они начинают спрашивать: а почему я должен? — и так далее. Но я никогда не заставляла. И может быть, это моя ошибка, что я не воцерковилась сама вот так глубоко. То есть я хожу в церковь, но не так, чтобы прямо все праздники, все посты и так далее, не на каждую Литургию приходишь и прочее. Но они знают, они ходят, они читают. Я дочке периодически что-то читаю, и на ночь, что-то ей объясняю, потому что без этого невозможно даже ничего понять в этой жизни. Сейчас у них период такого бунтарства, они задают вопросы. Но я как-то так устранилась, потому что я начинаю горячиться, что-то пытаться объяснить, потому что для меня же это всё понятно, всё же ясно, а им нужно что-то другое. Поэтому я пока жду, чтобы не потревожить, не спугнуть.
А. Леонтьева
— Мне кажется, это очень мудро, потому что есть какие-то разные, наверное, пути, а есть такой путь, когда дети очень много получают Православия в детстве. И потом уходят, и уже даже не почитать, уже надо ждать, пока что-то такое приведёт само. Может быть, такими небольшими...
Н. Резник
— Да. Остаётся только молиться за них, и всё. Мне кажется, сейчас как раз такой период наступил.
К. Мацан
— Кирилл, а ваш путь к вере?
К. Розанов
— Я даже не знаю, что сказать. Всё время какие-то происходят соприкосновения, без них никак. У меня и брат священник.
К. Мацан
— Вот это соприкосновение! Такое лёгкое соприкосновение.
К. Розанов
— Я даже до того, как у нас группа образовалась, даже и не мог подумать, что мы будем ездить в приходы или дружить со священниками. Но так сложилось само почему-то, я даже...
К. Мацан
— То есть для вас, получается, музыкальная деятельность именно с «Кукушкиным баритоном» стала таким неким дополнительным измерением прикосновения к миру Церкви.
К. Розанов
— Ну да. И очень даже серьёзным.
А. Леонтьева
— То есть вы ездите выступаете на приходах также?
К. Розанов
— Раньше ездили, сейчас вот только если зовут те, кто нас знает, тогда едем.
Н. Резник
— Да, мы, собственно, и на приходах выступали в какой-то момент. У нас был такой проект, у нас был в то время ещё директор, который нас предлагал, и люди с удовольствием нас приглашали. А потом мы немножечко переориентировались на благотворительные вот эти концерты — в хосписах и так далее. Просто нас это как-то опять же само туда увело. Но мы дружим со священником отцом Тимофеем Куропатовым, с отцом Павлом Великановым и так далее. Вот они нас приглашали тоже к себе, мы с удовольствием приезжали. То есть нас помнят — это хорошо.
К. Мацан
— Поговорим об этом ещё после небольшой паузы. Но перед паузой давайте послушаем музыку. Какую?
А. Леонтьева
— Какую песенку мы сейчас вашу послушаем?
Н. Резник
— Давайте «Течёт река» послушаем.
К. Мацан
— «Течёт река» — группа «Кукушкин баритон».
(Звучит песня.)
К. Мацан
— Нина Резник, Кирилл Розанов, участники и основатели группы «Кукушкин баритон», сегодня с нами в программе «Светлый вечер». В студии Анна Леонтьева, я — Константин Мацан. Мы прервёмся, вернёмся к вам буквально через минуту.
А. Леонтьева
— Сегодня мы говорим о семье с Ниной Резник и Кириллом Розановым, участниками группы «Кукушкин баритон» и будущими участниками огромного звёздного концерта 30 сентября в «Крокус Сити Холле» в честь пятилетия радио «Вера».
К. Мацан
— Мы только что в прошлой части послушали песню, которая начинается словами «обещаний не давай». Мне кажется, что это очень рифмуется с нашей сегодняшней темой, с нашим разговором о семье. Как часто, в принципе, мы даём близкому человеку какие-то обещания, надежды, потом их не выполняем и это становится причиной семейных трудностей, семейных ссор, потом эти ссоры преодолеваются и так далее. И есть о чём подумать, есть о чём поговорить. А что для вас самое трудное в семейной жизни вообще?
Н. Резник
— Лично для меня трудное — это смирить гнев. Прям вот долго ходишь и даже... ну не даже, а это собственно и помогает — когда начинаешь молиться, просто помощи просить, как-то успокаивается и само приходит другое состояние — вот это какое-то маленькое чудо. Приходит другое состояние и потом спокойно подходишь к человеку и говоришь: «Чего мы, как дураки-то, с тобой?» А до этого кажется, что сейчас просто всё воспламенится вокруг, всё просто начнёт летать по квартире. Вот как-то, да, гнев.
А. Леонтьева
— Кирилл, а вот эта волна Нининого гнева как-то до вас доходит или вы даже не знаете о том, что она там побушевала, помолилась и всё прошло? А вы целы.
К. Розанов
— Доходит, но мы целы.
Н. Резник
— Ну, там клочки бумаги валяются...
А. Леонтьева
— То есть вы по косвенным признакам?..
К. Розанов
— Ну, самое главное — себя в центр не ставить всё время. И как-то получается.
Н. Резник
— Мне кажется, Кир-то тоже ведь гневливый человек.
К. Розанов
— Ну, конечно.
Н. Резник
— Поэтому у нас одинаковые проблемы.
К. Мацан
— Мы до эфира говорили о том, что, когда мы представляем гостей, мы упоминаем обычно количество детей, которое семья воспитывает. И как-то начали размышлять о том, что такое «воспитывать». Нина сказала, что «да, Кирилл Петрович воспитывает».
А. Леонтьева
— Кирилл Петрович, похоже, всех воспитывает, включая Нину.
К. Мацан
— Я знаю такие, может быть, полемически заострённые мнения звучат, что в принципе слово «воспитание» нужно из лексикона убрать. Вот общение, дружба, личный пример — а под словом «воспитание» обычно понимается такое: «Так, садись сынок (или дочка), сейчас я тебе скажу, что такое хорошо, что такое плохо», — это не работает. Что такое «воспитывать», как вы воспитываете?
К. Розанов
— Всё-таки и то и другое, тут какой-то баланс, потому что что-то надо детям вкладывать в голову, хотя бы по безопасности, потому что в жизни они могут с такими столкнуться людьми, с такими ситуациями — надо готовить как-то их. К суровой жизни надо готовить.
К. Мацан
— А как? О каком возрасте вы сейчас говорите? У вас же дети, которых вы воспитываете, они же уже большие — 19-20 лет, а младшему 14, я так понимаю. Там ещё что-то можно вложить?
К. Розанов
— Да.
А. Леонтьева
— Ещё не поздно?
К. Розанов
— Нет. И никогда не поздно. Я сейчас общаюсь с мамой — я слушаю, и она меня слушает. Мне-то 45. Я думаю, что это даже не от возраста, надо общаться.
А. Леонтьева
— Мне говорили, что некоторые дети в 40-45 лет, для них становится событием, когда они находят общий язык с родителями. Ведь не у всех есть общий язык с родителями. Значит, никогда не поздно?
К. Розанов
— Ну, точно.
Н. Резник
— Более того, родители сами умнеют-то, извините, к 60-и, и то не все! Поэтому вот он как раз этот возраст-то — родителям 60, детям 30-40, и они только к этому времени начинают друг друга слушать хотя бы пытаться.
А. Леонтьева
— Это вы очень как-то мудро и как-то... сказали так.
Н. Резник
— Наболело.
А. Леонтьева
— Да, потому что у всех, мне кажется, уже есть какой-то список, как жалобная книга, на родителей. А потом постепенно приходится вырывать из неё страницы.
Н. Резник
— Конечно. Мне кажется, самая главная претензия к родителям — это то, что они тебя не понимают, они просто не понимают и не хотят понять. Вот это чувство несправедливости, что я же говорил им от себя так искренне: «Поймите меня», — а они в свою дуду дуют, что «так надо» и так далее. То есть они меня не поняли, так зачем же я буду... вот это немножко такое достоинство как бы оскорблённое — что же я буду им теперь что-то доказывать, лучше я отойду и так далее, буду делать по-своему всё равно. И вот это понимание — это, конечно, ужасно тяжело. То есть и мы, дети, собственно, проходим сейчас, для нас это новинка, я для себя открываю в этом вопросе очень много. Получается, что я прохожу тот же путь, что и мои родители. То есть я когда-то не понимала родителей, думала, что они совсем просто, извините, умственно отсталые — ну, позиция подростка. В какой-то книжке я прочитала тоже про психологическое... что вы представьте, что ваш подросток живёт, в его понимании, среди умственно отсталых людей — он так видит, что вы вообще... И так же точно родители считают, что подросток вообще ничего не понимает, или ребёнок — он ничего не понимает. На самом деле понимает и хочет понимания в ответ. И вот это самое сложное.
А. Леонтьева
— А ваши подростки?
Н. Резник
— Ой. Да, там, конечно, тоже есть моменты. Но вот я говорю, что я прохожу этот момент, когда я смотрю, допустим, на свою дочь 14-летнюю, мне кажется, она всё делает не так: всё не так понимает, не так говорит и так далее. Но когда у меня возникает минутка самосознания, когда я прихожу в сознание, я понимаю, что она по-своему права. Это её мир, её жизнь, у неё свой взгляд — всё, тут уже ничего не сделаешь. Можно только попытаться её услышать.
К. Мацан
— А как дети, особенно подростки, относятся к тому, что мама с папой играют в рок-группе?
К. Розанов
— Очень хорошо.
Н. Резник
— Они счастливы.
Н. Резник
— Даже участвуют иногда. Были такие периоды, что дочь с нами играла.
К. Мацан
— Что интересно, может показаться со стороны, что подросток, скорее, реагировал бы в духе: слушайте, ну перестаньте позориться, вы взрослые люди, чего вы с гитарами на сцену полезли? И это было бы, наверное, с точки зрения ершистости подростковой понятно. Другой путь — тот, про который вы рассказываете: «Классно. У меня предки — рок-музыканты». И это, может быть, даже в каком-то смысле становится мостиком для общения, да?
Н. Резник
— Да.
К. Розанов
— Они нас обучают: как нам надо делать, как нам надо раскручиваться — всё нам рассказывают, и что мы делаем не так — всё нам выкладывают.
К. Мацан
— Это становится неким путём, если угодно, налаживание контакта — я не имею в виду, что его нет, но углубление контакта с подростками в тяжёлый какой-то период?
Н. Резник
— Есть о чём поговорить, вообще-то. У нас Лолита, старшая дочь, она занимается музыкой тоже, она играет на укулеле, на клавишах, на саксофоне — вообще очень музыкальный человек. Песни пишет. Она с нами одно время играла, клавишницей была у нас. И мы даже вместе съездили на «Мир Сибири», там получили лауреатство, в общем, всё было здорово. Потом, Егор, средний, занимается рэпом. Он с нами в концертах тоже участвует, свой кусочек в песню придумал и читает его на концерте у нас.
К. Розанов
— Да, и мы стали рэп изучать тоже — что это такое.
Н. Резник
— Он нас обучает, кстати, тоже говорит: «Вот, вы неправильно делаете, вам нужно...» — по музыке тоже, по продвижению помогает. Не помогает, а просто своё мнение высказывает, но я, конечно, не согласна, естественно, с половиной вещей. А Кирилл слушает внимательно. Ну да, и младшая тоже — она больше в танце. И мы недавно снимали такое видео — едем в Эстонию в октябре на фестиваль. И нас попросили исполнить гимн фестиваля — большая честь для нас, потому что мы будем открывать фестиваль — и видео прислать. Вот дочку использовали в видео — она будет там танцевать у нас. Как-то так — в общем, творческая семейка.
А. Леонтьева
— Ты предвосхитил мой вопрос. Я хотела как раз спросить: дети музыкантов обречены быть музыкантами? Они же видят, чем занимаются родители. Но, с другой стороны, родители-музыканты могут... я слышала мнение, что музыкой много не заработаешь. Не было ли искушения сказать: «Ребята, вместо музыки идите в адвокаты уже, в стоматологи».
К. Розанов
— Дети ищут, сейчас из них никто музыкой не занимается серьёзно. Какие-то свои пути ищут. Я даже не знаю, каким путём они пойдут.
А. Леонтьева
— Да, потому что сейчас им у вас 19, 20 лет. Сейчас очень остро, все говорят, стоит вопрос о том, что люди 19-20 лет не знают, чего они хотят в жизни.
К. Розанов
— Ну и ладно, пускай ищут себе спокойно. Я решил, что не буду трогать — в своём они находятся поиске.
А. Леонтьева
— Какие хорошие родители.
Н. Резник
— Главное, кто говорит-то, что дети не могут найти себя в 19-20 лет? Такие же родители. Правда же? Потому что я помню, что я вот, например, закончив школу, не знала, куда я буду поступать, я не знала, куда идти. И так многие. Ну хорошо, я училась в биологической школе, понятно, что туда дети специально приведены, чтобы они пошли по этой стезе. Но множество моих знакомых тоже не знали, чем заниматься. И вот только... просто буквально случайность какая-то — моя учительница предложила пойти в педагогический. И вот, собственно, всё. Поэтому никакой профессиональной музыкальной деятельностью я не собиралась заниматься и никогда даже об этом не думала. Так же у меня сын, например, в МФТИ учится, а музыка — это параллельная как бы жизнь. Не знаю, что перетянет. Ему и то и то нравится, дальше посмотрим.
К. Мацан
— Давайте послушаем музыку. Что на этот раз?
Н. Резник
— Давайте послушаем песню «Королева».
(Звучит песня.)
К. Мацан
— Нина Резник и Кирилл Розанов, основатели группы «Кукушкин баритон», сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Вот Аня сказала о том, что подростки иногда вроде как не знают, что хотят делать. Вы так отреагировали, что ну пускай себя ищут. Но мне кажется, здесь этим проблема не исчерпана — проблема именно родительская в отношении к детям. Вот у одного современного исполнителя есть такая песня под названием «Фотографы и музыканты», где рефрен такой: «да сейчас все молодые люди — фотографы и музыканты, работать не хотят», — а вот ищут себя. И я думаю, что это отчасти так сатирически, но в этом что-то есть, потому что в офис человек идти работать не хочет, работать на какой-то скучной работе он не хочет. Вот у него есть гитара, он пишет песни и так как-то перебивается — тут концерт, здесь концерт. А может быть, это просто на уровне мечты остаётся. И я думаю, что в такой ситуации родитель не может не волноваться — ребёнок же должен как-то самореализоваться, он же должен всё-таки в какой-то момент встать на ноги. Потому что в пределе тогда получается лет через 30 такой волосатый, с длинными волосами в кожаной куртке музыкант, в принципе так и не вросший подросток с гитарой. И я это говорю без тени какого-то неуважения — человек шёл таким путём, он этим путём идёт и это его выбор. Каждый свой выбор совершает сам, но родители вправе забеспокоиться в любом возрасте. Вот что вы об этом думаете? Есть для вас этот аспект беспокойства?
Н. Резник
— Я бы так сказала: если человека приучать всё делать просто хорошо (подростка, или не важно, в каком возрасте), если ты берёшься играть на гитаре — играй хорошо; хочешь печь пирожки — пеки, но только хорошо, чтобы быть лучшим и так далее — в любой профессии. И тогда он и через 30 лет, став волосатым рокером, он будет играть хорошо — это будет для него путь. Потому что лучше быть волосатым рокером, но который хорошо играет на гитаре, чем плохим программистом, юристом и так далее. Вот моё такое мнение. Я знаю, что, например, как меня Бог привёл в музыку — я никогда не занималась... ну я чего-то пела, какие-то песни я пела с детства — всё понятно. Но так чтобы с группой где-то выступать — никогда в жизни об этом не думала. Как привёл меня Бог сюда, вывел, значит, и их приведёт. Главное, чтобы они понимали, зачем, то есть что надо делать хорошо.
А. Леонтьева
— Это прекрасный ответ. Я считаю, что это ещё один лайфхак: надо делать хорошо. Я должна сказать, раз у нас такая семейная обстановочка, что у меня младший сын, ему тоже 19 лет. И у меня были определённые чёткие представления о его жизни: школа, вуз, работа, карьера... А учиться он никогда не любил. Любил ходить в школу — там компания хорошая, в принципе. И после школы я решила, что он пойдёт, наверное, в кулинарное какое-нибудь заведение, и уже тоже себе нарисовала целый замок. То есть вот я сижу за столиком, вот мой сын — шеф-повар какого-то дорогого ресторана, за мной всегда вот этот столик оставляет. Но через год мытарств сын пришёл и сказал, что, нет, он не кулинар, он музыкант. Он играл на органе в детстве. И я страшно обеспокоилась...
Н. Резник
— Столик уже не светит в ресторане.
А. Леонтьева
— Понимаете, ни столика... вообще, очень смутные перспективы.
К. Мацан
— Может быть, ложа в консерватории?
А. Леонтьева
— То есть они записывают какую-то музыку, которая мне непонятна. Вот я не понимаю, что мне делать.
Н. Резник
— Вот я бы как поступила: вы же исправить ничего не можете, вы же уже попытались — ничего не получилось. Значит, это не тот путь. Значит, надо принять просто и вдохновляться, и вдохновлять. У меня есть знакомая, приятельница очень хорошая. У неё сын тоже взрослый, у него нет музыкального образования и я не помню, где-то он учился или не учился...
К. Розанов
— Нет, нигде не учился.
Н. Резник
— Во-первых, у него прекрасный голос, как выяснилось — у него замечательный голос. У него прекрасная музыка, он сам пишет её — такой джаз, очень интересный, такой мелодичный джаз, очень интересные мелодии. И он нашёл музыкантов, взрослых уже, они взялись за это дело. И вот у них сейчас прекрасный проект. И мать всё время вдохновляется ими, она про него пишет, что «вот какой Олежка прекрасный, посмотрите». Но действительно это хорошо, это реально хорошо. Но и то, что мать именно его поднимает на пьедестал — это его вдохновляет, он хочет быть ещё лучше. Ему просто приходится развиваться, иначе получается всё зря. Поэтому надо говорить: «Да, прекрасно ты играешь на органе. Только давай развивайся, я жду, что ты достигнешь...»
А. Леонтьева
— Нет, это уже не орган, ребята. Это что-то вроде рэпа. От органа к рэпу.
Н. Резник
— Ну и прекрасно. Рэп — это всего лишь стиль. А как ты в этом стиле будешь себя проявлять — это же зависит от человека.
К. Мацан
— Рэп — это самое модное и актуальное, что сейчас есть, он в тренде.
А. Леонтьева
— Ну да. Потому что молодые люди, наверное, через рэп хотят высказать всё, что до этого они думали, или публично заявить.
Н. Резник
— Да, это доступный для них язык — они так говорят, для них это важно.
К. Мацан
— Есть такой апокриф или не апокриф, не знаю, про то, как кто-то из взрослых, мама или тётя, сказал Джону Леннону, что вот этой своей гитарой он денег не заработает — ещё до всяких «Битлз». Но мама или тётя оказались неправы. Но почему я об этом вспомнил? Потому что у многих молодых людей — я даже сам, как человек, игравший в студенческой рок-группе, это проходил — есть ощущение, что вот мы-то сейчас станем новыми «битлами». И в принципе, с точки зрения внутренней установки и стремления, это правильно. Но социальная реальность такова, что сейчас в каждом гараже новые «Битлз». И «Битлз» могли возникнуть только в той ситуации, в том музыкальном ландшафте — никто так не играл, они были первыми, стали явлением и так далее. А сейчас что в этом смысле можно сказать молодым — вашим детям? Вы как музыканты и родители... как распорядиться этим знанием? В принципе, сейчас такой избыток разных направлений, разных предложений музыкальных, что стать явлением и пробиться не невозможно, но требует какого-то колоссального усилия, во-вторых, то, о чём вы говорили — о стратегии продвижения. Это уже не та романтическая история — просто играние песен, которые покорят весь мир. Что вы об этом думаете?
Н. Резник
— Петрович, у тебя есть мысли на этот счёт?
К. Розанов
— Я ничего не знаю, что им сказать. Они в чём-то лучше разбираются, и в соцсетях.
А. Леонтьева
— Это, кстати, очень хороший ответ.
К. Розанов
— То есть они влезают в компьютеры и нам рассказывают, что вообще есть. Я у дочки спрашиваю, что сейчас в мире творится. Она там показывает какие-то проекты, я думаю: «Вот это да!» Я даже не мог предположить, что такое может быть вообще в природе. Оказывается, есть там какие-то проекты. В голову даже не приходило — когда кавер-проект популярнее, чем оригинал, например. Это такой пример. А они всё это знают.
А. Леонтьева
— Я вот тут с Кириллом соглашусь, я очень рада это услышать, потому что они действительно знают что-то такое, чего мы не знаем. А мы пытаемся их как-то всунуть в ту форму...
Н. Резник
— В свою систему мира мы пытаемся их включить, а они в другой системе мира находятся.
К. Розанов
— Мало того, они ещё будут создавать мир, который удобный для них. И нам надо будет учиться...
А. Леонтьева
— И они будут учить нас в нём жить.
К. Розанов
— Да. А мы уже учимся: я звоню, спрашиваю, какие кнопки нажать.
А. Леонтьева
— Молодцы, дорогие родители!
Н. Резник
— Это мы так на словах, конечно, такие положительные.
К. Мацан
— Это то, что касается технической, такой маркетинговой стороны дела. А как быть с мечтой стать новыми «Битлз»?
Н. Резник
— Вот мне кажется, что вот эта амбиция стать лучшими — это хорошо. Через какое-то время, допустим, некоторые люди приходят к выводу, что я лучше, может быть, ещё пока не стал, но я делаю своё дело максимально хорошо. Мне вот хочется заниматься музыкой — я занимаюсь музыкой максимально хорошо. У меня есть своя аудитория, я пишу какие-то песни. Я не буду себя обманывать, но я не буду и себя предавать, то есть писать на потребу и так далее. То есть какой-то выбор начинается через какое-то время, когда амбиции немножко прокручиваются вхолостую. А некоторые выстреливают, а некоторые действительно верят, и — вперёд. Как вот Земфира, она же всегда верила, что она крутая и что она будет звездой. Всё — так и стало.
А. Леонтьева
— Времени осталось мало, но очень много утешительного, особенно относительно детей, я сегодня услышала. Я теперь знаю, как относиться к своему ребёнку, который по ночам уезжает в студию, записывает там неведомую мне музыку. Спасибо вам за это огромное.
Н. Резник
— Обращайтесь! (Смеётся.)
А. Леонтьева
— Мы, наверное, хотим послушать ещё одну песенку.
К. Мацан
— Да, под занавес нашего сегодняшнего разговора, нашей программы, я думаю, что мы можем напомнить, что не просто так сегодня мы провели час в студии светлого радио с группой «Кукушкин баритон». Помимо того, что послушали песни...
А. Леонтьева
— Помимо сплошной пользы.
К. Мацан
— Да, помимо сплошной пользы для собственных размышлений о жизни, о семье, помимо песен, напомним, что 30 сентября группу «Кукушкин баритон» можно услышать живьём на большом сборном концерте в «Крокус Сити Холле», который называется «Светлый концерт». Этим концертом радиостанция «Вера» отмечает пятилетие своего вещания в FM-диапозоне. И мы всех приглашаем на этот концерт прийти. Вырученные средства от этого концерта будут направлены в адрес благотворительного фонда «Мои друзья», и конкретно на его постоянную программу по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на другие различные благотворительные проекты, которые радио «Вера» активно и очень много лет поддерживает. Приходите 30 сентября в «Крокус Сити Холл». А мы слушаем песню группы «Кукушкин баритон». Какую?
Н. Резник
— Я бы хотела предложить сейчас послушать песню «Лети, птица». Собственно, она очень хорошо подходит и резюмирует наш разговор про детей, потому что там как раз есть слова: «раскрой, птица, раскрой поскорей крыла, лети, птица, лети поскорей домой». То есть «домой» — это там, где тебе хорошо, где тебя ждут. И я думаю, что надо раскрывать крылья и лететь.
А. Леонтьева
— Спасибо вам, Нина и Кирилл, за эту семейную беседу.
Н. Резник
— И вам большое спасибо.
К. Мацан
— Нина Резник, Кирилл Розанов, основатели группы «Кукушкин баритон», сегодня с нами были в программе «Светлый вечер». В студии была Анна Леонтьева, я — Константин Мацан. «Лети, птица».
(Звучит песня.)
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения»
Апостол Иоанн Богослов дожил до ста лет. И когда у него уже не было сил посещать церковь и церковные собрания, его приносили туда на руках ученики. От старости апостол не мог много говорить и проповедовать. Все другие апостолы к тому времени уже погибли от руки гонителей. И только Иоанн Богослов ещё был жив. На него смотрели и слушали с особым вниманием. Апостол только повторял: «Детки, любите друг друга». И когда у него спрашивали: «Почему ты часто это повторяешь»? Иоанн Богослов отвечал:
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения».
Все выпуски программы Слова Святых
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия