
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Современный мир стремительно меняется, и иногда нам может казаться, что в нём нет ничего стабильного, ничего неизменного. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в 110-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 110.
1 Славлю Тебя, Господи, всем сердцем моим в совете праведных и в собрании.
2 Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные.
3 Дело Его — слава и красота, и правда Его пребывает вовек.
4 Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь.
5 Пищу дает боящимся Его; вечно помнит завет Свой.
6 Силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать ему наследие язычников.
7 Дела рук Его — истина и суд; все заповеди Его верны,
8 тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте.
9 Избавление послал Он народу Своему; заповедал на веки завет Свой. Свято и страшно имя Его!
10 Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пребудет вовек.
Думаю, Гераклит, утверждавший, что в одну реку нельзя войти дважды, не был первым, кто так глубоко переживал изменчивость мира, просто он выразил это в прекрасном афоризме. Подобное чувство возникает, когда, приезжая в соседний район, ты видишь новый дом, которого вроде бы не было здесь ещё пару месяцев назад. Кажется, что это только внешние изменения, которые всегда происходили. Но ведь то же самое можно сказать и об изменениях внутренних, нравственных и духовных. То, что ещё 30 лет назад порицалось, сегодня может считаться нормой и, напротив, вещи, которых в то время не замечали, сегодня могут вызывать гнев. Мир всё время обновляется, и мы, наши привычки и стереотипы обновляются вместе с ним. Впрочем, кое-что не обновляется и обновиться не может. Законы физики и химии сегодня точно такие же, какими были тысячу лет назад... и будут такими же до конца времён. Однако для нас, как для людей верующих, важно другое: с точки зрения Священного Писания, подобным образом можно рассуждать о законах внутренних, духовных. Неслучайно автор псалма, который мы услышали, говорит, что заповеди Божии верны. Они тверды навеки, потому что основаны на истине и правоте. Божья правда пребывает вовек.
Но кто-нибудь внимательный может не согласиться и сказать, что заповеди тоже менялись. Как кажется, чтобы убедиться в этом, достаточно открыть книгу Исход или Второзаконие и прочитать законы, которыми так восхищается псалмопевец. Тут тебе и рабство, и месть, и много чего другого, чего совсем нет в христианстве... Какая уж тут неизменность!? И всё же она есть, только в первую очередь в Боге, а не в человеке. И если бы человек не пал — райские заповеди, пусть не по форме, а по сути, не изменились бы. Но для озлобившегося и развратившегося человека понадобились жёсткие меры, которые были призваны ограничить разгулявшиеся страсти. Если же мы посмотрим на духовное содержание заповедей — мы увидим, что оно одинаково от сотворения мира, потому что Творец всё тот же, в Своей природе и в Своём отношении к миру Он неизменен.
Напротив, мир меняется. Причём, как думается, меняется, потому что неудовлетворён и всегда находится в поиске. Ему нужен комфорт, и он перебирает варианты и придумывает всё новые и новые правила, которые призваны этот комфорт обеспечить. Формулируя новые варианты этики, человек надеется, что уж теперь-то всё будет идеально. Выбор псалмопевца в другом. Он выбирает Бога и не сомневается, что жизнь станет внутренне прекрасной. Больше всего он стремится к исполнению заповедей и знает, что Бог его не оставит. Вслед за псалмопевцем и нам стоит пойти по этому пути. Мир говорит: неудобно жить — разводись, но Бог призывает быть терпеливым и верным, мир говорит — твои чувства важнее всего, но Писание говорит, что эгоизм не приводит к счастью. В чём же начало разумного подхода к жизни? В том, чтобы помнить Бога и быть Ему верным.
Псалом 110. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 110. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер