Свидетелями Преображения Господня на горе Фавор стали три апостола: Симон по прозвищу Пётр, то есть "скала", и братья Зеведеевы: Иаков и Иоанн. Все трое были в числе самых первых учеников Сына Божия. Христос призвал их, простых рыбаков, когда только начал свою проповедь на берегу Галилейского моря.
Самым старшим среди них был Симон. Без колебаний, задолго до чуда Воскресения, Симон первым из людей исповедал Господа и произнёс: "Ты - Христос, Сын Бога Живого". За силу своей веры он и получил от Иисуса имя "Пётр", по-гречески - "скала, камень". "На этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её", - сказал Спаситель.
Поэтому Пётр был среди тех достойнейших учеников, которые поднялись с Христом на Фавор. Его вера была вознаграждена тем, что он услышал глас Отца Небесного: "Сей есть Сын Мой возлюбленный. На Нем мое благоволение".
Иакова и Иоанна называют "братьями Зеведеевыми" по имени их отца, рыбака Зеведея. По преданию, их мать Саломия была дочерью Иосифа Обручника от первого брака. За горячий порывистый характер Иисус назвал Иакова и Иоанна "сыновьями грома". Однажды среди учеников возник спор о первенстве. Чтобы разрешить его, Христос спросил: "Можете ли пить чашу, которую я буду пить, или креститься крещением, которым я крещусь?". Братья с готовностью ответили: "Можем!". Но они не представляли, что Спаситель говорит о чаше страданий и смерти.
Между тем Христос прозревал судьбы своих учеников. Он знал, что Иакову предстояло стать первым епископом Иерусалима, и первым из апостолов, Иаков пролил кровь за свою веру. Спаситель избрал его свидетелем Своего Преображения в знак особой заботы, утешения и уверения.
Иоанна называют любимым учеником Христа. Он был самым молодым среди апостолов. Иоанн стал автором пророческой книги Откровений и одного из Евангелий. При этом в его повествовании описание Фаворского чуда отсутствует. Лишь в первой главе Евангелия он пишет: "и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца".
Но само богословие Иоанна, свидетеля жизни Спасителя, Его Крестной Жертвы и Воскресения, - это плод опыта Преображения.
И Пётр, и Иоанн в своих посланиях напоминают, что Преображение - это не событие прошлого, это - обещание будущего. Преображение дало смысл всей жизни христианина и сообщает цель - обожение. Пётр говорил: «Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества». Иоанн призывал: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; ... будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть».
Церковь празднует Преображение Господне, зная, что оно может стать и нашим преображением, что и для нас могут открыться двери к созерцанию Божественного света.
«Поэзия и поэтические переводы». Олег Скляров, Владимир Макаров
У нас в гостях были доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Олег Скляров и кандидат филологических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, сопредседатель Шекспировской комиссии Российской академии наук Владимир Макаров.
Мы говорили о значении поэзии и поэтических переводов произведений классиков для современных людей, а также о том, как поэзия связана с духовным развитием человека.
«Помощь страдающим разного рода зависимостями». Роман Прищенко
У нас в гостях был православный психолог, директор реабилитационного центра для зависимых «Воскресение» Роман Прищенко.
Наш гость рассказал о том, как интерес к филологии и психологии помог ему найти свое призвание, каким был его путь к вере, как, столкнувшись с зависимостью, ему удалось преодолеть её и как пришел к тому, что делом жизни для него стала поддержка тех, кто также страдает от разных зависимостей.
Киккская икона Божией Матери
Одна из самых почитаемых святынь на острове Кипр — Киккская икона Божией Матери. Название святому образу дала гора Киккос — именно там находится монастырь, в котором хранится реликвия.
Согласно преданию, икону написал апостол Лука ещё при жизни Богородицы. Образ показывает безграничную любовь Царицы Небесной к своему Божественному Сыну. Пресвятая Дева держит Богомладенца и щекой нежно касается Его головы. Иисус при этом изображён в движении, Он словно играет на руках у своей Матери. Икону также именуют «Милостивая». В этом названии отражено сострадательное отношение Царицы Небесной ко всем, кто молитвенно к Ней обращается.
Предание сообщает, что изначально апостол Лука подарил образ Богородицы «Милостивая» египетским христианам. Они хранили святыню почти тысячу лет. В 980 году в Египте начались гонения на верующих в Спасителя. Икону Божией Матери, спасая от поругания, переправили по морю в Византию. Образ несколько лет хранился в столице империи, городе Константинополе. В начале одиннадцатого века император Алексей Комнин получил во сне повеление от Богородицы перенести реликвию на остров Кипр, что и было сделано.
На личные деньги императора для иконы Божией Матери «Милостивая» на Киккской горе построили церковь. При храме был учреждён монастырь. Люди приезжали сюда со всего острова, чтобы попросить у Царицы Небесной помощи в бедах и нуждах. Киккский образ Богородицы прославился чудотворениями. Слава о нём распространилась далеко за пределы Кипра.
Списки благодатной иконы появились и в России. Наиболее почитаемый, написанный в семнадцатом веке, хранился в Московском монастыре Зачатия Богородицы. После революции 1917 года власти закрыли обитель, и верующие перенесли святыню в храм Ильи Обыденного, в котором не прекращались богослужения. А в 1999 году Зачатьевский монастырь ожил, и древний список образа Богородицы «Милостивая» вернулся на своё место.
Сегодня, как и встарь, Киккская икона Божией Матери широко почитается в России. В честь неё освящены церкви в Калужской, Кировской, Рязанской епархиях. Списки чудотворного образа есть во многих храмах и домашних киотах. А в Киккском монастыре на Кипре, где пребывает первообраз, написанный апостолом Лукой, всегда можно встретить русских паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница