Башкирский городок Красноусольск, что прячется в сосновых лесах в предгорье Южного Урала, славится своим водолечебным санаторием. Но раз в году сюда съезжаются паломники со всей России.
Здесь на высоком утесе стоит монастырский храм, посвященный Табынской иконе Божией Матери. Внизу, у основания холма – маленькая пещерка, где некогда был явлен этот чудотворный образ. Ежегодно в день обретения иконы, в девятую пятницу после Пасхи, здесь происходит чудо - пересохший источник начинает источать влагу. Вода сочится всего три дня.
Табынскую икону называют самым загадочным образом Богородицы. Первое ее явление, по преданию, случилось в шестнадцатом веке. Сейчас монастырь на реке Усолке женский, а в ту пору он был мужским, его насельники жили тем, что выпаривали соль из солёных ключей и продавали ее. Однажды один из иноков шел на солеварню и услышал голос: «Возьми образ мой». Он решил, что это наваждение и не стал реагировать. Но на следующий день все в точности повторилось. Инок огляделся, и увидел на камне над пещеркой удивительную икону. Крестным ходом монахи перенесли обретенную святыню в монастырь. Но вскоре кочевники разорили обитель, во время набега икона исчезла.
Однако через двести лет образ вновь явил себя. На этот раз Табынскую икону нашли три пастуха – на том же самом камне над пещерой, вблизи солёного источника. Они не были христианами, и святыня вызвала у них раздражение. Пастухи попытались разрубить икону, и… ослепли. Под вечер жители села Усолки хватились, что стадо не вернулось, бросились на поиски, и обнаружили пастухов в отчаянии от внезапно поразившей их слепоты. Рядом стоял израненный образ Богородицы. Сельчане помогли неразумным добраться до источника, те умылись, и прозрели. Один из пастухов был настолько поражен случившимся, что всю свою последующую жизнь не отлучался от чудесной иконы. Он умер в возрасте более ста лет в крестном ходу, который шел с Табынским образом Богородицы.
Крестные ходы с чудотворной иконой с тех пор стали обычаем. Их устраивали во время эпидемий, стихийных бедствий и набегов кочевников. Последний раз Табынская икона прошла по Зауралью уже после революции – вместе с беженцами она пересекла границу России, побывала в Китае, затем в Австралии и США. После этого след чудотворного образа потерялся, и где он находится сейчас, неизвестно. Однако сестры Богородице-Табынского монастыря надеются на новое явление любимой иконы.
Соленый родник после происшествия с пастухами также стали почитать святым. В семидесятых годах источник взорвали, вода забила многочисленными ключами, которые также считаются целительными, их используют в оздоровительных целях в санатории Красноусольска.
Хотите убедиться в целительных свойствах Табынских источников? Достаточно сесть в самолет и махнуть в Уфу, затем два часа на рейсовом автобусе – и вы у цели!
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема