Есть в Крыму место, куда люди стремятся не только теплым летом. Если ты заболел, нельзя отложить поход к врачу. Круглый год тянутся страждущие к доктору, который известен на весь мир. Святитель Лука Воино-Ясенецкий, пребывая святыми мощами в Симферопольском Свято-Троицком соборе, каждый день принимает пациентов.
Улица Одесская, на которой возвышается Свято-Троицкий храм, носит свое нынешнее название лишь с 1946 года. До этого же она называлась Греческой – именно греки проживали в основном здесь в ту пору.
И при церкви во имя Святой Троицы были греческий приход и гимназия. Греки встали на защиту Троицкого храма, когда власти попытались его закрыть в тридцатых годах прошлого века. Будучи подданными Афин, прихожане обратились к консулу и при его поддержке отстояли не только стены родного храма, но и право звонить в колокола в праздничные дни.
В 1996 году Свято-Троицкая церковь приняла бесценную святыню – мощи всенародно любимого епископа и врача, святителя Луки Воино-Ясенецкого. Судьба святителя невероятна. Будучи врачом, он становится монахом, а став монахом, не оставляет медицину. В его жизни было три ареста, одиннадцать лет тюрем и Сталинская премия за монографию «Очерки гнойной хирургии».
Сочетая духовное поприще и медицинское служение, владыка становится прозорливым диагностом. Как блестящий хирург, он успешно делает сложнейшие операции, как епископ, совершает богослужения, и люди выздоравливают, дотронувшись до его облачения.
Крымчанин по происхождению, святитель Лука отдал родине последние пятнадцать лет своей жизни. Преставившись, он не перестал исцелять людей – у его мощей непрестанно происходят чудеса.
Еще одно чудо состоит в том, что православный народ Греции полюбил русского святителя Луку подобно тому, как у нас в России любят и почитают греческого святителя Николая, Мирликийского чудотворца. В маленькой солнечной стране симферопольскому епископу посвящено более тридцати храмов. Дни его памяти отмечаются с особой торжественностью при стечении огромного количества верующих.
Каждый год в течение лета многие греческие приходы организуют поездки в Крым. В день памяти святителя, 11 июня, около трехсот паломников прибывают спецрейсом из Афин в Симферополь, где в Троицком соборе в серебряной раке почивают честные мощи любимого святого.
Кстати, сама эта рака – дар христиан Греции. Она была изготовлена и доставлена самолетом специально к торжествам по случаю 40-летия со дня преставления святителя Луки.
Стоишь возле этого драгоценного ковчега, у мощей святого - и понимаешь, сколь условны различия между народами, когда эти народы – во Христе…
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер