
Фото: PxHere
Речевой этикет — правила вежливого обращения друг к другу — существовал во все времена. Так, например в Древней Руси к пожилым людям почтительно обращались словом «старче». В дохристианский период часто приветствовали друг друга пожеланием здоровья — «Здрав буди», или по-древнерусски — «Гой еси». С принятием христианства изменилось и приветствие. Люди при встрече желали друг другу помощи Божией. Весьма распространённой была и такая приветственная формула, при которой один человек говорил: «Христос посреди нас!» А второй отвечал: «И есть, и будет!»
Первые официальные рекомендации по этикету общения появились в 1717 году, в учебнике «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», который был составлен для воспитания и обучения дворянских детей по указу Петра I. Книга, к примеру, рекомендовала обращаться к родителям не иначе, как «государь батюшка» и «государыня матушка». На чьё-либо обращение отвечать: «Чего изволите?» или «Чего прикажете?»
Среди дворянства того времени официальным уважительным обращением служили слова «милостивый государь, милостивая государыня». Так обращались друг другу незнакомые представители высшего общества. Впоследствии такое титулование сократилось до слов «сударь», «сударыня». В случаях, когда собеседник был человеком знакомым, обращение к нему варьировалось в зависимости от титула, звания или принадлежности к тому или иному сословию. К примеру, в служебной среде, как военной, так и гражданской, младший по чину и званию обращался к старшему «Ваше благородие» или «Вашего высокопревосходительство». Вышестоящие по службе обращались к подчиненным «господин» с добавлением фамилии либо должности. К царю и его супруге обращались словами «Ваше императорское величество». Или, например, так, как обратился в 1854 году в знаменитом письме к императору Николаю Первому помещик Мотовилов, духовное чадо преподобного Серафима Саровского, сообщая пророчества старца о судьбе России: «Всемилостивейший Государь! (...) имею счастье всенижайше лично доложить Вашему Императорскому Величеству в словах пророчественных великого старца Серафима».
Военный речевой этикет соответствовал системе воинских званий. В Табели о рангах, утверждённой Петром Первым в 1722 году, устанавливались чины 14 классов. К генералам, например, положено было обращаться Ваше Высокопревосходительство. К генерал-лейтенантам и генерал-майорам — Ваше Превосходительство. Например, в 1830-м году поэт Александр Сергеевич Пушкин писал генералу Бенкендорфу: «Явившись к Вашему превосходительству и не имев счастья застать Вас, я приемлю смелость изложить вам письменно просьбу, с которой вы разрешили к вам обратиться».
Простолюдины, которые не знали чинов и знаков различия, нередко с уважением называли друг друга по имени и отчеству, и использовали такие обращения, как батюшка, матушка, сударь, сударыня, сестрица.
Своя система обращений сложилась и в среде духовенства. Так, при обращении к митрополитам и архиепископам употреблялся титул «ваше высокопреосвященство». К священникам — «ваше высокопреподобие», «ваше преподобие». Интересно, что в церковной среде эти почтительные обращения без изменений сохранились до нашего времени. При этом современные светские формулы вежливого обращения, конечно, отличаются от тех, что были приняты когда-то у наших предков. Впрочем, сегодня вновь вошли в обиход такие почтительные формы, как «господин» и «госпожа». Исторические эпохи сменяют друг друга, а речевой этикет остаётся, адаптируясь к реалиям времени.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер