Коневец называют иногда двойником Валаама – оба острова стоят на просторах Ладожского озера, и здесь, и там расположены известные монастыри. Впрочем, информации о Валаамской обители можно найти гораздо больше, чем о Коневском Рождество-Богородичном монастыре. Попробуем хоть в малой степени восполнить этот пробел.
Остров Коневец небольшой – пять километров в длину, два – в ширину. В середине его возвышается на тридцать пять метров гора Святая, на которой устроен скит Казанской иконы Божией Матери. По всей территории острова разбросано множество валунов самой причудливой формы. Считается, что один из этих камней, напоминающий голову лошади и весящий более 750 тонн, и дал название острову. Этот Конь-камень в средние века язычники использовали как место для жертвоприношений. Когда на острове в четырнадцатом веке поселился афонский монах Арсений, он целую ночь провел в молитве возле этого камня, а наутро окропил его святой водой и обошел вокруг него крестным ходом. Сейчас на Коне-валуне стоит небольшая часовня, освященная в его честь.
Удивительный и необъяснимый факт – после молитвенной ночи, которую провел святой Арсений у камня, на острове исчезли все змеи. И до сего дня Коневец остается единственным островом Ладоги, на котором совсем нет змей, и только название еще одной коневецкой горы – Змеиная, напоминает о том, что прежде здесь вас могли ужалить гадюки.
Преподобный Арсений привез с Афона на Коневец необычную икону Богородицы, которая позже была прославлена как чудотворная и получила название Коневской. Еще этот образ называют Голубицким, потому что младенец Христос на ней держит двух птенцов голубя. Для хранения этой иконы преподобный Арсений сам начал строительство церкви, которое завершилось вскоре после его кончины. Позднее, в начале девятнадцатого века, этот храм, освященный в честь Рождества Богородицы, был перестроен. Новый собор, который можно увидеть и сейчас, отличается своими внушительными размерами и роскошью убранства. Такой грандиозный строительный проект стал доступен братии благодаря тому, что монастырь получил небывалую доселе известность, а следовательно, и богатые пожертвования. Здесь бывал император Александр Второй с семейством, в разные годы обитель посещали Федор Тютчев и Николай Лесков. И даже Александр Дюма приезжал на этот северный монашеский остров.
Сейчас, чтобы попасть на Коневец, нужно прежде всего обратиться в монастырскую паломническую службу, и только получив «добро», можно собираться в дорогу. Из Санкт-Петербурга с Финляндского вокзала Приозерская электричка домчит вас до станции Громово, оттуда дважды в день ходит автобус до бухты Владимирская. А между бухтой и обителью курсирует монастырский катер, который уже будет вас ждать – не зря же вы оповестили заранее о своем приезде. И тут уж, как моряки говорят, лишь бы шторма не было!
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема












