Первый школьный звонок для многих дошколят звучит празднично. Но есть малыши, которых пугает даже мысль о необходимости идти в школу. Как помочь ребенку справиться с этим страхом?
Существует много причин возникновения страха школы. Кого-то пугает уход из дома и разлука с родителями, в основном это ребята, которые не посещали детские сады. Кто-то боится встречи с новыми детьми, особенно если уже приходилось сталкиваться с трудностями адаптации в новом коллективе. Иногда боязнь провоцируют сами родители, которые излишне драматизируют ситуацию воспоминаниями о своих школьных годах. Или напротив - слишком радостно рассказывают о том, как весело и легко учиться, и тогда малыш боится не оправдать их ожидания.
Будущий первоклассник задается сотней вопросов и пока не находит на них ответы. Он не знает, чего ожидать от этого нового школьного мира, а воображение рисует пугающие сценарии. Поэтому самый простой способ развеять школьные страхи - пройти курсы подготовки к школе именно в том здании и с теми ребятами, с которыми предстоит потом учиться. Даже если ребенок ходит в детский сад и в интеллектуальном развитии опережает своих сверстников, в подобных курсах есть смысл с психологической точки зрения. Курсы постепенно знакомят малыша с пространством и правилами школы, с другими ребятами и учителями. Основная цель подобных занятий – адаптация, поэтому никаких отметок и трудных задач вы там не встретите.
Но что делать тем, кто не смог посещать курсы, а на учебу идти уже через неделю? Приходите вместе с ребенком в конце августа, просто для знакомства с учителем и будущим кабинетом. Предложите свою помощь в подготовке праздника. Попросите дать вам и малышу какую-то работу: надувать шары, поливать цветы, раскладывать учебники – не имеет значения, что именно вы будете делать, главное, вы будете осваивать пространство и знакомиться с учителем.
Если тревоги малыша очень велики, попросите его представить себе, как будет проходить первый день. Возьмите кроху за руку и шаг за шагом пройдите весь маршрут от школьной линейки до класса. Представьте, как играет музыка, вокруг ребята с букетами цветов, вы заходите в кабинет, учитель начинает рассказывать о том, что изучают в первом классе. Проживите так весь день, чтобы малыш понял, что не происходит ничего ужасного. Повторите это мысленно несколько раз, до тех пор, пока страх не исчезнет.
Начинать любое серьезное дело лучше всего с молитвы, она придает и силу, и мужество. Обратитесь перед выходом в школу с молитвой к Ангелу-хранителю, это придаст ребенку уверенности.
30 июня. Об отношении к природным катаклизмам

Сегодня 30 июня. В этот день в 1908 году над центральной частью Сибири, в междуречье Нижней Тунгуски и Лены взорвался так называемый Тунгусский метеорит.
Об отношении к природным катаклизмам — игумен Лука (Степанов).
Наша космология геоцентрична и антропоцентрична. Это значит, мы знаем, что Бог создал мир для человека, и все неодушевленные предметы — и луна, и солнце, и осколки небесных тел — всё создано Господом для пользы того, кто призван составить лик, вечно прославляющего Господа в Его небесной славе.
Когда Господь попускает катаклизмы и землетрясения, когда бури или катастрофы обрушиваются на человечество, то удобно смиряется человек, сознавая свою хрупкость и беспомощность, без Создателя и Спасителя своего что-либо произвести в этой жизни созидательное и послужить своему спасению. Эти катаклизмы, как и смерть человека, устроены для потрясения нашей дремлющей души и возвращения её к тем реалиям духовным, о которых возвещает нам Священное Писание: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, и всё остальное приложится вам, ибо знает Отец ваш Небесный всё, в чём вы имеете нужду».
И, к сожалению, таково уж свойство нашего повреждённого человеческого естества, что при благополучных обстоятельствах, при гладком течении жизни, сотворённой Господом, мы как бы зарастаем тиной, и этот родничок молитвы оскудевает в сердце человека. Ему кажется, что уже не за что благодарить и нечего просить.
А когда вдруг видит он стихии, против которых беспомощен, а нечто таинственное и иногда роковое обнаруживается в его земной жизни, тогда и возобновляется в сердце человеческом упование на Господа своего.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. Об обретении Царствия Божьего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся».
Об обретении Царствия Божьего — священник Алексий Долгов.
То, что имеет отношение к Царству Небесному, начинается проповедью Иоанна Предтечи. Но почему Христос говорит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его?
Святые отцы считают, что в этих словах содержится указание Господа на то, что сама вера требует определённых, а иногда чрезвычайных усилий: оставить дом, оставить отца, мать, жену, детей. По большому счёту, оставить всё ради того, чтобы идти за Христом. Эти усилия впоследствии стали называть «подвигом веры», то есть исповеданием Христа перед лицом антихристианского мира.
Но почему же Царство Божие, которое есть радость и мир, должно приобретаться с усилием? Потому что, говорят святые отцы, в нас много внутреннего природного зла, которое нужно искоренять. Потому что есть сильный враг Царства Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас своё царство. Царство греха, порока, смущения, скорби, тесноты.
Вот почему святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил, что к Царству Света нужно всегда идти напролом.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. О связи слов из Послания апостола Павла к римлянам с пророчеством пророка Исаии

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?».
О связи этих слов апостола с пророчеством пророка Исаии — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Мы знаем апостола Павла как одного из образованнейших людей своего времени. О глубоком изучении родной веры он как-то сказал: «Я преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». И в другом месте добавил: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании».
Поэтому слова о мастере и его изделии этот образ святой Павел берёт у знакомого ему пророка Исаии, которого он неоднократно цитирует в своих посланиях. Вот как это звучит в оригинале: «Разве можно считать горшечника как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: „Не он сделал меня?“ И скажет ли произведение о художнике своём: „Он не разумеет“».
Но это не единственное место. Во второй части своей пророческой книги Исаия восклицает: «Горе тому, кто припирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!. Скажет ли глина горшечнику: „Что ты делаешь? “ И твое дело скажет ли о тебе: „У него нет рук“».
Оба святых отца напоминают нам о бесконечной пропасти между совершенным Создателем и ограниченным и непослушным созданием, которое в таком плачевном состоянии ещё умудряется укорять своего Творца.
Будем же благодарны Богу за Его великую любовь и милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема