«Проекты и события Фонда Архангела Михаила». Наталья Корнева, Павел Гончаров - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Проекты и события Фонда Архангела Михаила». Наталья Корнева, Павел Гончаров

* Поделиться

У нас в гостях были председатель правления фонда Архангела Михаила Павел Гончаров и заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.

Наши гости рассказали об истории создания фонда и его многочисленных проектах, связанных со строительством и восстановлением православных храмов, а также об уникальной выставке картин, посвящённой Новоспасскому монастырю.

Ведущий: Алексей Пичугин


А. Пичугин:

— Дорогие слушатели, здравствуйте! «Светлый вечер» на Светлом радио, меня зовут Алексей Пичугин, рад вас приветствовать, и с удовольствием представляю наших гостей: в ближайший час эту часть «Светлого вечера» здесь, в нашей студии, вместе с вами и вместе с нами председатель правления фонда Архангела Михаила Павел Гончаров. Здравствуйте.

П. Гончаров:

— Добрый вечер.

А. Пичугин:

— Заместитель председателя правления фонда Наталья Корнева. Добрый вечер.

Н. Корнева:

— Здравствуйте.

А. Пичугин:

— И мы сегодня будем говорить о фонде, о его проектах, о выставке, которая вот уже в эти дни открывается в замечательной московской усадьбе Воронцово на юго-западе столицы. Но все-таки начнем мы с разговора о фонде, вы у нас первый раз, мы любим, когда к нам приходят фонды, которые занимаются спасением памятников архитектуры, святынь, храмов, всегда есть о чем поговорить, потому что это проблема, вот сколько лет я тоже как-то с этим связан, мне все время кажется, что и всем очевидно, что у нас в России огромное количество всего, что требует вот такого спасения и как можно скорее, мне часто приходится бывать в каких-то селах, в центре которых стоит огромный заброшенный или полузаброшенный, настолько большой храм, что очень сложно его восстанавливать, и люди говорят: «Ну а что, зачем он нам нужен? Вот его по кирпичику разобрать, построить бы чего-нибудь небольшое, и мы бы ходили», или там, если он заброшен совсем: «Да зачем он нужен, с детства мы его помним, ну стоит и стоит он, весь пейзаж портит». Я с какого-то момента вот такой нарратив стал все время встречать, хотя мне казалось, что для людей очевидно, что это наследие какое-то, то, что вот осталось нам в наследство, поэтому я всегда очень радуюсь, когда к нам приходят такие люди, как вы. Расскажите, пожалуйста, о фонде, почему вы его в своё время создали, сколько времени он уже действует, и чем вы непосредственно занимаетесь.

П. Гончаров:

— Да, спасибо большое, ещё раз добрый вечер всем радиослушателям, хотели бы рассказать немножко с самого начала. Благотворительный фонд содействия строительству и реконструкции православных храмов во имя святого Архангела Михаила был образован в 2010 году, но до этого на базе строительства храма Покрова Пресвятой Богородицы наш духовник, духовником является отец Мелхиседек, настоятель подворья Оптиной пустыни, и за много лет до основания фонда, ещё в 2000-х годах, мы стали заниматься разработкой проекта нового храма, храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево.

А. Пичугин:

— Да, я на его освящении был когда-то.

П. Гончаров:

— Замечательно. И много лет проработали мы тогда, ещё «Программы 200» не было и согласовывать документы, проекты было достаточно сложно, проектную документацию, отвод земли, этим занимались мы около восьми лет командой, и вот на последней экспертизе в 2006 году, я тогда учился на четвёртом курсе университета, и батюшка поручил привлечение финансовых средств начинать, потому что обратного пути уже по строительству храма Покрова Пресвятой Богородицы не было. И мы создали отдел экономики развития, и, собственно говоря, начали заниматься фандрайзингом, насколько возможно, отработав методички, как-то постарались достаточно профессионально подойти к этому вопросу, и с Божьей помощью получилось начинать привлекать финансовые средства, в 350 тысяч компаний в Москве мы обратились, конечно, не все смогли помочь...

А. Пичугин:

— Простите, я правильно сейчас услышал: 350 тысяч компаний?

П. Гончаров:

— Да. Но из этого небольшое количество совершенно компаний, которые откликнулись, и компании, так скажем, средней руки, но мы смогли образовать и объединить вокруг себя этих людей. И также, конечно, мы понимали, что строительство храма мы не сможем осуществить, только если мы будем обращаться к юридическим компаниям, нам каким-то образом нужно обратиться к людям, потому что храмы всегда строились всем миром в стране нашей, и пришла идея именного кирпичика, она стара, мы её давно видели в разных монастырях.

А. Пичугин:

— А когда строился храм в Ясенево, я там периодически мимо проезжал и помню, что везде про именные кирпичики там было написано, баннеры висели.

П. Гончаров:

— Да. Так вот идея-то, мы представили себе, что, допустим, на территории подворья Оптиной пустыни несколько тысяч человек прихожан, уже вокруг Покровского храма объединялись какие-то люди, их тоже несколько сотен было, и каким образом нам привлечь большое количество людей? И тогда мы в тестовом режиме в районе Ясенево вышли к людям, в сети потребительского рынка организовали стойки такие, по большому счёту, миссионерского направления, с именным кирпичиком, привлекали людей, и на самом деле очень много чудесных случаев, потому что с именным кирпичом никто никогда не выходил за ограду церковную, мы первые это сделали и нашли большой отклик у людей, происходили какие-то чудесные случаи с людьми, которые приобретали эти именные кирпичики. Расскажу один из случаев небольшой: один человек, пробегая так мимо, немножко запыхавшись, остановился около стойки, поинтересовался, и наш волонтёр рассказал ему о храм, который будет строиться, что именные кирпичики, и за каждое имя будет возноситься молитва на богослужении. Он приобрёл кирпичик, и потом, через какое-то время приходит к нашему волонтёру, показывает именной кирпичик обгоревший и начинает рассказывать историю.

А. Пичугин:

— Простите, это надо уточнить: я всегда думал, что именные кирпичики закладываются и просто пишется имя, или?..

П. Гончаров:

— По-разному. Допустим, в храме Покрова Пресвятой Богородицы на каждом именном кирпиче мы подписали имя, а этот человек, он показывает сертификат бумажный, который мы ему выдали, на сертификате пишется имя благотворителя, потому что человек может не только за себя, но и за своих родственников, близких и о здравии, и о упокоении выписать, и в подарок он может этот сертификат преподать. Тогда он выписал на себя этот сертификатик и вот приходит с ним, на сертификате обгоревшие края, и рассказывает историю, говорит: «Вы не поверите, несколько дней назад случился громадный пожар, у меня магазин строительный на строительном рынке 41-го километра, это достаточно крупный рынок, мне звонят, говорят, что горит большая часть этого рынка, и ваш ряд, где находится ваш магазин, полностью выгорел, я уже еду на пепелище, собственно говоря, и вот этот весь ряд громадный, где достаточно большое количество магазинов. Но вы не поверите: с двух сторон полностью всё сгорело, у меня в центре находится магазин, и он один-единственный остался, я подхожу — всё обуглено вокруг, а я сертификат ваш прямо над дверью повесил, над входом в этот магазин, он только обугленный остался немного, ваш сертификат.

А. Пичугин:

— А магазин не пострадал?

П. Гончаров:

— Магазин не пострадал совершенно, поэтому он был совершенно ошеломлён, потому что человек невоцерковлённый, и для него это были новые какие-то акценты, позывы, он пришёл, рассказал эту историю, рассказал, в том числе вопросы, которые его мучают, как-то стал открываться, и потом этого человека стали видеть непосредственно прихожанином нашего храма. Это удивительные такие случаи, то есть вот цепочка. Ну и много-много, масса ещё разных случаев, которые происходили в жизни, поэтому нам стало понятно, что это тестовый был пилотный вариант в районе Ясенево, потом мы стали это реализовывать повсюду, во всей Москве, но до «Программы 200» практически наш проект был, храм Покрова Пресвятой Богородицы, больше миллиона человек поучаствовало в строительстве этого прекрасного, замечательного храма. Я хочу ещё два слова буквально про Покровский храм сказать: вы знаете, это первый проект фонда, потому что в 2010 году на базе, как я говорил уже, отдела экономики развития мы стали понимать, что этот храм мы завершим, а богатый опыт, который мы накопили за время строительства этого храма, нам нужно будет делиться и дальше, и команда, которая работала, и те люди, которые могли бы привносить лепту, даже вот юридические компании, в которые мы приезжали, общались, говорили: «Ну это такое строительство серьёзное, мы не сможем вам в полной мере помочь». Я говорю: вы видите, Москва не сразу строилась, и моря и океаны наполняются ручейками горными, а дело в том, что с такой благодарностью они были, когда они приезжали и понимали, что лепту они небольшую внесли, а вот вместе, объединив много людей, смогли построить такой чудесный, замечательный храм. Я ещё скажу, это на самом деле чудо 21 века, потому что в этом храме нет ни одного бюджетного рубля, ни одного рубля крупной компании.

А. Пичугин:

— Интересно, потому что я никогда об этом не задумывался, но тем не менее, москвичи, которые живут, по крайней мере, где-то на юго-западе, храм в Ясенево видели наверняка. Вот так посмотреть со стороны, сложно представить, что это действительно на народные средства всё было построено. Мы из истории нашей, скорее, начала XX века знаем, что в городах, и не только в городах, но в основном в городах строились храмы на народные деньги, до сих пор там в разном состоянии они до нас доходят, большие, но мы понимаем, что тогда немного другая система была, и на народные деньги вот сколько-то собрали, ну действительно, там этой суммы, наверное, бы не хватило на целый храм, но потом кто-то пришёл из богатых людей, там неважно, купечество, у нас крестьяне были богатые уже на тот момент, к началу XX века, из зажиточных горожан, и вот так они дособрали сумму, тоже на народные деньги, все же — народ, на народные деньги. А вот сейчас, в XXI веке, конечно, нам сложно себе представить, что мы же все что-то иногда строим, мы знаем цены на материалы, и то, что на народные деньги можно вот так вот построить такой храм, это, конечно, впечатляет, тем более, он с большим вкусом сделан, там внутри, вот кто не был, зайдите, посмотрите — действительно, с большим вкусом всё сделано. И я так понимаю, что история с ясеневским храмом вас подтолкнула к идее создать благотворительный фонд, или нет, или это как-то параллельно?

П. Гончаров:

— Да, совершенно верно, это параллельно шло, пока мы ещё строили, потому что храм освятили мы только в 2015 году, но за 5 лет до освящения храма мы стали понимать, что мы когда-то это сделаем, закончим, и весь этот богатый опыт, я ещё раз повторюсь, команда, которая работала, люди, которые жертвовали, мы не должны остановиться, нам нужно двигаться дальше и объединить вокруг себя... И Покровский храм для нас, для нашего фонда, сейчас расскажу о нескольких проектах, которые у нас ещё есть, вот Покровский храм, вы знаете, для нас стал, как для человека, который, когда воцерковляется, когда ангелы спускаются с небес, подхватывают его за руки и поднимают его, он не касается земли, это вот всегда первый тот опыт воцерковления, прихода в храм, потом тебя на землю ставят обратно, теперь ты должен сам пройти этот путь, и ты всегда оглядываешься и вспоминаешь эти яркие впечатления жизни духовной, также и для нас Покровский храм — это первый яркий серьёзнейший проект громкий, к которому мы не то чтобы стремимся, а именно народный, поэтому и «Фонд содействия строительству и реконструкции православных храмов», как мы назвали фонд Архангела Михаила, по большому счёту, это народная история. Конечно, на всё воля Божья, но мы никогда не одёргиваем никого, не стучимся в крупные компании людям, которые богаты, мы понимаем, что только на этом одном невозможно зацикливаться, нужно обращаться к людям, и это нам помогает.

А. Пичугин:

— Напомним, что в гостях у Светлого радио сегодня Павел Гончаров, председатель правления фонда Архангела Михаила и заместитель председателя правления фонда Наталья Корнева. Мы говорим о проектах фонда, о тех храмах, которые поддерживает фонд, о том, как помочь фонду. Давайте сразу скажем про выставку, Наталья, может быть, вы про выставку нам расскажете, а потом мы вернёмся к проектам.

Н. Корнева:

— Да, с удовольствием. Дорогие слушатели, мы всех вас приглашаем на выставку, которая называется «Дом для Всецарицы», которая будет проходить с 3 по 29 февраля этого года в усадьбе Воронцово. Эта выставка посвящена истории, когда участие тысяч людей позволяет возродить Знаменский храм в Новоспасском монастыре, а Знаменский храм в Новоспасском монастыре, мы очень надеемся, что когда он будет возрождён и благоукрашен, в него будет перенесена из Преображенского собора Новоспасского монастыря чудотворная икона «Всецарица».

А. Пичугин:

— А почему выставка в Воронцово проходит, а не в Новоспасском?

Н. Корнева:

— Вот, хотела как раз на эту тему рассказать, удивительные случаи происходят у нас с этой выставкой. Вообще, когда недавно меня спросили: «Вы когда-нибудь выставками занимались?», я сказала: «Нет». Говорят: «Зачем вы за это взялись?» Долго размышляя над этим вопросом, я поняла, что мы не могли не сделать эту выставку, потому что в прошлом году мы в Новоспасском монастыре в воскресной школе провели небольшую выставку, но это такой был пробный шар. И тут мы поняли, что для того, чтобы к людям идти, которые еще не знают о том, что за проект «Всецарица», хотя это уникальнейший проект, мы должны людям широко рассказать об этом проекте, а как это сделать? Вопрос такой серьезный, и тут все стало складываться как-то само собой. В прошлом году мы познакомились с группой художников, пять человек: Николай Бурдыкин, Владимир Воронцов, Максим Аксёнов, Евгения Филоненко и Мария Хоменко, эти художники из Серпухова. Мы познакомились с ними, и почему-то сразу пришла идея, что необходимо создать выставку картин, посвященных Новоспасскому монастырю в поддержку нашего проекта «Всецарица». Хорошо, мы договорились с художниками, они подумали, что да, они напишут картины, им это интересно, а наша задача была найти площадку, где можно эту выставку провести. Делать нечего, надо браться за работу. Художники картины пишут, мы начинаем искать площадки. Где благотворительный фонд может взять площадку в Москве для того, чтобы провести выставку? Понятно, что на средства, которые мы собираем с людей, мы не можем оплатить какой-то большой зал, например, в Москве. За спрос не бьют, подумали мы, и написали письмо в Департамент культуры Москвы, в котором мы рассказали о том, что у нас есть идея сделать такую выставку, что мы просим предоставить нам какой-то зал для проведения этой выставки. Нашему потрясению не было конца: вечером одного дня мы отправили в Департамент культуры письмо, утром следующего дня нам позвонили из усадьбы Воронцово и сказали: «Ребята, приходите». В тот же день к нам обратились из усадьбы Люблино, из нескольких библиотек центрального округа города Москвы, также нашим проектом заинтересовались в Коломенском и в Измайлове.

А. Пичугин:

— То есть у вас было из чего выбрать.

Н. Корнева:

— Мы поехали по всем местам, куда нас пригласили. Конечно, в первую очередь мы поехали в усадьбу Воронцово, и тут нас ждал еще один сюрприз: мы-то просили небольшой зал, потому что у нас пять художников, ну напишут они по две-три картины, понятно, что это не огромная выставка. Приезжаем мы в усадьбу Воронцово, нас привозят в такой особнячок-флигель двухэтажный, на первом этаже лекторий, на втором этаже шесть залов и говорят: «берите». Мы тут немножко затрепетали, но поняли, что это вообще просто шанс невероятный рассказать людям про наш проект. И, конечно, мы переформатировали выставку, и теперь у нас каждый зал будет тематическим: первый зал у нас посвящен истории Новоспасского монастыря, второй зал посвящен истории Знаменского храма и истории иконы «Всецарица», третий зал посвящен как раз картинам художников, которые написаны специально к этой выставке, два зала посвящены проекту возрождения Знаменского храма, и последний зал посвящен вообще фонду Архангела Михаила, о том, что мы делаем, и про другие проекты мы там тоже наши рассказываем. Вообще, эту выставку у нас сопровождают удивительные события. Меня спрашивали: почему вы картины ставите не после зала Новоспасского монастыря, а в третьем зале?

А. Пичугин:

— То есть, ещё раз?

Н. Корнева:

— Первый зал у нас Новоспасскому монастырю посвящен, второй зал — Знаменскому храму и иконе «Всецарица», а только третий зал посвящен картинам. И меня спрашивали: а почему не после Новоспасского?

А. Пичугин:

— Всё, я понял.

Н. Корнева:

— Почему такой порядок, да. Вот удивительное рядом, но когда мы пришли в Воронцовский парк, вот в эту усадьбу, мы поняли, что именно в таком порядке надо делать эти залы, и оказалось, это было не просто так, следующий удивительный случай произошёл у нас буквально полторы недели назад. 22 декабря нам необходимо было сдавать в усадьбу Воронцово список всех экспонатов, которые у нас будут на этой выставке, нам художники прислали уже все картины, у нас там есть другие экспонаты, мы список составили, готовы нажать на кнопку «отправить». Небольшая предыстория: когда мы встречались с художниками для того, чтобы они написали картины, в душе было очень большое пожелание к художникам, которое мы не высказывали специально — чтобы они связали как-то свои картины с проектом «Всецарица», чтобы, может быть, они написали Знаменский храм, может быть, они написали бы уникальную сень, которую сейчас сделали в этом храме для иконы «Всецарица», ну, каким-то образом связано чтобы это было с нашим проектом, потому что вообще, если посмотреть, вот прийти в Новоспасский монастырь, мы видим, много там художников пишет постоянно, там какие-то этюды у людей, и я знаю, что очень много, например, видов Новоспасского монастыря написано. Но художники стали писать, присылают картины, и я вижу, что картины все хорошие, интересные, но непосредственно про наш проект «Всецарица» они не говорят. И вот даже какая-то небольшая грусть была в душе по этому поводу, потому что вроде бы картины хорошие, но как-то чего-то не хватает. И вот наступает 22 января, надо отправлять в Воронцовский парк все наши экспонаты, и в этот день, уже в обед, я получаю ещё одно сообщение, что написана ещё одна картина. Художница Евгения Филоненко написала картину, которую она назвала «И девам ликование, и матерям отрада», и эта картина связала всё: на этой картине изображена икона «Всецарица», рядом с которой стоят женщины, у одной женщины ребёнок на руках, другая женщина просто молится. Через несколько дней мы забрали картины у художников и привезли их для того, чтобы повесить их в залы. Когда мы увидели вот эту картину, распаковали её, мы знали точно, в каком месте она будет висеть, она должна висеть была именно в третьем зале на определённой стене. И до этого у нас ещё возникали вопросы: а как другие картины вот развесить? Мы же не профессиональные люди, которые занимаются выставками, мы не знали, как это сделать. Удивительно, но эта картина выстроила нам развеску всех остальных картин, это произошло какое-то чудо просто. И теперь у меня есть простой ответ, почему именно в третьем зале картины, а не во втором, как все предлагали. Вот когда люди придут на выставку, мы всех приглашаем, вы увидите, почему она висит именно там.

А. Пичугин:

— Скажем, что выставка будет проходить с 3 по 29 февраля, в феврале в этом году 29 дней. С 3 по 29 февраля в усадьбе Воронцово, туда очень легко добраться, если вы живёте в Москве или будете в Москве в эти дни. Воронцовский парк, дом 3 — адрес официальный парка. Добраться на общественном транспорте легко, это метро «Новые Черёмушки», а потом автобусом 616-м до остановки «Воронцовский парк» или метро «Новаторская», там 3 минуты до входа в парк непосредственно. А там где искать?

Н. Корнева:

— Это здание 6, в Воронцовском парке есть большой пруд...

А. Пичугин:

— Да, как входите, там сразу этот пруд, он вот перед вами.

Н. Корнева:

— Да, и просто за прудом двухэтажное розовое здание номер 6. В парке будут висеть афиши, которые будут приглашать на эту выставку, это здание будет освещаться в темноте, то есть найти это здание будет достаточно легко. У нас на сайте будет размещена карта, как пройти к этому зданию, всё просто.

А. Пичугин:

— Друзья, мы напомним, что в гостях у Светлого радио сегодня руководители фонда Архангела Михаила: Павел Гончаров, председатель управления его фонда, Наталья Корнева, заместитель председателя управления фонда. Мы буквально через минуту к нашему разговору вернёмся.

А. Пичугин:

— Возвращаемся в студию Светлого радио, друзья. Напомню, что в гостях у нас сегодня руководители фонда Архангела Михаила: председатель правления Павел Гончаров и заместитель председателя Наталья Корнева. Говорим о том, какие проекты, вот мы, собственно, подходим, наверное, только к тому, какие проекты у вас сейчас, какие уже были выполнены, чем вы занимаетесь. Я открываю вашу страницу, адрес сайта: fond-am.ru и здесь есть очень-очень много проектов, как текущих, так уже и завершённых. Расскажите, пожалуйста, о том, как к вам попадают люди или, вернее, храмы, как это правильно сказать, кто попадает, кто приходит, кто просит, как обращаются, как можно обратиться, на какие проекты стоит, может быть, пристальней всего сейчас обратить внимание тем, кто нас слушает и хочет как-то помочь?

П. Гончаров:

— Прежде всего, хотелось бы сказать непосредственно в рамках выставки, которая сейчас будет — «Дом для Всецарицы», хотелось бы немножко рассказать об этом проекте, как он начался. Потом расскажу, какие проекты у нас ещё существуют, один из основных ещё проектов — реставрация Знаменского храма Новоспасского монастыря. А как это всё происходило: в 2018 году обратился к нам владыка Савва (Михеев), нынешний Вологодский и Кирилловский митрополит, и рассказал, что есть такая идея переноса чудотворной иконы «Всецарица» из Преображенского собора, поскольку туда ведет чугунная крутая лестница на входе, и, конечно же, притекают к этой иконе больные люди онкологией, в общем, больных много людей, которым сложно просто преодолевать даже элементарно вот эту лестницу, находится она в притворе, где постоянно проходят мимо люди, и помолиться спокойно достаточно сложно. И вот родилась такая идея: сделать специально для иконы сень и киот, вот не знает он ещё, как это будет выглядеть, и пригласил для этого нас, пригласил архитектора, Козлова Владимира Ивановича, для реализации этой идеи. И вот у нас была первая встреча, вторая уже с форэскизами предварительными, третья, и владыка Савва позвонил, но было понятно, что все те моменты, которые предлагает Владимир Иванович Козлов, не подходят, поскольку это сложно немножко было. Сама икона, всё-таки это Византия, она находится в Ватопедском монастыре, список её в 1997 году был доставлен в Россию в Новоспасский монастырь, сам Знаменский храм — это классицизм и 18 век, было сложно соединить. И вот я позвонил архитектору, говорю: «Владимир Иванович, завтра будет встреча у нас последняя с владыкой, поскольку мы ни одного эскизного проекта предоставить не смогли». И вы не поверите, мы встречаемся, садимся за стол, владыка Савва достаёт ксерокопию тронного зала в Кремле, с горностаевой мантией трона самого, а Владимир Иванович достаёт эскиз, который сейчас, нынешняя сень существует, тоже с горностаевой мантией, но только из мрамора и голубого гранита. Это уникальное архитектурное произведение, которое выполнено сейчас, и милостью Божией большое количество людей обратило на это внимание, и не только сень построили, но мы вообще благодарны Богу за то, что нам выпала возможность участвовать полностью в реставрации Знаменского храма, в котором практически с 1918 года не проводились службы, либо это очень редко делалось.

А. Пичугин:

— И всё-таки, мы вот уже перешагнули вторую половину программы, хотелось бы поговорить подробнее о проектах. Очень много я открываю, просто вы рассказываете, я параллельно листаю, здесь городские храмы, московские храмы, большие, новые, совсем маленькие, сельские, заброшенные, разрушенные, вот об этом расскажите, пожалуйста.

П. Гончаров:

— Да, вот смотрите, у нас, в нашем фонде делятся как проекты фонда, так и объекты попечения, мы это разделили, но поскольку название самого фонда «Содействие строительству и реконструкции православных храмов», в самом названии заложена миссия, мы могли на себя взять непосредственно обязательство делать только проекты, но вы понимаете, что когда ты за крупный проект берёшься, все силы практически тебя связывают и приходится делать. Но к нам пришла идея такая: сделать объекты попечения, что любой храм в любой точке нашей страны России, в дальних даже уголках может обратиться к нам, но это не полностью строительство или реставрация, реконструкция всего храма, а это купола, колокола, кресты, где-то крыша, допустим, совершенно прогнила, упала, как сейчас в Лисичанске, храм в честь кого, Наталья Валерьевна?

Н. Корнева:

— Святого Митрофана Воронежского.

П. Гончаров:

— Да, туда упала бомба и полностью развалила весь купол, полностью сгорел храм, мы сейчас восстанавливаем непосредственно сам купол, помогаем с этим. И это тестовый такой был режим, мы даже не знали, получится ли у нас в таком режиме действовать, но отклик нашёлся не только у людей, священников и батюшек, которые находятся там, как в селе Чегдомын, это 600 километров от Хабаровска, где очень мало прихожан, и обратились к нам, мы увидели, что в Хабаровск жертвуют люди из Калининграда, и наоборот, из Читы в Калининград, из Архангельска на юг, из Краснодарского края в Архангельск, то есть вот такое пересечение. В 2020 году, когда началась пандемия, мы долго к этому шли на протяжении десяти лет, с 2010 года учреждён фонд, а в 2020 году мы нашли в себе силы и с Божьей помощью у нас получилось перейти в онлайн-пространство. Это на самом деле сложная очень достаточно вещь, потому что команды, сколько бы мы ни привлекали, чтобы заниматься именно тем, чтобы донести информацию людям во всех уголках о таких проектах, было сложно, мы просто по крупицам собирали команду, которая в нашем фонде работает, и я, пользуясь случаем, хочу большую благодарность и низкий поклон команде и всем ребятам, которые работают у нас, передать. Любой храм в России, который нуждается, он может обратиться к нам, сделать заявку, на сайте нашем есть заявочка, всё понятно, как это оформить, мы свяжемся, дадим обратную связь, там не очень сложный небольшой пакет документов, который нужно подготовить, и мы будем взаимодействовать.

А. Пичугин:

— Я смотрю, что у вас в основном это какая-то работа конкретная, то есть здесь у вас очень много конкретики, с одной стороны, это и подкупает, потому что вот нужны средства на крышу, нужны средства на утварь, нужны средства на какие-то первостепенные консервационные работы, а дальше я представляю, как назначают в руинированный храм священника, часто молодого священника, у которого нет представлений особо никаких о строительстве, о реставрации, и вот он стоит и смотрит на руину, которая уже 70 лет без окон, без дверей стоит, и дальше он понимает, что можно к вам обратиться, но вот разводит руки и такой: а с чем? А можно обратиться — вот нужно всё? У вас, я смотрю, тут есть, вот первое, что я нажал, это цель сбора: приобретение самого необходимого в храм, я уже потерял, как храм называется, но приобретение самого необходимого.

Н. Корнева:

— Можно я отвечу на этот вопрос?

А. Пичугин:

— Да, конечно, конечно.

Н. Корнева:

— Силами только нашего фонда, наверное, руинированный храм возродить невозможно, тут должна быть общая работа людей на приходе и фонда, и каких-то ещё других людей. Вот яркий пример такого возрождения храма — это Крестовоздвиженский храм в посёлке Ленинском под Тулой. Что там было? Там был прекрасный, огромный храм, но действительно, просто руины. И местная жительница, Надежда Анатольевна, много лет смотрела на этот храм из окна своего дома, и в определённый момент она, вот она просто нам рассказывала это: «Я встала и сказала своему мужу: мы этот храм должны восстановить». Это не какой-то богатый человек, у неё нет каких-то особенных ресурсов, но этот человек начал стучаться во все двери и своей энергией, своей верой и своей вот этой вот убеждённостью, что этот храм должен быть восстановлен, делает просто невозможное. Мы в этот храм приезжали год назад, ну вот представляете себе: полуразрушенные стены, и маленькая женщина, которая стоит рядом с этим храмом, и смотрит на нас большими такими синими глазами, пожилая женщина, как ей не помочь? Это просто невозможно. Она делает столько всего, она стучится во все двери, ей даже сначала благословение не хотели давать на то, чтобы она возрождала этот храм, потому что сложно было поверить, что человек вот такой может за это взяться.

А. Пичугин:

— А благословение в данном случае кто должен давать?

Н. Корнева:

— Правящий архиерей.

А. Пичугин:

— Так вопрос: ведь далеко не все храмы переданы церкви. Это был мой следующий, кстати говоря, вопрос: кто может обратиться? К примеру, есть какие-то неравнодушные люди, и стоит храм, который не возвращён Церкви, он бесхозный, в лучшем случае он числится на балансе какого-то колхоза, зернохранилищем которого он был долгое время, и то чаще всего, вот я точно знаю эту историю, с баланса колхозов всё это списывалось, даже если сами колхозы ещё действуют, ну там СПК они называются теперь, вот он ни на чьём балансе не числится, да, он там памятник архитектуры какого-то там федерального или регионального значения, но к Церкви он отношения никакого не имеет официального. И вот дальше, вот я, например, хочу начать какие-то работы на похожем храме, и я могу к вам обратиться?

Н. Корнева:

— Вы знаете, пока на сегодняшний момент, наверное, это трудно. Наша задача главная — возрождать храмы, чтобы люди могли приходить и молиться там Богу, поэтому мы заключаем договоры с приходами.

А. Пичугин:

— Это важная информация, это надо обязательно проговорить.

Н. Корнева:

— Да, мы заключаем договоры с приходами, но просто мы же понимаем свои силы, всего не объять. Мы знаем, что у нас есть большой проект «Всецарица», на который уходят основные силы нашего фонда, у нас есть большой проект по строительству храма Гавриила Самтаврийского в деревне Фёдора Конюхова, мы не отказываем ни одному православному приходу, мы стараемся помочь всем, но пока что мы не очень большой фонд, если в дальнейшем мы как-то там разрастёмся, наберём сил, может быть, у нас немножко поменяются стратегии, но пока сейчас вот такая история.

А. Пичугин:

— Но тут ведь очень важно, что вы не одни, если вы работаете исключительно с приходами, то есть, например, я знаю, фонды, которые работают, скорее, больше вот с такими разрушенными, невозвращенными, это проект «Общее дело», с которыми мы очень много общаемся, «Белый ирис», другие, которые занимаются, скорее, вот такими заброшенными храмами и не только храмами, которым грозит просто полная гибель.

А. Пичугин:

— Напомним, друзья, что в гостях у Светлого радио сегодня руководители фонда Архангела Михаила, который занимается помощью православным храмам в их восстановлении, воссоздании, реставрации: Павел Гончаров, председатель правления фонда, и Наталья Корнева, заместитель председателя правления фонда. Мы ещё раз напомним вам, друзья, что с 3 по 29 февраля в московской усадьбе Воронцово на юго-западе, это метро «Новые Черёмушки» или метро «Новаторская» пройдёт выставка «Дом для Всецарицы», это выставка, на которой будут представлены картины, на которой будут представлены иконы, на которой будет представлена деятельность фонда. Каким образом она помогает, ещё раз напомните, пожалуйста, Знаменскому храму Новоспасского монастыря?

Н. Корнева:

— Самое главное — людям рассказать о том, что есть этот проект. Когда люди видят, что происходит, что делается, и что делается это силами обычных людей, таких, как мы вот все с вами, вы знаете, что-то с людьми происходит интересное, я много раз это наблюдала в Знаменском храме, когда мы приводим туда людей, просто знакомых каких-то, на экскурсию, показать, что делается. Могут быть люди даже невоцерковлённые, но которые болеют душой за нашу страну, хотят, чтобы у нас всё было хорошо. Они приходят и говорят: «Ребята, неужели это возможно просто силами обычных людей?» Возможно. И люди начинают помогать.

П. Гончаров:

— Ещё хотелось бы добавить, вот вы, посмотрев сайт наш, сказали о конкретике, что мы на конкретные вещи собираем — да, это очень важно, мы формируем именно повестку и взаимодействие с храмами, что мы делаем конкретные вещи, то есть это колокола, купола, кресты, это какие-то необходимые вещи, реставрация какой-то иконы или окна, крышу, кирпич, банально. И да, непосредственно с приходами, храмами о конкретных вещах, потому что мы стараемся это сделать быстро, приход храма может неоднократно обратиться к нам, но первые заявки, которые мы формируем, мы пытаемся это быстро реализовать, сделать и закрыть, поэтому в прошлом 2023 году почти в 50 регионах России, больше 54 храмов, заявки которых у нас получилось реализовать, и это важно, потому что люди ведь далеко от нас находятся, некоторые фонд знают, но ни разу к нам не приезжали, не видели, только вот видят непосредственно дела, и они следят за этими проектами, они следят и делают отзывы, или человек делает звонок и благодарит за то, что он смог в дальнем уголке нашей страны, совершенно в другом, с востока на запад, поучаствовать в помощи какому-то храму, может быть, он ему близок по имени святого, который храм носит, или какими-то ещё моментами зацепил, но это реализовывается быстро, быстро восстанавливается, и мы находим фактически человека того, который хочет пожертвовать, но он один в поле не воин, один он не сможет сделать, и непосредственно священник и приход этого храма, который обретает новый колокольный звон, допустим, голос храма.

А. Пичугин:

— Какой из храмов, которые находятся на вашем попечении сейчас требует больше всего внимания? За судьбу какого храма вы больше всего переживаете?

П. Гончаров:

— Ну, конечно, сейчас это храм в Лисичанске, на который упала бомба, это прямо сердце кровью обливается, потому что внутри всё сгорело, храм этот старинный, прекраснейший, и можно вот посмотреть, обратиться, это очень важный момент.

А. Пичугин:

— А ещё какие? Давайте несколько назовём.

Н. Корнева:

— А я бы сказала про храм Архистратига Божия Михаила в городе Гаврилов Посад.

А. Пичугин:

— Да, хорошо, мне знакомый, мы даже обсудили его перед началом.

Н. Корнева:

— Мы этому храму помогли уже неоднократно. Как сейчас помню тот день, когда мне позвонил настоятель храма этого, отец Алексей Пробичев, и попросил о помощи храму, прислал фотографии — ну, конечно, это был ужас там внутри. Отец Алексей с приходом уже сделали что-то, они побелили стены, потому что до этого стены были чёрные.

А. Пичугин:

— Надо сказать, что храм Архистратига Божия Михаила в Гавриловом Посаде — это всё, что уцелело, помимо маленькой часовенки с другой стороны, от огромного храмового комплекса очень красивого, вы знаете, в таком ярославском стиле, с пятиглавым собором, с шатровой колокольней, за ней Торговая площадь. Гаврилов Посад такой очень красивый купеческий город близ Суздаля, они даже с Суздалем одно время соперничали, понятно, что Суздаль не всегда был столицей Золотого кольца, когда-то это был такой провинциальный маленький город, и вот Гаврилов Посад был значимей его некоторое время, хотя сейчас всё поменялось.

Н. Корнева:

— Чудный город. Мы уже там несколько раз были, в 2021 году мы поехали туда первый раз...

П. Гончаров:

— Я немного добавлю: когда мы с отцом Алексеем первый раз встречались, то на иконы в храм мы собирали, и он, вы знаете, редко такое бывает, но есть, священники благодарят, конечно, все, но он пригласил нас, говорит: «вы не хотите приехать, посмотреть, помолиться, молебен вместе отслужить?» И мы всей командой приехали в Гаврилов Посад на нескольких машинах, и я помню глаза отца Алексея, это, конечно, невообразимо просто, когда он нас встречал на площади, мы подъехали, и он говорит: «Ребята, я не верю, а можно я вас потрогаю», он взял нас за руки, обнял, и это, конечно, такая теплота, любовь, и это очень сильно нам помогает, воодушевляет на работу, чтобы взаимодействовать, работать, и, конечно, благодарность от священников, приходов, от людей, которые трудятся на этих приходах, которые обращаются, это всегда обратная связь, и это, конечно, большая благодарность очень.

А. Пичугин:

— А ведь в чём уникальность в данном случае Гаврилова Посада: в том, что он вроде как относительно недалеко от Москвы, а рядом Суздаль в 20 километрах, столица Золотого Кольца фактически, все знают, и все туда приезжают, а до Гаврилова Посада единицы добираются или проезжают его насквозь, не глядя. Вот так выходит, что города, которые находятся на краю области, даже если этот край области ближе к Москве, всё равно они оказываются, мне это объясняли в Иваново в администрации когда-то, что до них и средства, и вообще внимание доходит в последнюю очередь. Я хорошо помню Гаврилов Посад образца почти 20-летней давности, по сравнению с тем, что сейчас мы видим, это просто... ну, там всё погибало, казалось. Сейчас сильно изменилось, сейчас сильно лучше стало, но всё равно, вот что касается церкви, это не единственный храм, там дальше есть ещё Слобода, там колокольня уже сейчас, снова ей плохо, я смотрю, её когда-то сделали, вот сейчас она снова в неважном состоянии, но вот это такой фактически главный храм Гаврилова Посада, и настоятель его — благочинный, вот, слава Богу, что вот так руки доходят. Понятно, что вряд ли когда-то будет воссоздан этот замечательный храмовый комплекс, но вот хотя бы часть его будет зато такой, какой она была в своё время, выглядела.

Н. Корнева:

— Можно ещё несколько слов я про Гаврилов Посад скажу?

А. Пичугин:

— Да-да-да, я всегда готов про Суздальское Ополье и Гаврилов Посад говорить.

Н. Корнева:

— Первый раз мы собрали средства на иконы, в храме практически не было икон, и мы собрали средства на иконы, они простые и печатные, не писаные, конечно, но зато теперь в этом храме есть все иконы, которые там должны были быть по задумке настоятеля. И после этого мы приехали в Гаврилов Посад, заходим туда и видим там ужасающие просто полы, они были разбиты невероятно, там прекрасная метлахская плитка, в конце 19 века сделанная, и она просто разбита, потому что там стояли расточные станки в советское время, и весь пол был просто в ужасающих ямах. И когда мы с отцом Алексеем пообщались, вышли на улицу, и он говорит: «Ну, можно к вам еще раз обратиться?», так робко он говорит. Мы говорим: «Конечно, мы готовы помогать». Он говорит: «А на полы?» Мы спрашиваем: «Сколько денег на это нужно?» Он говорит: «Ну вот столько, столько, столько». Мы говорим: «Ну давайте мы попробуем, допустим, хотя бы на плитку сначала деньги собрать».

А. Пичугин:

— На новую плитку, потому что старую уже было не спасти?

Н. Корнева:

— Да, на новую плитку, потому что старые полы были в ужасающем состоянии. Он говорит: «А что же я буду делать с плиткой, если вы мне деньги на нее соберете, а положить ее не на что, нет денег больше на это?» Я говорю: «Батюшка, плитка, она не портится, ну сложите куда-нибудь и полежит до того момента, пока у вас деньги найдутся». Начали мы сбор на эту плитку. Приближается день Архангела Михаила, 21 ноября, и тут возникает идея: а почему бы нам с благотворителями не съездить в Гаврилов Посад, не показать людям вот этот замечательный храм, этот замечательный город? Мы собрали автобус, ехать до Гаврилова Посада практически пять часов.

А. Пичугин:

— Ну уж пять, я за два двадцать доезжаю.

Н. Корнева:

— Вы едете на машине и по новой дороге, мы ехали на автобусе пять часов.

А. Пичугин:

— Ну да, бывает, конечно, с нашими движениями.

Н. Корнева:

— Да, потому что должна быть санитарная остановка у людей, когда у тебя 50 человек сидит в автобусе, автобус едет медленнее и так далее. Приехали мы, это прекрасный был день, замечательная поездка, уезжаем оттуда и просим после этой поездки людей пожертвовать на этот храм. Мы собрали средства буквально за неделю на плитку для этого храма. Звоню отцу Алексею, говорю: «Отец Алексей, мы деньги собрали». Скоро Рождество, он хватается за голову, говорит: «Боже мой, а где же мне сейчас взять цемент, еще что-то для того, чтобы плитку положить?» Я говорю: «Батюшка, ну вот я не знаю, пока у нас нет», но он не к нам с каким-то вопросом, он сам себе этот вопрос задает. Хорошо, мы деньги перевели, батюшка присылает нам фотографии, что плитку купили, присылает видео. Вы не поверите: к Рождеству полы были готовы.

А. Пичугин:

— Ой, как здорово.

Н. Корнева:

— Все нашлось, вы понимаете, к Рождеству было готово. И мы через год опять приезжали туда, часто почему-то у нас получается съездить на Владимирскую землю.

А. Пичугин:

— А в тех краях у вас еще есть какие-то проекты?

Н. Корнева:

— Есть, конечно, да. У нас есть храм в селе Николопо́лье, это Владимирская область, храм приписан к Алексеевскому Боголюбскому монастырю в городе Владимире, мужскому монастырю. Мы собрали для него три раза средства на иконы, на фасад, мозаичные иконы. Храм просто прекрасный, но стоит сейчас и требует, чтобы люди приложили руки к его восстановлению. Вот этот храм, он нас очень трогает тоже, это прекрасный храм, в нем должна быть литургия.

А. Пичугин:

— Это село Николополье, надо сказать, что недалеко относительно от Владимира, это район Гусь-Хрустального, Судогды, если Суздаль и Гаврилов Посад это наверх, то это вниз от Владимира, если мы на карту будем смотреть. Ну что ж, время наше уже подходит к концу, мы еще раз давайте напомним, во-первых, что если вы хотите, друзья, помочь как-то проектам фонда Архангела Михаила, вы можете зайти на сайт fond-am.ru, фонд Архангела Михаила, и там есть раздел «как помочь», несколько вариантов: короткий номер есть, на который можно написать смс, можно сделать разовое пожертвование или подписаться на постоянное, здесь все описано, как это делается, fond-am.ru, фонд Архангела Михаила. И еще напомним, что выставка с 3 февраля по 29 февраля в московской усадьбе Воронцово, это недалеко от «Новых Черёмушек», на юго-западе, метро «Новаторская», там прямо рядом вход в парк, и 6-й корпус, там будет проходить выставка «Дом для Всецарицы», вы можете прийти посмотреть и картины, и проекты фонда, и иконы, и заинтересовавшись, как-то принять участие по возможности в помощи по восстановлению Знаменского храма Новоспасского московского монастыря. Сегодня с нами были Павел Гончаров, председатель правления фонда Архангела Михаила, и заместитель председателя Наталья Корнева, спасибо вам большое.

Н. Корнева:

— Спасибо большое.

П. Гончаров:

— Благодарим, до свидания

А. Пичугин:

— Всего доброго.


Все выпуски программы Светлый вечер


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем