Село Замытье расположено в 70 километрах от Твери на север по Бежецкому шоссе. Название происходит от слова «мыт» –– «пошлина за проезд в заставу или провоз товара», то есть Замытье –– селение за мытом.
После Отечественной войны 1812 года Замытье – владение князей Голицыных ––самых крупных землевладельцев в уезде. Эта ветвь многочисленного рода Голицыных происходила от Михаила Алексеевича, известного в истории под прозвищем «Голицын-Квасник», придворного шута императрицы Анны Иоановны. В шуты князь был произведен в наказание за вероотступничество при повторном браке с иностранкой. Его шутовская свадьба в «Ледяном доме» получила широкую известность как назидание другим за перемену веры.
Село входило в тройку наиболее крупных торговых сел Бежецкого уезда. В 1875 году в Замытье проживало уже более 10 тысяч человек. Дважды в год в селе проводились ярмарки. Цыгане продавали лошадей, крестьяне везли рожь, овес, рыбу, хмель, а кустари –– колеса, посуду, бочки, кожаную и валяную обувь. В Замытье было семь мелочных лавок, маслобойка, торговые ряды, чайная, колбасная, булочная, кузница, кирпичный и бараночный заводики, трикотажная кустарная фабрика. Кроме того имелось три завода по выделке черной кожи для сапог, две круподерки, а в деревнях волости 80 гвоздильных кузниц, гончарное и дегтярное производства. В 1869 году здесь открылось двухклассное училище, а в 1893-м –– своя больница.
В 1818 году в селе начинается строительство каменной Спасо-Преображенской церкви. Деньги на строительство внесли как раз князья Голицыны. Первая постройка по вине подрядчика оказалась неудачной –– провалился фундамент. В 1822 году работы возобновились, а в 1833 году этот не типичный для сельской глубинки каменный храм был построен и освящен.
Спасо-Преображенский собор –– пятикупольный величавый красавец, украшенный портиками и белокаменным декором, с четырехъярусной колокольней, необыкновенно высокий шпиль которой виден за много километров, имел пять престолов: Преображения Господня, святого Пророка Илии, Святителя Николая Чудотворца, святителя Дмитрия Ростовского и Казанской иконы Божией Матери. Кованые двустворчатые двери храма, необыкновенно высокий шпиль колокольни и его внутреннее убранство поражало не одно поколение людей. Прихожанами храма были жители сразу двадцати деревень.
В тридцатые годы XX века собор закрыли. Сегодня собор находится в аварийном состоянии: кровля полностью утрачена, своды на грани обрушения, местами отсутствует белокаменный декор, от росписей осталось не более 15%.
Однако, несмотря на разруху, в храме проводятся богослужения. Чтобы спасти заброшенную святыню, прихожане создали благотворительный фонд «Преображенский Собор». Регулярно устраиваются субботники по расчистке территории от строительного мусора.
У фонда нет штатных сотрудников, правление осуществляет свою деятельность на безвозмездной основе. Каждый шаг, каждое действие по восстановлению согласовываются с реставраторами, работы ведутся в соответствии с утвержденными проектами.
Свою деятельность фонд начал с сентября 2011 года, и сразу же откликнулись люди: на средства местных жителей и дачников подлатали купола и кровли алтарей, соорудили временную крышу. Однако реставрация –– дело дорогое и трудоемкое. Тех немногих средств, что удается собрать благодаря совсем небогатым людям, хватает далеко не на все.
Здесь, в Замытье, нет благоустроенных гостиниц, кафе, ресторанов и бойких экскурсоводов, но зато сохранилось то, чего остро не хватает городскому человеку: мир и душевный покой, ощущение истинной свободы и внутренней гармонии в окружении застенчивой русской природы.
И как знать, может быть, вам нужно именно сюда. Чтобы не только что-то увидеть, но и в чем-то поучаствовать… В чем-то таком, что наполнит вас гордостью и за самого себя, и за свою Родину…
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема