
Фото: Mitchell Luo/Unsplash
На юге Российской Империи начиналась весна. Ставни большого красивого особняка были распахнуты настежь, и свежий ветерок играл белоснежными тюлевыми занавесками. Из сада пахло сладким ароматом цветущей черешни. У окна в кресле сидела молодая черноволосая женщина. Звали её Роксандра Скарлатовна Эдлинг. Она происходила из старинного рода молдавских бояр. Ещё совсем недавно Роксандра блистала в Петербурге при дворе Его Величества императора Александра I и была любимой фрейлиной его супруги, императрицы Елизаветы Алексеевны.
Но в глубине души жизнь светской львицы не прельщала скромную и глубоко верующую женщину. Поэтому, когда в 1822 году царь пожаловал её супругу, графу Альберту Эдлингу, обширные земли в Бессарабской губернии, с радостью поддержала решение мужа переехать на юг. Ведь Роксандра и сама по рождению была южанкой — она появилась на свет в Константинополе, бывшем когда-то столицей великой Византийской империи, а теперь — турецкого Османского царства. И хотя ещё в детстве вместе с семьёй переехала в Россию, связи с родиной не теряла: всю жизнь Роксандра Скарлатовна активно поддерживала константинопольских христиан, испытывавших в то время серьёзные притеснения со стороны османских властей. Таков был образ жизни графини Эдлинг и, как она твёрдо считала, её долг православной христианки: помогать нуждающимся, больным везде, где только возможно. Даже находясь при дворе, она повсюду сеяла добро: мирила поссорившихся, утешала обиженных, защищала напрасно оклеветанных. О добром сердце Роксандры ходили легенды.
В своём новом бессарабском имении близ села Манзырь Роксандра Скарлатовна, к удивлению соседствующих с нею помещиков, отказалась от труда крепостных. Вместо этого она наняла работников из местных государственных крестьян, в большинстве своём нищенствовавших. Графиня не только платила им хорошее жалованье, но и старалась помогать в любых нуждах. За свой счёт строила крестьянам новые добротные избы вместо ветхих лачуг; девушкам на выданье собирала приданое; многодетным назначала денежное пособие. На территории имения Роксандра Скарлатовна построила церковь, которую могли свободно посещать все жители близлежащих сёл и деревень. Для крестьян и вообще всех нуждающихся в Манзыре она открыла бесплатную больницу со стационаром и школу. А любой нищий в округе знал, что в доме графини всегда найдёт приют и кусок хлеба.
Несколько месяцев в году графиня Эдлинг проводила в Одессе. Здесь Роксандру тоже знали как деятельную благотворительницу. В 1829 году, во время обрушившейся на Одессу эпидемии чумы, графиня самоотверженно ухаживала за больными. В неурожайный и голодный 1833 год Роксандра Эдлинг при поддержке супруги одесского губернатора Елизаветы Воронцовой организовала Женское благотворительное общество и по всей губернии устраивала бесплатные столовые для голодающих и приюты для нищих.
Незадолго до смерти Роксандра Скарлатовна в разговоре со своим братом Александром высказала мысль о создании в Одессе девичьего воспитательного монастыря. Она живо представляла себе всё до мельчайших деталей и даже определила место для строительства — Большефонтанский Мыс. К сожалению, лично воплотить в жизнь свою идею графине Эдлинг не довелось — в 1844 году, в возрасте 57 лет, она скончалась, завещав на устройство монастыря крупную сумму. Через два года, в 1846, на эти средства был возведён первый храм будущего Свято-Архангело-Михайловского монастыря — церковь Воскресения Христова, построенная над могилой Роксандры Скарлатовны Эдлинг.
Все выпуски программы Имена милосердия
Натаниэль Готорн. «Дом о семи фронтонах»: «Ежедневное чудо»

Фото: Piqsels
У американского писателя девятнадцатого века Натаниэля Готорна есть роман под названием: «Дом о семи фронтонах». Однажды утром в гостиной этого дома уселся в старинное кресло судья Пинчен, чёрствый, жестокий, алчный и безжалостный человек. На минутку уселся. И задумался. А между тем часы тикают, день разворачивается, как дивная симфония, как чудесный цветок. У судьи множество дел, но он не трогается с места. Наступает вечер, ночь, а судья всё так же неподвижен.
Читатель уже понимает, что судья на самом деле мёртв, скоропостижно скончался от удара, а автор всё пытается разбудить его: «Что же вы, судья Пинчен? Вставайте! Скоро забрезжит рассвет». Судья, конечно, мёртв, но Готорн остро ставит вопрос: а был ли он вообще когда-либо жив? Может быть, намекает автор, физическую смерть судьи так нелегко распознать оттого, что духом-то он умер уже давно?
Преподобный Силуан Афонский, один из самых известных русских святых двадцатого века, говорил: «Каждый день мы питаем тело своё и дышим воздухом, чтобы оно жило. А для души нужен Господь и благодать Святого Духа, без которой душа мертва».
Судья Пинчен так и остаётся сидеть в кресле в доме о семи фронтонах. А читатель в финале романа вместе с автором выходит наружу, где ждёт их подарок, который Господь вручает нам каждое утро: новый день.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Ильинский храм (Мичуринск, Тамбовская область)
Мичуринск, небольшой город в Тамбовской области, до 30-х годов ХХ века носил название Козлов. Потом его переименовали в честь селекционера Мичурина, который там жил и работал. Современный Мичуринск имеет статус наукограда, но на его тихих улочках по-прежнему витает дух патриархального купеческого городка. Здесь почти повсеместно сохранилась застройка 18-19 столетий. В самом центре, на площади Мичурина, можно встретить приземистые двухэтажные каменные здания — типичные купеческие особняки. Впрочем, на главной площади города поражают взор совсем не они. Ещё издали видно, как из-за деревьев в небо сверкающей стрелой устремляется высокий, тонкий шпиль. Приближаешься, и не веришь своим глазам: Петропавловская крепость!? Нет, не может быть, здесь же не Санкт-Петербург. Да и на шпиле — православный крест. Значит, это — храм. Одна из главных достопримечательностей Мичуринска — церковь святого пророка Божия Илии.
Схожесть колокольни Ильинского храма с башней Петропавловской крепости, возможно, и неслучайна — проект церкви разрабатывался по специальному заказу в Петербурге, итальянскими архитекторами. По легенде, руку к нему мог приложить сам Растрелли. Строительство началось в 1781-м году и продолжалось 20 лет, поскольку велось исключительно на добровольные пожертвования горожан. В архитектуре Ильинской церкви переплелись классицизм и элементы стиля барокко. Двухэтажное здание самого храма — практически квадратное, со строгими линиями, без особых излишеств в декоре. А рядом — трёхъярусная 67-метровая колокольня, украшенная колоннами, с арочными окнами и множеством фресок на фасаде. На территорию храма вели каменные ворота — тоже с колоннами, башенками и фресками. В точности такой предстаёт мичуринская Ильинская церковь перед нами и сегодня.
За то, что храм сохранился до наших дней практически в первозданном виде, нужно благодарить искусствоведа Игоря Грабаря. Вооружившись легендой о том, что церковь, возможно, проектировал знаменитый Растрелли, Грабарь убедил власти в её исключительной исторической и архитектурной значимости. В 1925 году храму присвоили статус памятника архитектуры. Богослужения в нём продолжались вплоть до 1938 года. Потом церковь всё-таки закрыли, но не тронули. Примечательно, что с 1928-го по 1933-й год одним из штатных священников Ильинского храма был иерей Стефан Фомин — будущий преподобноисповедник Севастиан Карагандинский. У входа в храм прихожан встречает памятник этому святому. Его установили здесь в 2024 году, а богослужения в храме возобновились намного раньше — в 1992-м. Ильинка — так ласково и с любовью называют церковь святого пророка Божия Илии сами мичуринцы — без сомнения, остаётся сердцем современного города и создаёт в нём ту самую неповторимую атмосферу патриархальной старины.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Человек добро творящий. Ксения Хайсанова
Удивительная книга — Евангелие. Неважно сколько раз ты читала или слышала в храме эпизоды из Священного писания, Господь снова и снова обращает внимание на что-то новое в них, на детали, которые раньше не замечала. И через этот новый смысл Бог показывает, как подправить вектор духовной жизни.
Так, в один из воскресных дней на литургии услышала отрывок из Евангелия от Матфея о том, как Господь умножил хлебы и две рыбки, чтобы накормить собравшийся народ. Я всегда воспринимала этот эпизод лишь как чудо умножения еды из любви Бога к человеку, но слова священника на проповеди открыли для меня новый смысл этого отрывка.
Батюшка сказал: «Обратите внимание вот на какую деталь: Апостолы первыми заметили, что люди голодны и подошли ко Христу с просьбой отпустить народ, чтобы те могли пойти и купить себе еды. А Господь ответил: "не нужно им идти, вы дайте им есть". Тогда ученики нашли немного хлеба и две рыбки. Христос совершил чудо умножения пищи. Но этот хлеб людям раздали апостолы. Так же и в нашей жизни — продолжил священник, — Мы часто замечаем, что какому-то человеку нужна помощь, поддержка, но проходим мимо, думая, что как-то Бог ему поможет. Но именно мы должны помощь, мы должны помолиться, и тогда Отец Небесный, видя наше усердие, сотворит Чудо».
Эти слова коснулись моего сердца, даже кольнули его. Никогда раньше не рассматривала описанное событие с этой стороны.
Замечаю ли я, что где-то могу помочь? Замечаю. Использую ли я эти возможности? Чаще прохожу мимо, говоря или думая примерно следующее: «Господи, все равно не смогу».
Да, мои возможности не так уж велики, но ведь это не дает мне право бездействовать, ждать любви от других и не пытаться что-то отдать взамен? Да, я одна не смогу, а с Господом — совсем другое дело.
Выходя в то утро из храма, мне захотелось обратиться к Творцу с такими словами: «Господи, помоги быть человеком не мимо проходящим, а добро творящим!»
Автор: Ксения Хайсонова
Все выпуски программы Частное мнение







