
Фото: Alsu Vershinina / Unsplash
«У меня есть семья — и это самое главное», — говорил народный артист России, актёр эстрады театра и кино Роман Андреевич Карцев. Знаменитый юморист и его единственная супруга Виктория Павловна Кассинская прожили в браке больше полувека и воспитали двоих детей.
Будущие супруги познакомились в 1969 году в Одессе. Карцев был уже известным артистом, несколько лет он служил в Ленинградском Театре миниатюр. Но во время подготовки очередного спектакля между ним и художественным руководителем театра Аркадием Райкиным возникли серьёзные творческие разногласия. Дело кончилось тем, что Карцев сгоряча написал заявление об увольнении, собрал чемоданы и уехал домой, в Одессу. Там он устроился конферансье в музыкальный театр. И на одной из репетиций увидел её — высокую, стройную длинноволосую красавицу. Девушка была танцовщицей кордебалета. Её звали Виктория. Карцев влюбился с первого взгляда. «Вика была не похожа на других. Скромная, простая, с косой до пят, она казалась мне родной и близкой», — вспоминал Роман Андреевич. Он трогательно ухаживал за девушкой, дарил цветы, писал записки с признаниями в любви. И когда Виктория призналась, что тоже любит его, предложил ей стать его женой. Девушка ответила согласием. «Вот так ссора с Райкиным помогла мне встретить мою любовь», — рассказывал артист. Карцев, к слову, очень скоро помирился с Аркадием Исааковичем.
Свадьбу Роман и Виктория сыграли в Ленинграде. Всё было очень скромно, правда, не обошлось без курьёза. Жених и невеста должны были отправиться в дворец бракосочетаний на такси, но к назначенному времени оно не приехало. Тогда Карцев кинулся ловить попутку. Единственным автомобилем, который ему удалось остановить, оказалась... поливальная машина. На ней молодожёны и приехали в ЗАГС.
Роман Андреевич вспоминал, что близкие и друзья поначалу скептически отнеслись к его браку. «Может быть, их смущало то, что Вика на 10 лет младше и на 10 сантиметров выше меня», — шутил юморист. Но очень скоро все вокруг поняли, что они — идеальная пара. В небольшой квартирке, где поселились молодожёны, Виктория сумела создать настоящее семейное гнездо, тихую гавань, куда Роман стремился поскорее вернуться после спектаклей и съёмок. Уезжая на гастроли, Карцев с большим трудом переживал разлуку с женой. И в какой бы точке земного шара ни находился, всегда спешил домой, где его ждал уют, тепло и любимая Вика. «В их доме обитала птица счастья», — говорили знакомые.
В 1971 году у Романа и Виктории родилась дочь Елена, а через пять лет на свет появился сын Павел. Дом, любимая жена, дети — это всё, что, по признанию юмориста, ему нужно было для счастья. Редкие выходные Карцев всегда проводил в кругу семьи. Особенно любил Новый год, когда все вместе наряжали ёлку, а Виктория накрывала праздничный стол. Роман Андреевич высоко ценил кулинарный талант жены и в своих интервью нередко восторгался тем, как вкусно она готовит его любимые блюда. Виктория Павловна заботилась о муже, стирала и гладила ему сценические костюмы, следила, чтобы он вовремя поел и принял лекарства — у Романа Андреевича было больное сердце. «Мама была для папы всем», — говорит сын Карцева, Павел.
«Если люди по-настоящему любят, их не может разлучить даже такая серьезная неприятность, как смерть», — утверждал герой одного из монологов Романа Карцева. В 2018 году Роман Андреевич скончался от инфаркта. Но Виктория Павловна говорит, что не чувствует одиночества. Как будто муж по-прежнему рядом — просто уехал на гастроли, и они обязательно снова встретятся.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер