
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Современный мир стремительно меняется, и иногда нам может казаться, что в нём нет ничего стабильного, ничего неизменного. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в 110-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 110.
1 Славлю Тебя, Господи, всем сердцем моим в совете праведных и в собрании.
2 Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные.
3 Дело Его — слава и красота, и правда Его пребывает вовек.
4 Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь.
5 Пищу дает боящимся Его; вечно помнит завет Свой.
6 Силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать ему наследие язычников.
7 Дела рук Его — истина и суд; все заповеди Его верны,
8 тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте.
9 Избавление послал Он народу Своему; заповедал на веки завет Свой. Свято и страшно имя Его!
10 Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пребудет вовек.
Думаю, Гераклит, утверждавший, что в одну реку нельзя войти дважды, не был первым, кто так глубоко переживал изменчивость мира, просто он выразил это в прекрасном афоризме. Подобное чувство возникает, когда, приезжая в соседний район, ты видишь новый дом, которого вроде бы не было здесь ещё пару месяцев назад. Кажется, что это только внешние изменения, которые всегда происходили. Но ведь то же самое можно сказать и об изменениях внутренних, нравственных и духовных. То, что ещё 30 лет назад порицалось, сегодня может считаться нормой и, напротив, вещи, которых в то время не замечали, сегодня могут вызывать гнев. Мир всё время обновляется, и мы, наши привычки и стереотипы обновляются вместе с ним. Впрочем, кое-что не обновляется и обновиться не может. Законы физики и химии сегодня точно такие же, какими были тысячу лет назад... и будут такими же до конца времён. Однако для нас, как для людей верующих, важно другое: с точки зрения Священного Писания, подобным образом можно рассуждать о законах внутренних, духовных. Неслучайно автор псалма, который мы услышали, говорит, что заповеди Божии верны. Они тверды навеки, потому что основаны на истине и правоте. Божья правда пребывает вовек.
Но кто-нибудь внимательный может не согласиться и сказать, что заповеди тоже менялись. Как кажется, чтобы убедиться в этом, достаточно открыть книгу Исход или Второзаконие и прочитать законы, которыми так восхищается псалмопевец. Тут тебе и рабство, и месть, и много чего другого, чего совсем нет в христианстве... Какая уж тут неизменность!? И всё же она есть, только в первую очередь в Боге, а не в человеке. И если бы человек не пал — райские заповеди, пусть не по форме, а по сути, не изменились бы. Но для озлобившегося и развратившегося человека понадобились жёсткие меры, которые были призваны ограничить разгулявшиеся страсти. Если же мы посмотрим на духовное содержание заповедей — мы увидим, что оно одинаково от сотворения мира, потому что Творец всё тот же, в Своей природе и в Своём отношении к миру Он неизменен.
Напротив, мир меняется. Причём, как думается, меняется, потому что неудовлетворён и всегда находится в поиске. Ему нужен комфорт, и он перебирает варианты и придумывает всё новые и новые правила, которые призваны этот комфорт обеспечить. Формулируя новые варианты этики, человек надеется, что уж теперь-то всё будет идеально. Выбор псалмопевца в другом. Он выбирает Бога и не сомневается, что жизнь станет внутренне прекрасной. Больше всего он стремится к исполнению заповедей и знает, что Бог его не оставит. Вслед за псалмопевцем и нам стоит пойти по этому пути. Мир говорит: неудобно жить — разводись, но Бог призывает быть терпеливым и верным, мир говорит — твои чувства важнее всего, но Писание говорит, что эгоизм не приводит к счастью. В чём же начало разумного подхода к жизни? В том, чтобы помнить Бога и быть Ему верным.
Псалом 110. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 110. (Церковно-славянский перевод)
19 сентября. О ложных страхах и помощи Божьей
В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Ободритесь; это Я, не бойтесь».
О ложных страхах и помощи Божьей — священник Захарий Савельев.
Эти слова, сказанные Спасителем, связаны с пребыванием апостолов в лодке во время шторма. В нашей жизни случаются разные ненастья, действительно похожие на шторм. Одно время наша жизнь уподобляется тихому озеру, тихой воде, когда никаких угроз не предвидится. В другое же время наша жизнь наводняется ненастьями и исключительными обстоятельствами.
В эти секунды Господь явным образом зачастую себя проявляет в нашей жизни. И этот евангельский эпизод говорит нам о том, что каждому человеку, когда он видит Спасителя, нужно отбросить собственные страхи, суеверия и недоумения, потому что, как мыс вами знаем, евангелисты-синоптики, описываясобытия, говорят, что апостолы испугались самого Спасителя, приняв Его за призрака.
Но это был сам Господь, Который усмирил бурю, Который перед этим накормил множество людей. Что сделал Господь в этом евангельском событии? Онне оставил своих учеников во время шторма. Также и в нашей жизни, людей, которые живут в XXI веке,Господь не оставляет ни на секунду, ни на мгновение в периоды разных испытаний.
Господь каждому из нас идёт навстречу подобно тому, как шёл навстречу своим ученикам, находящимся во время шторма.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 сентября. Об опасениях апостола Павла
В 4-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас».
Об опасениях апостола — игумен Лука Степанов.
Апостол Павел ставит под сомнение плодотворность своей проповеди среди галатов из-за того, что они продолжают увлекаться теми расчетами и исполнительностью, которые были присущи ветхозаветным порядкам благочестивой жизни. Наблюдение новомесячий, определённых дней, неделание, годов, которые также чередовались, и на седьмой год не должно было делать то, что делалось предыдущие шесть, — всё это оставляло Его учеников, учеников Христовых, в неисправимости.
Поскольку теперь следование этим формальным установлениям оказывалось практически язычеством и идолопоклонством, поскольку за исполнением этих формальных требований и наблюдений не стоял ни дух, ни вера во Христа, ни сила Божья. Это было желание формально отделаться от божественного призвания, от предоставления Господу не своего, но самих себя.
Потому для новопризванных христиан эти ветхозаветные атавизмы, эта инерция ветхозаветных установлений отражала холодность души ко Христу, отсутствие любви к Нему, жизни по Христу, а следовательно, и верности Духу Святому.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 сентября. О духовном смысле праздника чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех

Сегодня 19 сентября. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех в четвёртом веке.
О духовном смысле праздника — протоиерей Михаил Самохин.
Колоссы, или Хоны, когда-то были большим городом. К общине христиан этого города даже обратил одно из своих посланий святой апостол Павел. Но в 64 году от Рождества Христова сильное землетрясение разрушило город, и он больше никогда не восстановился в прежнем величии.
Храм архистратига Божия Михаила и источник при нём существовали в храме с древних времен. О его появлении пророчествовали жителям этого и соседнего города Иераполя святые апостолы Иоанн Богослов и Филипп. Пророчество исполнилось, и от источника люди обильно получали исцеление по своей вере.
Предание сохранило историю исцеления в водах источника немой дочери грека, который в благодарность воздвиг архистратигу Михаилу прекрасный храм. Известно и житие блаженного Архиппа, который поселился при храме через 90 лет после его возведения и всю жизнь подвизался, служа Богу.
Чудо явления архистратига Михаила связано с попыткой язычников уничтожить святой источник и погубить блаженного Архиппа. Много дней трудились нечестивцы, сооружая запруду выше храма и наполняя её водой. Все эти дни блаженный молился о заступничестве небесному покровителю храма. И архангел Божий явился блаженному Архиппу, рассёк скалу и отвёл воды рек от святого места.
Небесные покровители наших храмов и есть их настоящие хозяева и заступники. Они оберегают места молитвы и поклонения Богу, освящённые в их честь и память. И из своей практики могу подтвердить, что не раз именно заступничество небесной покровительницы нашего храма, святой равноапостольной Ольги, помогало общине в сложных ситуациях.
Господь, Божия Матерь, ангелы и святые заботятся о храмах, которые мы им посвящаем. Будем же всегда помнить об их незримом, но реальном присутствии, когда приходим помолиться.
Все выпуски программы Актуальная тема