«Семья и деньги: как финансовый вопрос может влиять на семейные отношения». Священник Дмитрий Березин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Семья и деньги: как финансовый вопрос может влиять на семейные отношения». Священник Дмитрий Березин

* Поделиться
Александр Ананьев и Алла Митрофанова

Мы беседовали с настоятелем Казанского храма села Молоково Видновского округа, руководителем интернет-журнала для настоящих пап «Батя», председателем миссионерского отдела Московской Областной епархии, кандидатом экономических наук священником Дмитрием Березиным.

Разговор шел об отношении к деньгам в семье, и о том, как финансовый вопрос может влиять на семейные отношения. Отец Дмитрий ответил на вопросы: есть ли какие-либо указания в Священном Писании о христианском отношении к деньгам; как избавиться от ассоциации себя с суммой заработка, и насколько такой подход может быть опасным для христианина; как семейные конфликты могут влиять на денежную ситуацию; и что делать человеку, который столкнулся с большими финансовыми трудностями? Наш собеседник поделился, бывает ли достаточно денег, или их всегда мало, и как это можно определить; как не позволить финансам испортить отношения в семье, особенно в сегодняшнее непростое время; почему стоит по возможности избегать кредита; надо ли учить детей правильному отношению к деньгам; а также как быть, если ближний нуждается в нашей помощи, а мы сами испытываем трудности с деньгами. По словам отца Дмитрия, если человек ставит для себя целью Царствие Божие, то все остальное, в том числе финансовый вопрос, управляется.

Ведущие: Александр Ананьев, Алла Митрофанова


А. Ананьев

- Как писал Михаил Афанасьевич в «Мастере и Маргарите»: «Человечество любит деньги, из чего бы те не были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы ли или из золота. Ну, легкомысленны», - говорил Булгаков, - «ну что ж, милосердие иногда стучится и в их сердца… обыкновенные люди». И вот, перефразируя автора, мы хотим сегодня спросить: испортил ли москвичей денежный вопрос? Особенно сейчас, когда материальное положение пошатнулось, наверное, у всех денег стало меньше, трат больше, усталость отчетливей, неопределенность невероятная, ну и как любые испытания, денежный вопрос может пройти трещиной в семейных отношениях. Семья и деньги – этому мы посвящаем сегодня «Семейный час» на радио «Вера». Здесь Алла Митрофанова…

А. Митрофанова

- Александр Ананьев.

А. Ананьев

- И об этом мы хотим поговорить с председателем Миссионерского отдела Московской епархии, что очень важно в нашей теме – кандидатом экономических наук, руководителем интернет-журнала для настоящих пап «Батя», настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в селе Мо́локово в Видновском округе священником Дмитрием Березиным. Добрый вечер, отец Дмитрий, Христос Воскресе!

о. Дмитрий

- Здравствуйте, Воистину Воскресе! Очень рад всех слышать.

А. Ананьев

- И мы очень рады слышать вас. Я хочу спросить сразу в лоб: денег бывает достаточно или их всегда мало?

о. Дмитрий

- Бывает. Я думаю, что бывает. Наверное, если их достаточно, то человек начинает жить другими интересами подчас, а когда их мало, тогда, наверное, это представляет собой проблему.

А. Ананьев

- Сколько денег надо для счастья? Ну вот, например, нам с Аллой Митрофановой, потому что у нас еще ни разу не было ситуации, когда мы сказали: «ну, пожалуй, достаточно, больше нам не надо, у нас все хорошо…»

А. Митрофанова

- Можно подумать, что у нас не все хорошо, слава Богу…

А. Ананьев

- Нет, у нас все хорошо, но, понимаешь, ситуация такова, что ни разу мы не сказали: «ой, у нас так много денег, пожалуй, можно опустить руки, пожалуй, можно ничего больше не хотеть». Сколько денег надо для счастья, как определить, достаточно у тебя денег или нет? Начнем с простой ситуации.

о. Дмитрий

- Ну вот тот вопрос, ответ, наверное, и заключается в этом вопросе, как только они перестают быть критически нужными, то, наверное, наступает, по крайней мере, в этой сфере какой-то элемент счастья. Я думаю, что невозможно определить цифру, но я скажу, что если их больше, чем надо, это тоже проблема, то есть возникает проблема: а что с ними делать? И тут можно повести себя по-разному, я понимаю, что скорее всего мало у кого такая проблема стои́т, но тем не менее. Тогда возникает искушение воспользоваться ими для того, что, в общем-то, не нужно, то, что раньше было не нужно, потому что и не было нужно, и денег не было, а теперь деньги есть: а может, попробовать? И вот здесь, конечно, есть искушение. Противоположная сторона: когда денег нет, плюс-минус нет, но я знаю, что многие люди либо по объективным причинам, либо по субъективным находятся в зависимости не только от еды, но и от кредитных организаций и здесь, конечно, такая ситуация, она гораздо более проблемная, потому что, с одной стороны, можем питаться, еду сейчас найти, я думаю, может любой человек, в конце концов, прийти в гости, поесть, а вот не выплачивать долги по ипотеке, по кредитам - это уже хуже гораздо и вот здесь, мне кажется, самая проблема отсутствия денег в семье или личных финансов как раз заключается в том, что есть кредиторы, это тогда представляет какую-то существенную проблему.

А. Ананьев

- А бывали ситуации в вашей священнической практике, отец Дмитрий, когда вы не благословляли человека брать кредит?

о. Дмитрий

- Я, наверное, с трудом вспомню, была ли ситуация, когда я благословлял, практически всегда, если меня спрашивают, я говорю, что не надо этого делать. Дело в том, что само по себе понятие кредита, оно, во-первых, осуждается в Священном Писании, но у нас есть два варианта, один вариант – это кредит для бизнеса, когда я беру деньги, понимая, что я на них смогу приобрести для того, чтобы извлечь из этого прибыль, то есть я понимаю, что вот этот кредит, который я отдам, допустим, в полтора раза больше должен буду отдать через какое-то время я смогу заработать, допустим, в два раза больше и тогда это понятно, оправданно, это, естественно, рискованно тоже, но здесь хотя бы есть логика. Если человек берет потребительский кредит для покупки телевизора, например, или еще чего-то, то здесь возникает ситуация, что он фактически заплатит больше в конечном итоге и еще не факт, что у него будет такая возможность, то есть человек пытается свою потребность удовлетворить сейчас, засчет каких-то возможных будущих заработков. Я в большинстве случаев рекомендую просто ограничить свои потребности, ну или, в конце концов, поискать у знакомых, друзей, то есть, не вступая в кредитные отношения.

А. Митрофанова

- Отец Димитрий, а поскольку мы все-таки как-то пытаемся в рамках «Семейного часа» эти бытовые вопросы, которые в нашей жизни возникают, соотносить с Евангелием, скажите пожалуйста, есть ли в Новом Завете – книга, которая, наверное, для нас более актуальна с точки зрения структурирования нашей жизни, какие-то четкие указания, как правильно было бы относиться к деньгам, что такое христианское отношение к деньгам?

о. Дмитрий

- Ну, примеров множество, потому что деньги, они очень такая субстанция многофакторная, то есть деньги нужны для пропитания, для существования, для одежды, для благотворительности, для уплаты налогов и так далее, то есть в каждом своем случае они выполняют определенную функцию. В Евангелии, конечно, упоминаются какие-то финансовые взаимоотношения, в частности, мы можем вспомнить эту историю с динарием, когда нужно было заплатить подать и Господь послал апостола Петра для того, чтобы поймать рыбу и найти в этой рыбе необходимую сумму. Есть другие ситуации в притчах, когда хозяин уезжает и дает своим работникам таланты, определенные таланты для того, чтобы как раз в данном случае они их как-то употребили и когда он возвращается, он хвалит одних за то, что ни фактически вложили во что-то, в какое-то дело, отдали торговцам, а того, кто зарыл свой талант в землю, он укорил его. Мы понимаем, что это метафорически касается немножко других талантов и тех даров, которые Господь дает людям, но здесь в качестве примера берется именно финансовый пример. Можно вспомнить две лепты вдовицы, которые та положила, это вопрос как раз о том, сколько нужно для счастья – вот у нее было дневное пропитание, и она пожертвовала его в храм, то есть она отдала не просто деньги какие-то, мелкие монетки, она отдала свое дневное пропитание, она осталась голодной. Вот для нее счастьем были, наверное, эти две лепты. Для кого-то они просто валялись в кармане, как мусор.

А. Митрофанова

- При всем при том становится в очередной раз понятно, что ничего непонятно, нет какой-то четкой схемы: поступай так, вот так не поступай, туда не ходи – сюда ходи, и будет тебе счастье и будет тебе достаточно средств. Получается, во многом это вопрос нашего собственного восприятия и своей жизни, и своих потребностей, и отношений с Богом, потому что не раз я сталкивалась с ситуациями, когда люди, искренне верующие в Бога, они говорят: проблем каких-то особых материальных нет, как только нужны становятся деньги на те или иные потребности, возникают ситуации, что они откуда-то берутся, то есть Господь знает, в чем мы имеем нужду, и Он нам эти деньги посылает. И было бы здорово, если бы по такому принципу жизнь складывалась у всех, но почему-то не у всех. Отчего это зависит, отец Дмитрий, вот по вашему опыту?

о. Дмитрий

- Ну, отчасти, наверное, от нашего страха, потому что если вспомнить притчу про дом, который стоит на песке и дом, который стоит на камне, то есть что является фундаментом нашей уверенности в завтрашнем дне или в сегодняшнем дне: если человек научился полагаться на Бога в своей жизни и жить таким образом, то у него есть фундамент, который, что бы ни произошло в его жизни, он остается. Если же он привык полагаться на какой-то там счет в банке, который у него есть, и он знает, что на какие-то основные нужды ему хватит, а тот банк – дефолт, еще что-то произошло, банк разорился, и у него фундамент этот исчез. Здесь вопрос, наверное, в этом: что для человека является таким фундаментом. Я могу привести историю, когда у меня был такой опыт личный, который потом дал некое спокойное отношение к финансам: я работал тогда еще на светской работе, достаточно большие суммы у меня бывали, а бывало наоборот, что ничего не было. Я, когда был студентом, путешествовал автостопом по России и самый первый опыт был: по-моему, у меня было 3 тысячи рублей в кармане, вот я месяц катался, ездил на Байкал, по Байкалу и потом вернулся. И вот в этом опыте я понял, что вообще ничего страшного нет, понятно, что у меня не было тогда семьи, от меня никто не зависел, но у меня есть палатка, есть рюкзак, я могу выйти на трассу, поехать, в принципе, куда захочу, по дороге встречаются прекрасные люди, часто они накормят, угостят, побеседуют, то есть бояться в этом смысле нечего, даже если у тебя ничего нет, главное оставаться хорошим, нормальным человеком, вот, наверное, так.

А. Митрофанова

- Опять же, важная оговорка, то, что вы сказали: были студентом и у вас не было семьи. Сейчас очень многие люди именно от того испытывают страх, что есть внутренняя неуверенность, сможем ли мы завтра обеспечить наших детей. Особенно, конечно, для мужчин это актуальный вопрос, мы-то, женщины, если у нас, слава Богу, сильное плечо рядом, мы как за каменной стеной и мужчины далеко не всегда с нами делятся теми сложностями, которые в их голове роятся и ложкой, что называется, выносят мозг, а проблема-то, она все равно есть. Нестабильность, неуверенность и непонимание, а будет ли завтра у меня все необходимое для того, чтобы мне мою семью обеспечить? Может быть, если в кризисные времена и не самым лучшим, как этого хотелось бы, но во всяком случае тем минимумом, который действительно важен для жены, для детей, чтобы они чувствовали себя защищенными.

о. Дмитрий

- Да, это, конечно, такая головная боль для любого нормального мужчины, отца, как обеспечивать, как такие решения принимать в дальнейшем, особенно в ситуации неопределенности, если ситуация стабильная, то примерно что-то можно планировать, сейчас представляется, что планировать бывает трудно. Но я думаю, что здесь два аспекта: один чисто рациональный, то есть естественно, мужчина должен задумываться, должен прогнозировать, как-то планировать свое обучение, или переобучение, сейчас очень много новых сфер появляется, где можно и зарабатывать, и что-то создавать новое, надо просто не бояться узнавать новое, постигать, в этом смысле наше время, оно очень этому способствует, а тем более в свободное время, которое у многих появляется. А с другой стороны, это тот самый фундамент, есть поговорка: «Если Бог дал ребенка – даст и на ребенка». То есть если в семье нормальные человеческие отношения созданы, то есть их надо создавать, они не создаются прямо вот так, их надо создавать, поддерживать, укреплять, это такой труд ежедневный для всех членов семьи, то тогда, наверное, трудно предположить, что такая семья, она придет к какой-то катастрофе. Можно вспомнить поколение послевоенных детей: ужасные условия, по сравнению с нашими современными, жизни, много детей и так далее, но все выжили, все прожили, все с радостью вспоминают какие-то детские, школьные годы. Здесь, наверное, вопрос не ставить завышенных планок в потреблении, а ставить планки в плане характера своей души в большей степени.

А. Ананьев

- Вы слушаете «Семейный час» на светлом радио. Здесь Алла Митрофанова и Александр Ананьев. И на наши вопросы о деньгах, о насущном отвечает кандидат экономических наук, председатель миссионерского отдела Московской епархии, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в селе Мо́локово священник Дмитрий Березин. Знаете, отец Дмитрий, я много разговариваю со своим отцом о деньгах, он рассказывает удивительные вещи, он говорит: еще 30 лет назад, совсем недавно, человек определялся тем, насколько он полезен обществу, сейчас же человек определяется тем, сколько он зарабатывает. Как избавить себя от вот этой ассоциации себя с тем, сколько ты зарабатываешь? И насколько это вообще может быть опасно для нас, как христиан?

о. Дмитрий

- Ну, я могу сказать, что я в свое время не то, что прямо сильно болел, но переболел этим, но, как и любой молодой человек, воспринимал таким образом, что, действительно, нужно стремиться к высокой заработной плате, к доходу и так далее и даже ставил какие-то для себя цели. Я знаю, что многие сейчас, особенно из разряда менеджеров, специалистов, ставят для себя какие-то планки по зарабатыванию и если у них не получается, то они от этого страдают, как сами лично, так и люди, на них смотрящие. Здесь надо, как минимум, это осознать и понять другую вещь: что наша жизнь, она не заключается в том, сколько мы заработали, мы можем заработать больше или меньше и финал будет примерно одинаковый: мы их потратим к концу жизни, скорее всего. Вопрос, что важнее: потратить кучу своей энергии, своих сил для того, чтобы…то есть вопрос в цели, если моя цель – это суммы какие-то или материальные блага, то надо понимать, что вся эта цель – это такой мираж, за ним человек будет гнаться бесконечно. Если же деньги – это просто лишь средство, а я реализуюсь, как человек, как профессионал, если моя работа, вы очень правильно сказали: полезна, то кем бы я не работал – я буду, во-первых, счастлив, потому что если я занимаюсь любимым делом и оно полезно людям, значит, это уже большой элемент счастья. Я могу зарабатывать очень много и понимать, что я кого-то обманываю, где-то чего-то недовешиваю, что-то недоговариваю, участвую в каких-то склоках для того, чтобы кого-то притереть, причина всегда в деньгах чаще всего, в зависти, а зависть приводит к очень печальным последствиям. Поэтому если хочется оставаться счастливым человеком, то, по крайней мере, не ставить для себя критерием заработную плату. Я могу вспомнить свои молодые годы, когда, работая, получал какие-то смешные деньги, то есть это 100 с чем-то рублей, хватало один раз пообедать, наверное, в месяц, но зато за это время я занимался тем, что мне нравится, я приобретал очень большой опыт, который впоследствии и до сих пор пригождается. Это тоже ведь мотивация для человека, поэтому главное не гнаться за деньгами, потому что их никогда не догонишь.

А. Ананьев

- С вопросом самоидентификации человека, в первую очередь, мужчины – мне важен этот аспект, в целом понятно, но очень важно то, как мужчина выглядит в глазах своей жены, ведь очень часто женщина, глядя на своего мужчину, думает, что он не вправе называться мужчиной, пока он не выполняет ряд требований, которые ему предъявляет семья, бюджет и общество.

о. Дмитрий

- Я думаю, что это опасно и неправильно, потому что все-таки бывают очень и очень разные обстоятельства. Я сталкивался с примерами, именно когда такой подход есть в семье, он приводит к очень пагубным последствиям, то есть мужчина срывается, все бросает, может до развода дойти…

А. Митрофанова

- Мне кажется, здесь мы, женщины, очень часто подливаем масло в огонь, не секрет ведь, как мужчина зависит от нашего отношения к нему и если со стороны женщины какие-то постоянные претензии: «почему денег мало, почему ты ничего не принес?» Или особенно такое бывает: «а вот посмотри, у Маши муж или у Люди муж, или у Светы муж – вот он и то, и то, и это, а ты что?» Мне кажется, нет ничего ужаснее для отношений и для атмосферы в доме, и для финансового состояния тоже, чем подобные заявления со стороны женщины.

А. Ананьев

- А я еще добавлю масла в огонь к тому, что сказала Алла Митрофанова и напомню расхожую истину о том, что за каждым успешным мужчиной стоит мудрая женщина и в конечном итоге именно от женщины зависит, кем будет мужчина: чистильщиком обуви или президентом.

А. Митрофанова

- Чистильщик обуви – это тоже прекрасно, просто каждый главное, чтобы себя нашел, вот и все. Отец Димитрий, насколько крепка эта связь между отношениями мужа и жены, финансовым состоянием, вынесением друг другу мозга и так далее?

о. Дмитрий

- Вы все очень правильно заметили, действительно, такая позиция встречается в семьях, когда, что называется, «пилят» в семьях за нехватку чего-то и она, к сожалению, такая, противоречащая сама себе, то есть в идеале семья – это команда общая, если всем хорошо, значит, всем хорошо, если в семье плохо, какой-то кризис, в частности, с работой, значит, всем плохо, и задача правильно настроенных отношений – когда все друг другу помогают наоборот, а когда происходит семейный раздрай, когда выявляются претензии и так далее, то эта ситуация сама себя начинает раскручивать и не дает никакой мотивации к тому, чтобы что-то созидать, что-то делать, а чаще дает мотивацию к расширению конфликта, закрыться, уйти и избавиться от этого. Поэтому вроде как цель, кажется, ну так всегда кажется, когда кто-то кого-то ругает, когда родители ругают детей кажется, что вот поругали, и дети начали себя вести правильно, на самом деле, нет, это так не работает. Поэтому, если хочется, чтобы было все хорошо, то нужно поддерживать, помогать, слушать, слышать друг друга, это очень важно.

А. Митрофанова

- Отец Димитрий, а есть у вас примеры в вашей священнической практике, когда налаживаются отношения между супругами и начинает стабилизироваться экономическая ситуация в семье тоже?

о. Дмитрий

- Конечно, да, есть такие ситуации, это естественное следствие, потому что сами эти конфликты, открытые или не открытые, они поглощают кучу энергии, они поглощают множество умственных усилий, потому что человек переваривает, перемалывает это все внутри себя и помимо того, что страдает, параллельно, не может часто думать о чем-то другом, более созидательном и полезном. Поэтому как только это проходит и переходит в позитивную стадию, соответственно, человек…Вот как гнев, например, как страсть или раздражительность, как страсть – они делают человека слепым, или ненависть, то есть они показывают только одну отрицательную сторону, человек как бы становится не совсем зрячим в духовном, в том числе, плане, также и здесь и получается, что вместо того, чтобы тратить усилия и мысли свои на что-то положительное, человек находится в этом конфликте, внутри семьи это очень разрушительно.

А. Митрофанова

- А как выходить из подобных ситуаций? Я понимаю, конечно, что на общие вопросы следуют, как правило, и общие ответы, но вот смотрите: если, к примеру, сейчас семья переживает очень сложный период, связанный и с непониманием, что будет дальше, может быть, кто-то из супругов и потерял работу или резко сократились доходы семьи, а расходы сократить уже никак не получается, там и так уже, что называется, «минимум миниморум», начинают накаляться отношения, как следствие или, может быть, сначала отношения накалялись, а потом разразился вот этот вот вдобавок еще и экономический кризис. С чего можно начать вот этот путь навстречу друг другу, чтобы снова научиться друг друга слышать, понимать, сопереживать, сочувствовать и поддерживать друг друга вместо того, чтобы пилить?

о. Дмитрий

- Тут трудности могут иметь и положительный эффект, потому что, с одной стороны, кажется, да, чем труднее, тем конфликт обостряется, а с другой стороны, трудности могут сплачивать, то есть когда вместе борятся против чего-то, тогда наоборот, люди становятся ближе друг к другу и какие-то побочные конфликты разрешаются сами собой, поэтому мне кажется, что здесь, к сожалению, конечно, да, все равно чаще всего это имеет отрицательный эффект. Ну, с чего начать: часто те конфликты, о которых мы говорим, они являются следствием отсутствия диалога и, к сожалению, этот диалог между супругами, между родителями и детьми, в том числе, прекращается очень и очень задолго до того, как уже такая клиническая стадия наступает. И, опять же, показывает, что они не умеют, не научились разговаривать друг с другом и слышать друг друга, все эти укоры, упреки – это же что – это, по сути, один человек говорит другому: «услышь меня» или «послушай меня», а второй человек в ответ говорит: «а ты меня послушай». И вот это: «ты послушай меня! - Нет, ты послушай меня!» вместо того, чтобы послушать - оно, к сожалению, годами, бывает, развивается. Поэтому первое что – это пытаться послушать и самому помолчать, услышать, если это не получается, я всегда советую людям верующим: придите в храм к священнику, в идеале, если вы его знаете, он вас знает, даже если не знает, идите к какому-то третьему лицу, которое вы послушаете, поговорите по отдельности, поделитесь своим наболевшим, а он, как третий человек, потом с вами, может, поисповедуетесь по отдельности, чтобы потом всем вместе поговорить, то есть найти такого третьего, который бы помог сделать первый шаг, у нас такой ход есть, это помогает.

А. Ананьев

- Сейчас мы на минуту буквально прервемся, а через минуту продолжим разговор со священником Дмитрием Березиным: как быть, если в семье мало денег и ребенок либо жена чувствуют себя обделенными? У кого в семье должны быть деньги и почему мы ссоримся из-за денег и из-за денег ли мы ссоримся? Об этом и о многом другом мы поговорим ровно через минуту.

А. Ананьев

- Мы продолжаем разговор с нашим гостем, председателем Миссионерского отдела Московской епархии, кандидатом, - что немаловажно, учитывая тему, - экономических наук, руководителем интернет-журнала для настоящих пап, настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в селе Мо́локово священником Дмитрием Березиным. Здесь Алла Митрофанова, Александр Ананьев. И я хочу поговорить сейчас, учитывая то, что мы все сейчас находимся в ситуации испытаний, в том числе, и финансовых, поговорить о ссорах из-за денег. Вот почему одни семьи мирно живут на небольшую зарплату, а другие постоянно ссорятся из-за денег? И здесь сам собой напрашивается ответ, даже предположение, а не ответ: что, может быть, причина ссор не в деньгах, а в чем тогда? Могут ли деньги быть причиной ссор, отец Дмитрий?

о. Дмитрий

- Конечно, да. И могут быть, наверное, поводом, как минимум, а, наверное, иногда и причиной. Один аспект простой – это действительно, когда бюджет ограничен, то кто-то один или не один из членов семьи может тратить деньги нерационально, ну, например, на себя больше, то есть человек привык к каким-то услугам, каким-то товарам, каким-то продуктам, которая сейчас семья позволить себе не может, а вот он привык, и он засчет семьи, за чужой счет, получается, удовлетворяет свои потребности – это один из поводов для конфликта. Другая ситуация, она сходная – это повышенная планка потребления, к сожалению, мы за последнее время привыкли потреблять, что все есть в нужном количестве, все доступно, человек в этом живет. Ну и плюс, естественно, что этот уровень потребления ассоциируется, действительно, с такой, мы раньше сказали, с определенной такой ценностью человека, то есть человек оценивается, по крайней мере, в ряде рекламных роликов именно с той точки зрения: а насколько он может потребить, то есть какие у него часы, какой у него автомобиль, какая у него марка одежды? Если у него часы правильные, автомобиль правильный, марка одежды правильная, то вроде как и человек хороший. Кто-то стремится самореализоваться, может быть, через именно такие внешние, то есть пусть у нашей семьи будет такой вот крутой автомобиль, все посмотрят, скажут: как здорово! А если нет автомобиля – значит, вот как раз повод, значит, муж зарабатывает мало. Важно сначала поставить диагноз, наверное, а потом уже найти способ решения, в чем покопаться внутри этого конфликта и разобраться, откуда берется.

А. Ананьев

- Правильное отношение к деньгам, отец Дмитрий, воспитывается, наверное, с детства, вы – отец четырех детей, вы учите детей правильному отношению к деньгам или же это происходит само собой, вы учите их чему-то принципиально другому, важному, основам каким-то, правильному отношению к людям, а отношение к деньгам воспитывается уже само по себе?

о. Дмитрий

- Нет, почему же, мы стараемся учить не только отношению к деньгам, но вообще к вещам, к потреблению, как таковому. Есть два варианта: в многодетной семье – это, с одной стороны, всем все поровну, с другой стороны, каждый пытается обить себе что-нибудь получше и так далее, такое единство и борьба, поэтому как раз вот в этой борьбе мы учимся, в том числе, делиться, где-то отстаивать свои интересы, где-то отстаивать какую-то справедливость и так далее. В плане финансов мы школьникам выдаем небольшую сумму раз в неделю, пока они учились, давали и ими можно воспользоваться как угодно, то есть можно их потратить каждый день на что-то мелкое, можно накопить, купить что-то ценное для себя, крупное, здесь как раз, через такие собственные средства мы стараемся привить, показать, научить, наверное, выбору, на что их тратить, это все-таки свои.

А. Ананьев

- Бытовой вопрос: вы сказали: «что угодно» – мой отцовский ум зацепился за это «что угодно»: вы вообще не контролируете, если мне позволено задать такой вопрос, на что тратятся деньги или же вы оставляете за собой право сказать: «сын мой или дочь моя, ты купила вот это и это была ошибка, ты поступил или поступила неправильно и больше так не делай?»

о. Дмитрий

- Ну, у нас такого чего-то совсем неправильного, наверное, не было, чтобы я сказал: «больше так не делай». Были какие-то вещи сомнительные, мы обсуждали и приходили к решению, что они не нужны, а иногда и не приходили, то есть здесь человек имеет право на ошибки, ребенок тоже, иначе как же он будет учиться? Пусть купит какую-то ненужную штуку.

А. Ананьев

- А потом останется без денег?

о. Дмитрий

- Ну да, да.

А. Ананьев

- Есть мнение, что каждый в семье должен знать свое место: собака должна знать свое место, ребенок должен знать свое место, жена свое место, а деньги должны быть у…вот тут вопрос: у кого должны быть деньги в семье? Или же, действительно, как вы говорите: все поровну? Правильно ли считать, что должен быть один ответственный за семейный бюджет?

о. Дмитрий

- Я думаю, так в любом случае не получится, потому что есть ряд расходов, которые несет супруга, допустим, закупка продуктов, есть ряд расходов, которые несет супруг или они общие, такие, как коммунальные и так далее. Наверное, чем ограниченнее бюджет, тем более строгие требования к его расходам появляются. И если бюджет ограничен, то мы выделяем то, что необходимо для коммуналки, еще для каких-то постоянных, для обучения иногда расходов, а оставшуюся сумму, уже иногда приходится ее даже делить по неделям, исходя из тех возможностей, которые есть на данный момент, уже планировать расходы. Иногда бывает, что просто есть некая сумма, которая расходуется по мере надобности, естественно, что большие расходы какие-то существенные обсуждаются вместе. Я не думаю, что должен быть кто-то, такая неправильная, на мой взгляд, модель, что муж приходит, отдает зарплату жене, а потом себе что-то выпрашивает, это совершенно неправильно и некорректно, хотя почему-то такая модель до сих пор живет в некоторых семьях.

А. Ананьев

- Отсюда традиция делать мужские заначки (общий смех)

о. Дмитрий

- Точно.

А. Митрофанова

- Опять, по идее, мы упираемся в вопрос отношений, если между мужем и женой они доверительные, если любовь и согласие - и вопроса самого не возникает: а кто у нас отвечает за деньги? Все в курсе общей ситуации, но вот это, видимо, какая-то идеальная модель, но на практике, как мы уже понимаем, бывает по-разному. И вы знаете, отец Димитрий, я тут вспоминаю, вы сказали: у вас четверо детей, у нас есть друзья, у которых семеро детей, нельзя сказать, чтобы у них были какие-то сумасшедшие доходы, нет, они очень скромно живут, при этом старшие дети учатся в Мадриде, в музыкальной академии, средние дети ходят в очень достойные школы, не за деньги, но просто семья смогла таким образом дать им образование, чтобы они получили возможность поступить в хорошие школы, ну и младшие, пока еще для них этот вопрос не актуален. И я смотрю на этих людей, которые, по среднестатистическим меркам у них в кармане три копейки, при этом они сумели как-то очень хорошо, действительно, достойно организовать свою жизнь, у них нет автомобиля, они не носят какие-то дорогие бренды – это понятно, речь вообще не об этом, речь о том, что у них есть все для счастья. И, как однажды поделилась мама в этой семье, она говорит: «ну, у меня главный помощник – это святитель Николай: как только я понимаю, что мне нужна сейчас на что-то приличная сумма денег и я не пон6имаю, где ее взять, я, - говорит, иду в храм к иконе Святителя Николая или в нынешней ситуации, пожалуйста – дома, у многих есть образ Святителя Николая дома, она говорит: я прямо становлюсь перед ним и говорю: Святитель Николай, ты знаешь все, вот вся наша ситуация, она вся перед тобой, ты знаешь, что мне нужно, помоги, пожалуйста, управь как-то»  - и стопроцентный результат каждый раз в ее ситуации. Вопрос: это закономерность или это просто у нее, как это принято говорить: такая легкая рука, или особые отношения со Святителем Николаем?

А. Ананьев

- Или легкомыслие?

о. Дмитрий

- Тут, с одной стороны, священники и не только священники, всегда мы говорим о том, что молитва нужна для того, чтобы общаться с Богом и просить, условно, себе велосипед – это неправильно, какие-то материальные… А с другой стороны, регулярно сталкиваешься с такими ситуациями, что Святитель Николай, святитель Спиридон Тримифунтский, тоже к нему часто обращаются с такими простыми материальными просьбами и они выполняются, действительно, это происходит подчас очень быстро, неожиданно и очень правильно. И я знаю, что такие истории есть и при строительстве или ремонте храмов, тоже неоднократно, поэтому это как раз, на мой взгляд, и есть такая простая, для верующего человека чуда нет, чудо – это некое естественное течение жизни, вот, наверное, здесь это как раз и есть такое естественное течение жизни, когда человек не просит себе, действительно, вы сказали: какую-то дорогую машину, вот я хочу такую-то машину, а есть конкретная насущная потребность, она понятна, она не чрезмерная, она адекватна времени и ситуации. И обратиться к святому за помощью вполне правильно и логично. Мы же призваны постоянно молиться, молитва – это общение, это пребывание рядом, если мы постоянно пребываем в молитвенном общении со Святителем Николаем, например, то это же прекрасно, это очень здорово. Как Господь говорит, когда описывает Страшный Суд, говорит, что придут люди, скажут, что мы все делали, а Он скажет: «Уйдите от Меня, Я вас не знаю» - это значит, что вроде как формально они были рядом, а душа их была не рядом, а здесь получается, что знают, мама, она знает Святителя Николая, а он знает ее, в свою очередь, и они общаются в течение жизни, и он ей помогает, ну это же здорово.

А. Ананьев

- Как говорил герой Сухорукова в одном фильме: «Вся сила в деньгах, брат, у кого деньги, у того и сила». Очевидно, что не все в этой жизни завязано на деньгах, в чем сила? Об этом мы сегодня говорим в «Семейном часе» со священником Дмитрием Березиным, кандидатом экономических наук. Прежде, чем я задам вам следующий вопрос, отец Дмитрий, как вы относитесь к теории о так называемых денежных потоках: мол, деньги любят это, не любят это, если ты «правильно» к ним относишься, то деньги приходят, а потом деньги уходят, потому что ты «неправильно» к ним относишься – это вообще имеет смысл или же это абсолютная ерунда, как с точки зрения человеческой, так с точки зрения православной?

о. Дмитрий

- Наделять деньги какими-то личностными качествами – это, конечно, вообще далеко от христианства и от православия тем более, поэтому отношусь отрицательно, также, как к астрологии и к прочим из этой сферы явлениям. Чтобы немножко пояснить: у нас люди часто любят просто сказать, что это плохо, не аргументируя: ну, во-первых, они, не обладают никакими личностными качествами и поэтому куда-то приходить и откуда-то уходить – нет. Во-вторых, человек так устроен, что он умеет объяснять для себя любые события таким образом, каким ему нравится это делать, к какому он привык, если он поддастся на эти идеи: приходят-уходят и так далее, то неминуемо он начнет находить оправдания своим этим тезисам, ну, так человек работает, так он функционирует, и найдет эти оправдания, и скажет, что да, действительно, у меня получилось. Как есть одна из самых ярких – визуализация: помечтай, что у тебя уже что-то есть, и оно у тебя обязательно появится. Не появится. Поэтому, конечно, отношусь отрицательно и не вижу под этим никакой адекватной почвы, никакого логического нормального объяснения. Есть явления, к которым мы относимся отрицательно, но они хотя бы понятны, допустим, война – это плохо, но понятно, почему она происходит и как она работает, как она появляется, здесь в данном случае непонятно, более, чем фантазией назвать это не могу.

А. Ананьев

- Почему я вас спрашиваю об этом, отец Дмитрий: одна моя очень хорошая знакомая считает, что деньги должны работать, если деньги лежат без дела, то их рано или поздно станет мало, поэтому есть деньги – пусти их в дело, купи что-нибудь, что сделает твою жизнь лучше, купи что-нибудь, что доставит тебе радость, вложи деньги в себя, потому что деньги не должны сидеть на месте.

А. Митрофанова

- И там еще важное такое замечание: что лучшая инвестиция – это в себя, в семью и в детей.

А. Ананьев

- Ну и становится понятно, кто эта самая знакомая, о которой я говорю. У меня есть свое мнение на этот счет, я как хомяк в душе, пытаюсь делать какие-то запасы, что-то сохранить на черный день, отложить 10, 20, 50 процентов и чем больше денег лежат под подушкой, тем мне как-то спокойнее, но Алла Сергеевна считает, что деньги не должны лежать на месте, они должны работать. Вы, как священник и, что немаловажно - кандидат экономических наук, как считаете, кто из нас больше прав в данной ситуации?

о. Дмитрий

- Я думаю, что правы оба. С одной стороны, наверное, хорошо, когда есть какой-то запас прочности или есть, откуда его взять, по крайней мере. Вот, например, сейчас многие люди наоборот стали активнее работать из дома, потому что их сферы: интернет, IT, они не останавливаются, они продолжают достаточно активно функционировать и даже они развиваются очень быстро, а некоторые сферы вообще остановились и в такой ситуации оказаться вообще без какой-то финансовой подушки довольно печально, без возможности, по крайней мере, у кого-то занять или где-то их найти, поэтому какой-то запас прочности нужен, конечно, особенно если есть возможность его создать. Но при этом естественно, что накапливать какие-то большие суммы, если нет какой-то конкретной цели: на дом, на квартиру, тоже не совсем правильно.

А. Ананьев

- То есть деньги – не самоцель?

о. Дмитрий

- Ну да, естественно, мы с этого начали и поэтому я пытаюсь как-то переформулировать, это инструмент, он должен решать конкретные задачи ваши или любой семьи, у любой семьи есть задача: образование, уровень жизни, питание, отдых, в том числе, развитие какое-то – это конкретные задачи. Если есть возможность что-то сохранить еще, то прекрасно, это очень хорошо и здорово. Потом, опять же, бывают ситуации такие, внезапные, когда большая сумма есть в легком доступе, здесь есть две опасности, одна хорошая опасность, просто зов сердца – мы можем взять и захотеть помочь кому-то – это хорошая опасность, то есть мы поучаствовали в какой-то благотворительной акции, может быть, существенно поучаствовали, это хорошо. А бывают обратные ситуации, то есть мы поддались какому-то первому впечатлению и потратили их на что-то дорогое, бесполезное, какой-нибудь пылесос, который нам принесли домой, как это бывает иногда с людьми.

А. Митрофанова

- Мы сейчас рассматривали благополучную ситуацию, когда есть небольшой запас денег, которые можно во что-то вложить, инвестировать, в образование детей и так далее, при этом не будем забывать, что мы сейчас такое время переживаем, когда у очень многих людей средств, что называется, впритык, вот совсем впритык и тут вы сказали о помощи другим. Вы знаете, парадоксальная совершенно вещь, но я слышала уже не от одного человека: когда наступает край, когда денег становится впритык, что ты делаешь: увеличиваю десятину, вот у меня есть правило, что я десятую часть доходов отдаю на благотворительность, как только денег становится впритык, я увеличиваю вот эту самую часть и тогда по непонятным причинам в тот момент, когда тебе становятся действительно нужны деньги, они у тебя оказываются, я не знаю, что это такое - метафизика денег или закон любви, который таким образом работает, потому что закон любви – это все-таки уже язык Бога и там, где ты пришел на помощь и тебя обязательно тоже не оставят в стороне голодным и помогут обязательно. Но вот это правило – помогать, оно распространяется на какие ситуации, а на какие не распространяется? Потому что многие слушатели радио «Вера» - люди невероятно добрые и готовые помочь, но вот сейчас переживают как раз тот период, когда объявление о помощи, например, звучит на радио «Вера», это часто бывает, и что – и вот ситуация, когда ты разрываешься между нуждами своей семьи и желанием протянуть руку тому, кому сейчас еще сложнее, чем тебе, что делать-то в такой ситуации?

о. Дмитрий

- Если мы возьмем Нагорную проповедь, то там достаточно этот парадокс сформулирован очень четко, что если кто-то просит у тебя верхнюю одежду – отдай ему еще и рубашку. Я думаю, что Евангелие, оно вообще все парадоксально, наверное, оно так и работает, не хотелось бы это возводить в такой формат естественно-научного закона, потому что в любом случае здесь есть личная определенная составляющая и такая субъективная, своя, но я думаю, что да, это так. То есть если мы ставим своим правилом помощь и делимся половиной порции, еще чем-то, когда возникает нужда, то, мне кажется, Господь отвечает именно таким образом, что видит наше добрые сердце и помогает нам решать наши проблемы, когда они действительно возникают. Просто любая формулировка закона, она подразумевает его обязательность, что я вот сейчас начну, то есть такое меркантильное использование: «дай-ка, я сейчас десятину свою увеличу, и мне сразу прилетит в 20 раз больше» - это неправильно, но сам закон да, действительно, я замечал тоже неоднократно, что он так и работает.

А. Митрофанова

- Именно как, получается, закон любви, а не как закон денег?

о. Дмитрий

- Да, конечно, как закон любви, если человек делится, особенно в трудной ситуации чем-то, то Господь его за это вознаграждает, ну, как минимум, человек чувствует себя человеком. Здесь такой, можно сказать, фактор эгоистический отчасти, но он тоже может помочь почувствовать себя человеком, то есть если я не поделился с кем-то, не отдал что-то, когда действительно стоит выбор, то потом я буду мучиться от этого гораздо сильнее, чем если бы я поделился и помучился от того, что у меня чего-то нет, это, мне кажется, закон совести, но фактически действительно закон любви и закон того, что Господь изначально же делает нас неравными в разных аспектах совершенно, в том числе, и финансовом, для того, чтобы мы через помощь друг другу становились Его детьми, наверное, так, становились настоящими.

А. Ананьев

- Отец Дмитрий, в какой-то момент вам может показаться, что с вашей помощью мы на радио «Вера» с Аллой Митрофановой пытаемся решить свои психологические и отчасти материальные проблемы - так и есть, мы правда пытаемся решить свои проблемы. Моя мама, надо сказать, человек безусловно, щедрый и чрезвычайно скромный, у этого есть обратная сторона: она патологически неспособна тратить деньги на саму себя, она считает, что любая копейка, потраченная на себя, неважно, это туфли, пальто, что-нибудь вкусное, я уж не говорю о визитах к косметологу, парикмахеру, она считает это лишними тратами и скорее потратит деньги на отца, чем потратит деньги на себя. У меня есть, Алла Сергеевна диагностировала у меня такую проблему: я тоже с большой неохотой трачу деньги на самого себя, мне кажется, что это как-то очень по-христиански: не думать о себе, но думать об окружающих, при этом Алла Митрофанова видит в этом большую опасность. Права ли она?

А. Митрофанова

- Почему опасность-то? Не опасность…

А. Ананьев

- Потому что, - говорит, - нельзя не тратить деньги на себя, при этом я считаю, что абсолютно ни к чему, если есть возможность не покупать новые ботинки, то лучше их не покупать, старые, которые я ношу уже восемь лет, вполне еще себе ничего так.

А. Митрофанова

- А моя задача – чтобы муж выглядел достойно.

А. Ананьев

- Ну, я достойно выгляжу, просто ботинки старые, ничего страшного.

А. Митрофанова

- Вот так вот, отец Дмитрий, и живем.

о. Дмитрий

- Мне кажется, так и хорошо. То есть в какой-то момент наступит та грань, когда ботинки будут куплены.

А. Ананьев

- Завершая программу, я хочу обратиться к вам вот с какой просьбой: я хочу услышать от вас ответ на незаданный вопрос нашего слушателя, я очень легко себе представляю мужчину, который слушает нас сейчас, за рулем, у которого закрылся завод, и он уже два месяца не получает зарплату, денег на счету 230 рублей, при этом завтра надо отдать долг в размере 4 тысяч 700 рублей по кредиту, при этом дома осталось полбуханки хлеба и две картофелины в поддоне в холодильнике, и он слушает нас сейчас и думает только о том: ребят, а дайте мне совет, а мне-то что сейчас делать? И я обращаюсь сейчас к вам: дайте, пожалуйста, совет, что делать в такой ситуации?

о. Дмитрий

- Самый первый – это обратиться к Богу, просто поговорить, или к Святителю Николаю, к святителю Спиридону, поделиться своей проблемой, поговорить, попросить даже, может быть, не конкретной помощи, что вот мне нужно то-то и то-то, а сказать: «Помоги мне или нашей семье преодолеть эту ситуацию», потому что мы иногда, бывает, просим что-то конкретное, а гораздо лучше попросить помощи, потому что Господь иногда такие создает ситуации, когда мы даже предположить себе не можем, что это могло так получиться таким образом - это первый момент, самый важный. Но второй – у нас же всегда есть друзья и родственники, я думаю, что чем человек более честно, более правильно живет, чем, опять же, больше любви по отношению к окружающим проявляет, тем больше любви будет проявлять по отношению к этому человеку и у него будет гораздо больше возможности попросить помощи, поддержки у своих близких людей. У кого-то тяжелая ситуация, у кого-то полегче, один помог другому. Прошло время, люди меняются местами очень быстро, человек, который занимал какое-то положение, имел много средств, становится бедным, а другой наоборот, поэтому надо просто не побояться, если такая действительно ситуация, обратиться к своим друзьям.

А. Митрофанова

- Вы знаете, отец Дмитрий, слушаю вас и вспоминаю ситуации, которые были в моей жизни дважды, очень острые вопросы решались, что называется, милостью Божией.

о. Дмитрий

- Да, если человек делает дело какое-то, то ресурсы у него находятся, а если человек зарабатывает деньги, то, к сожалению, цель заключается в средстве. Здесь можно вспомнить прекрасные евангельские слова, что: «Ищите прежде всего Царствия Божия, остальное все приложится вам». Мне кажется, если человек ставит целью своей жизни именно поиск Царствия Божия внутри себя, в первую очередь, то все остальное управляется и выстраивается правильно, то есть когда человек видит правильную цель, он к ней придет.

А. Ананьев

- Последний вопрос к вам, отец Дмитрий, уже не столько как к священнику, столько как к кандидату экономических наук: вот сейчас, ближе к лету заканчивается период самоизоляции, надеемся, что все будут живы-здоровы, а когда станет полегче с экономической ситуацией в стране, как вы считаете?

о. Дмитрий

- Ну, всех по-разному же это касается, есть как я уже говорил, сферы, которые, в принципе, чувствуют себя еще лучше, сфера доставки, например, сферы бизнеса, которые были построены на доставке, они наоборот выросли в разы, в десятки, в сотни раз, может быть, поэтому далеко не везде все так плохо, как нам кажется. А есть сферы, которые, действительно, пострадали сильно, поэтому, наверное, какие-то бизнесы, некоторые даже не выйдут из этого кризиса, вот, в частности, сфера бытовых услуг, она очень сильно от этого страдает, поэтому я думаю, что прогнозы давать – совершенно неблагодарное дело, это не прогноз, а мое какое-то чисто интуитивное подозрение, даже так, ни на чем толком не основанное, но, наверное, к концу года мы, может быть, вернемся к привычной жизни, такой до карантинной.

А. Ананьев

- Спасибо нам большое. Сегодня в «Семейном часе» мы беседовали с председателем Миссионерского отдела Московской епархии, кандидатом экономических наук, руководителем интернет-журнала для настоящих пап «Батя». Кстати, как журнал поживает, отец Дмитрий?

о. Дмитрий

- Он борется с бурями, продолжает выпускаться, живет, мы публикуем статьи о том, чем заниматься, в том числе, на карантине, но, может быть, менее активно, но все работаем, продолжаем.

А. Ананьев

- Да, сил вам, вдохновения и Божьей помощи. Настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в селе Молоково, священник Дмитрий Березин был у нас сегодня в гостях. Спасибо вам большое за эту беседу, отец Дмитрий.

А. Митрофанова

- Спасибо.

А. Ананьев

- Алла Митрофанова, Александр Ананьев. Слушайте программу «Семейный час» в эфире радио «Вера» и на нашем сайте radiovera.ru. До новых встреч.

А. Митрофанова

- До свидания.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем