
Фото: Chris Karidis / Unsplash
31 марта 1814 года русская армия во главе с императором Александром I триумфально вошла в Париж. Позади осталась тяжёлая Отечественная война 1812-го. Великая армия Наполеона была полностью разгромлена и выдворена за пределы России. Однако император Александр понимал: это лишь первый шаг к победе. Вряд ли Наполеон Бонапарт, который считал себя хозяином Европы, сможет смирится со своим поражением. Он выждет время, накопит силы, и снова нападёт. Другими словами, пока существует Наполеоновская Франция, над Россией дамокловым мечом будет нависать угроза. Вот почему русский император принял решение: идти до Парижа. В этой борьбе Александра поддержали и другие европейские державы — Великобритания, Австрия, Швеция, Пруссия. Европейский поход против Наполеона Бонапарта вошёл в историю как Война шестой коалиции. Но именно русским была отведена в ней главная роль.
18 марта 1814 года армия коалиции одержала победу в трудной кровопролитной битве под Парижем. Во главе союзных войск в столицу Франции триумфатором въехал Александр Первый. Парижане пребывали в ужасе. Ведь в газетах про русских писали такое! Как свидетельствует французский историк-русист Мари-Пьер Рэй, средства массовой информации называли победителей жестокими варварами, которые не пощадят никого и ничего. Распространялись гравюры, на которых казаки были изображены в виде уродливых чудовищ. Французская контрразведка предрекала, что вступление русской армии в Париж будет сопровождаться грабежами и пожарами.
Однако, подобное поведение было, скорее, в стиле наполеоновских войск. По крайней мере, именно так они вели себя на русской земле. Армия Бонапарта грабила дома, оскверняла храмы. Но Александр I отнюдь не собирался платить французам той же монетой. Въезжая в Париж, он сказал: «Не врагом вступаю я в стены ваши, несу вам мир...» Русские солдаты не жгли, не грабили, не разоряли. А казаки в реальности оказались совсем не похожи на свои устрашающие портреты. Писатель Виктор Гюго вспоминал, что они были вежливы и уважительны. По личному распоряжению русского императора, все французские пленные возвратились на родину. Домой вернулись отцы, мужья, сыновья. Французский философ, граф Константин Вольней писал: «Мечта сбылась: мы обрели свободу из рук этих иностранцев, которых нам старательно изображали людоедами». Франция действительно стала свободна: от власти Наполеона, от бесконечных войн во имя его личного могущества. Всё русское стало невероятно популярным. Даже парижские модницы не остались в стороне и щеголяли в головных уборах, напоминающих коко́шники.
10 апреля на парижской площади Согласия прошёл торжественный Пасхальный молебен. Вступление русских сил в город совпало со Страстной седмицей — неделей перед Светлым Христовым Воскресением. Для Александра Первого это совпадение было глубоко символичным. Ведь его милосердие к покорённым французам было не просто желанием победителя подчеркнуть свой авторитет и силу. Но и стремлением соблюсти Евангельскую заповедь о любви к врагам.
«От одного конца Парижа до другого раздавалось восклицание: да здравствует Александр! Да здравствуют русские! — произносимое миллионом голосов», — вспоминал участник похода, военный историк и писатель, граф Александр Михайловский-Данилевский. Русский император Александр Первый принёс Франции и всей Европе долгожданный мир.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер