Когда Иисус Христос удалился со своими учениками в пустынное место для молитвы и духовных бесед, народ, узнав об этом, последовал за Спасителем, ища утешения и исцелений. День клонился к вечеру, и апостолы стали беспокоиться, что люди не успеют засветло вернуться в свои дома, и останутся голодными. Христос же, взяв то малое количество еды, что было с собой у учеников – а именно, две рыбы и пять хлебов, с молитвой разделил эту пищу на пять тысяч человек. Собравшиеся насытились, и оставшихся кусков набрали двенадцать корзин.
Это чудо, по свидетельству евангелиста Луки, произошло в окрестностях Вифсаиды – того самого галилейского города, из которого были родом апостолы Филипп, Андрей и Петр. Где находилось это поселение? Долгое время на этот вопрос не было точного ответа. Из Евангелия известно, что Вифсаида стояла на берегу Генисаретского озера, именуемого также Галилейским морем. Этот факт подтверждают в своих произведениях иудейский летописец первого века Иосиф Флавий и его современник, римский писатель Плиний Старший. Однако, город как будто исчез с лица земли, не оставив никаких следов своего пребывания!
В середине девятнадцатого века американский библеист Эдвард Робинсон предположил, что Вифсаиду скрывает холм, возвышающийся в нескольких километрах от Галилейского моря. Археологи не отнеслись к этой версии серьезно, ведь название таинственно исчезнувшего поселения переводится с еврейского как «дом рыбака», и апостолы, жившие там, как известно, промышляли рыбной ловлей. Едва ли рыбаки стали бы жить в такой удаленности от воды! Однако, в 1987 году профессор американского университета штата Небраска Рами Арав организовал научные раскопки в районе того самого холма – и результаты оказались удивительными!
Комментарий эксперта:
Урочище Эт-Тель, потревоженное американскими археологами, и в самом деле скрывало в своих недрах поселение, окруженное крепостной стеной. В развалинах древних строений археологи обнаружили такие артефакты, как глиняные кувшины для вина, мельничный жёрнов и очаг. Но самую большую ценность для науки представляли найденные в одном из раскопанных домов предметы рыбацкого быта – рыболовные крючки, якорь, игла для вязания сетей и печать с изображением корабля.
Это открытие стало несомненным доказательством, что обнаруженное учеными поселение было именно рыбацким! Но почему оно располагалось в удаленности от Галилейского моря? Геологические исследования, предпринятые американскими учеными, показали, что многократные землетрясения в этом районе вызвали смещение земной коры и изменили расположение поселка относительно Генисаретского озера. И там, где прежде стояла вода, теперь сухая земля. Археологи предположили, что кромка берега проходила в том месте, где обрывается мощёная тропа, ведущая от центра урочища в сторону моря.
Но где доказательства, что обнаруженное рыбацкое селение – это не что иное, как упомянутая в Евангелии Вифсаида? Об этом свидетельствовала еще одна находка группы американских археологов под руководством доктора Рами Арава.
Комментарий эксперта:
Как известно из книги Иосифа Флавия «Иудейские древности», в тридцатом году от Рождества Христова сын Ирода Великого Филипп официально присвоил Вифсаиде статус города и дал ему еще одно имя – Юлия, в честь Юлии-Ливии, матери императора Тиберия. А поскольку римляне обожествляли особ императорской фамилии, в Вифсаиде был выстроен храм, посвященный Юлии. Руины этого культового здания с соответствующими надписями на стенах и были обнаружены учеными в восьмидесятых годах двадцатого века.
«Горе тебе Хоразин, горе тебе, Вифсаида! …И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься», – оплакивал Христос участь галилейских городов, жители которых не вняли Его призыву к покаянию. В какой момент исчезла с лица земли древняя Вифсаида, точно установить пока не удалось. Вероятнее всего, город был разрушен землетрясением в третьем веке, и с тех пор люди не возвращались туда. Но благодаря научным изысканиям сегодня можно посетить руины поселения, где Христос сотворил немало чудес, и о котором сбылось Его грозное пророчество.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.