Во все времена святые вдохновляли поэтов и писателей на создание художественных произведений, и порой – великих, переживших века…
Здравствуйте! С вами писатель Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о святой благоверной царице Тамаре и поэме Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
Царица Тамара — самая легендарная правительница Грузии, при которой в конце 12- начале 13 века Грузинское царство процветало, как никогда прежде. О красоте и мудрости этой женщины сохранилось множество средневековых преданий, народных сказаний и песен.
А великий грузинский поэт Шота Руставели, её современник, посвятил царице Тамаре свою поэму «Витязь в тигровой шкуре».
ШОТА РУСТАВЕЛИ: (МУЖСКОЙ ГОЛОС – и далее тоже)
Воспоем Тамар-царицу, почитаемую свято!
Дивно сложенные гимны посвящал я ей когда-то.
Мне пером была тростинка, тушью — озеро агата.
Шота Руставели надеялся, что его поэму будут читать не только его современники, но и далекие потомки. Для них, то есть для нас, росчерком пера придворный поэт даёт во вступлении к поэме портрет царицы Тамары.
ШОТА РУСТАВЕЛИ (мужской голос):
Мне приказано царицу славословить новым словом,
Описать ресницы, очи на лице агатобровом,
Перлы уст ее румяных под рубиновым покровом, —
Даже камень разбивают мягким молотом свинцовым!
Мастерство, язык и сердце мне нужны, чтоб петь о ней.
Дай мне силы, вдохновенье! Разум сам послужит ей.
По историческим сведениям, поэт Шота Руставели служил казначеем при царском дворе и даже был безответно влюблен в царицу Тамару, единственную дочь грузинского царя Георгия 3.
Не имея других наследников, грузинский царь Георгий 3 еще при жизни короновал на царство свою двадцатилетнюю дочь Тамару. Совет грузинских старейшин не сразу дал согласие посадить на трон молодую девушку, чтобы она управляла мужчинами. Но потом старейшины всё же соглашаются…
ШОТА РУСТАВЕЛИ (мужской голос):
Хоть и женщина, но Богом утверждается царица.
Мы не льстим: она способна на престоле потрудиться.
Не напрасно лик царевны светит миру, как денница:
Дети льва равны друг другу, лев ли это или львица.
Героями эпической поэмы «Витязь в тигровой шкуре» Руставели являются грузинский царь Ростеван и его дочь, прекрасная царевна Тинатин, за которую сражаются храбрые витязи.
Но современники поэта без труда понимали: именно царица Тамара стала прообразом вымышленной царевны Тинатин.
Шота Руставели, хорошо знакомый с дворцовой жизнью грузинских царей, не случайно включил в свою поэму один реальный, широко известный эпизод со дня коронации царицы Тамары.
Как известно из грузинской летописи, во время праздничного пира царица Тамара сидела за столом грустная, вся в слезах — по своей скромности, она считала себя недостойной царского трона. Царь Георгий произнес речь, наказывая дочери быть справедливой и щедрой правительницей.
Выслушав отца, царица Тамара велела слугам принести сундуки с драгоценностями, пригнать лучших коней, которые витязи-грузины ценили на вес золота - и во время пира все это раздарила гостям. Все были поражены поистине царской щедростью молодой правительницы, у которой слова не расходились с делом!
Точно так же поступает и героиня поэмы Руставели «Витязь в тигровой шкуре», прекрасная царевна Тинатин.
ШОТА РУСТАВЕЛИ (мужской голос):
И царица повелела вызвать дядьку-пестуна:
«Под печатями твоими сохраняется казна.
Сундуки открой с деньгами и очисти их до дна:
Дочь царя, своим богатством поделиться я должна».
Раздала всё то царица, что своим считала сроду.
Всем — и знатным и незнатным — поприбавилось доходу…
Царица Тамара заслужила народную любовь как справедливая, щедрая правительница и ревностная христианка. Во время ее правления по всей Грузии строились храмы и монастыри, она неустанно раздавала бедным милостыню.
Шота Руставели постарался наделить главную героиню своей поэмы, царевну Тинатин, не только внешним сходством с царицей Тамарой, а также ее душевными качествами — искренностью, милосердием и христианским смирением.
ШОТА РУСТАВЕЛИ (мужской голос):
И когда на трон царевну царь возвёл пред всем собором,
И когда её венчал он дивным царственным убором, —
С царским скипетром, в короне, восхваляемая хором,
На людей смотрела дева вдохновенно-кротким взором.
И склонились перед нею все собравшиеся ниц,И признали эту деву величайшей из цариц…
Строки из поэмы Руставели «Витязь в тигровой шкуре» сегодня прозвучали в переводе замечательного поэта Николая Заболоцкого.
Псалом 141. Богослужебные чтения
Боязнь одиночества — по утверждению многих современных психологов — один из самых распространённых страхов сегодня. Чтобы не остаться один на один с самим собой, человек погружает себя в бесцельное блуждание по социальным сетям, блуждание по лабиринтам торговых центров, блуждание по пустым разговорам и не знающим конца и края сериалам — лишь бы не посмотреть туда, где кажется разверзлась страшная чёрная дыра — внутрь себя самого.
141-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, описывает как раз состояние человека, который не побоялся наедине честно посмотреть в самую сердцевину своей боли — давайте послушаем, что же он там увидел?
Псалом 141.
Учение Давида. Молитва его, когда он был в пещере.
1 Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился;
2 излил пред Ним моление моё; печаль мою открыл Ему.
3 Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю́ мою. На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня.
4 Смотрю на правую сторону, и вижу, что никто не признаёт меня: не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей.
5 Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты прибежище моё и часть моя на земле живых.
6 Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог; избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня.
7 Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твоё. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние.
Давид, спрятавшись в небольшой пещере перед лицом своих преследователей, оказывается в предельном одиночестве. Он — один, брошен всеми, его преследуют с целью убить. Он сидит в тесной и мрачной пещере, спрятавшись, чтобы не быть замеченным. Есть только он — и Бог, верность Которому Давид и сохраняет. Ему очень плохо, очень страшно, он находится на грани отчаяния. Всё — против него, все внешние обстоятельства жизни пытаются убедить его в том, что нет никакого Бога, или же Он навсегда от него отвернулся.
Но вместо того, чтобы обидеться и упиваться своей несчастностью, Давид идёт «внутрь» своей «чёрной дыры души» — и буквально выворачивает своё нутро наружу, наизнанку — превращая эту боль и страх в искренний вопль к Богу. Он не пытается «казаться хорошеньким», он не стесняется своей беспомощности и уязвимости, он не выставляет перед собой свои настоящие или мнимые добродетели. Он, словно ребёнок, кричит в уши Небесному Отцу: отче, папа, мне плохо, мне невыносимо плохо, я реально погибаю, куда Ты пропал? Я заждался Твоего появления, давай, не медли, пора Тебе уже активно включиться во всё происходящее!«
И вот мы подходим к самому главному. Зачем Давиду такая пронзительная молитва? Чего именно он хочет добиться? Может, прекращения скорбей? Наказания гонителей? Появления благ — и высоких, и простых, житейских? Но псалом показывает нам совершенно иную перспективу, которая только и имеет значение для Давида: слава Божия! Давид ждёт помощи свыше, которая для него важна не сама по себе, а именно как ещё одно подтверждение того, что Бог — рядом, что Он — славен, что Его обещания — не пустой звук!
Мне кажется, сегодняшний псалом — прекрасная «психотерапия» в миниатюре, к которой каждый может прибегнуть в любое время — а особенно тогда, когда душа свернулась от страха и боли и сама собой разворачиваться уже не хочет!..
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 305 зач., II, 2-10.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Конечно же, вы знаете смысл значения слова — «капитуляция». Возможно, вам также знаком однокоренной богословский термин — а именно «рекапитуляция». Именно вокруг этого понятия и идёт речь в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 2.
2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,
3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него,
4 при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?
5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим;
6 напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?
7 Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих,
8 все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено;
9 но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.
10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.
«Капитуляция» и «рекапитуляция». Оба слова — вокруг одного и того же корня — caput — «глава», отсюда произошло capitulum — «пункт» или «главка», «раздел». В военном жаргоне Средневековья «capitulare» стало значить составить договор по пунктам (capitula), а потом — «сдаться на условиях». В античном понимании caput — не просто анатомическая «голова», а начало и принцип (ἀρχή). Капитуляция — потеря архэ, утрата ориентации. Рекапитуляция — возвращение к архэ, к первообразу. Учение святого Иринея Лионского о recapitulatio (ἀνακεφαλαίωσις) — одно из самых глубоких и влиятельных в раннехристианском богословии. Оно напрямую связано с только что прозвучавшим чтением. Recapitulatio переводится как «возглавление», «сведение во главу», или «собирание под одного главой». Священномученик Ириней пишет, что Христос возглавил в Себе всё творение — человека, историю, материю, время, саму природу.
Главная мысль Иринея звучит так: «Что не принято, то не исцелено». Христос принимает всё человеческое — от рождения до смерти — чтобы всё исцелить. Христос не просто отменяет грех — как можно было бы думать в юридической модели искупления — а воссоздаёт саму природу человека: «Христос, пройдя все возраста человеческой жизни, восстановил в Себе человека целостно — младенца, отрока, юношу, мужа — чтобы освятить все».
Но апостол Павел — а следом за ним и священномученик Ириней — не ограничивают плоды спасения, совершённого Христом, исключительно человечеством: они простираются на весь космос, на всё мироздание. Христос становится всеобъемлющим центром космоса, вокруг которого собирается всё, что было разорвано грехом. Другими словами, во Христе начинается процесс обновления всей твари, утратившей после греха Адама связь с первоисточником всего бытия — Богом.
И отсюда становятся понятными слова апостола, когда он говорит о Христе как о Том, Кому Бог «покорил всё под ноги Его»: «пересборка» всего бытия могла осуществиться только при непосредственном, внутреннем участии Бога — и прежде всего через полноценное погружение в страдание и саму смерть.
Вот каков Бог христиан — входящий в самую гущу человеческой жизни, не останавливающийся ни перед чем — ради того, чтобы каждому человеку дать реальную возможность осуществить изначальный Божественный замысел и через «пересборку» во Христе — Распятом и Воскресшем — вывести всё творение к славе возлюбленных детей Божиих!...
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные поиски Александра Блока». Олег Скляров
У нас в студии был профессор кафедры славянской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Олег Скляров.
Мы говорили о творчестве Александра Блока, о его духовных поисках и о том, как в его поэзии отразились кризис слома эпох и революции в России.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о «Серебряном веке» русской поэзии и его основных представителях.
Первая беседа с прот. Павлом Карташевым была посвящена общим особенностям «Серебряного века» (эфир 17.11.2025)
Вторая беседа с прот. Павлом Карташевым была посвящена известным поэтам «Серебряного века» (эфир 18.11.2025)
Третья беседа с Марией Савельевой была посвящена судьбе А. Блока (эфир 19.11.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер







