
Фото: Mitchell Luo/Unsplash
На юге Российской Империи начиналась весна. Ставни большого красивого особняка были распахнуты настежь, и свежий ветерок играл белоснежными тюлевыми занавесками. Из сада пахло сладким ароматом цветущей черешни. У окна в кресле сидела молодая черноволосая женщина. Звали её Роксандра Скарлатовна Эдлинг. Она происходила из старинного рода молдавских бояр. Ещё совсем недавно Роксандра блистала в Петербурге при дворе Его Величества императора Александра I и была любимой фрейлиной его супруги, императрицы Елизаветы Алексеевны.
Но в глубине души жизнь светской львицы не прельщала скромную и глубоко верующую женщину. Поэтому, когда в 1822 году царь пожаловал её супругу, графу Альберту Эдлингу, обширные земли в Бессарабской губернии, с радостью поддержала решение мужа переехать на юг. Ведь Роксандра и сама по рождению была южанкой — она появилась на свет в Константинополе, бывшем когда-то столицей великой Византийской империи, а теперь — турецкого Османского царства. И хотя ещё в детстве вместе с семьёй переехала в Россию, связи с родиной не теряла: всю жизнь Роксандра Скарлатовна активно поддерживала константинопольских христиан, испытывавших в то время серьёзные притеснения со стороны османских властей. Таков был образ жизни графини Эдлинг и, как она твёрдо считала, её долг православной христианки: помогать нуждающимся, больным везде, где только возможно. Даже находясь при дворе, она повсюду сеяла добро: мирила поссорившихся, утешала обиженных, защищала напрасно оклеветанных. О добром сердце Роксандры ходили легенды.
В своём новом бессарабском имении близ села Манзырь Роксандра Скарлатовна, к удивлению соседствующих с нею помещиков, отказалась от труда крепостных. Вместо этого она наняла работников из местных государственных крестьян, в большинстве своём нищенствовавших. Графиня не только платила им хорошее жалованье, но и старалась помогать в любых нуждах. За свой счёт строила крестьянам новые добротные избы вместо ветхих лачуг; девушкам на выданье собирала приданое; многодетным назначала денежное пособие. На территории имения Роксандра Скарлатовна построила церковь, которую могли свободно посещать все жители близлежащих сёл и деревень. Для крестьян и вообще всех нуждающихся в Манзыре она открыла бесплатную больницу со стационаром и школу. А любой нищий в округе знал, что в доме графини всегда найдёт приют и кусок хлеба.
Несколько месяцев в году графиня Эдлинг проводила в Одессе. Здесь Роксандру тоже знали как деятельную благотворительницу. В 1829 году, во время обрушившейся на Одессу эпидемии чумы, графиня самоотверженно ухаживала за больными. В неурожайный и голодный 1833 год Роксандра Эдлинг при поддержке супруги одесского губернатора Елизаветы Воронцовой организовала Женское благотворительное общество и по всей губернии устраивала бесплатные столовые для голодающих и приюты для нищих.
Незадолго до смерти Роксандра Скарлатовна в разговоре со своим братом Александром высказала мысль о создании в Одессе девичьего воспитательного монастыря. Она живо представляла себе всё до мельчайших деталей и даже определила место для строительства — Большефонтанский Мыс. К сожалению, лично воплотить в жизнь свою идею графине Эдлинг не довелось — в 1844 году, в возрасте 57 лет, она скончалась, завещав на устройство монастыря крупную сумму. Через два года, в 1846, на эти средства был возведён первый храм будущего Свято-Архангело-Михайловского монастыря — церковь Воскресения Христова, построенная над могилой Роксандры Скарлатовны Эдлинг.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер