Гостьей программы была доктор педагогических наук, профессор дирекции образовательных программ Московского городского педагогического университета, руководитель международного проекта «Страна Читалия», научный руководитель Единой независимой ассоциации педагогов города Москвы Ольга Мачехина.
Мы говорили о том, как влияет на разные сферы образования и воспитания личность наставника и педагога, как находить личный подход к каждому ученику, а также разговор шел о том, как помочь детям полюбить чтение.
Кира Лаврентьева
— Дорогие друзья, здравствуйте. Меня зовут Кира Лаврентьева. В эфире программа «Пайдейя». Этим красивым словом древние греки называли целостный процесс образования и воспитания. О том, как образование может помочь человеку на пути к достижению идеала, раскрытию образа Божия в себе, мы будем сегодня говорить. С радостью представляю нашу сегодняшнюю гостью. В студии Светлого радио Ольга Николаевна Мачехина, доктор педагогических наук, профессор дирекции образовательных программ Московского городского педагогического университета, руководитель международного проекта «Страна Читалия», научный руководитель Единой независимой ассоциации педагогов города Москвы. Здравствуйте, Ольга Николаевна.
Ольга Мачехина
— Здравствуйте, дорогие друзья. Рада приветствовать вас сегодня.
Кира Лаврентьева
— Мы тоже очень рады видеть вас в нашей студии. Что удивительно, сегодня у нас такой сюрприз произошел. Наша звукорежиссер Александра узнала в вас свою любимую учительницу, которая была ярким, счастливым пятном в ее школьной жизни. Она действительно с таким восторгом детским вас встретила. Это нельзя не сказать нашим слушателям. Вот, дорогие друзья, та самая учительница, которую потом очень долго любят, вообще всю жизнь, ученики. Ольга Николаевна, в этом смысле не могу не спросить, а как вообще любить детей чужих, разных, сложных, хороших, двоечников, отличников, со всеми их особенностями, со всеми переходными периодами? Что такое учитель в вашем понимании, если говорить об этом глобально?
Ольга Мачехина
— Ну и вопросы вы задали. Да.
Кира Лаврентьева
— Такие, философские.
Ольга Мачехина
— Я бы разделила большой такой вопрос на небольшие элементы. Как любить? А как мы любим не только учеников, а вообще, как мы любим? Принимаем, прощаем, находим поводы, чтобы порадовать этого человека, которого любим. Для меня это очень важно, найти такую маленькую крупиночку, что-то такое в человеке, что его радует, и порадовать. Я, как ни странно, помню всех своих очень сложных учеников. Конечно, любой нормальный учитель помнит всех своих учеников, но очень ярко я помню именно сложных, тяжелых, которые достались, что называется, кровью. Кстати, между прочим, исполнилось 40 лет моей работе в образовании.
Кира Лаврентьева
— Мы вас поздравляем.
Ольга Мачехина
— Да. Иногда я говорю, у меня справка есть, это трудовая книжка, где первая запись — 1сентября 1985-го года. Мое понимание любви к ученикам — это исследование их моментов радости и создание этих моментов радости. Может быть, ребенок хулиган, может быть, у него низкая учебная мотивация, может быть, он вообще не может учиться по каким-то причинам, но ведь что-то его радует. И это маленькое нужно увидеть, услышать и ему на блюдечке с голубой каемочкой периодически предлагать. Он будет радоваться, и он станет вашим другом.
Кира Лаврентьева
— Тогда следующий вопрос: зачем это делать Ольга Николаевна? Можно просто приходить, хорошо преподавать, на высоком уровне, выполнять свою работу на отлично. Зачем искать к каждому какой-то подход, пытаться зацепиться за каждого ребенка в лучшем смысле этого слова? Зачем это нужно?
Ольга Мачехина
— Когда начинаешь работать учителем, наверное, на этот вопрос практически невозможно ответить. А когда на твоих глазах, извините, гадкие утята становятся белыми лебедями, когда они становятся на крыло, и ты видишь, что в каждом перышке этого крыла есть твоя любовь, ты понимаешь, что надо искать. Надо искать эти радости, надо делать так, чтобы дети понимали, что они нужны. Разные бывают ситуации в семьях, иногда в школу идут для того, чтобы почувствовать свою нужность и укрепиться в том, что мне здесь тепло и хорошо.
Кира Лаврентьева
— Переключиться.
Ольга Мачехина
— Когда я начинала работать, я пришла в школу старшей пионервожатой, у нас были тогда пионерские комнаты, после уроков там собирались дети, которые не хотели идти домой. Им дома было не очень хорошо, по разным, наверное, причинам. И сейчас, когда прошло много-много лет, у них уже свои дети и даже у некоторых есть внуки, они во время всех наших встреч вспоминают, что им было очень важно, что их видят. Что он/она есть. Что это не общая масса, класс, в классе бывает 15, 20, 25, 30, больше иногда человек, но что он один, и он такой, какой он есть. Учитель видит его индивидуальность, сейчас есть такой термин «самость», когда мы говорим: а ты сам попробуй, сделай. Учитель, если это учитель, как говорят, от Бога, — вообще учителем не от Бога быть невозможно, это тогда урокодатель — он обязательно увидит то, про что можно сказать: а сам попробуй, а сама сделай, у тебя получится. Эта индивидуальность через индивидуализацию будет проходить. Индивидуальность — это у ребенка. А индивидуализация — это сложный педагогический процесс, он педагогически организован. Для того чтобы его осуществлять, учитель должен учиться, он должен знать теорию педагогики, историю педагогики, как это делается. Такая особая педагогическая кухня, педагогическая мастерская. Как увидеть ребенка, как создать для него условия, при которых он захочет учиться? Пусть он не будет медалистом, олимпиадником, высокобальником, но он будет учиться, научаться.
Кира Лаврентьева
— Ольга Николаевна, обнять вас хочется, честное слово. Я была как раз тем сложным ребенком, не в плане девиантного или хулиганского поведения, но сложным в плане системы. Очень много детей несистемных, в них нужно видеть эту личность, эту индивидуальность, о которой вы сейчас говорите. Благодаря тому, что моя учитель русского и литературы Марина Зоревна Федюнина, это 10-я школа города Красноярска, увидела во мне ту самую личность, и так же в других сложных детях класса, мы сейчас все горим своим делом. То есть те люди, которые пытались встать по линеечке, не говорю, что это плохо, и встроиться, себя сломать, встроиться в общую канву, главное не выделяться, за кем-то затаиться и не выглядывать, себя никак не проявлять, им было сложнее и профессию получать и потом в эту профессию заходить. Это был долгий поиск, но сейчас более или менее у всех всё хорошо. Но я к тому, что система школьного образования направлена на то, чтобы все одинаково послушно себя вели, чтобы было удобно преподавать. Это понятно, всего 40 минут на урок, надо дать материал, надо успеть что-то вложить в головы 30-ти человек в классе. Но мы не можем исключать и детей, которые по-другому воспринимают информацию и по-другому учатся и по-другому мыслят. Спасибо вам огромное за то, что вы это говорите. Таких учеников таскают к директору, ругают, ставят плохие оценки, но в целом им нужно только, чтобы увидели в них личность, чтобы увидели их сильные стороны. Я помню, мы с девчонками что-то опять выдали на уроке, и вот эта учительница выводит меня к доске, я думаю, ну всё, пришел мой час. Она говорит: вот теперь вы будете слушать, как нужно отвечать по литературе. То есть она разделила поведение и талант. Она задала мне какой-то вопрос, я начала отвечать, она: да, да, Кирочка, молодец. Пятерку мне поставила, а потом уже на перемене про поведение мое говорили. Она очень разделяла это, и это настолько удивительно. Ольга Николаевна, я вижу в вас эти самые удивительные качества педагога и способность видеть в сложных и несложных детях личность, это удивительное качество. Наверное, чем больше таких учителей, тем больше будущего у нашей страны и у нашего образования.
Ольга Мачехина
— Спасибо на добром слове, Кира. Пока вы сейчас говорили, вспоминали свою учительницу и то, как на уроке у вас сложилось. У меня буквально калейдоскоп из образов моих учеников, тех самых сложных, тяжелых. Нет, они не были девиантами.
Кира Лаврентьева
— Нет, про девиантов мы сейчас не говорим.
Ольга Мачехина
— Они были еще тяжелее, чем девианты, они все успешные люди стали. Некоторых из них приходилось вытаскивать между двойкой и тройкой, идти на уступки, услышать мольбы родителей: Ольга Николаевна, ради Бога, помогите закончить 8-й, а потом, когда реформа была 9-й класс, у нас же все решено, у нас выбран ПТУ, училище, техникум, сейчас колледжи, не важно, только выпустите, ради Бога. Эти низкие отметки, но при этом довольно высокое оценивание их учебного труда, Для кого-то это пять баллов, победа в олимпиаде, идеальная учебе.
Кира Лаврентьева
— И это прекрасно тоже.
Ольга Мачехина
— Очень хорошо, замечательно. Но оцени и того, у которого вчера было сто ошибок, а сегодня 98, это же две ошибки уже минус. А когда вместо ста ошибок 50, Боже мой, да ты герой. Они выпестовываются, птенцы такие мокренькие сначала, вот они вылупились, потом уже пошел, начал пытаться лететь, и фью, слетел. И когда ты смотришь, летят журавли, лебеди, неважно, летят, и среди них узнаешь своих. Вот это учительское чудо.
Кира Лаврентьева
— Программа «Пайдейя» на Радио ВЕРА. Меня зовут Кира Лаврентьева. У нас в гостях Ольга Николаевна Мачехина, доктор педагогических наук, профессор дирекции образовательных программ Московского городского педагогического университета, руководитель международного проекта «Страна Читалия», научный руководитель Единой независимой ассоциации педагогов города Москвы. Ольга Николаевна, вопрос про «Страну Читалию». Сейчас все родители, кто пытается бороться за то, чтобы дети читали, прильнули к радиоприемникам, мы вас спрашиваем, что это за проект? Я так понимаю, это ваш авторский проект, конкурсы, связанные с ним тоже есть. Расскажите нам, пожалуйста, что это такое, как с этим жить, как подружиться и как научить детей читать?
Ольга Мачехина
— Да, друзья, волшебная «Страна Читалия» без границ, без географических и без возрастных. «Страна Читалия» появилась 11 лет назад. И появилась она не благодаря, а вопреки. Мои собственные дети, два мои сына, сейчас абсолютно взрослые мужчины, заводя со мной однажды разговоры, кстати, сегодня я об этом Александре уже рассказала, процитировали из одного литературного произведения слова о том, что «мама, ты ведешь себя как Жоан, но я, прости, не Равик». Мне стало немножко стыдно, потому что на тот момент я не знала, как вела себя Жоан и почему он не Равик. За ночь пришлось прочитать «Триумфальную арку». И пошло дело. Мои сыновья взяли такую линейку, цитировать и меня таким образом подстегивать и дисциплинировать: а ты это не читала, хм. Пришлось читать Анджея Сапковского, пришлось с ужасом читать Стивена Кинга, пришлось перечитывать некоторую классику Макса Фрая. Мне это не очень нравилось, но я должна была это сделать. И потом появилась «Страна Читалия». Директор одной из московских школ, моя ученица, моя выпускница, задала мне вопрос: как бы нам что-нибудь оригинальное сделать в школе, чего нет еще нигде. Сделали. «Страна Читалия» родилась в московской школе 1374, благодаря Маргарите Сергеевне Бриткевич. За 10 лет этот конкурс, в котором дети и взрослые читают книги и делают маленькие рекламные ролики при помощи телефонов, камер, неважно чего. Они рассказывают о книге так, что ее хочется взять и начать читать или хотя бы полистать страницы, посмотреть, заказать. Ролик, который рождает интерес к книге. В «Стране Читалии» сейчас 79 субъектов Российской Федерации участников, 19 стран мира, больше 9 тысяч участников. Это реклама книги, которую делают так, как делают: хочу вам рассказать о книге, будьте добры, слушайте и читайте. Сейчас уже у «Страны Читалии» много единомышленников, партнеров, которые абсолютно бескорыстно поддерживают этот конкурс буктрейлеров, рекламных роликов. У нас генеральный партнер конкурса — Российская государственная детская библиотека, самая большая детская библиотека в мире. Конечно же, у нас много таких партнеров, которых, я думаю, знают большинство людей, которые читают, да и не только людей, которые читают, большинство людей, педагогов и не педагогов. Это Издательский дом «Учительская газета», это огромнейший Всероссийский проект «Моя страна — моя Россия», это наш любимый партнер «Россия — моя история», много филиалов сейчас по всей стране, это проект «Мир навыка». Что говорить, заходите на сайт «Страна Читалия», первая в строке поиска, смотрите рекламные ролики, буктрейлеры, в которых рассказывают люди о книгах. Кстати, еще раз напомню, взрослые тоже рассказывают, это не детский конкурс. Его уникальность в том, что, да, я тоже читаю, и мои дети читают, и я хочу рассказать о своих любимых книгах. Между прочим 1 сентября начался прием заявок на конкурс 2026 года. «Страна Читалия» такая большая, что в ней появился городок, у нас там много городов, деревень, сел, поселков, и страны там еще есть дружественные, пограничные. Дочерний конкурс называется «Горжусь тобой, моя Россия», книги о нашей великой родине. В этом конкурсе совсем-совсем скоро мы завершим принимать работы по книгам, в которых мы рассказываем о великих соотечественниках, о ваших маленьких городках, поселках, селах, моя малая родина, о культурном наследии России, о великих событиях, о природе и ее сокровищах. Да что говорить, друзья мои, заходите на сайты «Горжусь тобой, моя Россия», ведь мы гордимся нашей великой родиной.
Кира Лаврентьева
— Так, ну, раз мы об этом заговорили, не могу не спросить топ-3 ваших любимых книг, Ольга Николаевна. Ну, не могу, правда.
Ольга Мачехина
— Да конечно. Топ-3 — это очень сложно. Каждый год на церемонии награждения победителей конкурса «Страна Читалия» обязательно кто-нибудь подходит и говорит: а какая у вас любимая книга? В следующем году я обнаруживаю, что по названной мной любимой книге сделано сто буктрейлеров. Я, конечно, скажу вам, какая моя любимая книга. Из детских это «Приключения Люси Синицыной и Люси Косицыной, учениц 3-го класса».
Кира Лаврентьева
— Та-ак.
Ольга Мачехина
— Благодаря этой книге я в свое время начала читать. Я закончила первый класс одной из прекраснейших московских школ, тогда это была школа № 49, сейчас называется школа на Петровке, и выбежала из стен школы, громко крикнув бабушке: бабушка, у меня по чтению два. Я не научилась читать за 1-й класс, это было ужасно. Но в этой престижной школе я училась только потому, что я жила в соседнем доме с ней, невозможно было учиться в другой. И вот дедушка мой очень сильно опечалился и в начале летних каникул привез в деревню мне, где я проводила лето, вот эту книгу. Я ее прочитала, и с тех самых пор, с 1975-го года, у меня никогда ни по чтению, ни по литературе не было оценки, кроме пятерки. Это простая книга про девчонок, очень вам рекомендую ее почитать. Еще одна книга, которую, я считаю, должен прочитать, во-первых, любой родитель, во-вторых, каждый педагог. Это «Цветы для Элджернона» это становление личности через испытания и это игры с бессознательным, нам нужно быть очень осторожным, особенно сейчас, когда наступила эра искусственного интеллекта. Медицинское вмешательство, которое может привести как к прогрессу и победе, так к поражению и даже смерти. Ну и третья книга, наверное, я вас сейчас очень удивлю — «Хороший год» Питера Мейла. Я эту книгу и фильм, снятый по этой книге, рекомендую не в качестве романтического произведения. Когда мы начинаем с ребятами изучать экономику, в частности ценные бумаги, такая тема есть, я рекомендую прочитать первые страницы этой книги или посмотреть первые минуты и понять, что такое «продаем», что такое «покупаем». А потом еще и право собственности разбираем, читая тоже это художественное произведение, великолепнейшее, написанное потрясающим языком. Для меня книги всегда — это возможность услышать, увидеть и создать свой образ того, что там происходит. Я читаю так, что всё, я там и мне можно задать такой вопрос, на который я не смогу сразу ответить, потому что я там, я в книге.
Кира Лаврентьева
— Интересно, почему такой выбор? Это потрясающий фильм Ридли Скотта, мы его знаем, но есть и книга не менее потрясающая.
Ольга Мачехина
— Началось всё с книги.
Кира Лаврентьева
— Интересен выбор, там же владелец фоновой биржи...
Ольга Мачехина
— Да, да.
Кира Лаврентьева
— ...наследует винодельню. В чем вы видите главный смысл этой книги?
Ольга Мачехина
— А там же дядя, который воспитал этого мальчика. Меня воспитали бабушка с дедушкой, родители все время были в командировках. Для меня важно было увидеть, как взрослый, возрастной, не пожилой, но возрастной человек повлиял на то, каким стал главный герой этой книги. Когда он вспоминает, как это было, и, с позволения сказать, прокручивает как бы этот фильм о своем детстве в своей голове, и это всё Питер Мейл настолько искусно прописывает, хочется возвращаться в свое детство. Иногда это возвращение бывает очень болезненным, но ошибки нам даются для того, чтобы расти, «дорогу осилит идущий». Как-то так.
Кира Лаврентьева
— Программа «Пайдейя» на Радио ВЕРА. У нас в гостях Ольга Николаевна Мачехина, доктор педагогических наук, профессор дирекции образовательных программ Московского городского педагогического университета, руководитель международного проекта «Страна Читалия», научный руководитель Единой независимой ассоциации педагогов города Москвы. Мы очень скоро к вам вернемся. Пожалуйста, оставайтесь с нами.
Кира Лаврентьева
— Программа «Пайдейя» на Радио ВЕРА продолжается. У нас в студии Ольга Николаевна Мачехина, доктор педагогических наук, профессор дирекции образовательных программ Московского городского педагогического университета, руководитель международного проекта «Страна Читалия», научный руководитель Единой независимой ассоциации педагогов города Москвы. Вот такой гениальный педагог у нас в студии, дорогие слушатели. Меня зовут Кира Лаврентьева. Давайте по вашим регалиям пойдем, Ольга Николаевна. Про «Страну Читалию» мы уже поговорили, про конкурс буктрейлеров поговорили, про чтение, про педагогику, про любовь к детям поговорили. Кстати, дорогие слушатели, если вы первую часть по какой-то причине не слушали, можете сделать это на сайте, программа появится на сайте уже завтра. Что такое Единая независимая ассоциация педагогов? Вы там научный руководитель. Что это за такой проект интересный, Ольга Николаевна?
Ольга Мачехина
— Проект очень интересный. Исходя из его названия, давайте по словам. Единая — значит, объединяет. Независимая — объединяет 19 независимых друг от друга ассоциаций педагогов-предметников города Москвы. Как известно, у нас в Москве сейчас около семисот образовательных организаций, почти 20 тысяч педагогов. Объединяет разные ассоциации. Например, ассоциация учителей русского языка и литературы, ассоциация учителей физики, ассоциация учителей истории и обществознания, ассоциация школьных библиотекарей, ассоциация школьных психологов. Каждая ассоциация независимая, она развивается. Ассоциация учителей начальных классов, даже педагогов дошкольного образования. Но они все вместе объединились, объединились 12 лет назад. На наших собраниях, а мы называем это форумы, мы обсуждаем важные вопросы, пытаемся найти решение проблем, общих для московского образования.
Кира Лаврентьева
— Ничего себе.
Ольга Мачехина
— В частности, у нас будет форум ближайший в ноябре, мы его всегда посвящаем развитию школы в условиях мегаполиса. Какая философия? Раз я научный руководитель, я забочусь о том, чтобы мы искали, находили решение проблем, в том числе, не только из практики выходя на решение этих проблем, но и из теории, а именно из истории педагогики. Здесь мы используем концепцию герменевтического подхода через поиск смыслов, открытие смыслов в чтении, в работе учителя, в организации и проведении уроков. Выведение урока в формат учебного занятия, когда на уроке не успеваешь, физически учитель не успевает сделать всё, что он хочет.
Кира Лаврентьева
— Конечно.
Ольга Мачехина
— Но он вполне может, используя различные приемы, способы, технологии...
Кира Лаврентьева
— Ольга Николаевна, буквально для примера, что обсуждают в ассоциации педагогов города Москвы? Какие проблемы яркие в ваших беседах всплывают?
Ольга Мачехина
— Из ярких проблем, то, что мы обсуждаем уже сейчас и будем обсуждать ближайшее время, я думаю, для всех родителей и вообще для всех актуально, с 1 сентября 2025-го года вводится оценка за поведение. Сейчас идут споры о том, какую критериальную базу в основу этого оценивания положить. Либо это будет образцовое, хорошее и неудовлетворительное, либо пятибалльная шкала, с цифровым оцениванием, что-то еще. Идет эксперимент в семи субъектах Российской Федерации, результаты эксперимента будут проанализированы, и уже в 2026-м году во всех 89-ти субъектах Российской Федерации будет введена оценка за поведение. Вот это мы и будем в ближайшее время обсуждать в наших предметных ассоциациях.
Кира Лаврентьева
— Как вы лично к этому относитесь?
Ольга Мачехина
— Я лично к этому отношусь...
Кира Лаврентьева
— И цель на ваш взгляд? Какая цель у этого решения?
Ольга Мачехина
— На мой взгляд, сначала нужно было бы показывать примеры того, что значит поведение вообще. К сожалению, работая в одной из самых больших московских школ методистов и посещая уроки, я вижу, что дети подчас не знают, что значит вести себя. У нас акцент на воспитание, уже года три массировано мы обсуждаем, как можно воспитывать на уроке, прямо в эти 45 минут воспитывать. Возможно ли объяснять тему на уроке математики и одновременно воспитывать? Да, возможно. Полагаю, что эта тема, может быть, для отдельного разговора, как воспитывают на уроке, но воспитывают через уважение к себе. Если ты постоянно вызываешь отрицательные эмоции у учителя и у своих одноклассников, может быть, конечно, ты их развлекаешь, но развлечение — это не самое лучшее времяпрепровождение на уроке. Поэтому уважение к себе через соблюдение правил и норм. Да, мы воспитываем у человека уважение к себе. Это тоже обсуждается в предметных ассоциациях. Конечно, будем к этому возвращаться и на нашем педагогическом форуме, где от каждой ассоциации будет выслушано всеми, кто будет участвовать в этом форуме, что можно сделать на уроке для того, чтобы вести себя. Поведение — это вести себя.
Кира Лаврентьева
— Да.
Ольга Мачехина
— И как ты собираешься себя вести рядом с 30-ю сидящими, такими же, кто себя не ведет? Вот вопросец такой у нас.
Кира Лаврентьева
— Да, вопросец, конечно, для отдельной программы. Ольга Николаевна, хочется вас обо всем спросить. Знаю, что вы часто поднимаете тему в своей педагогической деятельности, что и как читает российский учитель, связь читательской активности учителя и становления читательской культуры учеников. Это, наверное, тоже из этой истории, когда дети спрашивали вас: мама, а ты читала вот это? Знаешь ли ты вот эту цитату? И вам приходилось просто их догонять. Кстати, такое счастье, я думаю, многие родители сейчас сорадуются и задумаются.
Ольга Мачехина
— Да, задайте вопрос себе, который вы хотели бы услышать от своих детей. Попросите их сформулировать, собрать вот эти слова: Мам, пап, бабушка, дедушка, а ты читал вот это? Что такого вы не читали из того, что читали они? Уже года, наверное, два-три меня сильно, нет не 2-3, десять лет беспокоит этот вопрос и интересует, а учителя-то что читают? С детьми мы более-менее разобрались, у нас уже пять лет проходит конференция в Российской государственной детской библиотеке «Что и как читают наши дети», мы ее в близкие к 1 июня даты, Дню защиты детей. А учителя? У них вообще есть время, у них есть любимые книги? Мы как-то упустили этот момент. Так как я являюсь научным руководителем нескольких аспирантов, магистрантов, у нас в разговоре возник этот вопрос, а вообще-то учителя читают? Кроме учителей литературы, им по статусу положено. А учителя математики, физики, химии? А директора школ? Оказывается, читают. Читают, но хотелось бы этот вопрос, что называется, поставить ребром и заняться этой темой серьезно. Посему мы решили провозгласить создание сообщества книжных клубов и организовали выездные сессии. Первая сессия у нас прошла в Калининградской области в начале августа, летняя выездная сессия «Янтарный Калининград», где собрались 45 педагогов и администраторов, делились своими мыслями, может быть, даже мечтами о том, что хотелось бы прочитать. Наш большой друг, председатель жюри конкурса «Страна Читалия» Андрей Наумович Иоффе, тоже доктор педагогических наук и профессор, тоже в прошлом учитель истории и обществознания, возглавляет лабораторию развития личностного потенциала в МГПУ. Исходя из этой философской концепции развития личностного потенциала, он подготовил и представил список книг об образовании, о школе, об учителях. Осенняя наша выездная сессия, она будет называться «Блистательный Санкт-Петербург», будет посвящена обсуждению этих книг. В Петербурге у нас в этом году вторая конференция по семейному чтению, друзья, присоединяйтесь, подключайтесь. В ноябре мы проводим эту конференция специально для вас, дорогие родители, «Семейное чтение в условиях глобальной цифровизации образования и культуры». Что мы можем сделать, когда цифровизация. Всё, ее не остановишь, цифровые книги, всё цифровое, а семейное чтение остается. Где тот зеленый абажур и где та бархатная скатерть на круглом столе лежащая? И мы сидим всей семьей и читаем вслух? На этот вопрос мы будем отвечать тоже. Кстати, мы на него уже начинали отвечать, но продолжим. Хотелось бы узнать и ваше мнение тоже, где же он этот стол с этим абажуром?
Кира Лаврентьева
— Мне кажется, можно это создавать в своей семье. Причем, это задача вообще современного родителя, выдергивать себя и своих детей из цифрового пространства и создавать некий уют. Мне кто-то буквально на программе посоветовал даже свечку зажигать, музыку приятную включать очень тихо, чтобы она не мешала, читать по очереди, потом разговаривать, обсуждать.
Ольга Мачехина
— Кира, я вам сейчас маленький секрет подарю и всем нашим слушателям тоже. А это буктрейлер, а это чтение вслух и потом монтаж. Это — вместе читаем, вместе листаем, потому что в требовании к буктрейлеру есть присутствие книги — раз; голос — два. Это может быть презентация, это может быть мультик, что угодно. У нас 10 лет конкурсу, мы отмечали 27 апреля 2025-го года, на сцену приглашали семью Демидовых, это победители первого конкурса. Ребятки, мягко говоря, выросли. И если тогда, 10 лет назад это был ученик первого класса и его маленькая сестричка, то сейчас это ученик 11-го класса и его, хотя и младшая сестричка, но уже вполне себе взрослая барышня. Мама, папа, сын и дочка вышли на сцену и, знаете, что они сказали, спасибо за то, что у нас была возможность всей семьей прочитать книгу и ее проштудировать так, чтобы сделать этот ролик-победитель. Мы ругались, мы мирились, мы записывали звук, мы делали фотографии. Как это было прекрасно. Спасибо за то, что это было семейное общее дело, да еще и с книгой.
Кира Лаврентьева
— Программа «Пайдейя» на Радио ВЕРА. Меня зовут Кира Лаврентьева. У нас в гостях Ольга Николаевна Мачехина, доктор педагогических наук, профессор дирекции образовательных программ Московского городского педагогического университета, руководитель международного проекта «Страна Читалия», научный руководитель Единой независимой ассоциации педагогов города Москвы. Ольга Николаевна, у вас не только этот проект, вы еще внедряете некую историю о кинопедагогике.
Ольга Мачехина
— О да.
Кира Лаврентьева
— Ольга Николаевна, пожалуйста, расскажите, мне так важно вас обо всем этом успеть спросить.
Ольга Мачехина
— Кинопедагогика это у нас тоже любимое дело, даже есть такое пособие для родителей «Подросток в фокусе». Но мы же с вами все наверняка неоднократно произносили такие слова в адрес своих детей: Боже, как это можно смотреть, это какой-то ужас, что вообще вы слушаете? Это нормально для поколений, связь поколений, что они смотрят, что мы смотрели, тоже вызывали мы такие же вопросы у своих родителей. И вот родилась у нас мысль, идея, она вполне себе успешно материализовалась, подбирать фильмы, причем честно, спрашивая детей-подростков и взрослых, какой фильм вы хотели бы обсудить с вашими близкими родственниками других поколений? Был риск у слышать в ответ никакие не хотим, вообще ничего не хотим обсуждать. Но старались минимизировать этот риск и мягко задавали вопросы, и появился список фильмов и со стороны бэби-бумеров, иксов, игреков и соответственно зэтов и иже с ним. Сейчас все уже в этом разбираются, я так думаю. Альфов пока не спрашивали, маловаты пока еще. Хотя уже можно.
Кира Лаврентьева
— Я вообще не понимаю, чем речь, Ольга Николаевна?
Ольга Мачехина
— Это теория поколений, тоже можно встретиться, специально поговорить о теории поколений. Это важно, сейчас в контексте кинопедагогики важно, когда мы задаем вопрос: ты не смотрел «Любовь и голуби», ужас, кошмар, ты не знаешь, что такое «отпустите меня, Раиса Захаровна»? Как можно не смотреть фильм «Офицеры»? Так его каждый год 23 февраля показывают.
Кира Лаврентьева
— Да, и 9 мая.
Ольга Мачехина
— Так и можно не смотреть. И «Москва слезам не верит», оказывается, можно не слышать, не видеть, не смотреть, и «Любовь и голуби», и «Офицеры». Поэтому проводим дебаты, дети любят, мамы, папы, бабушки, дедушки тоже любят, но бабушки-дедушки больше, потому что они больше времени имеют. Мы смотрим в актовых залах, сейчас во многих школах есть такая возможность. Мы смотрим сначала фильм, предложенный... кстати, это рандомно, можно сначала смотреть фильм старшего поколения, потом фильм младшего поколения. И потом их обсуждаем. В нашем методическом пособии описаны все шаги, что нужно сделать, чтобы обсудить фильмы разных поколений. Какой здесь результат? Результат — посмотреть осмыслено. Для того, чтобы спорить, нужно знать о чем спорить, поэтому приходится смотреть, смотреть осмысленно. Не очень хорошо идут обычно видео фильмы о предпочтениях молодого поколения у взрослых, но им приходится смотреть. Ну, почему? Дети же и подростки посмотрели их фильм, значит, будьте любезны, и вы посмотрите. Таким образом мы объединяем культурные коды поколений, это очень хорошая история, мне она очень нравится. В ближайшее время планируем посмотреть из старшего поколения, сейчас наши слушатели улыбнутся, «Блондинка за углом», был такой фильм с Татьяной Догилевой, Андреем Мироновым. Наши миллениалы и альфы сейчас подбирают фильмы, большое количество.
Кира Лаврентьева
— Зумеры.
Ольга Мачехина
— Зумеры, бумеры и так далее. Я вкратце поясню, это старшая школа, то есть 9, 10, 11-й класс. Альфы — это сейчас младшая школа, началка и основная.
Кира Лаврентьева
— Ольга Николаевна, тогда вопрос, почему это должно быть интересно, зачем это нужно современным, например, 11-классникам смотреть «Любовь и голуби»? Я-то понимаю, зачем это нужно, но я вас как педагога спрашиваю. И «Москва слезам не верит»?
Ольга Мачехина
— Как учитель обществознания и человек, который готовит, я член ассоциации репетиторов России.
Кира Лаврентьева
— Еще тьютор.
Ольга Мачехина
— Я еще тьютор, да. И человек, который готовит к экзаменам, я вам могу сказать, что в ЕГЭ по обществознанию есть 19, 25-е задание, где можно приводить примеры, это повышает баллы на экзамене, из фильмов и книг. Это называется личный опыт и социальная практика, когда можно написать, что в широко известном фильме «Любовь и голуби» или в легендарном фильме «Унесенные ветром», и выйти через терминологию обществоведческую, тогда это будет хороший социальный пример. Это раз, это в учебе. И для того, чтобы поддерживать иногда беседу в разных местах, в частности в компаниях, на отдыхе, цитируйте из фильмов, это придает шарм вашей речи, вы становитесь героем компании.
Кира Лаврентьева
— У нас вообще в принципе это принято, на Радио ВЕРА мы часто цитируем советские фильмы именно в коллективе между собой. И это очень здорово.
Ольга Мачехина
— У меня подборка есть большая и отечественных и зарубежных фильмов, даже разобранная моими учениками, у меня таблица, где по пяти содержательным областям обществознания, что именно в этом фильме есть из философии, экономики, политики, права и социологии. И поверьте, в каждом фильме это есть, в каждом фильме пять содержательных областей есть.
Кира Лаврентьева
— Особенно в советских.
Ольга Мачехина
— Советских и не только советских, зарубежные фильмы. Я, например, очень люблю фильм «Шоколад», который мы разбираем.
Кира Лаврентьева
— Жюльет Бинош и с Джонни Деппом.
Ольга Мачехина
— Да с Жюльет Бинош и с Джонни Деппом. Причем, я детям все время говорю: дети, есть еще другой фильм «Шоколад», но в скобочках у вас написано — в главной роли Джонни Депп и Жюльет Бинош, смотрите этот. Мы с ними там разбираем, помните, этот воинствующий протестантизм.
Кира Лаврентьева
— Католицизм больше, дальше.
Ольга Мачехина
— Она протестантка, а граф де Рено католик, и как они сражаются. Потом семейные ценности, бабушка, которой не дают внука.
Кира Лаврентьева
— Там много всего.
Ольга Мачехина
— Да, этот фильм вообще очень хорошо выносится на дебаты, с удовольствием его обсуждают. «Лучшее предложение», «Игры разума», «Загадочная история Бенджамина Баттона»- эти все фильмы мы смотрим, обсуждаем. Мои ученики, мои дети, как я их называю, обязательно смотрят, они у меня всё лето смотрят фильмы и заполняют таблицы. Потом мы уже это используем для решения заданий.
Кира Лаврентьева
— То есть что-то вроде читательского дневника, только по фильмам?
Ольга Мачехина
— Да.
Кира Лаврентьева
— Интересная идея. Дорогие педагоги, возьмите на вооружение. Но тут нужно с глубиной отнестись к выбору фильмов, потому что у детей только становление, и очень важно, что они смотрят.
Ольга Мачехина
— Для этого еще можно поговорить о профессии тьютора, она совсем недавно еще была для нас не известной, сейчас набирает силу. У нас есть межрегиональная тьюторская ассоциация в России. Я преподаю именно в тьюторской магистратуре, где педагоги и не педагоги, а у нас много людей из непедагогики, из бизнеса, люди, которые вообще не связаны ни с бизнесом, ни с педагогикой, идут учиться для того, чтобы помогать сопровождать других людей в создании их индивидуального образовательного маршрута. Этот образовательный маршрут, это не только школа. Одна из моих магистранток, например, пишет диссертацию по теме «Как досуг и свободное время сосуществуют в жизни женщины, находящейся в третьем декретном отпуске?». Как не завязнуть в третьем декретном отпуске и вспомнить о том, что есть книги, музеи и театры? А дети не перестают быть в то время, когда женщина вспомнила, находясь в третьем декретном отпуске, и тогда на помощь приходит тьютор, который выстраивает.
Кира Лаврентьева
— Почему в третьем? Потому что первые два еще ты помнишь читать и смотреть фильмы?
Ольга Мачехина
— У нее третий декретный отпуск, она об этом как раз проводит исследование.
Кира Лаврентьева
— Ну да, свой опыт.
Ольга Мачехина
— Да. Здесь появляется тьютор, специалист, который вместе с тьюторантом, так мы называем, составляет личностную ресурсную карту, рисует ее на бумаге или в компьютере. Ой, что только ни рисуем, и горы, и реки, и леса, и пускаем там лодочки, и ракеты запускаем. Личностное ресурсное картирование — один из важнейших инструментов в работе тьютора. К слову сказать, у меня тоже есть мой собственный тьютор. Хотя я профессор тьюторской магистратуры, одна из моих учениц — это мой тьютор. Когда мне требуется корректировка личностной ресурсной карты, я обращаюсь к ней, она ко мне приезжает, мы берем очередной лист обоев, переворачиваем и дополняем наши реки, горы и леса. Вот так.
Кира Лаврентьева
— Ольга Николаевна, еще вопрос про фильмы, книги и досуг с детьми, как его лучше проводить? У нас лето позади уже, но несколько каникул в этом году еще предвидятся. Я, наверное, сейчас про школьников спрашиваю больше. Как так его распределить, если дети, например, разновозрастные, если они не могут смотреть все один и тот же фильм. Это всегда очень нервно, в нашем случае точно, потому что старшему интересно одно, младшему совсем другое, среднему третье. Как в таких случаях поступать?
Ольга Мачехина
— Кира, вряд ли я дам рецепт, делай так, один, два, три. Не буду оригинальной — это личностная ресурсная карта. Можно найти полчаса времени и, возможно, с тьютором, у нас семейные тьюторы есть, составить эту карту. Мы же, воспитывая наших драгоценных, прекрасных, чудесных деток, как-то готовим их к самостоятельному плаванию, они тоже будут у нас взрослыми, а может быть, уже взрослые. У вас, уважаемые слушатели, дети, может быть, взрослые, но все равно хочется объединяться. Досуг нужно, на мой взгляд... вместе в Екатериной, с магистранткой, мы дифференцируем понятия досуг и свободной время. Подчас хочется лечь на диван, что-то фоновое включить, телевизор или музыку, может быть, даже побродить по маркетплейсам. Это досуг или это свободное время? Почему возникает такая фраза — убивать время. В английском языке, а я довольно долго преподавала английский язык, Александра тоже знает об этом, есть понятие to waste time and to spend time, no wasting but spending — не тратим, а проводим время. Досуг — это проведение времени. А почему лежание на диване — это трата времени? Ведь в это время тоже что-то происходит полезное. По поводу досуга, у нас партнеры у «Страны Читалии» есть, огромный проект «Семейный досуг в Москве», «Семейный досуг в Петербурге», предлагается много разных активностей. Но для активности нужна энергия, нужно время. Поэтому тьютор, личностная ресурсная карта, обои. Берем обои — не надо покупать флипчарты — берем обои, раскладываем на полу, берем фломастеры, берем какие-нибудь стикеры интересные. Мама позаботится, мама знает, что купить, где, какие стикеры, условная мама, любая, бабушка, тетя, папы тоже могут присоединиться. И рисуем, пусть это будет река или лес, как вы себе представляете ваше время. Вы в гору пойдете или вы поплывете, вы будете в лесу блуждать или, может быть, вы в парке сядете — образное мышление. Есть метафорические карты тоже в работе тьютора. Найдите эти полчаса, может, час. Начинаем с получаса, потом так затягивает иногда в полтора и в два. Создать эту атмосферу проектирования досуга.
Кира Лаврентьева
— Дорогие друзья, но мы не путаем сейчас с картами желаний и прочими, Господи помилуй, какими-то полушаманскими, полунепонятными эзотерическими историями, это все-таки другое, это больше про тайм-менеджмент.
Ольга Мачехина
— Официальный инструмент в работе тьюторов и педагогов-психологов, метафорические карты по героям книг.
Кира Лаврентьева
— Вот.
Ольга Мачехина
— Метафорические карты по героям фильмов, мультфильмов, иногда они создаются нашими магистрантами в рамках защиты магистерских диссертаций. Очень всё серьезно.
Кира Лаврентьева
— Вот так. Дорогие друзья, напоминаю, что эти беседы мы организуем совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ, детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми, занимается их духовно-нравственным развитием. С радостью напомню, что у нас в студии была Ольга Николаевна Мачехина, доктор педагогических наук, профессор дирекции образовательных программ Московского городского педагогического университета, руководитель международного проекта «Страна Читалия», научный руководитель Единой независимой ассоциации педагогов города Москвы. Меня зовут Кира Лаврентьева. Ольга Николаевна, мы вас от всей души благодарим, ждем еще раз в нашей студии с нетерпением. Желаем вам творческих успехов, сил и здоровья.
Ольга Мачехина
— Спасибо. Спасибо, дорогие слушатели, дорогие друзья. Я всех приглашаю в волшебную «Страну Читалию». До встречи.
Кира Лаврентьева
— Вот да. До свиданья, дорогие друзья.
Все выпуски программы Пайдейя
«Русские конструкторы и изобретатели». Александр Музафаров
Гостем программы «Исторический час» был старший преподаватель Университета имени Разумовского Александр Музафаров.
Разговор шел о русских изобретателях и конструкторах конца 19-го — первой половины 20-го веков, которые внесли значительный вклад в развитие техники во всём мире.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Русские конструкторы и изобретатели». Александр Музафаров
- «Михаил Конаевич Тинбаев — воевода XVII века». Александр Малов
- «Вице-адмирала Григорий Иванович Щедрин». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Обратиться за помощью на портал «Доброе дело»

Благотворительный портал «Доброе дело» — создан православным просветительским проектом «Экзегет.ру» для того, чтобы помогать тем, кто оказался в беде, прежде всего жителям российской глубинки. На сайте проекта «Доброе дело» размещаются истории людей и сборы, в которых можно поучаствовать. О тех, кто нуждается в поддержке, команда портала в основном узнаёт от священников и волонтёров. Но также у любого, кто находится в сложной ситуации, есть возможность обратиться сюда самостоятельно.

Почти за год работы проекту «Доброе дело» удалось помочь большому количеству людей. Среди них многодетная мама Татьяна из отдалённого посёлка Республики Тыва. Она воспитывает троих детей. У младшего инвалидность, поэтому основная часть денег уходит на лекарства и поездки на лечение. На многое другое ресурсов уже не остаётся. Например, Татьяна никак не могла купить водонагреватель, стиральную машину, которая давно вышла из строя, и обновить гардероб детям на холодное время года. Однако всё это помогли сделать добрые люди. Теперь многодетной маме не приходится стирать руками, в доме постоянно есть горячая вода и дети готовы к грядущим морозам.

Также помощь пришла и в дом одинокой бабушки Раисы Ивановны из Рязанской области. Её жильё настолько обветшало, что однажды обвалился подпол, и перед выходом из дома образовалась огромная дыра. При участии портала «Доброе дело» проблему удалось решить в короткие сроки. Сгнившие полы отремонтировали, и теперь Раиса Ивановна может спокойно ходить по дому, без риска для жизни.
Если вы знаете того, кому необходима помощь, или же поддержка требуется вам, оставьте заявку на сайте благотворительного портала «Доброе дело», в разделе «Мне нужна помощь».
Также можно позвонить по номеру: +7 909 164 33 46
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к вере». Антон и Виктория Макарские
Гостями программы «Вечер воскресенья» были известные артисты и музыканты Антон и Виктория Макарские.
Мы говорили с ними об их пути к вере и о том, как приход к Богу повлиял на их творческую и семейную жизнь.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья







