Коневец называют иногда двойником Валаама – оба острова стоят на просторах Ладожского озера, и здесь, и там расположены известные монастыри. Впрочем, информации о Валаамской обители можно найти гораздо больше, чем о Коневском Рождество-Богородичном монастыре. Попробуем хоть в малой степени восполнить этот пробел.
Остров Коневец небольшой – пять километров в длину, два – в ширину. В середине его возвышается на тридцать пять метров гора Святая, на которой устроен скит Казанской иконы Божией Матери. По всей территории острова разбросано множество валунов самой причудливой формы. Считается, что один из этих камней, напоминающий голову лошади и весящий более 750 тонн, и дал название острову. Этот Конь-камень в средние века язычники использовали как место для жертвоприношений. Когда на острове в четырнадцатом веке поселился афонский монах Арсений, он целую ночь провел в молитве возле этого камня, а наутро окропил его святой водой и обошел вокруг него крестным ходом. Сейчас на Коне-валуне стоит небольшая часовня, освященная в его честь.
Удивительный и необъяснимый факт – после молитвенной ночи, которую провел святой Арсений у камня, на острове исчезли все змеи. И до сего дня Коневец остается единственным островом Ладоги, на котором совсем нет змей, и только название еще одной коневецкой горы – Змеиная, напоминает о том, что прежде здесь вас могли ужалить гадюки.
Преподобный Арсений привез с Афона на Коневец необычную икону Богородицы, которая позже была прославлена как чудотворная и получила название Коневской. Еще этот образ называют Голубицким, потому что младенец Христос на ней держит двух птенцов голубя. Для хранения этой иконы преподобный Арсений сам начал строительство церкви, которое завершилось вскоре после его кончины. Позднее, в начале девятнадцатого века, этот храм, освященный в честь Рождества Богородицы, был перестроен. Новый собор, который можно увидеть и сейчас, отличается своими внушительными размерами и роскошью убранства. Такой грандиозный строительный проект стал доступен братии благодаря тому, что монастырь получил небывалую доселе известность, а следовательно, и богатые пожертвования. Здесь бывал император Александр Второй с семейством, в разные годы обитель посещали Федор Тютчев и Николай Лесков. И даже Александр Дюма приезжал на этот северный монашеский остров.
Сейчас, чтобы попасть на Коневец, нужно прежде всего обратиться в монастырскую паломническую службу, и только получив «добро», можно собираться в дорогу. Из Санкт-Петербурга с Финляндского вокзала Приозерская электричка домчит вас до станции Громово, оттуда дважды в день ходит автобус до бухты Владимирская. А между бухтой и обителью курсирует монастырский катер, который уже будет вас ждать – не зря же вы оповестили заранее о своем приезде. И тут уж, как моряки говорят, лишь бы шторма не было!
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема