
Фото: Piqsels
Когда мы говорим о том, как на Русь пришло христианство, то в первую очередь, конечно, вспоминаем святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. Но порой забываем, что за целых 30 лет до Владимира крестилась его бабка, великая княгиня Ольга. Она взошла на трон после смерти своего супруга, князя Игоря, в 10-м веке, и княжила с 945-го по 960-й год. Ольга первая из русских правителей приняла христианство.
История крещения княгини Ольги известна нам по нескольким историческим источникам. Так, в «Повести временных лет» упоминается, что Ольга крестилась в столице Византии — Константинополе, или, по-русски, Царьграде. Там же сообщается, что в крещении она приняла имя Елена. А её крёстным отцом стал никто иной, как сам византийский император Константин Седьмой Багрянородный. Этот правитель интересен тем, что оставил после себя несколько литературных сочинений. В их числе — трактат, который называется «О церемониях византийского двора». Именно в нём можно отыскать весьма интересные подробности визита княгини Ольги в Царьград.
Константин описывает торжественный приём Ольги в императорском дворце. Точнее, приёмы — княгиня во время своего визита в Константинополь встретилась с императором дважды. Константин Багрянородный даже упоминает числа и дни недели: в четверг, 9 сентября и воскресенье, 18 сентября. Любопытно, что при этом автор не уточняет года, в который произошло событие. Однако «Повесть временных лет» сообщает, что Ольга прибыла в Царьград в 957-м.
Визит киевской княгини был, скорее, частным, чем официальным. Тем не менее, Ольгу приняли в Большом императорском дворце на самом высоком уровне. Ей было дозволено сидеть в присутствии Константина. Тогда как по обычаю гости византийского императора могли разговаривать с ним исключительно стоя.
Константин Багрянородный описывает званый обед, который был дан в честь Ольги. Он пишет: «Княгиня села за отдельным столом. На обеде присутствовали певчие и пели царские славословия. Были также всякие сценические представления». Император сообщает любопытные, живые детали. Например, говорит о том, что десерт подавался особо: за золотым столом, на блюдах, украшенных эмалью и дорогими камнями. Благодаря Константину Багрянородному приём Ольги во дворце дошёл до нас в мельчайших деталях. Однако удивительно, что в своей книге император и крёстный отец Ольги... ни словом не обмолвился о крещении русской княгини. В связи с этим появились версии о том, что Ольга, вероятно, могла креститься не в Царьграде, а где-то ещё. Однако большинство историков не видят здесь ничего удивительного. Так, например, по мнению известного византиниста Александра Острогорского, всё как раз логично: сочинение императора «О церемониях византийского двора» посвящено светскому придворному этикету и церемониалу. Крещение же — церковное Таинство. И в тематику произведения попросту не вписывалось. Кроме того, о том, что Ольга приняла христианство именно во время своего приезда в Царьград, сообщает византийский историк Иоанн Скилица. Он пишет, что княгиня вернулась из Константинополя домой «крещеная и открыто сделавшая выбор в пользу истинной веры». Эти слова в точности соотносятся с нашей «Повестью временных лет», которая так рассказывает о крещении княгини Ольги: «И крестил её царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; так как возлюбила свет и оставила тьму».
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер