
Фото: Shalev Cohen/Unsplash
Свидетелями Преображения Господня на горе Фавор стали три апостола: Симон по прозвищу Пётр, то есть "скала", и братья Зеведеевы: Иаков и Иоанн. Все трое были в числе самых первых учеников Сына Божия. Христос призвал их, простых рыбаков, когда только начал свою проповедь на берегу Галилейского моря.
Самым старшим среди них был Симон. Без колебаний, задолго до чуда Воскресения, Симон первым из людей исповедал Господа и произнёс: "Ты - Христос, Сын Бога Живого". За силу своей веры он и получил от Иисуса имя "Пётр", по-гречески - "скала, камень". "На этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её", - сказал Спаситель.
Поэтому Пётр был среди тех достойнейших учеников, которые поднялись с Христом на Фавор. Его вера была вознаграждена тем, что он услышал глас Отца Небесного: "Сей есть Сын Мой возлюбленный. На Нем мое благоволение".
Иакова и Иоанна называют "братьями Зеведеевыми" по имени их отца, рыбака Зеведея. По преданию, их мать Саломия была дочерью Иосифа Обручника от первого брака. За горячий порывистый характер Иисус назвал Иакова и Иоанна "сыновьями грома". Однажды среди учеников возник спор о первенстве. Чтобы разрешить его, Христос спросил: "Можете ли пить чашу, которую я буду пить, или креститься крещением, которым я крещусь?". Братья с готовностью ответили: "Можем!". Но они не представляли, что Спаситель говорит о чаше страданий и смерти.
Между тем Христос прозревал судьбы своих учеников. Он знал, что Иакову предстояло стать первым епископом Иерусалима, и первым из апостолов, Иаков пролил кровь за свою веру. Спаситель избрал его свидетелем Своего Преображения в знак особой заботы, утешения и уверения.
Иоанна называют любимым учеником Христа. Он был самым молодым среди апостолов. Иоанн стал автором пророческой книги Откровений и одного из Евангелий. При этом в его повествовании описание Фаворского чуда отсутствует. Лишь в первой главе Евангелия он пишет: "и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца".
Но само богословие Иоанна, свидетеля жизни Спасителя, Его Крестной Жертвы и Воскресения, - это плод опыта Преображения.
И Пётр, и Иоанн в своих посланиях напоминают, что Преображение - это не событие прошлого, это - обещание будущего. Преображение дало смысл всей жизни христианина и сообщает цель - обожение. Пётр говорил: «Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества». Иоанн призывал: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; ... будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть».
Церковь празднует Преображение Господне, зная, что оно может стать и нашим преображением, что и для нас могут открыться двери к созерцанию Божественного света.
19 декабря. О Боге как источнике всякого добра

В 13-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его».
О Боге как источнике всякого добра — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 декабря. О личности и творчестве Даниила Мордовцева

Сегодня 19 декабря. В этот день в 1830 году родился русский писатель, историк и публицист Даниил Мордовцев.
О его личности и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 декабря. О деятельной проповеди Святителя Николая о Христе
Сегодня 19 декабря. День памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, жившего в четвёртом веке.
О деятельной проповеди Святителя Николая о Христе — священник Николай Дубинин.
Все выпуски программы Актуальная тема











