
У нас в гостях был настоятель Казанского храма села Молоково Видновского округа, руководитель интернет-журнала для настоящих пап «Батя» священник Дмитрий Березин.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере и о том, как и почему он выбрал для себя священническое служение, будучи кандидатом экономических наук.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
К.Мацан:
- «Светлый вечер» на радио «Вера».
Здравствуйте, уважаемые друзья!
В студии - моя коллега Кира Лаврентьева…
К.Лаврентьева:
- Добрый вечер!
К.Мацан:
- … и я - Константин Мацан.
А в гостях у нас сегодня - священник Дмитрий Березин, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери села Молоково, Московской области, руководитель журнала для пап «Батя».
Добрый вечер!
О.Дмитрий:
- Добрый вечер!
К.Мацан:
- Не в первый раз Вы у нас в студии, и для нас это очень радостно, что такая уже традиция - встречаться с Вами на волнах радио «Вера».
Вот, сегодня поговорим с Вами - о Вас.
Я напомню нашим радиослушателям, что в этим беседах, которые мы с Кирой ведём, мы говорим со священниками об их пути к вере, в вере, и о том, что привело к тому, что человек стал священником. Нам кажется, что это… об этом - важно и интересно говорить. Потому, что для людей, которые смотрят на Церковь со стороны - да, и не только со стороны - часто представляется: вот, священник вышел на проповедь, на амвон, в облачении человек, и, вот, он - какой-то такой… особенный. Вот, ему, видимо, на роду было написано быть священником. Он - не такой, как мы, он… как-то отделён от нас - и это, в чём-то, правда. С другой стороны, мы понимаем, что священники - люди, родившиеся в том же обществе, в той же стране, живущие в тех же условиях… но, вот, что-то их привело к тому, что они сделали выбор в пользу служения Алтаря, дерзновенно захотели предстоять Престолу и преподносить людям Таинства.
Вот, о том, что это за выбор, что к этому ведёт, и с какими вопросами человек на этом пути сталкивается - о себе, о жизни, о вере, об отношениях с Богом - вот, об этом мы сегодня хотели бы поговорить с Вами, и нам кажется, что это для всех нас, и для наших радиослушателей, важная тема.
К.Лаврентьева:
- У нас сегодня в гостях не просто священник Дмитрий Березин, а у нас ещё - кандидат экономических наук, как я понимаю, который долгое время занимался программированием, и, вообще, в этой области, был просто асом и профессионалом. Только, в какой-то момент, он понял, что эта…
О.Дмитрий:
- Да, это так.
К.Мацан:
- Поэтому, наш первый вопрос: ну, когда денег будет больше, в конце концов?
К.Лаврентьева:
- … деятельность… нет, не этот - наш первый вопрос… что Ваша деятельность не даёт Вам душевной радости, как я понимаю, удовлетворения, и Вы решили, как я прочитала в Вашем интервью, «заполнить пробелы» и пойти в Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Не каждый так заполняет пробелы!
Поэтому, отец Дмитрий, хочется спросить Вас об этом периоде жизни.
К.Мацан:
- Что за пробелы?
О.Дмитрий:
- Ну… пробелы в образовании. На самом деле, на вопрос: «Как вы стали священником?»… проще спросить: «Как вы докатились до этой жизни?» - я могу ответить искренне: автостопом.
К.Мацан:
- Та-ак… хорошо…
О.Дмитрий:
- Да. Ничего не предвещало, как говорится… Поэтому… нет, на самом деле, именно решение получить второе образование - это было именно решение… ну… понять, что я… я, в какой-то момент, понял, что я… вроде, как… человек верующий, но о вере знаю очень мало. Ну, как, наверное, большинство населения нашей страны. И, на тот момент, как раз, у меня заканчивалось первое образование, и я не придумал ничего лучшего, как пойти получать второе.
Вот, собственно, так меня занесло в Свято-Тихоновский.
А, собственно, вот, это понимание того, что у меня, вот, эти пробелы есть - ну, именно в знаниях, в первую очередь, и… вообще… в понимании - оно и возникло, в течение поездок автостопом.
Так получилось, что я в 2000 году поехал на Байкал - первый раз, в 2001 - на Камчатку, а это - долгое время, когда у тебя есть возможность поразмышлять. Гаджетов тогда не было, поэтому, свободные мысли…
К.Мацан:
- Благословенное время, когда не было гаджетов…
О.Дмитрий:
- … да, когда можно было мыслить о великом, о высоком, не отвлекаясь.
К.Мацан:
- Но, вот, Вы сказали, что Вы поняли, что Вы «вроде, как» человек верующий. Как это произошло?
О.Дмитрий:
- Нет, ну… в общем-то… ничего такого не происходило. То есть, просто, в какой-то момент, когда, особенно, путешествуешь, размышляешь о Боге. Я… там… даже, периодически, покупал в дороге какие-то книги. Естественно, беседуешь с огромным количеством людей - а люди, в этом смысле, очень разные попадаются. Но прелесть автостопа в том, что попадаются хорошие люди. Потому, что плохие - проезжают мимо, а останавливаются - хорошие. И, поэтому, с ними беседуешь - у нас никаких взаимных обязательств, поэтому, разговор искренний, и… совершенно разные темы поднимаются. Это - очень интересно!
К.Мацан:
- А что из этих разговоров Вас… что называется… больше всего подтолкнуло к размышлениям о вере, о Боге? Какую-то Вы помните встречу… не знаю… высказывание…
Я почему к этой фразе Вашей привязался, что Вы поняли, что Вы, «вроде, как», человек верующий? То есть, это было некоторое, раньше не осознаваемое, качество? Или, всё-таки, Вы пережили то, что можно назвать «приход к вере», «обретение веры» в какой-то момент?
О.Дмитрий:
- Нет, нет… какого-то «обретения» не было - потому, что я… как-то… ну… в храмы, периодически, заходил… да… даже иногда исповедоваться приходил - не понимая ещё, допустим, что такое Причастие, но… на исповедь у меня была потребность иногда прийти, и я приходил. Вот… там… на праздники… Ну, вот… собственно… такая классика.
А именно желание учиться получилось таким образом. Ну, во-первых, опять же, вот, эти все размышления. Потом, размышления… там… не знаю… на палубе корабля, который идёт по Тихому океану… да…
К.Мацан:
- Ох-х!
О.Дмитрий:
- … и ты смотришь ночью в небо, и оно - качает… и сам корабль кажется, такой, щепкой, а там - огромный контейнеровоз… и понимаешь… себя в этом огромном пространстве…
А непосредственным толчком были замечательные ребята - семья, Свидетели Иеговы.
К.Мацан:
- Хорошее начало…
О.Дмитрий:
- Да! Ну… среди них много хороших и замечательных людей. И, вот, они меня подвозили… значит… в районе Хабаровска, начали, естественно, рассказывать мне что-то… Да, и ещё был замечательный момент…
Где-то, классе в 5-6, я у бабушки нашёл маленькую такую… Новый Завет - Гедеоновы братья распространяли. И, как-то, мне… так… он попался. Я, с карандашом, его весь прочитал…
К.Мацан:
- Ага…
О.Дмитрий:
- … где-то… комментарии на полях… ну… гневные, где-то - большие знаки вопроса - как такое может быть? Ну, мы знаем…
К.Мацан:
- Интересно…
О.Дмитрий:
- … много есть Евангельских событий, которые…
К.Лаврентьева:
- Это, действительно, интересно - пятый класс…
О.Дмитрий:
- … допустим, там… беседа с хананеянкой одна - думаешь: «Ну, ёлки-палки… ну, разве так можно беседовать? Это как-то грубо, нехорошо…» - и… ну… не соглашаешься внутренне…
К.Мацан:
- Когда Христос говорит, что… когда приходит хананеянка, и просит, чтобы Христос исцелил её дочь, а Христос отвечает, что «Я пришёл к погибшим овцам дома Израилева, а ты - язычница, Я тебе не буду помогать…» - как бы. Ну, вот… своими словами пересказывая…
О.Дмитрий:
- Да. Он говорит, что плохо забирать хлеб у детей и бросать псам.
К.Мацан:
- То есть, он её сравнивает, вообще, с собакой… А её вера настолько сильна, что она не отступает. Она говорит: «И псы питаются крохами, которые со стола хозяев падают…» И тогда Христос говорит: «Вот, смотрите, какая вера! Иди - твоя дочка исцелилась».
О.Дмитрий:
- Да. Но, на тот момент, для меня это… само событие, оно…
К.Лаврентьева:
- Но это, действительно, сложный момент…
О.Дмитрий:
- … в полноте не было, например, понято…
Вот… и, вот, это вот, прочтение Нового Завета, как раз, мне очень хорошо помогло в беседе со Свидетелями Иеговы. Потому, что они начинают мне говорить что-то… ну… у нас хорошая, такая, доброжелательная беседа была… потом я у них переночевал, в итоге. На обратном пути, уже с Камчатки когда возвращался, снова заехал в гости, какое-то время переписывались… вот… но я понимал, что они говорят что-то не так. То есть, мне всё внутри говорило, что… ну… это не так! А почему - я не знал, соответственно. И, вот, тогда, как раз, мне подумалось, что это… вообще-то… интересно.
И - постепенно начал смотреть, а как это, вообще, бывает… и, вот, попался в Свято-Тихоновский университет. Я туда пришёл абсолютно дикий, и мне сказали: «Дайте рекомендацию духовника». Я говорю: «А что это? А кто это?» Ну, в общем, как-то всё было… необычно.
К.Мацан:
- Так. Но, вот, Вы сказали, что Вы до священства автостопом докатились… то есть, начали с автостопа. Но, получается, что, в этой логике, и некоторое решение… впервые мысли о священстве тоже пришли… скажем так… как-то… сами собой. То есть, Вы не планировали, грубо говоря, идя в Свято-Тихоновский, потом свою жизнь настолько изменить, чтобы стать священником?
О.Дмитрий:
- Ну… да. Я, собственно, планировал стать генеральным директором, и, по-моему… на тот момент, я им то ли стал уже, то ли… вот… в общем, во время учёбы, я уже им был. Вот. А священником - нет. Даже… мыслей таких не было.
К.Лаврентьева:
- Нет… ну, это, действительно, очень сложно понять, с мирской точки зрения. Потому, что ты имеешь классическое образование в светской профессии, ты - генеральный директор в какой-то компании, и ты, действительно, идёшь в, тогда ещё не самый известный, церковный ВУЗ, получаешь образование, и, через какое-то время, становишься священником… то есть, это… очень мощный переворот произойти в душе должен!
О.Дмитрий:
- Ну, может быть, где-то… переосмысление. У нас была замечательная группа. У нас в группе - мы учились на вечернем - было несколько кандидатов разных наук - то есть, много взрослых дядек уже, с жизненным опытом…
К.Лаврентьева:
- Вот, и у них, наверное, какой-то был переворот! Я, отец Дмитрий, не к тому, что в Церковь и в Свято-Тихоновский идут исключительно только все - от неудач. Наоборот, мне очень радостно, что у нас, наши священнослужители - это образованнейшие люди. И я делаю на этом акцент не просто так в сегодняшней нашей программе. Поэтому, мне и крайне интересно, что должно произойти в душе человека, чтобы он оставил свои сети… в общем-то… да… и пошёл за Христом?
О.Дмитрий:
- Ну… всё происходило постепенно.
То есть, началось воцерковление. Опять же - хорошая компания. Начал уже регулярно ходить в храм. Начал изучать, в хорошей глубине, Священное Писание - это стало интересно. Начал алтарничать постепенно… ну… уже такое… начал исповедоваться и Причащаться. И - постепенно, постепенно - как бы… ну… погрузился в эту жизнь, и потом… ну… соответственно… мысль - она была следующая примерно: «Как оценить результат человеческой жизни?» То есть, что можно сделать такого хорошего - ну, некое, такое, резюме, да?
Вот, казалось бы, строишь дом. Проходит 50 лет - всё, нету дома уже, он разрушился. Я занимался… там… перевозками прессы - то есть, в принципе, логистикой - тоже интересно, тоже нужно. Каждая работа - так или иначе - нужна. Но я потом подумал… а какое «итого»? Ну, всё перевезли - и всё. И, причём, не всегда пресса мне нравилась. Иногда… мы выбирали, конечно… совсем такие… нехорошие журналы… даже отказывались возить - ну, просто, потому, что не нравились. Мы могли себе это позволить. А, соответственно, когда начинаешь думать с точки зрения Вечности, то потом… как-то вот… задумываешься: а, вот, что?
А, вот, наверное, самое ценное - это человеческая душа, всё-таки. И, наверное, помочь душам, людям меняться в лучшую сторону - вот, это стало интересно.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
К.Лаврентьева:
- Священник Дмитрий Березин - настоятель храма Казанской иконы Божией Матери села Молоково, руководитель журнала для пап «Батя» проводит с нами сегодня этот светлый вечер.
У микрофона - Константин Мацан и Кира Лаврентьева.
Так, и что было дальше, отец Дмитрий?
О.Дмитрий:
- Ну, дальше… нет… в какой-то момент, мой духовник уже просто мне… так… сказал, что: «Подумай, может быть…»
К.Лаврентьева:
- То есть, и духовник уже нашёлся… в этот период…
О.Дмитрий:
- Ну, да, да… он потом появился, да, мой замечательный батюшка, мы очень дружим сейчас… и с его сыном - он сейчас, к сожалению… достаточно давно уже… ушёл, и с приходом. И, вот, он мне просто, в какой-то момент, начал… ну, так… намекать, что… вот… может быть… вот, в этом направлении… и… эта мысль - она стала развиваться.
Ну, а, на самом деле, так сказать, что… там… взял, и всё бросил, да… оставил свои сети, и пошёл за Христом - нет, я с сетями пошёл. Сети я взял с собой… на всякий случай!
К.Лаврентьева:
- На всякий случай…
О.Дмитрий:
- Потому, что я продолжал, параллельно, как-то… работать. Более того, после уже хиротонии, тоже… наверное, со стороны, иногда, кажется, что священник - служит… там… исповедует… не знаю… строит храмы. Но я, за время священства, что сделал… сняли фильм, сделали кучу Интернет-сайтов, журнал «Батя» сделали… потом… уже третье мобильное приложение выпустили… то есть, в принципе, священник может… деятельность священника - они может быть очень многогранной, и одно другому - не мешает. То есть, можно и служить спокойно, и ещё много, много чем интересным заниматься.
К.Мацан:
- Как раз, в этой связи, возникает вопрос. Нередко мы видим примеры, когда священник совмещает, собственно, священническое служение - служение Алтарю - с большой деятельностью. Конечно, всё - на благо Церкви, на благо людей, для… в каком-то высоком смысле слова - для миссии, чтобы больше и больше людей для себя открывали глубину Православия, красоту Православия, или даже просто знакомились с Православием - те, кто о нём ничего не знает.
Но… возникает вопрос: насколько, действительно, сан священный для этого необходим? Ведь, можно же то же самое делать и будучи просто мирянином, просто - активным и деятельным христианином?
В чём была бы, как Вам кажется, Ваша деятельность - для Вас лично - другой, не будь Вы священником? В чём здесь… ну… если можно так сказать… принципиальная важность священства Вашего?
О.Дмитрий:
- Ну, наверное, на тот момент, в начале, я этого не осмыслял, не задумывался о том, что можно… что есть какой-то другой путь. Что можно трудиться в Церкви, и не принимая сана. Но… наверное, тогда просто немножко другие были… вообще… в целом… условия.
А так… ну… я думаю, что… даёт, может быть, немножко другое понимание. То есть, с одной стороны, в некоторых проектах мирянину гораздо проще - особенно, общаясь с людьми внешними. Потому, что… ну, как бы… это - такой… не «профессиональный» верующий, да? То есть, он - не обязан говорить всё правильно. А священник - не может говорить… ну… что-то, вот… такое… совсем… да? Отходящее от церковного. Ну, то есть, он воспринимается как представитель Церкви, всё-таки. Любой священник, даже напрямую не уполномоченный вещать - всё равно, он, как голос Церкви воспринимается.
Потом, в этом есть и ответственность определённая, в этом есть и… иногда, может быть, и какая-то сложность - потому, что надо искать эту золотую середину. Ну, а, с другой стороны, это даёт определённое… ну… может быть… тоже… авторитетность мнению, авторитетность проектам каким-то реализуемым. Потому, что, конечно, те проекты, которые мы реализуем - они, так или иначе, внутрицерковные. Хотя, они и направлены, в большой степени, на аудиторию внешнюю, как раз. С точки зрения миссии.
К.Мацан:
- Ну, вот, журнал для пап «Батя». На самом деле, в каком-то смысле, уникальное явление. Потому, что, как много говорится о материнстве, о важности материнства - женские журналы, в этом смысле, стали уже нормой… такого… медийного ландшафта ( причём, под женскими журналами я именую не какие-то, обязательно, рекламно-гламурные, а… там… о семье, о воспитании, о психологическом самочувствии… и не только журналы… там… блоги, сайты и так далее ), но всё это, в основном, направлено на женскую аудиторию. И, на этом фоне, журнал, который тематизировал бы специально тему отцовства - это что-то очень важное и очень редкое.
Вот, из чего, для Вас, вырастает интерес к этой теме? Наверняка, кроме общего представления о том, что для мужчины отцовство важно, есть какая-то… ну… личная причина, личное стремление об этом говорить.
О.Дмитрий:
- Ну… причина была, наверное, более общественная, а не личная - изначально, когда мы темой занимались - начали, - что, действительно, отцовство было выключено из сознания многих людей, и надо было… вот… его возвращать. А проблема отцовства и, вообще, мужских журналов, в том, что под мужскими… мы, кстати, даже специально об этом написали, что мы - мужской журнал, подразумевая, что мужчина, всё-таки, это - да… это - отец… поэтому… очень важно, что папа-мужчина-отец - он редко когда, вообще, обращается за помощью, редко, когда будет читать какую-нибудь книгу по воспитанию ребёнка. Ну, потому, что… как бы… он же и так всё знает, да?
К.Мацан:
- Да-а, конечно…
О.Дмитрий:
- Вот. Или - скажет, что… вот… пусть мама занимается. Поэтому…
К.Мацан:
- Это - ещё лучше!
О.Дмитрий:
- Да, да, да… вот… сама аудитория мужская - она, в этом смысле, очень неблагодарная! Потому, что… ну… вот… не читают мужчины мужских журналов про отцовство. Мы даже говорим, что мы нацелены, во многом, даже на женщин, и на бабушек-дедушек, чтобы они уже дальше… как-то, вот… своим папам это иногда передавали.
К.Мацан:
- Подсунули почитать…
О.Дмитрий:
- Подсунули, да… Вот. А для пап интересно то, что там, всё-таки, появляются… мы сделали, такой, большой приоритет - личные истории очень разных людей, и, поэтому… ведь… нет универсального рецепта, да… его не может быть. Там… как быть хорошим папой? Но в каждой судьбе, в каждой жизни человека были моменты, например, когда отец что-то сказал… условно… в детстве, и это очень сильно повлияло на жизнь. И узнать, вот, об этом, и… как-то… для себя это применить - тоже бывает очень ценно. Поэтому… ну, вот, пока… стараемся…
Но здесь, всё-таки, это, больше, не личная история, а… такая… ну… большая. Потому, что сейчас - очень активное движение отцовства. И, вот, даже… буквально… мы сегодня создали, допустим, в Видновском округе, а, вообще, в более, чем 70-ти федеральных округах - есть Советы отцов уже. То есть, есть папы, которые объединяются и много интересного делают. И, вот, сегодня, для Видновского Совета отцов, мы начали группу по семейной медиации - такой, небольшой образовательный курс. Почему? Потому, что умение решать семейные конфликты - очень ценно. И принимать решение - допустим, как третья сторона. Вот, будем учиться.
К.Мацан:
- У нас недавно на радио «Вера» состоялся разговор в программе «Светлый вечер» с Михаилом Бурмистровым – философом, религиоведом, психологом и папой 11 детей, и с его супругой Екатериной Бурмистровой – тоже известным… известнейшим психологом.
И, вот, он рассказывал, что есть у них в одной социальной сети группа для родителей, для помощи – именно многодетным, и эти многодетные – общаются. И, вот, туда написал пользователь этой группы сообщение, что: «Вот, мы – молодые люди, и хотим создать патриархальную семью. Помогите нам…»
К.Лаврентьева:
- Я видела этот пост… и даже его отрекомендовала, отметила…
К.Мацан:
- И Михаил говорит: «Как вы думаете, кто написал этот пост? Конечно, не мужчина. Конечно, девушка написала, или женщина молодая, что «мы хотим патриархальную семью создать».
Это такая… в контексте того нашего разговора, это был пример, скорее… печальный, скорее, скептический – что, смотрите, где инициатива мужчины создать патриархальную семью? Если женщина хочет патриархальную семью, в таком запросе есть что-то нелогичное.
Вот, а Вы видите эту… проблему? Что происходит вокруг этой темы, о которой мы всё время, часто, говорим – про инфантильность мужчин, про их неготовность брать на себя ответственность, и так далее?
О.Дмитрий:
- Ну… да, прежде всего, это, конечно, бич нашего времени – что молодые мужчины, очень многие… ну... естественно, не все… но очень… такое… заметная тенденция. Инфантильность… ну, а почему? А потому, что бороться за выживание не нужно, всякие опасности – они, в общем-то, устранены – соответственно, нету стимула к росту.
То есть, если у нас, допустим… ну… вспомнить… какие-то дворовые стычки бывали – значит, есть цель заниматься спортом. А сейчас – нет. Ну, я не говорю, что это нужно возрождать, но про то, что… рост – он происходит с борьбой. А когда борьбы нету, тогда, получается, и ответственность не нужно принимать. И, вот, к сожалению, такая тенденция… А, соответственно, ответственность не умеешь принимать – семью создать уже гораздо сложнее. Ну, создать, может быть, не сложно, а удержать эту семью, развить её, провести её, как раз, вот, как капитану, нести ответственность за жену, за детей – вот, это, к сожалению, да… это… такая… тенденция…
К.Лаврентьева:
- Отец Дмитрий, ну, Костин вопрос про мужской инфантилизм – он, вообще, всегда актуален. Это – отдельная тема для разговора. Но, вот, я… хотелось бы, всё-таки, спросить Ваше мнение, действительно, про патриархальную семью.
Почему меня это зацепило? Потому, что мне кажется, что в нашем обществе, в принципе, очень мало, кто понимает, что такое… ну… действительно, патриархальная семья. И она же уходит своими корнями в Домострой. И это – действительно, если жить по Домострою – совершенно неприемлемо для настоящего времени, для сегодняшних дней…
К.Мацан:
- Смотря, как понимать Домострой.
К.Лаврентьева:
- Это, скорее… такой… костюм, который… ну… неудобоварим для современного человека.
Отец Дмитрий, что Вы думаете на этот счёт, и, вообще, какой должна быть семья, если говорить об этом тезисно? Вот, если б Вы сказали – какая должна быть идеальная сейчас христианская семья?
О.Дмитрий:
- Ну… во-первых, мне кажется, что очень неправильно пугать именно Домостроем…
К.Лаврентьева:
- Не-не, я не пугаю… ни в коем случае…
О.Дмитрий:
- … там ничего такого страшного нет. Но, естественно, что…
К.Мацан:
- «Домострой» – очень прогрессивная, для своего времени, система…
К.Лаврентьева:
- Безусловно, для своего – для XVI века, Константин!
О.Дмитрий:
- Нет… ну… он очень… хороший такой… интересный…
К.Лаврентьева:
- Или Вы про битьё жены по субботам вспоминаете?
О.Дмитрий:
- Нет, ну там же совсем… да, вспоминают, почему-то, один процент из девяноста девяти…
К.Лаврентьева:
- Ну, там – про хозяйство, в основном, как устраивать хозяйство…
О.Дмитрий:
- Да, про хозяйство… там очень интересно! Вот. Но… во-первых, патриархальная семья – вот, в классическом виде, где есть глава семейства, а все остальные – подчиняются – это семья, которая, как я, для себя, за это время сформулировал – она почему такая должна быть? Потому, что семья живёт в условиях выживания.
То есть, если, условно, мы не будем обрабатывать наше поле, то мы не получим урожай. Значит, зимой мы будем голодать. А если… там… условно… сын не хочет это поле обрабатывать, тогда – будем обрабатывать его. Потому, что от этого зависит безопасность всей семьи. И тогда – понятна вот эта жёсткая иерархическая структура – как военная. Она необходима в боевых условиях. И она оправдана, и там по-другому иногда не работает.
А сейчас же – как? Ребёнок чего-то не хочет. Ну, вот… ну… давайте сейчас как-нибудь договариваться, да? Вот, это вот… Потому, что сейчас условия у многих не боевые. Достаточно уровень благосостояния повысился, и, поэтому, такая жёсткая иерархическая структура не нужна. Как мне кажется. Но, при этом, всё равно, в семье должно быть понятие… не бывает такого, что кто-то не до… ответственность должна быть, с одной стороны, соборной – то, что мы все советуемся и слышим друг друга, но, мне кажется, что за мужчиной должно быть всегда последнее слово. То есть… вот… все высказались, все сказали, но он говорит: «Да, я согласен», – или, допустим: «Я не согласен». Вот, тогда это даёт право… ну, и обязанность... нести ответственность. А если, условно, его такого права лишают… ну, тогда… я неоднократно сталкивался с ситуацией – в разных семьях, – когда муж или отец говорит, что: «Вы сами всё решаете, без меня – ну, и пожалуйста! Если я Вам тут не нужен – у меня есть и свои дела», – и это тоже плохо. Потому, что… действительно, мужчина просто самоустраняется. Этого тоже не должно быть.
Поэтому, мне кажется, вот, эта патриархальная семья, в хорошем смысле этого слова, это просто там, где окончательное – важное, естественно – решение принимает муж. Это не то, что – что сегодня пожарить, картошку или курицу, а, вот, именно, какие-то хорошие, стратегические направления. Ну, вот… это… да.
К.Мацан:
- Вернёмся к этому разговору после небольшой паузы.
Я напомню, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер» священник Дмитрий Березин, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери села Молоково, Московской области, руководитель журнала для пап «Батя».
В студии – моя коллега Кира Лаврентьева, и я, Константин Мацан.
Не переключайтесь!
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
К.Лаврентьева:
- «Светлый вечер» на радио «Вера»
Уважаемые радиослушатели, в этом часе с нами священник Дмитрий Березин, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери села Молоково, руководитель журнала для пап «Батя».
У микрофона – Константин Мацан, и я, Кира Лаврентьева.
Всю первую часть программы мы говорили с отцом Дмитрием о его пути из кандидата экономических наук в священники, о журнале «Батя» – интереснейший разговор о семейных ценностях, патриархальном устройстве семьи. И, вот, отец Дмитрий, очень хочется вот что спросить.
Когда Вы сами стали священнослужителем, Ваше внутреннее мироустройство, семейное, оно – изменилось?
О.Дмитрий:
- Ну… да, да…
К.Лаврентьева:
- Ну, естественно, изменилось – из-за режима священника, конечно. Я имею в виду, скорее, внутриличные отношения… что, вот: «Наш папа – батюшка».
О.Дмитрий:
- Ну, наверное, да. Наверное, оно немножко изменилось.
Ну, во-первых, я поменял достаточно… ну… поменялось поведение, поменялся график жизни. Но, в этом смысле, семья меня всегда поддерживала, и терпела разные невзгоды, в том числе.
К.Лаврентьева:
- Почему я спрашиваю? У меня близкая подруга – дочь известного протоиерея московского… такого… знаете… прям духоносного. Их несколько – прямо по пальцам посчитать одной руки. И она говорит: «Кир, ты знаешь, я захожу в социальные сети – в Инстаграм (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), в частности, в Фейсбук (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) – и вижу какие-то блоги священников – ну, уж, слишком, такие… знаете… свободомыслящие такие, молодёжные…»
И, вот, как по-Вашему, отец Дмитрий? С одной стороны, Вы – достаточно молодой, по возрасту, священнослужитель, Вы возглавляете молодёжный и, как я понимаю, для людей среднего возраста журнал, Вы общаетесь в этой среде, но, тем не менее, сами Вы не похожи на человека, который будет… там… например, рок-музыку в прямом эфире Инстаграма (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) слушать. Но это – ни в коем случае, ни в чью сторону не обвинение – просто, вот, такой у Вас классический, приятный очень, образ священнослужителя.
Как Вы считаете, где эта грань допустима? С одной стороны, мы, ведь, должны как-то идти в ногу с молодёжью, христиане. Мы же не должны надевать на себя… там... парчу и, в общем-то… открещиваться ото всех. С другой стороны, тут тоже, наверное, должен быть какой-то допустимый предел.
Какой он – для Вас?
О.Дмитрий:
- Ну… да, конечно, то, что сейчас я замечаю – это почти отсутствие духовников у священников. То есть, если раньше можно было говорить… там… старая школа, которая воспитывала и… как раз, такие почтенные пастыри направляли, подсказывали где-то, останавливали, то сейчас, мне кажется, у многих нет таких духовников – именно, вот, духовников духовников, и, поэтому, происходит какой-то разрыв традиции. И, с одной стороны, надо стараться, всё-таки, эту традицию знать, её ценить – это первый момент. Второй – ну, всё-таки, у пастыря, по крайней мере, в публичном пространстве, да и не только в публичном, должен быть… ну… как бы… определённые границы поведения – того, что можно, того, что не нужно, и того, что нельзя.
Я тоже слушаю рок, только не в прямом эфире, и даже более тяжёлую музыку, но я это не делаю… условно… в рясе, и так далее. Вот…
К.Мацан:
- А, вот, кстати, почему нельзя – в рясе?
О.Дмитрий:
- Я думаю, что… нет… не то, что нельзя в рясе… Просто, я пытаюсь представить ситуацию, где бы я её слушал. Я слушаю, допустим, в машине, например. Но, обычно, я без подрясника слушаю. Потому, что… ну… просто, есть люди, для которых священник – это… какой-то такой… либо небожитель, который, вообще, только служит, молится и… там… где-то в поднебесье, либо – какой-то, такой, «служитель культа» с отрицательной коннотацией, да? Мне кажется, что и в том, и в другом случае, есть немало людей внешних, кто искушается.
К.Мацан:
- Я, на самом деле, спрашиваю без подвоха – мне и вправду интересно. Я, честно говоря, вот, уже сколько лет в Церкви, и никогда об этом не говорил ни с кем. А, действительно, есть ли какие-то вещи, которые… ну… не принято делать, когда ты в облачении?
Ну… там… не знаю… вот… у меня был такой пример любопытный. Одному священнику, на моих глазах, какую-то радостную новость сообщили, и он сказал: «Если бы я сейчас был не в рясе, я бы сделал такой жест руками: yes! Но, поскольку я в рясе, мне не очень сейчас прилично так делать».
Или – это всё… просто… ощущается, или – Вы, для себя, действительно, какие-то границы видите, что… не знаю… там… вот… там… условно говоря, я видел фотографии, как священники играют в волейбол – в подрясниках, и в футбол – без подрясника. Вот, есть, для Вас, какие-то границы: «Вот, здесь я подрясник сниму – потому, что… ну… не приличествует священнику в облачении это делать»?
К.Лаврентьева:
- Ну, есть ещё определённая прослойка христиан, которые считают, что, вообще, священнослужитель никогда не должен снимать подрясник…
К.Мацан:
- Даже во сне…
К.Лаврентьева:
- Поэтому, можно и в волейбол, и в футбол в подряснике, да, играть... Ну, то есть… как бы… он – священник, он – везде священник.
О.Дмитрий:
- Нет, ну, есть, да, те, кто ходит всё время в подряснике – это, конечно, большой подвиг некоторый… Нет, я думаю, что есть… для меня, по крайней мере, много достаточно сфер, где подрясник не нужен.
Ну, вот, допустим, мы ездим на велопробеги – ну, естественно, я еду без подрясника.
К.Мацан:
- А красиво бы развевался так…
К.Лаврентьева:
- Или, наоборот – путался в колёсах…
О.Дмитрий:
- Да-да-да, в цепи бы запутался… а потом бы он испачкался, и это было бы, вообще, что-то страшное…
К.Мацан:
- Как мантия Волан-де-Морта!
О.Дмитрий:
- Ну… да… поэтому… с одной стороны, мы едем в группе, как священники, а, с другой стороны… ну… все понимают, что я священник, но я еду… собственно… без облачения и без подрясника.
Приехав в храм, например… в храме, естественно, священник должен быть в подряснике, почти всегда.
Поэтому, да… граница есть, но, мне кажется, именно на таком уровне…
К.Мацан:
- У меня был шок эстетический, когда я, впервые, увидел своего духовника без подрясника. Ну, просто… не то, что я: «А-а, какой ужас!»… а это, просто… ну… другой человек какой-то…
К.Лаврентьева:
- Ты просто видишь, что это – человек… да…
К.Мацан:
- Я просто понимаю, что это – другой человек. Вот, есть в этом, на самом деле, не наносное, и не случайное. Вот, эта строгость внешнего вида, которую даёт подрясник, чёрный цвет… ну… мы же считываем информацию не только вербально, но и… вот… невербально. Какое-то послание в этом тоже есть – другой облик, образ человека. Поэтому, я считаю, что, вот, та традиция, которая есть – что священник, в большинстве случаев, ходит в облачении ( в подряснике, хотя бы ) – в этом есть большой и важный смысл. Для нас, для верующих, для мирян – в восприятии.
К.Лаврентьева:
- Да. Есть… известна же история, когда женщина в аптеку пришла с нехорошими намерениями, и увидела священника в подряснике – он в очереди стоял. И её это так просто отрезвило, что она бросила все свои намерения, и побежала в храм на следующий день – обратилась к нему, они заговорили… А так бы она не поняла, что он – священнослужитель.
Ну… то есть… это довольно интересно. Получается, что это… как бы… такая… живая проповедь – ношение подрясника на улице.
О.Дмитрий:
- Ну… да. Но, опять же, есть много… не знаю… мест… да… может быть…
К.Лаврентьева:
- … где это не очень уместно, да…
О.Дмитрий:
- … да… где – не совсем. В Греции, например – там священник должен ходить в подряснике. И, допустим, сидят два батюшки, и пьют пиво – в подрясниках. И все к этому относятся нормально. Ну, они же не пьяные, там… да? Просто сидят… и жарко…
К.Лаврентьева:
- Нет… у нас такое нельзя…
О.Дмитрий:
- У нас такое – нельзя. Это будет… немножко странно…
К.Мацан:
- У нас такого пива нет хорошего…
О.Дмитрий:
- Может быть, нет…
К.Мацан:
- И погоды такой нет…
О.Дмитрий:
- Погоды, да… Вот, поэтому… я думаю, что это должен быть какой-то естественный процесс, но границы должны быть. То есть, есть границы личной жизни священника, да? Ну, я… вот… не представляю себя дома в подряснике, готовящим завтрак… да…
К.Лаврентьева:
- Нет, ну, конечно…
О.Дмитрий:
- Вот. А есть – публичная жизнь священника. Это не значит, что это – разные люди, или он… там… какой-нибудь… «плохой», да? Но…
К.Лаврентьева:
- «… готовящим завтрак…» – отец Дмитрий, не могу не остановиться на этом! Вы готовите завтрак для своей семьи?
О.Дмитрий:
- В те редкие дни, когда я бываю дома…
К.Лаврентьева:
- Вот, мужья, обратите внимание, пожалуйста…
О.Дмитрий:
- … и не служу – да, я люблю очень готовить яичницу с помидорами, и у меня все дети едят её. И даже не только дети… в общем, все её едят. Поэтому, когда так сочетается, что непостный день, я дома, утро… не разбегаемся рано утром куда-нибудь… то… бывает.
К.Мацан:
- Это была кулинарная страничка на радио «Вера».
Дорогие друзья, мы переходим дальше к разговору о более…
К.Лаврентьева:
- … насущных…
К.Мацан:
- … о более насущных вещах, да.
Вы – автор нескольких приложений… ну… создатель приложений для телефонов, смартфонов, в которых можно слушать молитвы, читать молитвы – молитвослов такой… я им тоже пользуюсь, спасибо большое, очень удобно. Там есть аудиоверсии молитв, в разных вариантах, разные чтецы читают, разные священники служат, и можно выбрать, кто тебе ближе… вот… опять же… эстетически как-то, музыкально, по интонации, можно почитать…
Вот… при этом, часто мы сегодня сталкиваемся с разговором о том, насколько это… насколько слушать молитвы – является полноценной заменой того, чтобы читать их дома, произносить, собственно, молиться – дома… там… допустим… перед иконами, перед иконостасом домашним.
Вот, что Вы об этом думаете?
О.Дмитрий:
- Ну… на самом деле… с одной стороны… ну… однозначного ответа, конечно, нет… но… в храме-то – мы тоже слушаем молитвы, по большому счёту, да? Когда хор поёт, священник возглашает, или дьякон, и мы – стоим, мы в это время не держим перед собой, обычно, какой-то текст.
С другой стороны, бывает частая ситуация, когда читать – или нет времени, или нет возможности.
Но, конечно, молитва читаемая… ну, когда человек просто прослушивает молитвы, человек – отвлекается.
Вот, мы сегодня, буквально же, перед передачей – тоже обсуждали, что кому-то легче и удобней читать текст, а аудио – мимо сознания проходит, а кому-то – наоборот. И, поэтому, здесь тоже – люди все немножечко разные, и кому-то удобней – так, а кому-то – так.
У нас даже есть там функция совмещения для некоторых молитв, где можно, одновременно, и читать, и слушать. А это ещё полезно для начинающих, например, воцерковляющихся – чтобы правильно акценты, ударения расставить. Поэтому, она ещё и… такая… образовательная. Ну, и когда кто-то читает, а я ещё читаю параллельно – уже, получается, так, может быть, и легче внимание удержать, и смысл понять – там, опять же, есть русский перевод, можно параллельно включить. Поэтому… ну, я, честно говоря, чаще слушаю. Просто, так, вот, складывается день, жизненные обстоятельства, что чаще приходится слушать.
К.Мацан:
- Утренние и вечерние, Вы имеете в виду?
О.Дмитрий:
- Да, я имею в виду правила.
К.Мацан:
- А для Вас это… нормально? В этом нет проблемы?
Я – почему спрашиваю? Потому, что мне очень памятно признание одного священника, когда он рассказывал, как он, даже с некоторой, такой, болью, к своему духовнику пришёл, и говорил, что он не успевает молиться дома, а в электричке читает утреннее правило, потому, что не может иначе, и его это… как-то… вот… коробит. На что духовник его утешал: «Ну, ты же молишься! А если молишься, если не просто читаешь, а молишься, то почему… молиться можно в любом месте и состоянии, если это – молитва, если это – подлинное обращение к Богу, а не просто произнесение слов».
О.Дмитрий:
- Ну, да. Мне кажется, даже в электричке молиться лучше – там легче сосредоточиться и отвлечься от всего лишнего. Когда, вот, вокруг много людей – бац, и в своей… такой… раковине…
К.Лаврентьева:
- Вот, по поводу количества людей вокруг…
Отец Дмитрий, когда, в одном из интервью, Вас спросили, что для Вас – самое сложное в Вашем пастырском служении, Вы выделили два пункта. Первое – это была, если я не ошибаюсь, сложность в совместимости духовной жизни и организационных вопросов, касающихся церковных послушаний, храма и прочего – это понятно. И второй пункт – люди, которые приходят раз в год в храм ( потому, что у них, вот, такое желание и мнение – что раз в год надо обязательно причаститься ). Они с особым настроем приходят, и Ваши слова до них, в общем-то, особо не доходят. Это – тоже понятно.
Но, отец Дмитрий, с того самого момента, как Вы давали это интервью… если вернуться в самое начало Вашего священнического служения, и проследить всю вот эту ветку лет, которой Вы шли из года в год, и приобретали всё новые и новые проблемы, что для Вас сейчас… вот, сейчас, вот, на данный момент, помимо названных проблем – что для Вас ещё составляет сложность? И есть ли это, вообще?
О.Дмитрий:
- Ну… я думаю, что вот эти… ну… сложность какую – личную, или… не знаю… общественную…?
К.Лаврентьева:
- Личную.
О.Дмитрий:
- Личную?
К.Лаврентьева:
- Мы тут всё про личное, да про личное…
О.Дмитрий:
- Ну, не знаю… На самом деле, вот, эти две – они, наверное, самые… такие… ключевые.
Ну, во-первых, всё-таки, у священника должно быть время, чтобы лично иметь возможность общаться с людьми. Потому, что служба – это хорошо, но очень многим людям нужно… ну… как это ни банально, просто поговорить. Или – просто, чтобы их даже послушали, да? А для этого нужно… там… час, два – с каждым человеком. Ну, чтоб нормально, хорошо поговорить. И, поэтому, вот, такие моменты, когда, во-первых, человек пришёл и готов, а священник никуда не убежал, при этом, и у него ещё какие-то силы остались – вот, они, к сожалению, бывают довольно редко. Но, мне кажется, что для священнического служения – это очень важно, и очень нужно прямо с каждым провести достаточно длинный разговор – ну, естественно, когда это необходимо, и – личный, причём.
К.Лаврентьева:
- Но, просто, люди, которые приходят раз в год – я насколько понимаю – они приходят на Пасху, когда очень много народу, очень много служб, усталости, и времени нет на каждого человека…
О.Дмитрий:
- Ну, на самом деле, и, как показывает практика, этим людям – в том момент, когда они пришли – ничего и не надо. Я имею в виду – глубже не хочется погружаться.
К.Лаврентьева:
- Ну, а были случаи, что… вот… Вы, каким-то образом, всё-таки, сумели найти слова, и человек вернулся – на Светлой Седмице, или к Вознесению, например?
О.Дмитрий:
- Во-первых, на Пасху многие исповедуются. Поэтому, уже во время исповеди, иногда приходится искать этот баланс между «поговорить» ( небольшую духовную беседу провести ) или просто сказать какие-то формальные слова, и отпустить человека. Мы даже специально проводили в этот раз, в этом году, приходское консультирование – то есть, просили наших прихожан дежурить, подготовили листовки, которые можно было брать… Потому, что, вот, у человека есть какая-то проблема – он взял листовочку, домой унёс, потом её прочитал в спокойном режиме – и уже вернулся. Старались, как раз, чтобы они в наши соцсети добавились – то есть, вот, этот контактик сохранить, и чтобы они знали, что если что-то у них, наконец-то, такое… такая, вот, духовная потребность появится – позвонили, написали и приехали.
Ну, вот, пока – так.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
К.Мацан:
- Священник Дмитрий Березин, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери села Молоково, Московской области, руководитель журнала для пап «Батя» сегодня с нами и с вами – в программе «Светлый вечер».
А, вот, меня очень заинтересовало то, что Вы сказали про то, что… есть у человека какие-то проблемы, и, если он приходит в храм, и нет возможности –допустим, на Пасху – каждому уделить время, то Вы подготовили листовки.
То есть, вы выявили, какие проблемы, чаще всего, людей волнуют, ответы на какие вопросы свои жизненные они хотели бы, может быть, в храме получить, и, вот, по этим направлениям, скажем так, подготовили листовки.
Что это за проблемы?
О.Дмитрий:
- А… ну… не то, чтобы мы, прям, проводили какое-то исследование. На самом деле, идея листовок – она уже достаточно давно существует. Она началась – ну, у нас, по крайней мере, в миссионерском отделе, с концепции листовки о Таинствах, и ключевые – это… ну, Крещение – понятно… Исповедь и Причастие. Потому, что, если человек приходит, допустим, и говорит: «Я… вроде, как… хочу покаяться. Но я, поскольку, не готовился…» – «Вот, – говоришь, – пожалуйста, листовочка. Прочитай, что это, вообще, такое, подготовься, приходи».
А, вообще, храм Новомучеников в Строгино – сделали прекрасный сайт «Православные листовки» ( pravoslavnielistovki.com ), где уже, по-моему, больше сотни листовок на разные темы. И, в зависимости от… ну… может быть… времени года, и так далее, мы даже централизованно заказываем некоторые листовки, в частности – то, что касается грехов и страстей. И люди, приходя, уже понимают, что, допустим, вот – созвучно, да… какая-нибудь гордость, или гнев. И такие листовки довольно быстро разбирают, и, и надеюсь, прочитывают, или кому-то дают… там… своим близким. Вот…
К.Мацан:
- «Вот, почитай про гнев, дорогой ( или дорогая )!»
О.Дмитрий:
- Да-да-да-да-да… вот… и мы берём именно очень много листовок, последнее время, оттуда. И я всем советую, чтобы в храмах эти листовки были.
Плюс – про праздники, про какие-то актуальные вопросы. Вот, у нас, например, достаточно большая армянская диаспора живёт. Ну, как… много армян, именно, вот… И, чтобы им объяснить отличия… как бы… историю… тоже мы сделали специальную листовочку…
К.Мацан:
- Армянской церкви, Вы имеете в виду, от Православной…
О.Дмитрий:
- Григорианской…
К.Мацан:
- Григорианской.
О.Дмитрий:
- Григорианской, да, церкви. Ну, они себя относят, исторически, к этой церкви. Многие в ней крещены. А разницы – не понимают. То есть, от слова «мы же тоже христиане». И иногда обижаются, если к Причастию не допускаешь. Хотя, и не часто у них бывает стремление такое, но… Вот. И, просто, чтобы… ну… они понимали, в чём разница, почему… что это – не то, что мы такие, прям, и их не любим, а, скорее, тут… и со стороны Армянской церкви тоже…
К.Мацан:
- Все вопросы – к Халкидонскому Собору.
О.Дмитрий:
- Да-да-да-да-да… Вот. И, тоже, есть такая листовочка, чтобы можно было просто, доступно объяснить им, в чём разница, и так далее.
Поэтому, это – удобно. Это – удобно, быстро, и, главное, это – прочитают. Один листик, всё-таки.
К.Мацан:
- А в чём Вы, как священник сегодня, не равны себе, как священнику вчерашнему? В чём Вы наблюдаете для себя какую-то… ну… эволюцию, или изменение ощущения, что есть Церковь, что есть священство, если какие-то преобразования внутри, в душе, в этом смысле, происходят?
О.Дмитрий:
- Хотелось бы сказать, что – хорошие преобразования!
К.Мацан:
- Скажите!
О.Дмитрий:
- Но… не скажу. Не знаю… какое-то… естественно, отношение меняется… и… ну, вот… к церковной среде – оно становится более взрослым.
То есть, с одной стороны, начинаешь видеть какие-то проблемы, которых раньше не замечал – а, как благочинному, мне с ними приходится чаще всего сталкиваться. А, с другой стороны, начинаешь их… как бы… переосмыслять. Если раньше, допустим… ну, возможно – я не пробовал – может быть, меня привело бы это в шок, и я бы сказал: «Ну, так невозможно»! Как некоторые люди…там… встречаются со священником, в каком-то его состоянии, и говорят: «Это ужасно!» Но надо понимать, что тот же священник – он очень хороший, в других проявлениях своих, и что жизнь – она очень многогранная, сложная, идеальных людей не бывает. И, вот, как иные… нередко тоже люди спрашивают: «А, вот… там… у нас родственники ( или близкие ), и, вот, они – такие, вот, плохие…» – ну, жалуются на них. Я говорю: «Слушайте, ну, мы все тут – больные!» – возьми любого человека. Ведь, ты не будешь требовать от безногого, чтобы он бегал – ну, не будешь. И у каждого из нас есть духовная болячка. Если мы это, по крайней мере, понимаем – понимаем, что есть свои болячки, что есть болячки наших близких, и от них чего-то требовать не нужно и ждать, то получается… как-то, так… ну… по-честному, да? И, главное, мы понимаем, что Главврач, всё-таки, за нами следит, нас любит, и, пока мы сами не убежим из этой больницы, Он рядом с нами.
То есть, Господь нас не бросает, терпит с нашими немощами – и тогда становится легче уже что-то такое, хорошее, созидать.
К.Мацан:
- Вот, Вы сказали: «Главврач нас терпит», – и я вспомнил одну дискуссию, в которой участвовал, в которой один из спикеров… ну… не то, чтобы высказал мысль, а просто напомнил, что, вообще-то, Глава нашей Церкви – это даже не Патриарх. Глава нашей Церкви – Христос. И, для какой-то части аудитории, это был такой… разрыв шаблона. Не в том смысле, что об этом не знали, а в том смысле, что… как-то… это настолько кажется очевидным и общим, что, как реальный факт жизни – Церкви вообще, конкретной общины, – не проживается. То есть, это – какая-то такая общая важная абстракция, которую, как будто, вынесли за скобки. И – сосредоточились на вещах… там… приход, храм, Церковь и общество.
А, вот, как Вам кажется – как это проживается на практике? Как Вы это чувствуете в жизни – как священник, как настоятель – что Глава Церкви – Христос, и это – не просто слова, это – факт реальности церковной жизни?
О.Дмитрий:
- Ну… это, кстати, да… очень правильный и замечательный вопрос. Почему? Потому, что мы, со студентами ещё… я в Коломенской семинарии преподаю… тоже, неоднократно, обсуждаем… ну, вот… как говорит о Церкви, да… как говорить о вере, и начинаешь слышать стандартные формулировки. И, вот… да, наверное, с годами церковной жизни, казалось бы, простые аксиомы, которые… ну… шаблонно мы привыкли повторять, начинаешь понимать их смысл.
Потому, что, чаще всего… ну… как бы… а что такое «спасение», например? И, вот, я спрашиваю: «Объясните мне, как человеку, допустим, внешнему – вот, я внешний человек, по отношению к Церкви – а что такое «спасение»? От чего вы хотите спастись? А – как? А зачем мне спасаться?» И, оказывается, вроде, мы знаем, что: «Спасись сам… стяжи дух мирен – и вокруг тебя спасутся тысячи», – и все мы об этом говорим, а потом пытаемся объяснить простыми словами – и не получается. И это… такая… мне кажется, большая проблема. Мы привыкли мыслить, очень часто… ну… беседовать друг с другом стандартными шаблонами, которые чуть-чуть не прожили. Да? Как в «Кин-дза-дза»: «Ты говоришь на языках, продолжения которых не знаешь…», – вот, так же и здесь. То есть, мы говорим…
К.Мацан:
- «… и тогда ты – кимвал звучащий и медь звенящая!»
О.Дмитрий:
- Да, да… хоть, это, может быть, и не специально происходит.
Поэтому, научиться говорить о таких важных вещах, их переосознавать, переосмысливать… Вот, я тоже, иногда, вспоминаю пример… по-моему, у Амвросия Оптинского. Пришла бабушка – проблема с гусями. И он ей объяснил, как вести хозяйство, что сделать. Она, довольная, ушла. Его спрашивают: «А как же так… такой духоносный старец…» Он говорит: «Слушай, ну, сейчас её волнуют гуси. Если у них всё будет хорошо – и у неё всё будет хорошо». То есть, ну, казалось бы…
Или, когда услышишь: «Ты помолись…» – и знаешь сам, что точно так же можешь ответить. Только, в одних устах «помолись» звучит так, что ты идёшь и молишься, а в других: «А… ну, ладно… типа… иди, помолись…» Вот, и это очень важно. И, вот, когда через себя это пропускаешь, и с людьми на эту тему беседуешь… мне кажется, это по-другому переосмысливается.
К.Мацан:
- Ну, вот, очень у нас с Вами сегодня многогранный разговор получился – мы затронули темы от яичницы с помидорами до устройства прихода, молитвы, и того, где обретается сердцевина нашей веры и церковной жизни.
Спасибо огромное за этот разговор!
Я напомню: сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер» был священник Дмитрий Березин, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери села Молоково, Московской области, руководитель журнала для пап «Батя».
В студии была моя коллега Кира Лаврентьева, и я – Константин Мацан.
Спасибо! До свидания! До новых встреч на волнах радио «Вера»!
К.Лаврентьева:
- Всего хорошего!
О.Дмитрий:
- До свидания!
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА».
Псалом 9. Богослужебные чтения

Жизнь всякого человека — это полоса белая, полоса чёрная. И нередко мы относимся к этой нестабильности чересчур негативно. А, может, всё же есть от неё хоть какая-то польза? Своеобразный ответ на этот вопрос находим в 9-м псалме пророка и царя Давида, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 9.
1 Начальнику хора.
По смерти Лабена. Псалом Давида.
2 Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицом Твоим,
5 ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой,
9 и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетённому, прибежищем во времена скорби;
11 и будут уповать на Тебя знающие имя Твоё, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,
13 ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетённых.
14 Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, — Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоём.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлён делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек, да сУдятся народы пред лицом Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного: да улОвятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своём нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своём: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»;
28 уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком его — мучение и пагуба;
29 сидит в засаде за двором, в потаённых местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаённом месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;
31 сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его;
32 говорит в сердце своём: «забыл Бог, закрыл лицо Своё, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетённых Твоих до конца.
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своём: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предаёт себя бедный; сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твоё,
39 чтобы дать суд сироте и угнетённому, да не устрашает более человек на земле.
Текст псалма, который только что прозвучал, очень неоднороден по своему содержанию. Если приглядеться, то можно заметить, что в нём последовательно сменяют друг друга, как минимум, две магистральные темы. С одной стороны, это тема благодарности Богу за Его заботу и поддержку. Псалмопевец искренне и глубоко признателен Творцу за то, что Он не оставляет тех, кто ищет Его. Однако, с другой, — это тема недоумения и плача, которые рождаются от того, что мир наполнен беззакониями и неправдами.
Церковная традиция не видит в этом большой проблемы. Соединить две, казалось бы, несовместимые темы под одним заголовком — замечательный способ отобразить глубокую правду жизни. Так текст Писания передаёт то напряжение, которое испытывает каждый, кто старается идти путём праведности. Не всегда у него на сердце радость и благодать. Псалмопевец подмечает, что периодически случаются ситуации, когда даже верующий может сказать в своём сердце: «забы́л Бог, закры́л лицо́ Своё, не уви́дит никогда́». Такие ямы бывают даже в жизни великих святых.
И таким путём Бог ведёт каждого из нас. Перемены в обстоятельствах и то напряжение, которое возникает из-за этих перемен, — важная составляющая нашего духовного развития. Они дают нам возможность ощутить, что такое полнота жизнь и что такое её отсутствие. Именно эти наблюдения рано или поздно всякого из нас приводят к Творцу. Именно они побуждают нас искать Его присутствия и делать всё, что от нас зависит, чтобы Он нас больше никогда не покидал.
Псалом 9. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 9. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 9. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. По смерти Лабена.
Псалом Давида
2 Буду славить (Тебя), Господи, всем сердцем моим,
возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе,
петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад,
то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим.
5 Ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу;
Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого,
имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия,
и городá Ты разрушил;
погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек;
Он приготовил для суда престол Свой.
9 И Он будет судить вселенную по правде,
совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетенному,
прибежищем во времена скорби.
11 И будут уповать на Тебя знающие имя Твое;
потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе,
возвещайте между народами дела Его.
13 Ибо Он взыскивает за кровь; помнит их,
не забывает вопля угнетенных.
14 Помилуй меня, Господи;
воззри на страдание мое от ненавидящих меня,
Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои
во вратах дщери Сионовой:
буду радоваться о спасении Твоем.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали;
в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил;
нечестивый уловлен делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад,
все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий,
и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек,
да судятся народы пред лицем Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них;
да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали,
скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного:
да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей;
корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»;
во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны;
суды Твои далеки для него;
на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своем: «не поколеблюсь;
в род и род не приключится мне зла».
28 Уста его полны проклятия, коварства и лжи;
под языком — его мучение и пагуба.
29 Сидит в засаде за двором;
в потаенных местах убивает невинного;
глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище;
подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного;
хватает бедного, увлекая в сети свои.
31 Сгибается, прилегает, —
и бедные падают в сильные когти его.
32 Говорит в сердце своем: «забыл Бог,
закрыл лице Свое, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже (мой), вознеси руку Твою,
не забудь угнетенных (Твоих до конца).
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога,
говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения,
чтобы воздать Твоею рукою.
Тебе предает себя бедный;
сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому,
так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда;
исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных;
укрепи сердце их; открой ухо Твое,
39 чтобы дать суд сироте и угнетенному,
да не устрашает более человек на земле.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема